Конспект урока по истории в 7 классе «Основные занятия восточных славян»


Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»






КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАСС






СОСТАВИТЕЛЬ:

Е.А. Просвирнина

учитель истории

I квалификационной

категории








с. Леуши, 2013

ДАТА:

КЛАСС: 7

ТЕМА:

«ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»

ЦЕЛЬ:

  • Формирование представлений у учащихся об условиях жизни и труда восточных славян.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян;

  • Коррекция мышления на основе упражнений на установление приччинно-следственных связей;

  • Воспитывать уважение к людям труда.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Земледелие – основное занятие восточных славян.

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, пастух, бортничество, собирательство, охота, лукошко, борона, жито, жатва, гумно, ток,цеп, гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья, горн, наковальня.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточки с заданиями, иллюстрации с занятиями восточных славян,

ТИП УРОКА:

Комбинированный














ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • Приветствие учащихся


  • Проверка готовности учащихся к уроку

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Сегодня на урок к нам пришли гости, педагоги школы. Я думаю, что урок у нас пройдет хорошо, вы будете работать активно работать на уроке. Я желаю вам удачи и думаю, что у нас с вами все получится.

Дан звонок, и все мы смело

Примемся уже за дело

Путь нелёгкий предстоит

В даль дорога уж бежит

Мы промчимся чрез века

Через многие года

Пронесёмся над лесами

И окажемся мы с вами…

Далеко за тысячу лет …

Учитель:

Ребята, откройте тетради и запишите дату и классная работа. Назовите, пожалуйста сегодняшнюю дату.

Учащиеся:

Сегодня 9 октября 2013 года

Учитель:

Сейчас мы с вами проведём диктант дат, я вам говорю год, вы его записываете в столбик.

1232 г. 988 г. 2000 г.

Учитель:

Проверьте, пожалуйста с записью на слайде.

Сейчас вам нужно по «Ленте времени» определить век и половину века. (СВЕТА, ВЛАД ОПРЕДЕЛЯЮТ ТОЛЬКО ВЕК)

Учащиеся:

РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Учитель:

Сейчас давайте проверим, что у вас получилось


Учащиеся:

1232 г. – это I половина XIII века

988 г. – это II половина X века

2000 г. – это II половина XX века


Учитель:

Ребята, вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся:

На прошлом уроке мы говорили о славянском поселке.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, какое место выбирали восточные славяне для своего поселка?

Учащиеся:

Восточные славяне строили свои жилища на берегах озёр, болот и рек.

Учитель:

А почему восточные славяне старались строить свои жилища на берегах озёр, болот и рек?

Учащиеся:

Восточные славяне строили свои жилища на берегах озер, рек, болот потому что это было более безопасно.

Учитель:

А как назывались жилища восточных славян?

Учащиеся:

Жилища восточных славян назывались мазанкой и землянкой.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, чем отличается мазанка от землянки?

Учащиеся:

Мазанка строилась из хвороста или ивовых веток, которые переплетались между собой. Каркас изготавливали из жердей, а снаружи и внутри стены обмазывались глиной. Пол в землянке строился ниже земли на 1,5 метра, крыша почти касалась земли. Крышу покрывали соломой или камышом. В землянке были низкие двери и высокий порог.

Учитель:

Какие хозяйственные постройки были у восточных славян?

Учащиеся:

У восточных славян из хозяйственных построек были амбар и хлев.

Учитель:

Для чего нужны были хозяйственные постройки?

Учащиеся:

Амбар нужен был для хранения зерна. Хлев нужен был для содержания домашних животных.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

Итак, на прошлом уроке мы с вами говорили о том, где и как славяне строили свои поселения. Рядом со своим жилищем славяне возводили множество хозяйственных построек. Работы у восточных славян было много. Нужно было, и обрабатывать землю, ловить рыбу, собирать грибы-ягоды, в лесу собирать мёд диких пчёл. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными занятиями восточных славян.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока.

Тема урока: «ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»

Учащиеся: (открывают тетради, записывают тему урока)

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

Посмотрите на слайд и прочитайте слова, которые нам встретятся сегодня на уроке при изучении новой темы.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ – ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ

ПЛУГ – ОРУДИЕ ТРУДА ДЛЯ ВСПАШКИ ЗЕМЛИ

СОХА – ОРУДИЕ ТРУДА ДЛЯ ВСПАШКИ ЗЕМЛИ

ПАШНЯ – РАСПАХАННАЯ ЗЕМЛЯ

НЕВОД – БОЛЬШАЯ СЕТЬ ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ

РОГАТИНА – ДЛИННАЯ ТОЛСТАЯ ПАЛКА С ЖЕЛЕЗНЫМ НАКОНЕЧНИКОМ

СКОТОВОДСТВО – РАЗВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО СКОТА

ПАСТУХ – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПАСЁТ СТАДО ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

БОРТНИЧЕСТВО – СБОР МЁДА ДИКИХ ПЧЁЛ

СОБИРАТЕЛЬСТВО – СБОР ГРИБОВ, ОРЕХОВ, ЯГОД И ТРАВ

ОХОТА – ЛОВ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

РЫБОЛОВСТВО – ЛОВЛЯ РЫБЫ

Учитель:

Знакомиться с занятиями восточных славян мы с вами будем по плану:

ПЛАН

  1. Земледелие

  2. Рыболовство

  3. Охота

  4. Скотоводство

  5. Собирательство

  6. Бортничество


Посмотрите на карту и послушайте где селились восточные славяне. Как вы думаете, почему именно на этих территориях остановились славяне. (ВКЛЮЧАЕТСЯ ФЛЕШКАРТА, блок 5,6)

Учащиеся:

ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОЕ МНЕНИЕ

Учитель:

Я предлагаю вам послушать как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответить на вопрос — почему именно на этих территориях остановились славяне.

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появились тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели все кругом

И решили: места много, есть что есть, и есть что пить!

Помолились люди Богу, стали строиться и жить!

Учитель:

Почему именно на этих территориях остановились восточные славяне?

Учащиеся:

Восточные славяне остановились на этих территориях потому, что эти места были богатыми, водными, медовыми, охотничьими.

Учитель:

Молодцы. Ну что, начнем наше путешествие в мир занятий восточных славян? И первое занятие, с которым мы будем знакомиться – это – ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. (СЛАЙД) Это одно из главных занятий восточных славян. Вспомните, как выглядела местность, на которой жили восточные славяне.

Учащиеся:

На местности где жили восточные славяне, было много рек и лесов.

Учитель:

Какие территории нужны для занятия земледелием?

Учащиеся:

Нужны были ровные и открытые поля.

Учитель:

Что же делать, если таких территорий было мало?

Учащиеся:

Нужно вырубать деревья.

Учитель:

Правильно. Люди вырубали лес, расчищали поля, пахали землю. Работа эта была не из лёгких. Сейчас я вам расскажу, как вырубали лес. Сначала вокруг каждого дерева откапывались те корни, которые находились неглубоко, и расходились в разные стороны, их перерубали. Затем самый ловкий мальчишка влезал на дерево и около вершины привязывал к стволу верёвку. Мужики изо всех сил тянули за конец верёвки. Дерево кряхтело, стонало, качалось и, в конце концов, падало. Тонкие деревья вырубали мальчишки. Стволы, корни, пни оттаскивали в кучи и сжигали. Расчищенное таким образом поле давало урожай несколько лет, потом земле нужно было дать отдых, чтобы восстановить плодородие. А люди вновь вынуждены были расчищать новые поля, удобрять их золой, пахать.

А как вы думаете, какими орудиями труда обрабатывали землю?

Учащиеся:

ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОЕ МНЕНИЕ

Учитель:

Землю обрабатывали сохой, плугом, бороной-суковаткой, косой, серпом. (СЛАЙД)






Учитель:

Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких этапов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной. И самым ответственным занятием был сев семян. (СЛАЙД)

На сев выходили в безветренную погоду, босиком. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно было быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы семена прикрыть, проходили с бороной-суковаткой, (СЛАЙД) которую делали из ели, обрубая вершину и мелкие сучья. Суковатку тащили по полю руками или использовали лошадей. Борона шла неровно, вращалась из стороны в сторону, разрыхляла почву и закапывались семена. Основные кормильцы восточных славян – пшеница, рожь, ячмень, просо, гречиху. Хранили зерно в земле, ямах, вырытых где-нибудь на холме. Хранили зерно в корзинах и в глиняных сосудах. Для хранения зерна были и деревянные строения – амбары.

Учитель:

Скажите, с каким занятием восточных славян мы с вами познакомились?

Учащиеся:

Мы познакомились с занятием восточных славян – земледелием.

Учитель:

Давайте вспомним порядок обрабатывания земли


Учащиеся:

Сначала корчевали лес, расчищали поля, пахали землю. Работа была тяжёлой. Вокруг каждого дерева откапывались те корни, которые находились неглубоко, в разные стороны расходились, их и перерубали. Затем ловкий мальчишка влезал на дерево и около вершины привязывал к стволу верёвку. Мужики изо всех сил тянули за конец верёвки. Стволы, корни, пни оттаскивали в кучи и сжигали.


Учитель:

Для чего сжигали остатки деревьев на полях?

Учащиеся:

Остатки деревьев сжигали потому, что восточные славяне удобряли поля золой.

Учитель:

Что делали дальше восточные славяне после подготовки поля.

Учащиеся:

После подготовки поля восточные славяне начинали сеять семена.

Учитель:

Что сеяли восточные славяне?

Учащиеся:

Восточные славяне сеяли пшеницу, рожь, просо, ячмень, гречиху.

Учитель:

Занимаются ли люди земледелием в наши дни?

Учащиеся:

Да занимаются.

Учитель:

А приходилось ли вам или вашим родственникам заниматься земледелием?

Учащиеся:

Да приходилось, в огороде.

Учащиеся:

Вот видите, прошло несколько веков, а люди продолжают возделывать землю, выращивать урожай.

Учитель:

Переходим к следующему пункту нашего плана. Сейчас мы с вами познакомимся со следующим занятием славян — РЫБОЛОВСТВОМ.



Учитель:

Скажите, почему славяне занимались рыболовством?

Учащиеся:

Славяне занимались рыболовством потому, что славяне селились рядом с реками и озёрами, а там было много рыбы.

Учитель:

Наши предки ловили рыбу разных видов: сома, судака, осётра, щуку, налима. Раньше выбор рыбы в реках был очень богатый.

Чем же можно ловить рыбу? Кто из вас был на рыбалке и знает, как это делается?

Учащиеся:

Рыбу можно ловить удочкой, сетью, бреднем.

Учитель:

Конечно, у наших предков раньше не было таких удочек, какие есть у современных рыбаков. Раньше использовался невод. (СЛАЙД), которые плели обычно из конопли, реже из льняных нитей. Невод обычно ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась в ячейках. Невод держался на воде при помощи поплавков, привязанных к краю, по нижнему краю привязывались глиняные или каменные грузила. Рыболовством занимались и зимой, и летом. Каждую зиму мужчины плели неводы из тонких верёвок, латали старые. С приходом весны спускали лодки, запускали длинный невод в реку или озеро и, сидя в лодках тянули его за два конца, окружали участок воды и вытягивали концы на берег. Попадалось рыбы много, но брали только крупную, а мелкую выбрасывали обратно в воду.


Учитель:

Как называется занятие славян связанное с водой?

Учащиеся:

Занятие славян связанное с водой называется рыболовство.

Учитель:

Чем ловили рыбу славяне?

Учащиеся:

Рыбу славяне ловили неводом и сетями.

Учитель:

Рыболовство сохранилось до наших дней, сейчас существуют специальные морские суда, которые снабжают наше население рыбой, которая продается в магазинах.

ФИЗМИНУТКА

Встаньте. Руки на пояс. Сейчас вам нужно будет слушать внимательно, и выполнять наклон в сторону тогда, когда услышите верное описание:

Славянин крепок, статен, темноволос, светлые голубые глаза, у него были русые волосы.

Выполняйте приседание, если считаете, что такой предмет одежды мог бы быть одет на славянине:

Кафтан, кушак, лапти, туфли на каблуке.

Выполняйте повороты туловища в сторону, если вы думаете что:

Славяне могли долго выносить жару, холод, голод, они были очень смелыми, сильными, славяне были трусливы, были прекрасными воинами.

Учитель:

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним занятием восточных славян это — ОХОТА

Где люди охотились?


Учащиеся:

Люди охотились в лесах.

Учитель:

Правильно, в лесах. Сила и ловкость славян помогала им во время охоты на диких зверей: медведей, кабанов, лисиц, бобров, зайцев. Для охоты использовали славяне рогатину и лук со стрелами. Рогатина это длинная палка с железным острием на конце. С рогатиной охотились на крупного зверя – медведя и кабана. Лук со стрелами использовали для охоты на более мелких животных и на птиц – лебедей, гусей, уток. Мясо диких животных использовали в пищу, а из шкур шили одежду, шапки и обувь.

Учитель:

Что использовали славяне для охоты?

Учащиеся:

Для охоты славяне использовали рогатину и лук со стрелами.

Учитель:

Какое оружие использовали на крупного зверя?

Учащиеся:

На крупного зверя использовали рогатину.

Учитель:

Какое оружие использовали для охоты на мелкого зверя?

Учащиеся:

На мелкого зверя славяне использовали лук со стрелами.

Учитель:

Начинаем знакомство со следующим занятием славян: СКОТОВОДСТВО

Охота и рыболовство давали людям продукты питания. Но их не всегда хватало. Поэтому люди стали разводить животных у себя дома. При раскопках археологи находят остатки костей домашних животных того времени.

Каких домашних животных могли держать славяне?

Учащиеся:

Славяне могли держать корову, овцу, козу, свинью, куриц.

Учитель:

Крупных животных пасли на лугах, где много травы. На зиму животным запасали корм. Скажите, сохранилось ли скотоводство в наши дни?

Учащиеся:

Сохранилось, у нас есть колхозы, совхозы, где содержатся животные, и в некоторых семьях и сейчас есть домашние животные.


Учитель:

А сейчас для того, чтобы познакомиться со следующими занятиями славян мы с вами отправимся в лес. Следующее занятие это СОБИРАТЕЛЬСТВО.

Скажите, а что могли собирать славяне?

Учащиеся:

Собирать славяне могли грибы, ягоды.

Учитель:

Собирательство — это сбор диких ягод, грибов и трав – играло в жизни людей большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостатки муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. В весеннем лесу собирали щавель, дикую капусту, дикий лук. Заготавливали берёзовый сок.

А что могли собирать славяне летом?

Учащиеся:

Летом славяне могли собирать ягоды и грибы, орехи.

Учитель:

Что собирали славяне в лесу?

Учащиеся:

В лесу славяне собирали грибы, ягоды, орехи, побеги трав – крапивы, лебеды, березовый сок.

Учитель:

Мы с вами продолжаем ходить по лесу. Следующее занятие также связано с лесом. Его название сегодня нам не известно. Это БОРТНИЧЕСТВО.

Что же это такое? Я вам подскажу. «Борть» — это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчёлы или лесной улей. Человек, который собирал мед, назывался бортником. Это было очень сложное занятие, которое требовало от людей большого труда, времени и конечно смелости. Как вы думаете, почему?

Учащиеся:

Пчёлы могли ужалить.

Учитель:

Бортники проходили по лесу десятки километров, чтобы найти такие дупла, где жили пчёлы, выбирали из них часть меда – а часть оставляли пчёлам на зиму. Даже простой подъём к борти требовал специальных навыков, определенной сноровки. На дерево залезали с помощью специальных приспособлений.

Учитель:

От чего происходит название занятия БОРТНИЧЕСТВО.

Учащиеся:

Название занятия бортничество происходит от слова борть, т.е. дупло где живут дикие пчёлы.

Учитель:

Кто такие бортники?

Учащиеся:

Бортники – это люди, которые собирают мёд диких пчёл.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся:

Сегодня на уроке говорили об основных занятиях восточных славян.

Учитель:

Сейчас вы будете работать с компьютером. Встали все тихонечко и подошли к компьютерам.

У вас на слайде есть набор слогов, из которых вам нужно составить названия основных занятий восточных славян. Записывайте в тетрадь, потом проверим.


Учитель:

Какие слова у вас получились?

Учащиеся:

Земледелие, охота, рыболовство, собирательство, скотоводство, бортничество

Учитель:

Сейчас вам нужно выполнить задания в виде теста, которые также находятся на компьютере.

Учащиеся:

РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО, СВЕТЕ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ




Учитель:

Молодцы! Сейчас переходим к следующему заданию, которое находится на следующем слайде. Вам нужно будет выбрать правильны ответ. Если вы услышите вот такой звук … (ЗВУК НА СЛАЙДЕ) – значит, вы ответили правильно, если услышите вот такой звук … (ЗВУК НА СЛАЙДЕ) – значит, вы ответили не правильно.


Приступаем к выполнению задания.



  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

Перейдите на следующий слайд. Вам даны овалы трех цветов.

Овал зеленого цвета означает – мне сегодня на уроке было легко и интересно

Овал желтого цвета означает – мне сегодня на уроке было интересно, но я немного затруднялся

Овал голубого цвета означает – мне на уроке было неинтересно.

Вам нужно выбрать овал одного цвета, который бы означал то, что вы сейчас чувствуете и щелкнуть мышкой по нему.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

I ГРУППА ( ДИМА, МАРИНА, МАКСИМ, ВЛАД) СТР.53 — 62, ЧИТАТЬ, ответить на вопросы, нарисовать рисунок, соответствующий какому либо занятию славян

II ГРУППА (СВЕТА) СТР. 53 — 62 , ЧИТАТЬ, — нарисовать рисунок, соответствующий какому либо занятию славян

III ГРУППА СТР.53 — 58, ЧИТАТЬ, — нарисовать рисунок, соответствующий какому либо занятию славян




[15]


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Михаил Исаковский"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: