Конспект урока по всеобщей истории в 11 классе «Основные циклы холодной войны»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Межозерная средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуральского района Челябинской области











Конспект урока по всеобщей истории

в 11 классе

«Основные циклы холодной войны»







Подготовила учитель истории и обществознания
Халитова Зиля Закиевна



















п Межозерный, 2014

Аннотация

Изменения, происходящие в российской системе образования направлены не только на обновление содержания изучаемых предметов, но и на переосмысление подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Важно, чтобы учащиеся не были пассивным объектом воздействия, а самостоятельно могли обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, обратиться к социальному опыту — своему и своих одноклассников, вступали в коммуникацию друг с другом, совместно решали поставленные задачи, преодолевали конфликты, находили общие точки соприкосновения, а при необходимости шли на компромиссы. Развить указанных умения и навыки учащихся позволяет проектная технология. Она основана на творческом сотрудничестве школьника и учителя и способствует развитию таких важных качеств ребенка как:

  • готовность к планированию;

  • гибкость (если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не станет генератором идей, мыслей);

  • настойчивость в решении трудных проблем;

  • готовность исправлять свои ошибки;

  • умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности и отслеживать ход рассуждений.









Тема урока. «Основные циклы «холодной войны»

(урок-исследование)

Место урока – завершает и обобщает изучение темы «Международные отношения во второй половине ХХ века».

Образовательные цели урока:

  • создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о характере и тенденциях развития международных отношений на протяжении второй половины ХХ в., актуализировав исторические факты и общественно-политические инициативы;

  • создать условия для самостоятельных выводов учащихся о факторах образования и ликвидации международных противоречий в условиях биполярного мира.

  • Способствовать совершенствованию познавательных умений старшеклассников:

  • локализовать исторические факты в рамках определенных исторических периодов;

  • составлять хронологические комплексы на основе учебной информации;

  • сравнивать однородные факты и делать выводы;

  • сопоставлять позиции противоборствующих сторон и выяснять причинно-следственные связи;

  • формулировать оценочные выводы;

  • прогнозировать тенденции развития международных отношений на основе анализа уроков прошлого столетия и современной ситуации.

Оборудование

  1. Учебник Н.В.Загладин. Всеобщая история. ХХ век. 11 класс. 9-е издание. М., «Русское слово» , 2010.

  2. Задания для групповой работы.

  3. Алгоритм работы в группе.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Для групповой работы на уроке формируются 4 группы по 5-6 человек.

Ход урока.

1 этап. Вызов.

Проводится беседа с учащимися по следующим вопросам:

Индивидуально или в парах сформулируйте американскую и советскую концепции послевоенного устройства мира.

Что такое «холодная война»?

Определите хронологические рамки «холодной войны».

Каковы причины «холодной войны»?

Как можно графически изобразить характер “холодной войны”? Объясните почему?

Завершая обсуждение, учитель делает вывод о том, что в графическом отображении «холодной войны» в виде кривой линии, можно указать пики обострения международной напряженности и ее смягчение, т.е. можно выделить определенные циклы мировой политики.

Стадия вызова состоялась, если учащиеся самостоятельно определят, что «холодную войну» нельзя изобразить ровной непрерывной линией, а только в виде графика, волнообразной кривой.

Наша задача – выделить циклы мировой политики второй половины ХХ века, определить их хронологические рамки и отобразить это графически.



2 этап. Осмысление.

Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагается прочитать соответствующую часть в учебнике (1 группе – параграф 30-31, до с.245; 2-ой группе с.245-248; 3-ей – с. 248-253; 4-ой – с. 253-255). В течение 15 минут происходит работа в группах. После знакомства с новой информацией параграфов, каждой группе необходимо составить график развития “холодной войны”. С этой целью предложен следующий алгоритм работы в группе:

1 шаг – на ленте времени второй половины ХХ века отметьте даты, свидетельствующие о росте или потеплении международных отношений.

2 шаг – выделите событие, которое является, по- вашему мнению, пиком “холодной войны”.

3 шаг – нарисуйте график, который отражает рост и падение напряженности относительно пика “холодной войны”

4 шаг – представьте результаты своей работы на доске и прокомментируйте.

Каждая группа работает с конкретным историческим периодом: всего выделяется 4 периода:

— 1946 – 1953 гг.;

— 1953 – 1964 гг.;

— 1964 – 1985 гг.;

— 1985 — 1991 гг.

Затем каждая группа на доске вычерчивает график, поясняет свою точку зрения, отвечает на вопросы других групп и вносит коррективы в своей части графика, если такая необходимость возникает. В результате работы всех групп на доске появляется совместно выполненный график развития международных отношений во второй половине ХХ в.

3 этап. Рефлексия.

Учитель организует обсуждение содержательных результатов деятельности на уроке по следующим вопросам:

определите хронологические рамки циклов мировой политики.

Укажите причины цикличности.

Как вы думаете, почему «холодная война» так и не переросла в «горячую»?

Кто, по-вашему, мнению, победил, и кто проиграл в «холодной войне»? Аргументируйте свой ответ.

  1. Домашнее задание.

Эссе на тему: «Преимущества и недостатки двухполюсного мира». Решение данной проблемы мотивирует учащихся к более вдумчивому изучению на следующем уроке темы «Проблемы и перспективы развития международных отношений в конце ХХ – начале ХХI века».











Список использованной литературы.

1. Поурочное планирование к учебнику «Всеобщая история XХ век», Загладин Н.В.: Учебник для 11 класса средних общеобразоват. учреждений. — 9-е изд., М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007. 

2. Учебник Н.В.Загладин. Всеобщая история. ХХ век. 11 класс. 9-е издание. М., «Русское слово» , 2010.

Интернет – ресурсы.

https://school-collection.edu.ru/

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Yummy, yummy"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: