Конспект урока по истории «Нашествие персидских войск на Элладу» 5 класс


Урок 40. Нашествие персидских войск на Элладу

Цели: завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

УУД.

П.: Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

К.: Инсценировать события одного из сражений.

И. Используя различные источники информации составить собственный рассказ – о создании военного флота; — о Фермопильском сражении; — о Саламинской битве.




Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.». Презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Победа

греков над персами в Марафонской битве»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 33.

КАРТОЧКА № 33

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Марафонская битва?»

Для этого вспомни:

  • Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

  • Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли

послы Дария Первого?

  • Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

  • Как повели себя жители Спарты?

  • Какую помощь оказали жители города Платеи?

  • Как построились войска греков? Как они сражались?

Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?

Примерный ответ учащегося

В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одержана победа.

    1. Работа с классом.

а) Подготовка к контрольно-обобщающему уроку.

  • Дайте определения понятиям «классы», «государство», «эксплуатация», «полис», «демократия», «реформы», «религия», «олигархия».

  • Что обозначают слова: ареопаг, архонты, илоты, граждане, Народное собрание, стратег, колония?

б) Проверка умений показывать на карте исторические объекты.

  • На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Северная.)

  • Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес.)

  • Где находится город Афины. (В Аттике.)

  • Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония.)

  1. Устный ответ ученика по карточке № 33

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

  • В каких крупных сражениях с персами смогли победить греки благодаря тщательной подготовке?

IV. Изучение новой темы

План

  1. Подготовка эллинов к новой войне.

  2. Бой в Фермопильском ущелье.

  3. Саламинское сражение.

На доске: тема урока, новые слова: Фемистокл, Фермопильское

ущелье, триера, о. Саламин, Ксеркс, Коринфский перешеек.

    1. Рассказ учителя.

Фемистокл — вождь демоса. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что флот — опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Тридцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.

    1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

а) Прочитать п. 3 и 4 § 35.

б) Заполнить таблицу, начатую на прошлом уроке.

Греко-персидские войны

Дата

Сражение

Результаты сражения

  1. 490 г. до н. э.

  2. 480 г. до н. э.

  3. 480 г. до н. э.

Марафонская битва

Бой в Фермопильском ущелье

Саламинское сражение

Победа греков Победа персов Победа греков






3. Рассказ учителя (дополнение к тексту учебника).

а) К Фермопильскому сражению.

Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 ООО человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались — в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов.

Леонид знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали, б) К Саламинскому сражению.

Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на акрополе и все героически погибли.

      1. Закрепление изученного материала

        1. Беседа по вопросам.

  • Почему Греция — небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств — сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

  • Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

    1. Проверка заполнения таблицы.

      1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 35. для любознательных: у Фермопильского ущелья поставлен памятник погибшим спартанцам. Это фигура льва. Почему? (Имя Леонид в переводе с греческого означает «лев».)



Литература:

1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева.  Поурочные разработки по истории Древнего мира.



Свежие документы:  Урок биологии в 6 классе на тему "Ткани растений и животных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: