Конспект урока по истории «РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ» 11 класс




ВАСИЛЬЕВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

МБОУ «КОШКИ-ТЕНЯКОВСКАЯ СОШ БУИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ



Тема: РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

Класс: 11 класс

Тип урока: Вводный.

Цели урока:

  • Обеспечение понимания ключевых понятий темы;

  • Формирование целостного представления России в глобальном мире;

  • Развитие мыслительной деятельности учащихся, с учетом критического мышления.

Задачи урока:

  • Воспитание подрастающего поколения через призму общечеловеческих ценностей;

  • Осмыслить и усвоить основные понятия, связанные с изучаемой темой;

  • Научиться анализировать современные общественные процессы;

  • Высказывать свое мнение по современным проблемам общественной жизни;

  • Закрепить навыки участия в групповой работе, с учетом самостоятельной работы;

  • Повысить свою самооценку.

Оформление доски: тема, содержание плана, домашнее задание.

Содержание урока охватывает документальные материалы, публицистические данные, исследовательские наработки и т.д.

Оборудование: интерактивная доска; проектор; мультимедийная аппаратура.

Форма проведения: имитационная игра с демонстрацией приемов эффективной работы со слушателями.



Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация: «Россия в глобальном мире: вызовы и задачи» (проводится в форме тестирования по разделам нижеуказанного плана).

Тема: Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.

План

I. Тест (3 мин)

  1. Угрозы и вызовы для России в XXI веке.

  2. Экономические, социальные, военные риски для России.

  3. Решение национальных задач на основе на основе эффективной демократии.

  4. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке.

II. Дебаты на тему: «ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА»

  1. Предвыборные разработки партий «СДС» и «РКП» под общим названием «ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА» (5 минут).
    Участники партий СДС и РКП составляют программу, в которой отражены на их взгляд основные приоритеты развития государства. Затем лидеры партий знакомят нас с содержанием своих программ. Время на презентацию программ отводим партиям не более 2-х минут.

  2. Прессинг актуальных вопросов на тему «ВЫБОРЫ».
    Этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – не знаю, да или нет. Участие в прессинге принимают все участники, но только путем индивидуального голосования. Время прессинга –3 минуты.

  3. Итоги дебатов подводит группа экспертов по своим критериям в течение 2-х минут. Победившей партии присуждают званье «ПАРТИЯ БУДУЩЕГО».

III. Диспут на тему: «Истоки гражданского воспитания»

  1. Ознакомление со статьей – 6 мин.

  2. Рассуждение на тему «Истоки гражданского воспитания» 
    Отведенное время на дискуссию – 6 минут.

  3. Итоги диспута. Группа экспертов анализирует выступления участников, а затем присуждает самому активному участнику орден «ЗНАТОКА.
    Время итога – 2 минуты.

IV. Мозговой штурм на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ»

Учащиеся класса поделены на две команды: «ОБЩЕСТВОВЕДОВ» и «ПАТРИОТОВ».

  1. Составить письменный критерий на тему «Национальная идея России». Временные сроки – 5 минут.

  2. Анализ разработок – 4 минуты.

  3. Итог «МОЗГОВОГО ШТУРМА» – награждение группой экспертов победившую команду орденом «ТЕОРЕТИКА».

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: итоговое повторения курса «Обществознание»

3. Развернутый план урока мастер-класса.

Вступительная часть.

XXI век для глобального мира является веком колоссальных изменений, и поэтому нам важно сегодня усвоить, как отражается глобализация в России. Сейчас мы проведем тестирование на тему «Россия в глобальном мире».

Тестирование носит групповой характер и поэтому участников мероприятия условно поделим на две группы: 1) группа ЛИБЕРАЛОВ; 2) группа КОНСЕРВАТОРОВ.

I. ТЕСТ (приложение 1)

Критерий оценивания формы тестирования:

Ключ к тесту: 1. а, б, в, г, ж (5 б.); 2. в, г, д (3 б.); 3. а, б (2 б.); 4. а, б, г (3 б.); 5. а, б, г, в (4 б.); 6. а, г, д, е, з, и, к (7 б.); 7. б, г, д, е, ж (5 б.); 8. а, б, е (3 б.) ; 9. а, в, д, ж (4 б.); 10. а (1 б.); 11. б (1 б.); 12. б (1 б.); 13. в (1 б.); 14. б, в, д, е (4 б.); 15. г (1 б.); 16. б (1 б.); 17. параллель (6 б.); 18. г, д, е (3 б.); 19. а, б, д (3 б.); 20. параллель (5 б.); 21. параллель (5 б.); 22. б, г, д (3 б.).

Итого «71» баллов

II. Дебаты та тему«ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ».

Задание №1.

Члены партий «СДС» и «КПР» в течение 5 минут должны составить «ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА», с учетом следующих критерий:

  1. Каким образом вы предлагаете решить проблему бедности?

  2. Через призму, каких ценностей вы можете построить сильное государство?

  3. Как вы хотите достигнуть политическую и экономическую стабильность в стране?

  4. Какие меры предпримет ваша партия для укрепления вертикали власти?

  5. Каким образом вы предлагаете бороться с коррупцией?

  6. Какую цель преследует ваша партия?

  7. В чем превосходство вашей партии?

С истечением отведенного времени лидер партии «СДС» на очной ставке с лидером «КПР» знакомят нас приоритетами своих партийных программ.

Критерий оценивания «ЗАДАНИЯ» №1

Группа экспертов анализирует выступления лидеров партий, а затем оценивает их по ниже указанным критериям:

  1. Ораторское искусство (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).

  2. Объективность (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).

  3. Вотум доверия (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).

  4. Оценка программы (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).

Задание №2

Прессинг актуальных вопросов на тему «ВЫБОРЫ» (приложение 2)

Этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – «НЕ ЗНАЮ», «ДА», или «НЕТ»

Участие в прессинге принимают все участники, но только путем индивидуального голосования. Время прессинга – 3 минуты

Критерий оценивания задания №2

В ходе индивидуального голосования партий, группа экспертов подсчитывает количество голосовавших за варианты: а), б), в).

Затем эксперты подводят итоги по результатам вашего голосования:

Если в ваших ответах преобладает вариант «А», то печальной будет судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего голоса зависит многое.

Если в ваших ответах преобладает вариант «Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «ИЗБИРАТЕЛЯ». Вы ничего не поняли из данной темы, и думаете, что Вас политика никогда не коснется: «Я, МОЛ, ЧЕЛОВЕК МАЛЕНЬКИЙ».

Если в ваших ответах преобладает вариант «В», то все в порядке. Наша страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

Результаты голосований:

«СДС»

  • Вариант «А» –

  • Вариант «Б» –

  • Вариант «В» –

«РКП»

  • Вариант «А» –

  • Вариант «Б» –

  • Вариант «В» –

Заключительное слово экспертов.

Подводя итоги дебатов важно подчеркнуть следующее:

  1. Человек должен жить в мире, не рискуя погибнуть в войне, не боясь потерять близких, правильный выбор должен обеспечить мир;

  2. Сознательное участие в выборах – это первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины.

Поэтому участие в выборах каждого очень важно.

III. Диспут на тему: «Истоки гражданского воспитания».

Диспут – лат.«рассуждать, спорить». Диспут является одной из самых ранних форм преподавания в высшем образовании, которая использовалась в средневековых университетах. Данная форма заключается в том, что существует вводное выступление (как правило, подготовленное заранее), которое ставит проблему, или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. Диспут может быть по содержанию изложенного или же по форме изложения (приемам риторики). В диспуте обычно участники относятся и обращаются не к самому выступающему, а к изложенной информации (его сообщению).

1. Истоки гражданского воспитания. (приложение 3)

2. Рассуждение на тему «Истоки гражданского воспитания»

ВОПРОСЫ.

  1. Попробуйте определить исторические условия, в которых происходит деятельность личности?

  2. Определите задачи, которые стремится решить исторический деятель?

  3. Интересы, какого класса выражает исторический деятель?

  4. Насколько вам близки его переживания?

  5. Можно ли считать диссидентов – правозащитников «террористами»?

  6. Насколько злободневна на ваш взгляд проблема «БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ»?

3. Критерий оценивания «ДИСПУТА»:

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

  2. Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.

Группа экспертов анализирует выступления участников, а затем присуждает орден «ЗНАТОКА» I, II, III степени самым активным трем участникам.

IV. Мозговой штурм на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ»

«УЧАСТНИКИ»:

  1. КОМАНДА «ОБЩЕСТВОВЕДОВ».

  2. КОМАНДА «ПАТРИОТОВ»

(приложение 4)

1. Составить памятку на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ»

4 основных правил продуктивного этапа мозгового штурма:

  1. «Отказаться от всякой критики» – пресечение любых попыток анализа и критики.

  2. «Идеи должны быть максимально разнообразны, доходя в определенной мере до абсурда», т.к всегда все новое кажется по началу безумным и не вписывается в существующие представления.

  3. «Чем больше, тем лучше» – количество влечет за собой качество.

  4. «Приветствуется стремление к комбинации и усовершенствованию идей». Это побуждает предлагать не только свои идеи, но и развивать идеи партнеров по мозговому штурму.

Таким образом, в кратком виде эти требования можно сформулировать: ОТКАЗ ОТ КРИТИКИ – РАЗНООБРАЗИЕ – МАКСИМУМ ИДЕЙ – РАЗВИТИЕ ИДЕЙ. Поэтому в мозговом штурме атмосфера должна характеризоваться равенством, непринужденностью и увлекательностью Временные сроки – 5 минут.

2. Анализ разработок – 4 минуты.

Какими должны быть «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ РОССИИ»?

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ РОССИИ можно сгруппировать следующим образом:

  1. Наличие общей насыщенной культуры, которая должна включать колорит материальных, духовных и социальных ценностей;

  2. Наличие единой государственной целостности в рамках соблюдения гуманистических и конституционных прав гражданского общества;

  3. Осознанность гражданского общества, направленная на мирное сосуществование разных этносов нашей страны.

3. Итоги «МОЗГОВОГО ШТУРМА»- награждение группой экспертов победившую команду орденом «ТЕОРЕТИКА».

Критерий оценивания «МОЗГОВОГО ШТУРМА»:

  1. Анализ использованных аргументов и логику доказательств (5 б.; 4 б.; 3 б.).

  2. Определение объективности предлагаемых мер (5 б.; 4 б.; 3 б.).

  3. Оценка экономических, политических и этических основ памятки (5 б.; 4 б., 3 б.).

  • Команда «ОБЩЕСТВОВЕДОВ» – … б

  • Команда «ПАТРИОТОВ» – … б

Орденом «ТЕОРЕТИКА» награждена команда …

V. Подведение итогов урока. (СЛАЙД 29)

Подводя итоги урока важно подчеркнуть следующее:

  1. Каждый из нас смог увидеть свои плюсы и минусы в ходе учебного процесса;

  2. На данном уроке мы определили место России в глобальном мире, а также смогли оценить задачи и вызовы, перед которыми стоит наша страна;

  3. Разработка проблемных вопросов и ситуаций была направлена на определение демократических преобразований;

  4. Необычность форм дискуссий заключалась в том, что содержание урока составлено с учетом таких методов, как сравнительно – исторический метод, метод позитивизма, метод неокантианства и метод от противного;

  5. Критерий оценивания соответствовал государственному стандарту и требованиям современности, что позволяет участникам определить уровень своей подготовки к «ЕГЭ».

VI. Домашнее задание: итоговое повторения курса «Обществознание».

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. «Элективные курсы в профильном обучении». – Москва: 2006.

  2. «Школьный словарь по обществознанию 10–11 кл». – Москва: 2008.

  3. «Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания». – Москва: 2008.

  4. Электронное приложение к учебнику «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР». – Москва: 2008.

  5. Н. Воскресенская «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ». – Москва: 2008.

  6. «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ». – Москва: 2007.

  7. «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ГРАЖДАНИНА». – Москва: 2001.

  8. Даурбеков Д. М-Г «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ». – Назрань: 2012.

  9. Л.В. Поляков, А.Н. Иофе «Методическое пособие «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В ХХI ВЕКЕ». – Москва: 2008.













































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

1. Укажите демографические проблемы современной России:

а) приток иммигрантов

б) старение населения

в) низкая рождаемость

г) естественная убыль населения

д) массовая эмиграция

е) Рост численности населения

ж) высокая смертность

2. Укажите демографические проблемы, с которыми сталкиваются и

Россия, и развитые страны:

а) массовая эмиграция

б) высокая смертность

в) приток иммигрантов

г) старение населения

д) низкая рождаемость

3. Укажите актуальные экологические проблемы России:

а) экологическое давление со стороны соседей

б) рост отходов жизнедеятельности в районах мегаполисов

в) истощение природных ресурсов

г) опасность поломки старых атомных реакторов на АЭС

д) падение урожайности

4. Укажите «болевые точки» российской экономики:

а) слабая восприимчивость к научно-техническому прогрессу

б) слабость механизмов стимулирования роста

в) не хватка сырьевых ресурсов

г) непроизводственные издержки бизнеса в России

д) чрезмерная милитаризация

5. Определите долю различных групп российского общества в населении

страны (в %) и вставьте букву варианта в отведенные ячейки.

а) 2-3 %; б) 20-25 %; в) 25 %; г) 50 %.

[ ] — высший класс

[ ] – средний класс

[ ] – «средне-низший класс» (благосостояние немного превышает бедности)

[ ] – бедняки (живут за чертой бедности)

6.Выберите приоритеты военного строительства в России:

а) совершенствование оперативной, боевой подготовки войск

б) создание военных баз в союзных государствах

в) полный отказ от военного призыва и перевод армии на контракт

г) совершенствование военной науки и военного образования

д) сохранение потенциала стратегических сил сдерживания

е) выполнение программы модернизации вооружения

ж) ядерное оружие

з) совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих

и) наращивание количества соединений и частей постоянной готовности

к) совершенствование системы комплектования вооруженных сил

7.Укажите общенациональные приоритеты развития России:

а) формирование новой национальной элиты

б) построение суверенной демократии

в) реформа государственного аппарата

г) обеспечение безопасности свободного и комфортного развития человека

д) укрепление позиций России в многополярном мире

е) формирование сильного гражданского общества

ж) повышение уровня жизни большинства россиян

8. Укажите задачи внутренней политики стоящие перед Российским государством:

а) построение эффективного федерализма

б) административная реформа, борьба с бюрократизмом

в) реформа конституции

г) привлечение религиозных организаций к государственному управлению

д) создание независимой и авторитетной судебной системы

е) создание однопартийной системы

9. Укажите сферы, в которых реализуются приоритетные национальные проекты:

а) жилищное строительство

б) транспорт и связь

в) образование

г) внешняя политика

д) сельское хозяйство

е) машиностроение

ж) здравоохранение

з) судебная система

10. Россия по способу образования и юридического закрепления является:

а) конституционной федерацией

б) договорной федерацией

в) конституционно-договорной федерацией

11.Россия по соотношению национального и территориального принципов строении федерации является:

а) национальной федерацией

б) смешанной (национально-территориальной) федерацией

в) территориальной федерацией

12. Россия по субъектному составу является:

а) асимметричной федерацией

б) формально симметричной, но реально асимметричной федерацией

в) симметричной федерацией


13. Российская конституция 1993 года

а) предусматривает размежевание компетенции между федеральным центром и

субъектами

б) предусматривает двух палатный парламент, в одной из палат которого

закреплено представительно субъектов федерации

в) не допускает сецессии субъектов федерации

14. Выберите конкурентные преимущества России:

а) современная инфраструктура

б) передовое естественно-научное и техническое образование

в) огромные природные ресурсы

г) огромная территория

д) разносторонний научный потенциал

е) технологические заделы в ряде перспективных отраслей

ж) эффективный государственный аппарат

15. К какому слою геокона относится экономическая модель

«мастерской мира»?

а) Юг

б) Глубокий Юг

в) Запад

г) Новый Восток


16. К какому слою геокона относится экономическая модель «мирового

технологического центра»?

а) Глубокий Юг

б) Запад

в) Новый Восток

г) Юг

17. Установите соответствие (с помощью стрелок) между задачами и

конкретными действиями по их решению:

Реализация естественных Создание Российской государственной

конкурентных преимуществ. Х Х корпорации нанотехнологий.


Сохранение и развитие Х Х Год русского языка (2007 г.)

русской культуры.


Защита природного и эколо — Отказ от строительства нефте –

гического своеобразия России. Х Х провода вблизи озера Байкал.


Установление справедливого Совместные декларации России и

мирового порядка. Х Х Индии, России и Китая о стремлении

к многополярному миру


Построение суверенной де- Законодательное регулирование

мократии и сильного граж- деятельности некоммерческих

данского общества. Х Х организаций.



Достижение высокого Национальный проект

уровня жизни. Х Х «Образование».


18. Выберите типы обществ, сосуществующих в современном мире.

а) ортодоксальное

б) гуманистическое

в) прогрессивное

г) индустриальное

д) традиционное

е) постиндустриальное

19. Укажите особенности традиционного общества:

а) искусство, религия и мораль не дифференцированы

б) господствующая форма общественного сознания – религия

в) Создание идеологий, отражающих ценностные установки общественных групп

г) идеологии заменяются технологиями воздействия на информационную среду

д) основа производства – сельское хозяйство

е) наука определяется от донаучных форм знания

ж) большая роль инноваций

з) высокий уровень развития информационных технологий

и) основа производства – промышленность.

20. Соотнесите с помощью стрелок цивилизации и предпринимавшиеся в их рамках попытки, с учетом осмысления единства человечества.


ЦИВИЛИЗАЦИИ ПОПЫТКИ ОСМЫСЛЕНИЯ

Российская X Х Учение о третьем Риме

Западно-европейская Х Х Универсализм на основе

рационализма

Исламская Х Х Единение народов в истиной вере

Индийская Х Х Учение о ненасилии

Латиноамериканская Х Х Теология освобождения

21. Определите специализацию различных слоев геокона.

Установите соответствие:

СЛОИ ГЕОКОНА СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Юг Х Х Производство сырья

Запад Х Х Производство высокотехнологических

образцов и нововведений.

Новый Свет Х Х Финансово – правовое регулирование

во всемирном масштабе

Новый Восток Х Х Производство массовой продукции

Глубокий Юг Х Х Криминальная экономика

22. Выберите социальные и политические последствия перехода к

информационному обществу:

а) большое влияние приобретают государственные структуры и политики

б) основой власти становится знание

в) общество представляет собой жесткую, иерархическую пирамиду

г) СМИ и неправительственные организации становятся ключевыми

политическими игроками

д) На смену прямому господству приходит сила убеждения


  1. Лучший результат – от 60 до 71 баллов

  2. Средний результат – от 49 до 59 баллов

  3. Удовлетворительный результат – от 38 до 48 баллов

  4. Неудовлетворительный результат – от 0 до 37 баллов


































Приложение 2

1) Если ваш голос определял – бы судьбу партии «Единая Россия» вы

отдали – бы ей свой голос?

а) ДА

б) НЕ ЗНАЮ

в) НЕТ

2) Как вы поступите, если ваш лучший друг начнет Вас уговаривать

проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится

только ему?

а) ПРОГОЛОСУЕМ

б) ПОДУМАЕМ, КАК ПОСТУПИТЬ

в) ОТКАЖЕМСЯ ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3) Если вам предложат приличные деньги

за избирательный бюллетень, как вы поступите?

а) ПРОГОЛОСУЕМ

б) ПОДУМАЕМ, КАК ПОСТУПИТЬ

в) ОТКАЖЕМСЯ ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

4) Если в день выборов президента у Вас появится шанс классно

Отдохнуть с ночевкой, как вы поступите?

а) ОТДОХНЕМ

б) ПОДУМАЕМ

в) БУДЕМ ГОЛОСОВАТЬ


5) Будите ли вы голосовать, если один из кандидатов пообещает

организовать быстрые и победоносные военные походы

для расширения границ державы 100% гарантией успеха?

а) ДА

б) НЕ ЗНАЕМ, КАК ПОСТУПИТЬ

в) НЕТ

6) Будите ли вы голосовать, если один из кандидатов пообещает очистить страну от инородцев, из-за которых все неприятности?

а) ДА

б) НЕ ЗНАЕМ, КАК ПОСТУПИТЬ

в) НЕТ




















Приложение 3

Истоки гражданского воспитания.

«Святая обязанность – любить страну,

которая вспоила и вскормила нас,

как родная мать. М.А. Шолохов».

Я согласен с изречением Михаила Александровича Шолохова (1905-1984 гг.) и

считаю, что тот, кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству. Поэтому когда мы начинаем вдумываться в суть «гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» нашей многонациональной России, то непременно напрашивается следующий вывод: « Почитание и уважение граждан своей необъятной страны, есть величайшая обязанность каждого из нас».

Наша общая «Родина – Мать Россия» имеет свой самобытный путь развития.

И в первую очередь этап развития России касается воспитания, с учетом

национальных и религиозных ценностей наших предков.

У граждан нашей страны есть сегодня все возможности для реализации гуманных идей демократии, которая включает в себя не только народовластие, но и такие понятия как образование, патриотизм, преданность своему народу и своей стране.

На протяжении исторического отрезка времени наша страна испытала немало трудностей. Тем не менее, многонациональный и многоконфессиональный российский народ не падает духом, хотя порою, некоторые государственные деятели учиняли геноцид над своим собственным народом. Для примера вспомним тотальные репрессии 1944 года , когда целые народы были депортированы в Сибирь и Казахстан по приказу И.В. Сталина, который, не имея на то право, назвал их «Врагами народа». Это было бесчеловечно и мерзко. К сожалению, это деяние есть одна из позорных и трагических страниц в нашей общей истории, когда руководство страны, поощряя одни народы, ущемляла права других. Сегодня трезво оценив ту страшную эпоху, я отдаю предпочтенье калмыкскому народному поэту – Кугультинову Давиду Никитичу, который произнес знаменитые и достойные слова:

« И если, зная Сталину вину,

Грузин недобрым словом помяну –

Тогда он прав в промерзлый материк

Меня, зарыв за то, что я калмык».

Молодежь России должна знать, с какими трудностями сталкивался российский народ, чтобы впредь это не повторилось. Ведь акты геноцида разрабатывались политическими нечистями, которые не знали, что такое демократическое государство.

Признание ошибок не только не умаляет достоинства человека и общества, а напротив, вызывает чувство доверия и уважения, как к человеку, так и обществу.

Поэтому лучше предварительно продумать поступки, чем после в них раскаиваться. Недаром говорят, что главная ошибка, совершенная человеком, одна и та же – это

преждевременное обобщение. И здесь важно усвоить, что у россиян одна страна, один единый многонациональный народ, одна общая Родина и одно неделимое единое будущее. Так решили наши предки, а это значит, что и мы должны продолжить их путь.


ВОПРОСЫ.

  1. Попробуйте определить исторические условия, в которых происходит деятельность личности?

  2. Определите задачи, которые стремится решить исторический деятель?

  3. Интересы, какого класса выражает исторический деятель?

  4. Насколько вам близки его переживания?

  5. Можно ли считать диссидентов – правозащитников «террористами»?

  6. Насколько злободневна на ваш взгляд проблема «БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ»?




Приложение 4

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» является способом возникновения новых идей

(архимедова Эврика!). Метод группового продуцирования идей, стал применяться в США с конца 30-х годов и использовался первоначально только в промышленном изобретательстве. Автором данного метода является Алекс Оборн. Он условно разделил мышление на творческое и критическое. Эта идея и лежит в основе метода.

ТВОРЧЕСКОЕ – направлено на рождение новых идей, должно быть свободно от стереотипов и запретов (игра воображения, требующая открытости и раскрепощенности от человека).

КРИТИЧЕСКОЕ – анализ и отбор возникших идей, строгость, учет реальных возможностей. Алекс Оборн предложил разделить эти типы мышления на 2 этапа

(сессии). Первый (продуктивный или генерирующий) – выдвижение новых идей.

Второй (отборочный) – анализ и рациональный отбор выдвинутых идей.









































Свежие документы:  Тест "Древний Египет"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: