Конспект урока по истории «Политические и административные реформы Петра первого»
















Тема: «Политические и

административные реформы

Петра первого».















Учитель: Московченко Т.В.





Задачи урока: показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления; продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем и таблиц.




План урока:

    1. Проверка домашнего задания, предпологающего сравнение бюджетов России 1704 и 1724 г.г.(на предыдущем уроке ребята изучали экономическое развитие России и крестьянские волнения).

    2. Изучение нового материала.

1).Реформы государственного управления:

а) создание Сената и коллегий;

б) разделение страны на губернии.

2). Церковь и государство.

3). «Табель о рангах».

    1. Закрепление изученного.






























ХОД УРОКА: В начале урока учитель напоминает, что на предыдущих занятиях уже шел разговор об изменениях, происходивших в России в первой четверти 18в. паралельно с преобразованием в экономике и в военной сфере Петр 1 осуществлял и реформы, сопряженные с созданиемновых органов власти и управления.

Чтобы оценить некоторые результаты упомянутых преобразований, ребятам предлагается сравнить расходы России в 1704 и 1724гг.

РАСХОДЫ РОССИИ В 1704г.


Основные статьи расходов

Сумма (рублей)

На дворцовое хозяйство

116421

на военные нужды в том числе:

1419832

на кавалерию

41541

на артиллерию

263274

на вооружение

93116

на порох и селитру

694

на обмундирование

99716

на флот

174486

на строительство укреплений

116763

-на дипломатию

75042

-на казенные предприятия

59011

на финансы

32073

на администрацию

12166

на церковь

29777

на медицину

11335

на просвещение

3786

-на пути сообщения и почту

2267

Всего

3515553

РАСХОДЫ РОССИИ В 1724г.



Основные статьи расходов

Сумма (рублей)

На царский двор

1864000

На армию

3141000

На флот

781000

На администрацию

203000

На дипломатию

496000

На строительство

292000

На духовенство

36000

На медицину

37000

На просвещение

27000

Всего

6243000

Школьники должны рассказать о результатах проделанного дома анализа двух таблиц.

Ученики отвечают на вопросы к таблицам:

  • о каких изменениях, произошедших в жизни страны, свидетельствуют приведенные в таблицах данные;

  • что определило увеличение расходов Российского государства за два десятилетия;

  • почему возросли расходы на армию;

  • с чем было связано увеличение расходов на флот;

  • почему больше денег пришлось тратить на дипломатию;

  • что общего в бюджете России за 1704г. И 1724г.;

(Учащиеся отмечают, что на просвещение и медицину выделялись очень скудные средства).

После обсуждение домашнего задания класс приступает к изучению нового материала.

Учитель говорит ребятам:

Вы правильно заметили, что к концу царствования Петра 1 увеличились расходы на содержание государственного аппарата, на администрацию. Это было связано с реформами в области управления.

В начале царствования Петра1 ещё сохранился государственный аппарат, унаследованный царём-преобразователем от отца и брата, от Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.

Семиклассники работают со схемой «Государственный аппарат России в 17 в. и перечисляют основные органы власти и управления допетровской России. Далее учитель сообщает, что в первое десятилетие самостоятельного правления Петра роль приказов и Боярской думы постепенно уменьшалась. Земские соборы с 1653г. не созывались.

Ученики вспоминают о том, какой вопрос рассматривался на упомянутом соборе, после чего учитель продолжает рассказ.

Петр 1 поручил решение важнейших государственных вопросов наиболее переданным ему лицам, не слишком считаясь с их родословной и ориентируясь на способности людей и их преданность царю. В начале 18 в. монарх начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. При этом вся полнота власти (законодательной, исполнительной и судебной) находилась в руках императора.

Школьники работают со схемой «Органы власти и управления после реформ Петра и отвечают на вопросы:

  • какой орган власти заменил Боярскую думу;

  • кто входил в Боярскую думу;

  • почему Петр 1 создал Сенат;

  • кто стоял во главе Сената?

Семиклассники делают вывод, что созданный в 1711г. Сенат отличался от Боярской думы тем, что его члены назначались царём. Указы Сената имели силу закона.


Должность генерала-прокурора была учреждена в 1722г. Петр 1 назвал этого человека чиновником «оком государево». Он наблюдал за деятельностью всех государственных учреждений. Ему в этом помогали прокуроры и фискалы-агенты, доносившие о всех злоупотреблениях чиновников.


Школьники отвечают на вопросы:

  • какие органы управления были созданы вместо приказов;

  • почему Петр 1 отказался от использования системы приказов?


Учитель поясняет, то в 1718-1720гг. Были образованы 12 коллегий. Каждая отвечала за определенный участок государственного управления и распространяла свою деятельность на всю территорию страны.

Коллегию возглавлял президент, при нем были советники и помощники. Решения принимались после совместного обсуждения дел. Принцип коллегиальности отличал новые центральные учреждения от приказов. Петр 1 строго следил этого принципа и не раз напоминал чиновникам, что решения должны принимать с «общего совету».

Учащиеся перечисляют коллегии и кратко характеризуют их функции. На доске и в тетрадях составляется перечень.

Иностранная коллегия отвечала за развитие дипломатических отношений с зарубежными государствами.

Военная коллегия отвечала за армию.

Адмиралтейская коллегия ведала морским флотом и верфями.

Камер-коллегия занималась сбором налогов и других поступлений в казну, т.е. приходной частью бюджета.

Штатс-коллегия ведала морским флотом и верфями.

Ревизион-коллегия контртолировала деятельность Камер и Штатс-коллегий, следила за правильностью расходования государственных средств.

Юстиц-коллегия была высшим судебным ведомством.

Коммерц-коллегия регулировала торговлю.

Берг-коллегия отвечала за горнодобывающую и горноперерабатывающую промышленность.

Мануфактур-коллегия занималась развитием промышленности, строительством мануфактур.


Учитель сообщает, что Петр1 хотел создать коллегию, которая бы занималась сельским хозяйством, но не успел этого сделать. Правда, была учреждена Вотчинная коллегия, в круг обязанностей которой входила охрана земельных прав дворян.

Центральным ведомством по городским делам стал Главный магистрат, которому подчинялись все городские магистраты.

Специально для 12 коллегий было выстроено здание в Санкт-Петербурге.

Порядок работ коллегий, их функции, отношения друг с другом и с другими ведомствами закреплялись законодательно.

Кроме коллегий создавались канцелярии. Походная посольская канцелярия сопровождала Петра 1 и на суше, и на море. Тайная канцелярия занималась политическим сыском. Первое её дело- дело царевича Алексея.

Реформы Петра 1, говорит учитель, распространились и на местное управление. В 1708г. Состоялся указ, согласно которому вводилось губернское деление государства. Было учреждено 8 губерний. Учитель показывает границы губерний на карте, школьники записывают в тетрадях перечень:

  • Московская;

  • Ингерманландская;

  • Киевская;

  • Смоленская;

  • Казанская;

  • Архангельская;

  • Азовская;

  • Сибирская.

Во главе губерний стоял губернатор, обладавший большой властью. Каждая губерния делилась на провинции; их насчитывалось 50. Провинции делились на уезды.

Учитель предлагает школьникам вновь рассмотреть упоминавшиеся схемы органов власти и назвать все основные изменения в управлении странной. Далее ребята отвечают на вопросы:

  • какие органы власти и управления, существовавшие в 18 в. сменил Синод;

  • какие изменения произошли в положении Церкви?

Учитель рассказывает, что после длительной подготовки в 1722г. Была опубликована «Табель о рангах» — один из важнейших документов петровской эпохи. «Табель о рангах» определяла порядок продвижения на государственной службе- военной и гражданской.

Ученики вновь отвечают на вопросы:

  • на сколько классов делились все военные и гражданские чины;

  • какой был самый высокий класс;

  • для чего было необходимо соответствие военных и гражданских чинов?

Учитель поясняет, что присвоение очередного чина производилось за служебные заслуги, а не благодаря знатному происхождению. Без прохождения службы даже дети аристократов не могли получить чины. Доступ к высоким чинам был открыт для недворянских слоёв населения. Дворянские же дети должны были начать службу в армии с солдатских чинов.

Следуют очередные вопросы классу:

  • какое значение имело принятие «Табели о рангах»;

  • в чьих интересах проводил Пётр политико-административные реформы;

  • как вы думаете, повлияли ли проведённые реформы на характер царской власти?

Завершая объяснение нового материала, учитель цитирует предисловие к принятому при Петре Воинскому уставу: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен».Делается вывод о том, что в результате реформ в России оформился абсолютизм.


В ходе закрепления изученного ребята выполняют задание.

Какие из перечисленных ниже преобразований были осуществлены на Петром1:

А) создание Сената;

Б) учреждение коллегий;

В) введение административного деления государства на губернии;

Г) регулярные выборы воевод;

Д) учреждение Верховного тайного совета;

Е) введение «Табели о рангах»

Ж) создание регулярной армии;

З) созыв парламента?


Свежие документы:  Урок на тему "Ты хочешь мира? Помни о войне!"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: