Конспект урока по истории «Московское государство в конце ХV– начале ХVI века» 6 класс


МОУ «Ивановская СОШ»








Разработка урока по истории

в 6 классе на тему:

«Московское государство в конце ХV– начале ХVI века».










Подготовила: Жертунова Е. Н.,

учитель истории.




Тема: «Московское государство в конце ХV– начале ХVI века».


Цели урока:

  • охарактеризовать политическое устройство русского государства в конце ХV — начале ХVI века;

  • сформировать у учащихся представление о поместно — вотчинном землевладении;

  • познакомить учащихся с Судебником 1497 г. и зарождением феодально-крепостнической системы;

  • способствовать развитию навыков работы с исторической картой, с источниками, умений обобщать и систематизировать материал, активно воспринимать информацию.


Оборудование:

1) А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времен до конца ХVI века», учебник для 6 класса.

2) Карта «Образование русского централизованного государства».

3)Схемы: «Образование централизованного государства в ХV веке», «Создание органов центральной власти».

4) Таблица «Оформление крепостного права в России».

5) Раздаточный материал.


План.

  1. Создание органов управления страной.

  2. Административно — территориальное устройство.

  3. Судебник 1497 г. Изменения в порядке владения землей.

  4. Создание московского войска.

  5. Ограничение крестьянской свободы.


Структурные компоненты и методические приёмы.

Организационный момент —> Актуализация спорных знаний —> Переход

к изучению нового материала —>Изучение нового материала (рассказ учителя; анализ схем, исторического документа, текста учебника; проблемные задания) —> Закрепление изученного —> Итог урока —> Организация домашнего задания.






Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

— В течение нескольких уроков мы с вами изучали процесс объединения русских земель.

Фронтальный опрос.

  • Вспомните, какие княжества претендовали на первенство в Северо- Восточной Руси и почему именно они?

  • Назовите причины возвышения Москвы.

  • Покажите на карте территории, вошедшие в состав Московского княжества в конце ХV– начале ХVI века.

  • Какая внешнеполитическая задача была решена с объединением русских земель вокруг Москвы?


— Создание единого русского государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель, великий князь, представитель московской династии.

Вопрос: Как Иван III подчеркивал свое особое положение.


III. Изучение новой темы.

Итак, при Иване III начался процесс формирования централизованного государства, т.е. государства с сильной центральной властью.

Вопрос: Иван III провозгласил себя самодержцем. Что это значит? (ответы учащихся)

Вывод: — Самостоятельность, независимость — один из главных признаков государства. Сегодня мы с вами познакомимся с устройством Московского государства в конце ХV– начале ХVI века.

Вопрос: Какие признаки государства вам еще известны? (ответы учащихся).

Подводя итог ответам учащихся, предлагаю обратиться к схемам: «Образование централизованного государства в ХV в.», «Создание органов центральной власти» (см. приложения №1, №2).


  • Один из признаков государства — единая система управления людьми.

а) Вопрос: Как вы считаете, какими полномочиями обладал Иван III, как самодержец и государь всея Руси?

(ответы учащихся)

Итог: великий князь — издавал законы, вел переговоры с другими странами, объявлял войну, заключал мир, назначал и смещал должностных лиц, возглавлял наиболее значительные военные походы.

б) — Совещательным органом была Боярская дума. (Изучение ее состава на основе схемы «Создание органов центральной власти» — см. приложение № 2).

в) — Существовали два общегосударственных учреждения, которые исполняли распоряжения государя всея Руси: дворец и казна.

Вопрос: Кто возглавлял эти учреждения и в чем заключались их функции? (Работа по вариантам по тексту учебника стр. 175: 1 вариант — дворец; II вариант — казна).


  • Следующий признак государства: единство территории.

Объединение земель вокруг Москвы и создание единого государства произошло при Иване III.

Изучение административно — территориального устройства страны. (Работа со схемой — см. приложение №2).

В чем заключались функции наместников и волостелей? (Работа с текстом учебника стр. 176.)

Порядок их содержания назывался кормлением. Как вы думаете, почему? Выслушав ответы учащихся, делаем вывод: кормление — система содержания должностных лиц за счет местного населения.


Проблемное задание. Предположите, какой принцип был положен в основу назначения на должности в государстве?

Выслушав версии учащихся, даю характеристику местничества (порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками).


  • Один из признаков государства — существование единых законов.

В 1497 г. Иван III издал Судебник — первый свод законов единого государства. В нем были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве, но теперь они становились общеобязательными на всей территории Русского государства. Судебник закрепил изменения в порядке владения землей.

Вопрос: С какой формой землевладения вы уже знакомы?

Создание единого государства привело к увеличению численности войска. Иван III стал давать воинам земельные владения на время службы «испомещая», переселяя на новгородские и тверские земли людей, находящихся у него на службе. Такие люди «испомещенньие » на новые земли, стали называться помещиками, а их владения — поместьями, землевладение — поместным. Оно было условным.

Характеристика поместного землевладения.


  • Для охраны границы единого государства нужна была сильная армия. Создание единой военной организации — еще один признак государства.

Вместо дружин было создано московское войско, состоящее из помещиков.

По требованию князя они должны были явиться «конно, людно, оружно».

Вопрос: Что это значит? (использование знаний, полученных при изучении

истории Тульского края).


  • Земля помещикам давалась вместе с крестьянами. Владельцы поместий были заинтересованы в том, чтобы заставить крестьян при помощи закона работать на своей земле, им было не выгодно, чтобы крестьяне переходили от одного владельца к другому.

Вопрос: Как вы считаете, почему?

Работая с историческим документом «Судебник 1497 года о крестьянских переходах» (с.182) учащиеся должны выяснить каким образом Иван III учел интересы помещиков.

Вывод: Введение Юрьего дня было первым ограничением крестьянской свободы.

Характеристика владельческих крестьян.

Предложить учащимся дома соотнести размер пожилого к ХV– н.ХVI века с современными ценами.

Кроме владельческих были и другие категории крестьянства:

черносошные,

дворцовые,

беглые — «вольные люди», т.е. казаки.

Проблемное задание: учащиеся должны самостоятельно в предложенном перечне найти объяснение соответствующим категориям крестьянства (задание №5 в рабочей тетради).

Проверка задания.


IV. Закрепление изученного.

Вопросы:

1) Что вы можете сказать о власти великого князя?

2) Какая категория населения и почему была заинтересована в усилении власти великого князя?

3) Как изменилось положение крестьян?

Выполнение задания №4, №6 в рабочей тетради.


V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. §21. Составить устный рассказ по иллюстрациям учебника: I вариант — стр. 176, II вариант — стр. 180.


Приложение № 1.

Образование централизованного государства в ХV веке.









































Приложение № 2.

Создание органов Центральной власти.


Государь всея Руси



С

Административно-

территориальное

устройство

Волости

Общегосударственные органы

Станы

Уезды

Казна


Деньги


Государственный архив


Государственная

печать




Дворец


Управление

Царскими

землями

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: