Конспект урока по истории «Преобразования Петра I»


Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Преобразования Петра I»



Цель урока: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи

Задачи урока:

повторить, обобщить, углубить знания учащихся о личности Петра I, его реформах, внешней политике государства;

расширить представления о роли и значении личности в истории;

формировать умения: анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, работать с историческими документами;

развивать критическое мышление;

способствовать формированию чувства уважения к прошлому своей Родины; вырабатывать гражданские качества.


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: общественный смотр знаний.

Оборудование:

  1. компьютер;

  2. интерактивная доска;

  3. мультимедиапроектор;

  4. раздаточный материал с отрывками из исторических источников;

  5. сигнальные карточки

  6. бланки для подготовки тестовых заданий.

Учебно-методическое оснащение:

1) карта «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.»;

2) выставка книг о Петре 1;

3) репродукция картины П.Деляроша «Портрет Петра I»;

4) компьютерная презентация ;

Содержание урока: соответствует образовательному стандарту, рабочей программе, доступно учащимся.

Методика проведения урока:

А) методы обучения (по Лернеру):

— репродуктивный;

— частично-поисковый;

— проблемный

Б) методические приёмы:

— работа с интерактивной контурной, настенной картами;

-выполнение заданий на интерактивной доске ( «Соедини», «Кто лишний»);

— обсуждение проблемного вопроса;

— анализ исторического документа;

— составление тестовых заданий

Оценивание в течение урока: промежуточное (жюри выставляет призовые баллы в лист контроля), конечное (отметки в журнал в соответствии с количеством полученных призовых баллов).









Эпиграфы на доске:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)



Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)

Ход урока:

I.Организационный этап

Учитель: Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.



-Я предлагаю начать его с хорошего настроения. Давайте все вместе возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

      Вступительное слово учителя.  

-Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.

Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?

А чем мы будем заниматься  с вами на уроке?  О чем будем говорить? (Ответы учеников). 

Да, вы правы, наша цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.

Наш урок будет проходить в форме общественного смотра знаний. У вас сегодня имеется возможность показать свои знания гостям. Лист контроля передан им. За правильные ответы вам будут ставиться баллы, которые в конце урока превратятся в отметки.

-Обратите внимание на эпиграфы урока. Это знаменитые пушкинские строки. Кому они посвящены? (Петру 1)




III. Обобщение и систематизация знаний.

-Вспомните, какие  ключевые проблемы стояли перед Россией в конце   XVII века. 

1. Укрепление обороноспособности страны. 

2. Преодоление экономической отсталости 

3. Создание предпосылок для развития торговли и  связей с другими странами. 

4. Развитие просвещения 

5. Изменение положения классов. 



-И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете,  какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
(сильный, любознательный, трудолюбивый, энергичный, дальновидный, решительный, волевой, жесткий, жестокий и др.)

Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков. Обратите внимание на проблемное задание. С ним вы должны будете справиться в конце урока.

Проблемное задание: Определите значение петровских  реформ для России и роль Петра  I  в истории нашей страны. 



1 этап. «Разминка» (1 балл за правильный ответ)

Учитель задает вопрос. Отвечает первый из учеников, кто поднял руку.
1. Назовите годы жизни Петра I. (1672-1725 гг.)
2. Назовите годы царствования Петра I. (1682-1725 гг.)
3. Кто были родители Петра I?(Царь Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина)
4. Кто был первым учителем Петра I? (Никита Зотов)
5. Как звали первую жену Петра? (Евдокия Лопухина)
6. Кто являлся соправителем Петра I? (Брат Иван)
7. С какого года Петр правил единолично? (с 1689 года) 8. Под каким именем Петр 1 отправился за границу? (Петр Михайлов)

9.Каковы первые шаги Петра во внешней политике? (Азовские походы, Великое посольство)

10. В каких областях были проведены реформы? (военные, экономические, административная, церковная, реформа органов управления, изменения в культуре и быте)

11. В чем заключалась военная реформа? (регулярная армия, военные школы, «Устав воинский», «Устав морской»)

12. Назовите реформы в управлении. (Сенат, Синод, коллегии)



2 этап. «Птенцы гнезда Петрова» (1 балл за правильный ответ)

-Но один Петр не смог бы сделать многого. Среди многочисленных качеств Петра I было умение подбирать способных и деятельных помощников. Перед вами портреты сподвижников Петра Первого (Лефорт, Меньшиков, граф Шереметьев, Головкин и др.).

Задача участников: угадать по описанию личности сподвижников Петра I и поднять нужную цифру

1)      Сын конюха, торговец пирожками, в 1686 г. был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Участвовал в Азовских походах, в Великом посольстве, в Северной войне. Одержал ряд побед: при Калише, при Лесной. С 1717 г. – сенатор, с 1718 г. – президент Военной коллегии, с 1721 г. – вице-адмирал. Располагал неограниченным доверием Петра, приобрел огромное влияние на государственные дела. (3..Меншиков.)
2)      Был родом из боярской семьи, начал свою военную карьеру еще при Алексее Михайловиче. Был отправлен за границу, где быстро усвоил западные обычаи. Участвовал в Северной войне, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой. Однако Петр прислал одобрительное письмо и пожаловал чин генерал-фельдмаршала. После этого одержал ряд блестящих побед. В 1705 году послан усмирять бунт в Астрахани. Участвовал в Полтавской битве, возглавлял главные силы русской армии во время русского Прутского похода, после которого был послан в Константинополь для заключения мира. (4.Шереметев.)
3)      Родился в Польше. С малых лет оказался пажом у начальника артиллерии Головина, затем перешел к царскому двору. С 1701 г. состоял денщиком при Петре. Во время Прутского похода был возведен в генерал-адъютанты. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената. Получил прозвище «око государево». (1. Ягужинский.)


3 этап: Историко-географический (работа с интерактивной доской) (до 3-х баллов за каждый правильный ответ)

Чем знамениты следующие населенные пункты? (Учащиеся показывают на карте населенный пункт, называют даты и кратко характеризуют события военной истории):


  • Нарва

  • Нотебург

  • Лесная

  • Полтава

  • Гангут

  • Ништадт



Год


Сражение


Итог


1700 год

Нарвская конфузия

Поражение русской армии. Захвачены все запасы продовольствия и снаряжения. Армия Петра осталась без артиллерии.

Сражение

Итог

1702год

Взятие Нотебурга

Русская армия овладела крепостью, переименование Нотебурга в Шлиссельбург


1708 год

Сражение у деревни Лесной

Русские разбили 16-ти тысячный корпус шведов и захватили обоз из 8 тысяч повозок.


1709 год

Полтавская битва

Шведы понесли огромные потери, 9 тыс. убитыми, 3 тыс. пленных, включая генералов. Через 3 дня в плен попали 17 тыс. шведов, 28 орудий, 128 знамён.


1714 год

Сражение у мыса Гангут

Это была 1 победа молодого русского флота.


1721 год



Ништадский мир

Россия получала Балтийское побережье от Выборга до Риги. Россия выплачивала Швеции 1,5 млн. рублей в качестве компенсации за потерянные территории.




(Дополнительные баллы: по 1 за правильный ответ)

— С какой войной связаны данные события? (Северная война)

-Назовите дату войны. (1700-1721 гг.)

— Какое событие стало переломным в войне? ( Полтавская битва)

— Каковы были условия Ништадского мира? Покажите на карте территории, присоединенные к России.

— Что предложил Сенат Петру Первому после победы в Северной войне? (стать императором)



4 этап. «Объясни понятие»

— В связи с проведением реформ в петровские времена появилось очень много новых понятий. Вот только некоторые из них. Объясните, что они означают. Понятия оцениваются по-разному: 3 балла – красные, 2 – зеленые и 1 – синие. (Учащиеся отвечают на выбранные понятия и зарабатывают баллы)

протекционизм
мануфактура
приписные крестьяне
отходники
подушная подать 
регулярная армия

Если вы увидели, большая часть понятий связана с экономическими реформами.

-Как экономическая политика Петра 1 связана с историей нашего края? (Глушковская мануфактура, 1719 г.; крестьян отправляли насильно в Воронеж на строительство флота и др.)

  

-Как простой народ реагировал на происходящие в стране изменения? (Поднимался на восстания)

-Назовите причины восстаний. (непомерные налоги, рекрутские наборы, насильно отправляли на строительство флота, каналов, Санкт-Петербурга, навязывание европейских порядков). Наш следущий этап  называется «Бунтарский»

    5 этап.  «Бунтарский» (с помощью сигнальных карточек) ( 1 балл за правильный ответ) 

Перед вами народные выступления. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему   (1мин)
1.     Астраханское восстание
2.     Восстание Кондратия Булавина
3.     Башкирское восстание
4.     Восстание Степана Разина
5.     Выступление «работных людей»
 Ответ: 4. Восстание Степана Разина. Это восстание XVII века, произошло не во время правления Петра 1.


6 этап. «Я — умник» ( 2 балла за правильный ответ)

-С этим этапом справится тот, кто читал дополнительную литературу и слушал меня внимательно на уроках.

1. Самый тяжелый орден из чугуна, весивший около 4 кг, был изготовлен по личному указу Петра I в единственном экземпляре. На нем был изображен Иуда, повешенный на осине. Кто стал единственным его кавалером, так и не получив его до самой смерти?

Ответ: Гетман Мазепа

2. Обычай перевязывать младенцев лентами голубого цвета (мальчиков) и розового ( девочек)  укоренился с времен Петра I. Почему?

Ответ: (Петром 1 были учреждены ордена: орден Андрея Первозванного на голубой ленте вручался мужчинам за особые заслуги, орден Святой Екатерины на розовой ленте -женщинам)


3. Солдаты каких полков могли носить красные чулки и почему?

Ответ: Семеновского и Преображенского, так как именно они выстояли под Нарвой, сражаясь «по колено в крови».





IV. Контроль усвоения знаний



7 этап. «Кто лишний и почему?» (работа с интерактивной доской)

(1 балл за правильный ответ)

  • Петр I, царевна Софья, Иван V, Карл XII.

  • Россия, Швеция, Дания, Англия, Речь Посполитая.

  • Нарва, Полтава, Лесная, Азов.

8 этап. «Соедини» (работа с интерактивной доской)

(1 балл за правильный ответ)



1700 г. «Табель о рангах»

1710 г. «Ведомости»

1718 г. Новое летоисчисление

1714 г. Создание Сената

1724 г. Создание Синода

1721г. Создание коллегий

1711 г. Основание Кунсткамеры

1722 г. Учреждение Академии наук

1703 г. Введение гражданской азбуки




V. Применение знаний и умений.

9 этап. Тестовые задания. (Приложение 1) (до 10 баллов составителю и до 5 баллов выполняемому)

На данном этапе вам предстоит выполнить небольшой тест, но вначале вы сами должны его составить, а затем обменяться листами.


Физкультпауза

 10 этап.    «Работа с документом» ( до 3 баллов)
— А сейчас мы узнаем, что же говорили известные историки о Петре 1.

Историки о Петре I

«… Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры». (С.М. Соловьев)
Задание:  На основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.


«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык — все было искажено, изуродовано, изувечено». (И.С. Аксаков)

Вопрос:  В чем суть позиции И.С. Аксакова?


«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»». (В.О. Ключевский)


Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?


11 этап. «Черное-белое» (до 5 баллов)

Учитель: Сейчас вы вспомните все, о чем мы говорили сегодня и на предыдущих уроках и попробуете выделить положительные (белые) и отрицательные (черные) результаты деятельности Петра 1.

Каждый из вас, по очереди, прикрепляет один аргумент в ту сторону, которая отражает ваше мнение и даете краткое пояснение, почему выбрали этот аргумент и что он означает. В конце работы мы с вами посмотрим, что же у нас получится.

— построены мануфактуры

— рост налогов

— развитие металлургического дела

— казни, в том числе близких Петру людей

— создание флота

— многочисленные жертвы среди крепостных крестьян

— создание регулярной армии

— усиление закрепощения крестьян

— выход в Балтику

— продвижение по службе за личную выслугу

— гибель седьмой части населения страны

— развитие образования

— культурное развитие

— упорядочение системы государственного управления

Учитель: Какой вывод вы можете сделать?

Учитель: Я выслушала ваши мнения и рада, что вы пришли к выводу, что личность Петра I весьма противоречивая. Наша игровая часть окончена, жюри подведет итоги. А мы вернемся к нашему проблемному заданию

  • Решение проблемы, поставленной в начале урока: Определите значение петровских  реформ для России и роль Петра  I  в истории нашей страны. 


(Благодаря реформам Петра I преодолена  экономическая и  культурная   отсталость России.  Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России  в  мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора)

Учитель: Да, ребята, с одной стороны, это очень жестокий монарх. Простому народу жилось очень тяжело. Но проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной. Россия стала в один ряд с европейскими монархиями. То, что сделал Петр за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры, благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжала развивать дальше.


VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока?

-Как вы считаете, всё ли задуманное нам удалось реализовать?

— Что показалась наиболее сложным?

— Сформировалось ли у вас личное отношение к личности Петра 1?

-Попробуйте выразить ее с помощью синквейна. (слайд с правилами написания синквейна)

Пример: Царь

Умный, работящий

Воевал, создавал, реформировал

Вывел Россию вперед

Реформатор

-Какие уроки можно извлечь, изучив время правления Петра? Нужны ли реформы? Как их проводить? (Правительство может и должно проводить реформы, если в них есть необходимость. Но, начиная реформы, нужно думать об интересах всего общества, чтобы всем жилось лучше)

А.М.Горький говорил: «Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». Так что, давайте будем с вами изучать прошлое и стараться брать только хорошее.



  1. Информация о домашнем задании

Составить кроссворд по эпохе Петра I или написать мини-сочинение на тему «Что бы я сделал для России?»

-Я благодарю вас за урок. Вы молодцы, хорошо работали, и я награждаю вас медалями.

 Анкетирование ( Приложение 2)

Подведение итогов жюри.

По листу контроля подсчет баллов и выставление отметок (Приложение 3)


















Приложение 1

Форма для подготовки тестовых заданий.

Составил тестовые задания: ____________________________________

Выполнил тестовые задания: _________________________________

Выберите один правильный вариант ответа и обведите соответствующую букву:

1. Вопрос

Варианты ответов:

А.


Б.


В.


Г.




2. Соотнесите понятие и определение.

1.


А.

2.


Б.

3.


В.

4.


Г.

Ответ: ________________________________________











Приложение 2

АНКЕТА

На уроке я работал (активно пассивно)

Своей работой на уроке я (доволен не доволен)

Урок для меня показался (коротким длинным)

За урок я (устал не устал)

Мое настроение (стало лучше стало хуже)

Домашнее задание показалось (легким трудным )

(интересным неинтересным )















Свежие документы:  Тест по обществознанию для учащихся 9 класса «Экономическая сфера»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: