Конспект урока по предмету «История России» в 8 классе «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 г.г.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»














Конспект урока по предмету

«История России»
в 8 классе

«Заграничные походы русской армии.

Внешняя политика в 1813-1825 г.г.»







Подготовили:

учитель истории и обществознания

Кузьмина Ольга Владимировна

















г.Троицк

2015 год

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 г.г.

Цель: определить основные направления внешней политики России в 1813-1825 г.г.

Задачи:

Личностные:

— воспитать чувство само- и взаимоуважения;

— развивать сотрудничество при работе в парах, группах;

— формировать интерес к истории как науки.

Метапредметные:

— развивать речь учащихся;

— формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия;

— развивать у учащихся самостоятельность, внимательность при поиске ошибок.

Предметные:

развивать умение работать с учебником, овладение понятиями заграничные походы русской армии, 1813-1815 г.г.; «Битва народов», 4-7 октября 1813г.; Венский конгресс, сентябрь 1814 г. – июль 1815г.; Священный союз, 1815 г.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах, коллективная


Средства обучения: проектор, презентации, учебник «История РосcииXIX век» Данилов А.А.. Косулина Л.Г. , карточки с заданием для самостоятельной работы в группах, магнитные доски, магниты


Основные понятия и даты, изучаемые на уроке:

заграничные походы русской армии, 1813-1815 г.г.;

— «Битва народов», 4-7 октября 1813г.;

— Венский конгресс, сентябрь 1814 г. – июль 1815г.;

— Священный союз, 1815 г.

! закрепить знания об Отечественной войне 1812г. (ходе, характере, значении);

! развивать навыки анализа текста, исторических документов, работы с картой;

! формировать навыки выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы


Оборудование: Учебник: История России Давыдов, Косулина


Организация рабочего пространства:

парты расставлены попарно (4 пары), учащиеся в самом начале урока делятсяна 4 группы и рассаживают за столы; 1 магнитная и 1 интерактивная доски на передней стене класса; карта «Отечественная война 1812года. Заграничные походы русской армии»






Ход урока:

  1. Орг. момент

Информация об ордене М.И.Кутузова

За ответы – орденские планки к Ордену Кутузова по степеням:

1 степени = «5»; 2 степень = «4»; степень = «3».


  1. Проверка домашнего задания:

Параллельно идут:

словарная работа (один учащийся у магнитной доски);

работа по составлению хронологической таблицы Отечественной войны 1812 года (двое учащихся);

блиц-опрос (класса)

  1. Словарная работа

Слово

Пояснение

В связи с какими событиями упоминалось

1

Амнистия

освобождение от судебного наказания

Деятельность Негласного Комитета

2

Манифест

торжественное письменное обращение верховной власти к населению

Манифест о восшествии на престол: «управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины II»

3

Адьютант

офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений

Д.Давыдов – инициатор создания армейских партизанских отрядов, адъютант П.И.Багратиона;

Поэт Глинка адъютант генерала Милорадовича

4

Маневр

передвижение войск на театре военных действий

Тарутинский маневр

5

Инфантерия

пехота

М.И.Кутузов, П.И.Багратион – генералы от инфантерии

6

Ополчение

войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах

Ополчение каких городов принимало участие в войне 1812г.

7

Флеши

земляные укрепления

Бородинское сражение, Багратионовы флеши

8

Фураж

корм для лошадей

Смоленское сражение


  1. Знание хронологии ОВ 1812г. (расставить события в хронологическом порядке (при проверке – краткий сопроводительный рассказ):

    1

    В. п. июля

    Соединение 1 и 2 русских армий

    2

    н. августа

    Смоленское сражение

    3

    август

    Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим

    4

    26 августа

    Бородинское сражение

    5

    1 сентября

    Совет в Филях (вопрос о Москве)

    6

    2 сентября

    Русская армия покидает Москву;

    7

    сентябрь

    Тарутинский маневр

    8

    октябрь

    Сражения под Тарутиным и Малоярославцем

    9

    ноябрь

    Переправа через Березину

  2. Что представляет из себя Российская империя на рубеже веков?

Территориальные владения

Крупнейшая по территории держава мира

Численность населения

Возросла в 4 раза

Национальный состав

Многонациональное государство

Вероисповедания

Православие, ислам, буддизм, иудаизм, язычество

Основные сословия

Дворянство, духовенство

Крестьянство – более 90%

Мещанство, купечество, казачество

Какому обществу присуще сословное деление

Аграрному (ведущая роль принадлежит с/х) ;

Большинство крестьян и работников пром. предприятий – в крепостной зависимости

Политический строй

Самодержавие

Управление страной

Император – гос. аппарат – губернаторы и наместники

Способ занятия престола

Убийство отца (пытался лишить его права наследования престола)

Негласный комитет (деятельность)

Перечислить реформы

Война 1812 г.

Каковы причины ОВ 1812г.?



По хронологической таблице, используя карту, расскажите о войне 1812г.

Каковы причины победы Русской армии?

Каково историческое значение ОВ 1812г.?


  1. Работа над новой темой:

Проблемный вопрос:

Могла ли Россия обойтись без заграничных походов?

Какой характер носили заграничные походы русской армии?

План работы с новой темой:

Содержание


Кто объясняет материал

Записи в тетрадях

Направления внешней политики Александра 1:

европейское

восточное

1

Начало заграничных походов

учитель

Начало хронологической таблицы

2

Смерть М.И.Кутузова

3

Завершение разгрома Наполеона

5-я антифранцузская коалиция


Учащиеся

Карта (атлас)

Продолжение хронологической таблицы;

сверка со слайдом

4

Венский конгресс

5

Священный союз

6

Восточный вопрос

7

Россия и Америка

самостоятельная работа учащихся с последующим озвучиванием

Продолжение хронологической таблицы;

сверка со слайдом

Заграничные походы – (1813 – 1815).

После окончания победоносной войны 1812 года казалось, что длительному противостоянию Франции и Российской империи пришел конец. Люди хотели мира, необходимо было восстановить страну после войны.

С изгнанием армии Наполеона из России война не окончилась. Кутузов выступал против продолжения войны, а Александр- за.

Подумайте, какие аргументы в пользу своей точке зрения могли выдвигать полководец и император?





КУТУЗОВ

АЛЕКСАНДР I

Нет смысла в том, чтобы кровью русских солдат освобождать Европу. Русская армия понесла большие потери в Отечественной войне, она истощена. Поэтому в новой войне она столкнётся с огромными трудностями.

Если дать Наполеону передышку, то Европа по-прежнему останется в его власти и сохранится угроза русской армии на Немане. При продолжении войны можно рассчитывать на поддержку Пруссии.

13 января 1813 – начало заграничных походов русской армии.

Как вы считаете в чём заключалась цель заграничных походов русской армии?

Цели заграничного похода русской армии 1813-1814 гг.

  1. Освобождение стран западной Европы от французского владычества.

  2. Окончательно покончить с захватническими планами Наполеона.

  3. Усиление влияния Российской империи в Европе.

В январе 1813 г. русская армия форсировала Неман. Начало похода было успешным для Российской империи. Почти без боя заняли Польшу, ряд городов Германии.

Европейцы встречали русских солдат ,как освободителей с радостью, многие присоединялись к русской армии.

В марте 1813 г. русские вошли в Берлин. Заняли Гамбург. После этого на сторону России перешла Пруссия. Все новые и новые союзники появлялись у Российской империи, казалось, что в скором времени Наполеон будет уничтожен.

К несчастью, находясь в Пруссии, М.Кутузов простудился и несмотря на все усилия врачей 28 апреля 1813 г. скончался в городе Бунцлау. Тело полководца забальзамировали и отправили в Петербург. 25 июня 1813 г. его торжественно похоронили в Казанском соборе

Главнокомандующий русской армией назначен П. Витгенштейн.

В это время Наполеон собрал новые силы. В конце апреля в двух больших сражениях при Лютцене и Бауцене русско-прусских войско ждали неудачи, они потерпели поражение.

Но существенно изменить расстановку сил в Европе это уже не помогло.

С 25 мая 1813 г. Новый главнокомандующий- Барклай – де – Толли.


Лето 1813 г. создание 6 антифранцузской коалиция в составе России, Пруссии, Австрии, Англии, Швеции.

Задания для групп (работа в группах):

Группа 1

Завершение разгрома Наполеона. 6-я антифранцузская коалиция

  1. Вспомните: что такое «коалиция»?

  2. Продолжите составление хронологической таблицы

  3. Расскажите о событиях, при которых создавалась 5-я антифранцузская коалиция

  4. Какие государства в неё вошли?

  5. Покажите на карте Лейпциг. Почему сражение под Лейпцигом названо «битвой народов»?

  6. Каковы были результаты сражения?

26 – 27 августа 1813 – победа Наполеона под Дрезденом.

29—30 августа 1813 – разгром русско-прусско-австрийскими войсками французского корпуса генерала Вандама под Кульмом в Богемии (ныне Чехия). Кульмская победа спасла 6 коалицию от распада.

Обе стороны хотели как можно быстрее решить ход военной компании и ждали генерального сражения, которое и состоялось 4-7 октября 1813 г. под Лейпцигом – «Битва народов». У Наполеона было 170 тыс. человек против 200 тысячной армии союзников.

Задания:

-Покажите на карте г. Лейпциг. Почему состоявшееся около него сражение назвали «Битвой народов»? Каковы результаты сражения?

Союзники атаковывали, но это не принесло результатов, более того Наполеон перешел в контратаку, прорвал фронт неприятеля, едва не захватив в плен самого императора Александра I. Жизнь императора была спасена лихой атакой казаков Платонова. К союзникам вскоре подошло подкрепление, они снова перешли в атаку. Войско Французев стала распадаться, части одна за одной бежали, первые это сделали Саксонцы.

19 октября 1813 года Наполеон Бонопард потерпел поражение союзных армий и был вынужден отступить за реку Рейн во Франции. За реку Рейн Наполеон отвел только 60 тыс. солдат, потери противников тоже были велики, но они могли себе это позволить, Наполеон не мог.

Если в январе 1813 года Наполеон владел всей Европой, то в январе 1814 года у него остался только Франция.

Победа была одержана, Наполеон сломлен, но Александр I гнал свои войска вперед к заветной цели в Париж.

18 марта 1814 года, несмотря на сопротивления, столица государства Париж была взята войсками союзников. Александр I на белом коне лично въехал в ворота побежденного города. Французские дамы кидали ему букеты и кричали «О, спаситель». Александр говорил: « Что теперь скажут в Петербурге? Ведь, право же, было время, когда у нас, величая Наполеона, меня считали за простачка?»

Наполеон после этого должен был сдаться и отречься от престола. Союзники отправили его в ссылку на небольшой остров Эльба рядом с Итальянским побережьем.


Задания для групп (работа в группах):

Группа 2

Венский конгресс:

  1. Вспомните, что такое «Венский конгресс»?

  2. Каков был состав участников?

  3. Какие государства имели решающий голос?

  4. Каковы цели созыва?

  5. Какие решения были приняты?

  6. Какое событие заставило участников конгресса прервать работу?

  7. Каков был финал карьеры Наполеона?

После этого в сентябре 1814 года в Вене столицы Австрии собрался конгресс стран победительниц.

1 сентября 1814г.-9 июня 1815г.- Венский конгресс.

Главную роль играли: Россия, Англия, Австрия, Пруссия и королевская Франция (была восстановлена династия Бурбонов).

Цели Венского конгресса:

— установление такого соотношения сил, при котором ведущая роль в Европе принадлежала бы государствам-победителям Наполеона;

-необходимость территориального передела;

-восстановление прежних династий в европейских государствах;

-борьба с революционным движением.

Интересы России: АлександрI настаивал на передаче России Герцогства варшавского на том основании, что она вынесла на своих плечах основную тяжесть войны с Наполеоном.

Территориальный вопрос согласно Венскому вопросу. Заполните таблицу:

Страны

Приобретённые территории

Россия


Англия


Австрия


Пруссия


Франция была восстановлена в границах 1792.

Решения:

  1. Восстановление европейских границ до 1792 г.;

  2. Австрия, Пруссия, Англия получали новые земли;

  3. России передали царство Польское

  4. Создание Священного союза для обеспечения мира в Европе

Во Франции была восстановлена власть династии Бурбонов, ограниченная конституцией.

Однако союзником предстояло решить еще одну проблему, зимой 1815 года Наполеон сбежал с острава Эльба. Он высадился во Франции и начал собирать войско.

1 марта 1815 – с отрядом в 1100 человек Наполеон высадился на юге Франции. (20 марта — 22 июня 1815 года) так начались знаменитые «Сто дней Наполеона».

Бывшему императору удалось захватить большую часть Франции и захватить Париж. Провозгласил себя императором, но его время уже прошло.

Были быстро собраны силы союзных войск, которые по численности превосходили над французскими.

18 июня 1815 в битве при Ватерлоо французы потерпели сокрушительное поражение.

Наполеон сдался в плен к англичанам. Англичане опять отправили бывшего императора в ссылку на остров Святой Елены в южной части Атлантического океана.

С острова Святой Елены Наполеон уже не смог выбраться, он закончил свою жизнь в 1821 году.

Французские войны, которые почти 20 лет терзали, Европу закончены.


Война закончена, но страх перед ней все еще терзал сердца Европейцев. Во многом по этому, в конце Венского конгресса по инициативе Александра I была создана организация, которая получила свое название «Священный союз».

Задания для групп (работа в группах):

Группа 3

Священный союз (СС) :

  1. Когда был создан СС?

  2. По чьей инициативе?

  3. Для чего?

  4. Из-за чего возникали разногласия стран-участниц союза?

26сентября 1815 — создание Священного Союза. (Россия, Пруссия, Австрия, затем к нему присоединились почти все Европейские страны кроме Англии, Османской империи, Папского государства).

Цель:

  1. Подавление революционных движений в Европе.

  2. Сохранять границы согласно Венскому конгрессу.

  3. Укреплять прежних феодальных династий.

В Союзе доминировала Россия.

Решение:

  • право военного вторжения в страну, где начиналась революция.

Восточный вопрос

Задания для групп (работа в группах):

Группа 4

Восточный вопрос (ВВ):

  1. Чем был вызван ВВ?

  2. Какаю идею вынашивал Александр в отношении Балкан?

  3. Почему не был решён ВВ ?

  4. Как это отразилось на СС?

При ответе группы классу даётся проблемное задание: предположите, как должен был действовать Александр в ситуации с греческим восстанием, учитывая договорённости , лежащие в основе Священного союза?

Борьба европейских держав за раздел владений Османской империи (Турции)

«Восточный вопрос» для России: проблема свободы проливов Босфора и Дарданеллы для российских судов и помощь балканским народам в их борьбе за свободу и независимость от Османской империи. Обеспечение безопасности черноморского побережья России, создание благоприятных условий для развития Новороссии, защита торговых интересов России в черноморском регионе.

После Отечественной войны действия России в восточном вопросе были связаны с поддержкой борьбы балканского народа за независимость.

В марте 1821г. вспыхнуло греческое восстание.

В 1821 – восстание в Греции против турецкого господства.

1824, 1825 – попытка Александра l организовать коллективное воздействие на Турцию.

Восстание в Греции противоречило принципам Священного Союза.

6 августа – объявление Александра l о «самостоятельности в турецких делах».

Это решение означало о фактическом распаде Священного Союза.

Политика России претерпевала изменения от открытого осуждения греческого восстания до попытки оказать ему содействие силами европейских государств. В конце концов, принятие решения действовать самостоятельно и оказать помощь Греции.

Выводы:

Отечественная война и заграничные походы русской армии, закончившиеся полным разгромом крупнейшей и самой сильной европейской и мировой державы начала XIXвека- наполеоновской Франции,- привели к тому, что Россия на несколько десятилетий стала ведущей мировой державой, оказывавшей определяющее воздействие не только на европейскую, но и на мировую политику.



Россия и Америка

При Александре I Россия укрепилась в Америке. В 1804 г. на Аляске возник Новоархангельск. В 1808 г. были установлены дипломатические отношения с США. В 1812 г.основана русская колония в Калифорнии.

В 1821г. Россия объявила о своих исключительных правах на Аляску и вскоре закрепила ее договорами с США и Англией.

Заполнение хронологической таблицы в тетрадях.

Применение новых знаний: выводы, подведение итогов

Домашнее задание: Параграф 5 + конспект;

Контурная карта с.4-5; атлас с.6-9

Подведение итогов: рефлексия, оценки.




















Задания «про запас» (исходя из уровня работоспособности класса)

1.Проверочный тест по теме «Война 1812 года»):

1

Кто был командующим 1-й русской армии в ходе Отечественной войны 1812 г.

1.Пётр Иванович Багратион

1-4

2.Денис Васильевич Давыдов

3.Михаил Михайлович Сперанский

4. Михаил Богданович Барклай -де-Толли

2

Сражение под Малоярославцем в ходе Отечественной войны 1812 г.

1.завершило разгром наполеоновских войск на территории России

2-1

2.позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям

3.привело к распаду антинаполеоновской коалиции

4.заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге

3

Кто руководил партизанским отрядом в ходе Отечественной войны 1812 г.

1.Пётр Иванович Багратион

3-2

2.Герасим Матвеевич Курин

3.Николай Николаевич Раевский

4.Александр Петрович Тормасов

4

Что было главной причиной победы России в Отечественной войне 1812 г.

1.всенародный характер войны

4-1

2.недостаточный боевой опыт французской армии

3.суровый русский климат

4.информированность русского командования о стратегических планах Наполеона

5

В результате победы России в Отечественной войне 1812 г.

1.к России отошло побережье Средиземного моря

5-2

2.возрос международный авторитет России

3.Александра I провозгласили «императором французов»

4.Франция присоединилась к континентальной блокаде



1

Кто был командующим 2-й русской армии в ходе Отечественной войны 1812 г.

1.Пётр Иванович Багратион

1-4

2.Денис Васильевич Давыдов

3.Михаил Михайлович Сперанский

4. Михаил Богданович Барклай -де-Толли

2

Сражение под Смоленском в ходе Отечественной войны 1812 г.

1.завершило разгром наполеоновских войск на территории России

2-2

2.убедило русскую армию в том, что «непобедимого» врага можно бить успешно

3.привело к распаду антинаполеоновской коалиции

4.заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге

3

Кто руководил партизанским отрядом в ходе Отечественной войны 1812 г.

1.Пётр Иванович Багратион

3-2

2. Николай Николаевич Раевский

3.Денис Васильевич Давыдов

4.Александр Петрович Тормасов

4

Что было одной из причин победы России в Отечественной войне 1812 г.

1.плохое снабжение русской армии

4-1

2.мужество и героизм русских солдат и офицеров

3.суровый русский климат

4.информированность русского командования о стратегических планах Наполеона

5

В результате победы России в Отечественной войне 1812 г.

1.к России отошло побережье Средиземного моря

5-2

2.возрос международный авторитет России

3.Александра I провозгласили «императором французов»

4.Франция присоединилась к континентальной блокаде



2. Известные высказывания:

Высказывание

Чьё и по какому поводу

1

«Я должен был остановить выбор на том, кого наметил глас народа. Я умываю руки»

Александр 1;

назначение М.И.Кутузова главнокомандующим

2

«Самое страшное из всех моих сраженийэто то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»

Наполеон о Бородинском сражении

3

«Если неприятель займёт Москву, то расплывётся в ней, как губка в воде, и я буду свободен действовать, как захочу»

М.И.Кутузов;

решение об оставлении Москвы

4

«Армии больше нет»

Наполеон;

гибель «Великой» французской армии

5

«Война окончилась за полным истреблением неприятеля»

М.И.Кутузов об окончании ОВ 1812г.







































Использованная литература:

1. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. Учебник 8 класс.

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки по истории России XIX века. 8 класс.

3. Е. В. Тайкова. Инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры. История 5 – 11 классы. Издательство «Учитель».

4. В. Соловьев. История России для детей и взрослых. «Белый город», М., 2003.



Свежие документы:  Россия в переломных моментах своей истории во второй половине XX века, 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: