Конспект урока по истории «Сословия России XVIIвека» 7 класс


«Сословия России XVIIвека». (Слайд1)

Учитель истории КрикуноваТ.Д.

Тип урока: комбинированный

Цели (Слайд 2)

Образовательная: дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из нас.

Развивающая: продолжать формировать понятийный аппарат.

Воспитательная: интерес к предмету истории.

Новые понятия: Белые слободы, черносошные крестьяне, посадские люди.

Оборудование: учебник 7 класса История России ДаниловА.А, КосулинаЛ.Г., карточки, мультимедийное оборудование.



Ход урока:

План урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей)

  2. Проверка Д/з

  3. Изучение новой темы.

  4. Закрепление пройденного материала.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

I. Здравствуйте ребята на прошлом уроке мы говорили о Экономическом развитии России XVIIвеке. Давайте проверим, как вы усвоили материал. Некоторые ребята получат карточки, а с остальные побеседуем.

II.Опрос Д/з

В чем состояла основная задача экономики страны в XVIIвеке?(Преодоление последствий Смутного времени)

Что такое мануфактура и в чем особенности Российских мануфактур?(Предприятие с разделением труда. Использование труда подневольных рабочих)

Расскажите о с/х ,о характере специализаций районов?(Южные и Поволжские- хлеб, западные –лен и коноплю, поморские – соль и рыбу, сибирские – меха, ярославские и костромские – холсты…)

Торговый и Новоторговый уставы, принятые во второй половине XVII века способствовал?(Увеличение пошлин на ввозимые в страну иностранных товаров)

О каком городе идет речь в документе «В городе не только русские, но персияне и индийцы, все имеют по своему рынку.»Так как и бухарские крымские и нагайские татары, а так же армяне со всякими товарами ведут тут большую торговлю и промыслы, то как говорят, город это и приносит ежегодно его царскому величеству большую сумму даже одних пошлин 12000рублей, или 24 тысячи рейхсталеров».(Новгород)

Ш. Изучение нового материала. (Слайд 3)

План урока:

  1. Первое сословие: землевладельцы и крестьяне.

  2. Прочие сословия Московского государства

1.Первое сословие: землевладельцы и крестьяне.

Что такое сословие?(Слайд4)

Давайте вспомним значение терминов барщина и оброк.(Слайд5)

Барщина – повинность зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в господском хозяйстве, прежде всего на земле.

Оброк – форма платежа зависимого крестьянина феодалу, при которой расчет производится деньгами или продуктами труда.

Как вы думаете можно ли говорить что в России в XVIIвеке сложилось сословие крестьян? Вы правы, в этот период существовало слишком много категорий крестьянства, чтобы говорить о едином сословии.

Господствующим сословием в обществе были феодалы, к ним относились бояре имевшие свои вотчины. (Слайд6)

Чем отличается вотчина от поместья? (Вотчина это родовые земельные владения бояр, поместья принадлежит менее родовитому дворянству.)

В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основы дворянского сословия. Судебник 1497 года, указы о «заповедных» годах, «урочных» годах, иные указы. После смутного времени положение крестьян немного облегчилось. В первые десятилетия государство не могло контролировать потоки крестьян. Затем срок «урочных лет» снова увеличивается «Соборное уложение»1649г. – новый этап закрепощения крестьян. Давайте посмотрим какие ограничения были введены новым уложением в отношении крестьян? Крестьяне лишались права уходить от своего помещика.(слайд7)

Государство было вынужденно пойти на эти меры, прикрепления крестьян к земле. Делалось это с целью обеспечить помещиков, являвшихся основной армии, местной администрации и остановит текучесть населения в стране, для того чтоб наладить более эффективный сбор податей. В этом были заинтересованы помещики, но владельцы крупных вотчин были недовольны, т.к крестьяне переходили к крупным землевладельцам, ведь у них гнет был меньше.

Посмотрите в учебнике какая категория крестьян была самой стесненной?(Холопы, лишенные каких – либо прав)

2. Прочие сословия Московского государства(Слайд 8-13)

Открываем учебник на странице 43 читаем и заполняем таблицу.(Комментированое чтение)

Таблица «Сословия в России XVIIв.»

Название сословия

Состав сословия

Служба или повинность

Вотчинники



Помещики



Крестьяне



Духовенство



Посадские люди



Казаки



Ясачные люди





На странице 47 в учебнике документ «Сословный строй России глазами иностранца А. Олеария», давайте прочитаем и ответим, почему автор считает всех русских рабами, с чем это связано?

IV.Закрепление материала.

Что нового появилось в сословной структуре России в XVIIвеке?

Какие сословия Московского государства вы знаете?

Охарактеризуйте положение любого сословия?

V. В XVII веке в России сформировалось иерархическое феодальное общество. На этом наш урок завершается.

VI.Домашнее задание :§5 читать и ответить на вопросы на стр 47, выписать в словарь новые определения.(слайд 14)

Приложение

Карточка №1:

1)Последствия Смутного времени

А) присоединение новых территорий на Западе

Б) рост численности населения

В) хозяйственное разорение страны

Г) отмена крепостничества



2)Крупный торг, устраиваемый в постоянном месте в определенное время, называется

А)ярмарка

Б)посад

В)слобода

Г)мануфактура



3)Напишите не менее трех представителей купцов – промышленников XVII века?



Карточка№ 2

1)В XVII веке «бобылями» называли

А)обедневшие крестьяне

Б) женатых мужчин

В)жителей города

Г)крестьян, занимавшихся выращиванием бобовых культур



2)Ремесленное производство ориентированное не на заказ, а на сбыт продукции на рынке, называется

А)натуральным

Б)всероссийским

В)капиталистическим

Г)мелкотоварным



3)Перечислите не менее трех препятствий стоявших на пути развития внутренней и внешней торговли России.







Карточка № 3

1)Сроки, в течении которых помещики могли возбудить иск о возращении им беглых крестьян, назывались

А) «заповедными годами»

Б) «пожилыми»

В) «урочными летами»

Г) крепостным правом

2)Как назывался труд работников, лишенных орудий труда и вынужденных продавать за определенную плату свою рабочую силу.

3)Установите соответствие между понятиями и определениями, одно определение лишнее.

Определения

Понятия

1.Цех

2.Фабрика

3. Слобода

4. Мануфактура

А)союз ремесленников

Б)крупное промышленное предприятие, связанное на разделении труда и ручной ремесленной технике

В)крупное промышленное предприятие, основанное на использовании машинной техники



6


Свежие документы:  Конспект урока физкультуры «Во что играют дети на планете»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: