Конспект урока по истории «Образование и наука во второй половине ХIХ века» 10 класс



класс: 10 «а» класс

место проведения: МОУ «ВСШ№3 им. Н.С.Степанова»


«Образование и наука во второй половине ХIХ века»


Цели: — учащимся предстоит узнать о развитии русской науки и образования во второй половине ХIХ века,

-показать историческую обусловленность развития науки и образования в России,

-проследить взаимосвязь между социально-экономическим развитием и духовной жизнью общества,

-раскрыть характерные черты образования и науки,

-продолжить формирование ценностного отношения учащихся к знанию, творческой научной деятельности и нравственным качествам выдающихся ученых и исследователей,

-формирование умений:

  • работать с историческими источниками

  • анализировать произведения искусства

  • дать оценку личности выдающегося ученого;


Оборудование и наглядность:


-эпиграф урока

-репродукции картин

-таблица-схема системы образования в России в ХIХ веке.

-рабочие листы.


План урока:


! Вступительное слово учителя.

2.Сообщения учащихся:

  • «Оттепель» в эпоху Великих реформ»

  • «Возвращение к истокам или обретение будущего?»

  • Чему и как учили в российской гимназии?

  • Образование для девочек.

  • Жизнь российского студенчества.

3. Обмен мнениями.

4.Обобщающее слово учителя к первой части урока.

5.Индивидуальная проектная деятельность:

  • Прокомментировать высказывание французского ученого-историка М. Блока: «История – это встреча людей в веках»

  • Выполнение творческой работы: « Моя встреча с выдающимся ученым».

(аргументация выбора учащимися)

6.Рефлексия.

7. Итог урока.



Эпиграф: Дерзайте, ныне ободрены,

Раченьем вашим показать

Что может собственных Невтонов

Российская земля рождать…

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

Ломоносов.


Ход урока


1.Вступительное слово учителя.

«Сегодня мы начинаем изучение заключительного в этом году блока тем о русской науке и культуре второй половины ХIХ века. Наш урок посвящен развитию образования и отечественной науки. Эпоха Великих реформ, освобождение крестьянства дали сильный импульс развитию культуры и научных знаний. Каковы были особенности и противоречия системы образования в ХIХ веке, каких высот добилась отечественная наука, какой вклад внесли ученые в развитии страны и в мировой культуре? Вопросов очень много, на которые сегодня попытаемся найти ответ.

Нам с вами предстоит попытка осмысления формирования системы образования и развития отечественной науки в ХIХ веке.


2. Сообщения учащихся:.

Переход

Учитель сообщает: Еще полувека назад французский социолог Дюркгейм подчеркивал, что основная функция образования — это передача культурных ценностей из поколения в поколение. Но поскольку культурные цели и ценности разных эпох отличались, то различно было и содержание образования. Уровень образования зависел от социально- экономического развития общества. Например, если для традиционного общества было характерно спонтанное перенимание социального и профессионального опыта у старшего поколения, то в процессе индустриализации постепенно появляется образование в его современной форме. Менялось содержание образования, формировалась система управления образованием — этой жизненно важной сферы общества

-Сообщение учащегося: «В эпоху Великих реформ»

Переход

Учитель сообщает;1881 г. началось царствование Александра III. Это была противоречивая эпоха: с одной стороны , 80 –90-е г.г ХIХ в. были временем бурного экономического развития страны, с другой стороны, его правление способствовало краху надежд на осуществление любых реформ.

-Сообщение учащегося: «Возвращение к истокам или обретение будущего»

Переход

Учитель сообщает: Итак, во второй половине ХIХ в. наблюдался рост количества учебных заведений всех видов, что можно увидеть в схеме на экране и в рабочих листках. Чему и как учили в гимназии, расскажет следующий ученик.

Сообщение учащегося: «Чему и как учили в гимназии» (Можно сравнить программу, методы и правила обучения в гимназии ).

Переход

Учитель сообщает: В указанное время в России наблюдалось развитие высшего образования, что было продиктовано востребованностью людей в высшем образовании. И в современном обществе ВУЗЫ представляют собой канал вертикальной социальной мобильности, необходимым потенциалом для успешной карьеры индивида. Так было и в ХIХ в.

О жизни российского студенчества расскажет следующий ученик.


3. Обмен мнениями:


«Нам сегодня с вами предстоит осмыслить развитие образования и науки во второй половине ХIХ в, выразить свои представления, используя источники, произведения искусства. Обратимся к рабочим листкам.:

Задание 1.

Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: Какой вид образования вы бы выбрали для себя? Выскажите свое мнение о достоинствах каждого подхода.

«В обществе и в правительстве велась дискуссия о том, каким быть образованию в России. Были сторонники реального (акцент ставился на изучение естественных наук и современных иностранных языков) и классического образования (гуманитарные науки: древние языки – латынь и греческий). Верх одержали сторонники классического образования.

(Основой среднего образования стала классическая гимназия. Начиная с 1862 г. появились и женские гимназии. Существовали и реальные училища, более ориентированные на естественные науки – физику, химию, а также новые языки. Но их было меньше, чем гимназий. Обучение в них считалось менее престижным. Во второй половине столетия сохранялись ограничения на поступление в высшие учебные заведения)

Задание 2. Какие ограничения для получения образования вам известны? (Было ограничено право евреев поступать в университеты. В 80 – 90 –е г.г .консервативный министр образования Дягилев издал циркуляр о» кухаркиных детях» В нем не рекомендовал принимать в университеты выходцев из городских низов – сыновей кухарок , мелких лавочников и проч.)

Задание 3. А теперь обратимся к произведениям изобразительного искусства. Раскройте идею картины. (с точки зрения автора) и выскажите собственное мнение.

  • Николай Петрович Богданов-Бельский. Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского. (Художник сам учился в народной школе профессора С.А. Рачинского. В картине правдиво показана сельская дореволюционная школа. В ней учатся крестьянские дети. Художник показывает народную тягу к образованию. В образах детей раскрывается их смышленость, пытливость, одаренность. В образе учителя подчеркивается умение заинтересовать детей, завоевать их доверие, сердечность далеко не частое в старой школе).

  • Николай Петрович Богданов-Бельский. У дверей школы. (Наверно не очень радостная жизнь у этих крестьянских ребят, так усердно склонивших головы над партами, но и она вызывает у нищего мальчика зависть. Вряд ли удастся ему когда-нибудь стать школьником, и в своих самых сокровенных мечтах он видит себя умеющим читать и считать. Но сума, посох и лапти – все это приметы безысходной нищеты, когда неизвестно будет ли завтра кусок хлеба, найдется ли над головой крыша для ночлега. С состраданием и тревогой повествует художник о только еще начавшейся, но уже трагической жизни. Дети с ранних лет начинали зарабатывать на жизнь. В Москве в 1911 г. школу посещали 6 % всех детей от 8 до 11 лет, а в Петербурге еще меньше)

Задание 4. Как бы в целом оценили уровень грамотности простого народа в России в середине ХIХ в.? (Низкий. Среди крестьян грамотными были немногие. Больше грамотных людей было в городах. Однако это касалось в основном элементарного умения читать и писать. По данным на конец 60-х – начало 70 –х годов даже в Петербурге грамотными были лишь 44 % населения, такой же показатель был в Москве. В уездных городах неграмотных было 70 – 80 % . Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось число городских и церковно-приходских школ. Открывались воскресные школы для взрослых. Но в целом за счет высокого прироста населения темпы роста грамотного населения оставались невысокими. В конце ХIХ в. общее число грамотных было около четверти населения)

Задание 5. Дайте общую характеристику образования в России во второй половине ХIХ в. Выявите положительные и отрицательные стороны. Сделайте вывод.

4.Обобщающее слово учителя. Образование в России развивалось последовательно. В этой области было сделаны значительные успехи. Образование в средней и высшей школе стояло в целом на уровне мировых стандартов, но по уровню грамотности населения Россия еще отставала от ведущих стран Европы.

5.Индивидуальная проектная деятельность.

Задание 6.Прокомментируйте высказывание французского ученого-историка М. Блока: «История – это встреча людей в веках». Выберите созвучно вашим интересам ученого и расскажите про него. Ответьте на вопросы:

-Почему ученый выбрал данный жизненный путь?

-Какие качества в нем понравились?

-В чем сущность и значение его открытия?

-Можно ли творчество ученого назвать подвигом?


6.Рефлексия.

Итак, подошел к концу наш диалог, наше размышление об одном из жизненно важных сфер общества – об образовании и науке в ХIХ в. О чем вы сегодня узнали? На какие вопросы пытались найти ответы? Что вас взволновало? Попробуем поделиться своими знаниями, мыслями, чувствами. Вопросов было много. Но они еще будут. За ХIХ в. наступил ХХ в. затем ХХI в. Жизнь стала сложна и противоречива, которая выражается с одной стороны в усилении конфронтации, конфликтов, глобализации, проблем, с другой стороны — век качественного развития образования и науки и техники, технологии, информации. Мы можем составить свой прогноз будущего. Как повернется жизнь, какие достижения будут возможны в экономике, науке, медицине? Но начало было заложено еще в ХIХ веке.

7. Итог урока.









Самоанализ урока.


Урок прошел в Х – м классе.

Тема урока «Образование и наука во второй половине ХIХ в.». Тема выбрана согласно программе «История Отечества с древнейших времен до наших дней» Урок заключительный, ориентированный на углубление и закрепление знаний. Тип урока – комбинированный с элементами диалога.

На уроке предстояло учащимся раскрыть характерные черты развития образования и науки во второй половине ХIХ в., показать ее противоречивость, понять на чем основаны эти противоречия, попытаться дать общую характеристику, выявить положительные и отрицательные стороны. Вопросы, рассматриваемые на уроке кроме познавательного имели и большое воспитательное значение. Учитель должен был помочь учащимся переосмыслить ценности, самоопределиться, изменить отношение к учебе, вызвать чувство сопереживания, ответственности, развить умения вести диалог, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, работать с источниками.

Уроку предшествовал подготовительный период, учащиеся выполняли творческую работу: готовились к сообщениям, провели диалог с ученым (по выбору). Урок был рассчитан на два урока.

Этапы урока четкие:

Познавательный. Проведен в форме семинара с элементами диалога:

1.Вступительное слово учителя.

2.Сообщения учащихся.

3.Обмен мнениями. (диалог)

4.Обобщающее слово учителя к первой части урока.

Чувственно-аналитический.

5.Проектная деятельность.

«Моя встреча с выдающимся ученым»

Личностно-рефлексивный.

6.Рефлексия.

7.Итог урока.

Главным этапом первой части урока был обмен мнениями. В процессе диалога учащиеся высказывают собственные мнения, личные восприятия. Основным этапом второй части урока является творческая проектная деятельность. Учащиеся должны были созвучно своим интересам выбрать ученого и вести с ним диалог, составить оценку его деятельности, его личности.

На уроке общими усилиями была сделана попытка осмысления истории — важного этапа формирования исторического сознания.

На мой взгляд, урок достиг своей цели. На уроке была использована новая информационная технология: цели, этапы урока, иллюстрации, схема системы образования проецировался на экран. Были использованы рабочие листки.

















Образование и наука

во второй половине XIX века

(Описание урока)










Вилюйский улус, г. Вилюйск

ВСШ №3 им. Н.С. Степанова

Николаева Н.С.









Свежие документы:  Программа для работы с одарёнными детьми "Биология в жизни человека"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: