Конспект урока по истории в 9 классе «Повторение. Великая Отечественная война»





Конспект урока по истории в 9 классе «Повторение. Великая Отечественная война»

.

разработала учитель ГКОУ школы-интерната

ст-цы Староминской Краснодарского края

Капуста Светлана Леонидовна

Цель: в игровой форме повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.

Задачи:


образовательные: закрепить знания о битвах, датах, характере Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне; значении победы в Великой Отечественной войне,

коррекционно — развивающие: развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; дать учащимся возможность проявить находчивость, творческую активность.

воспитательные: формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Оборудование:

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.», портреты и карточки с фамилиями героев войны, карточки с датами и названиями решающих битв войны, сигнальные карточки, карточки с заданием для самостоятельной работы, экспонаты для импровизированного музея, аудиозапись.

Ход урока.

  1. . Оргмомент.

II. Актуализация знаний..

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Повторение пройденного материала.

Учащиеся выполняют задания.

Задание 1. Трагическое начало.

Задание 2. «Решающие битвы войны».

Задание 3. «Галерея славы».

Задание 4. «Третий лишний».

Задание 5. «Музей».

Задание 6. Определи событие.

Задание 7. «Вов и цифры».

V. Подведение итогов.







I. Оргмомент.


II. Актуализация знаний.


Звучит аудиозапись «фанфары».


Учитель читает стихотворение (возможно опережающее задание ученику — выучить стихотворение наизусть)


Мы по дорогам пыльным с боем шли.

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали кровью поливая.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали…


— О чём это стихотворение? (ответы детей)

— Какие чувства оно у вас вызывает? (ответы детей)

— Почему именно этим стихотворением мы начали наш урок? (ответы детей)


III. Сообщение темы и целей урока.


— В течении нескольких уроков мы с вами изучали одну большую тему. Как она называется? (ответы детей)

— Сегодня мы заканчиваем изучение данного раздела и с новым материалом знакомиться не будем. Как вы думаете, как может называться тема последнего урока, после изучения раздела? (ответы детей)

— Тема нашего урока: «Повторение. Великая Отечественная война».

(слайд 1)

— Учитывая тему урока, определите задачи урока с помощью опорных слов:

закрепить

повторить





— Итак, сегодня на уроке мы с вами закрепим знания и повторим изученный материал о битвах, датах, именах и подвигах людей в Великой Отечественной войне.

— Кратко вспомним, о чём пойдёт речь.

(чтение стихотворения учителем, параллельно иллюстрация событий в форме слайдшоу)


Вот сорок первый год, конец июня, (слайд 2 – 17)

И люди спать легли спокойно накануне.

Но утром уже знала вся страна,

Что началась ужасная война.

Страна цвела. Но враг из-за угла,

Свершил полёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять отечество родное.


И было много страшных битв,

В которых враг проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой,

В котором мы врагу сказали гордо: «Стой!»


Конечно вспомнить надо

И окружение врага под Сталинградом,

И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.

Был Гитлер, что напал на нас уже не рад.


Фашистских оккупантов побеждали,

До самого Берлина немцев гнали.

Был взят Берлин, и на рейхстаг

Был гордо водружён наш флаг.


— Я призываю вас к активной дружной работе, зовите на помощь внимательность, сообразительность. В бой.


IV. Повторение пройденного материала.


Задание 1. «Трагическое начало».


— Вспомните даты, когда проходила Великая Отечественная война?

(ответы детей)

— Как назывался план, разработанный немецким командованием, по захвату СССР? В чём он заключался? (ответы детей)

— Покажите на карте направления движения немецких войск в момент нападения на СССР? (карта на доске)


Задание 2. «Решающие битвы Вов».

(на доске учитель вывешивает в произвольном порядке карточки с названием битв и временем, когда они происходили)


— Как вы думаете, какую работу мы можем выполнить с этим материалом? (ответы детей)

— Нужно вспомнить хронологию событий, выстроить ленту времени.

Выбрать табличку с названием битвы, подобрать дату события, назвать значение битвы, найти на карте и показать, обозначив флажком.

название битвы

дата

значение (примерные варианты ответов)

г. Брест

22 июня 1941г

Начало Вов. В крепости находилось 3500 солдат. Но они с невероятной отвагой и мужеством защищали крепость от неприятеля.

Битва за Москву

декабрь1941г–

апрель 1942

Первое крупное поражение фашистской армии с начала Второй мировой войны. Первая победа Советской армии, которая вдохнула надежду и уверенность в разгром врага.

Блокада Ленинграда

сентябрь 1941-

август 1944

Ленинградцы выстояли и выжили. В тяжелейших условиях они продолжали работать и выпускать боеприпасы для защитников города. Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Их подвиг служил во время войны примером стойкости для всех советских людей.

Сталинградская битва

июль 1942 –

февраль 1943

Советские войска измотали крупную вражескую группировку, а затем окружили и полностью уничтожили её.

Битва на Курской дуге.

Июль 1943

Произошло грандиозное танковое сражение. Коренной перелом в ходе Вов в пользу Красной армии, советские войска наступали по всему фронту.

г. Берлин

8 мая 1945

Подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Окончание войны.


Задание 3. «Галерея славы».


— Если бы вам предложили организовать «Галерею славы воинов Вов», чьи портреты вы бы туда поместили и почему?

— Мы с вами сейчас попытаемся создать свою «Галерею славы воинов Вов».

(На доске в произвольном порядке учитель помещает портреты воинов разных времён и карточки с именами героев. Учащиеся выходят по одному и выбирают портрет и подпись к нему, и создают импровизированную галерея славы, предварительно объяснив свой выбор ).

Портреты: Георгий Константинович Жуков

Александр Невский

майор Гаврилов

Виктор Талалихин

Неизвестный солдат

Михаил Илларионович Кутузов

Дмитрий Михайлович Карбышев

— Почему портреты не всех героев вы выбрали? (ответы детей)


Задание 4. «Третий лишний».


Тест (задание выполняется индивидуально, учащиеся должны зачеркнуть лишнее слово; после выполнения обмениваются с соседом по парте и выполняют взаимопроверку, затем учитель открывает слайд 18 с ответом для сравнения)_


  1. Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Гражданская война.

  2. Освободительная, справедливая, захватническая.

  3. Чапаев, Жуков, Рокоссовский.

  4. Фашисты, белые, советские воины.


Задание 5. «»Музей».

— Как люди стараются увековечить память о тяжёлых днях войны? (ответы детей)

— У нас в классе есть свой импровизированный музей. Какие вещи люди стараются сохранить в музее? (ответы детей)

— Давайте внимательно рассмотрим вещи, которые хранятся в нашем музее.

(можно разместить: котелок, кисет, шерстяные носки, сапёрную лопату, письмо — фронтовой треугольник, книгу «Дневник Тани Савичевой», 125г хлеба и т.д. Ученики по одному подходят к стенду с предметами, задача – взять предмет и объяснить, почему он находится в музее.)


Задание 6. Определи событие.

— О каких событиях Великой Отечественной войны повествуют стихотворные строки.


«Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Все каких-то пять минут осталось…»


« Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых смелых твоих сыновей…»


«Скрипят, скрипят по Невскому полозья,

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюлях воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и живых…»



Задание 7. «Вов и цифры»


Учитель показывает табличку с цифрой, учащиеся называют, как она связана с Вов.


6 лет – длилась Вторая мировая война.

1418 дней – длилась Великая Отечественная война.

900 дней – длилась блокада Ленинграда.

200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.

27 млн. чел. – погибли за время войны


V. Подведение итогов.


— Наш урок подходит к концу. О чём говорили сегодня на уроке? (ответы детей)

— Сегодня вы меня порадовали, все очень старались. Особенно хочется отметить:

чёткость….

внимательность…

собранность…

старательность… и т.д.

— Ребята, какой же вывод мы можем сделать после изучения таких драматических и героических событий этого тяжелейшего испытания для СССР, которые привели в итоге к великой победе? (ответы детей)


Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойно заснут города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

Пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!


— Я предлагаю почтить память всех погибших за годы Великой Отечественной войны минутой молчания.


— На этом наш урок окончен.


Примечание.

Проведение физминутки варьируется в зависимости от степени утомляемости учащихся.



Список литературы.

1. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный — развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).

2. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учебник для 9 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 312 с.: ил.

3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. –метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с. – (Коррекционная педагогика)

Свежие документы:  Географический диктант по теме «Миграции населения» 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: