Конспект урока с презентацией на тему «Начало Великой Отечественной войны»


МБОУ Большеивановская СОШ












Разработка урока


на тему «Начало Великой Отечественной войны»







Подготовила

Тауланова Галина Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ Большеивановская СОШ

Иловлинского района

Волгоградской области


















2014 г.

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны».

   Цель урока:

1. Образовательная:

 — познакомить  учащихся с трагическими событиями в начале войны;

  — раскрыть причины неудач  Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

2. Воспитательная:

 — уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;

— охарактеризовать героизм советских людей;

— воспитывать патриотизм.

3.Развивающая:

 продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

— способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать оценивать.

Методы урока

        По источнику передачи и восприятию информации:

— словесно-наглядный;

— практический.

        По степени самостоятельности мышления:

— проблемный;

— поисковый.

Основные знания:

ход военных действий в начальный период войны, причины неудач Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.

Оборудование: 

компьютер с проектором; кадры военной кинохроники ; аудиозапись военных лет; карта военных действий.

Объем учебного времени : 40 минут.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.                         

       План.

  1. Трагическое начало.

  2. Соотношение сил.

  3. Мобилизация.

  4. Оборонительные сражения Красной Армии.

  5. Причины поражения Красной Армии.

  6. Битва за Москву.

  7. . Блокада Ленинграда.

  8. Краеведческий материал

  9. Подведение итогов урока


  1. Организационный момент.

  2. Фронтальная беседа  

— Здравствуйте! Садитесь! Я рада вас видеть вновь на уроке истории. И так мы начинаем….Мы с вами на прошлом уроке говорили о

внешнеполитической обстановке в Европе накануне Второй мировой войны и о ее начале. Чтобы настроиться на урок давайте вспомним:

1. Что такое фашизм?

2. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года? В результате чего?

3. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?

5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР? Что он предусматривал? Покажите на карте планы гитлеровской Германии.

6. Годы советско-финляндской войны:

7. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

8.  Когда и какими действиями началась вторая мировая война?

9. Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР      тайной для советского руководства?

  Рассказ учителя:  Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии.

А о чем же нам рассказывают документы?

3. Анализ документов: Приложение 1,2,3.

II Мотивация


Учитель: Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

Такою всё дышало тишиной

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

  — Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

« Начало Великой Отечественной войны».

-Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

-Цель урока (учащиеся формулируют самостоятельно)

III. Формирование новых знаний.

Учитель: 22 июня 1941 года вероломно и неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. И первыми врага встретили пограничники.

(выступление учащегося по теме «Защитники Брестской крепости»

После выступления учащийся начинает оформлять учебный проект — плакат

«Великая отечественная война»

Звучит песня «Вставай страна огромная!»

Учитель: В стране начинается мобилизация, все кто мог держать оружие записываются в ряды Красной Армии на защиту Отечества!

Запись нового понятия в тетрадь — мобилизация перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.

Из нашего села на фронт ушли 220 добровольцев.

Учитель: прошу вас ребята подняться

ФИЗМИНУТКА:

Левой, правой шаг вперёд (шагают на месте)

                                 На войну идёт народ.

                                 Смотрим мы по сторонам,

                                 Но не видно врага нам.

                                 Мы склонились над землёй

                                  Слава Родине родной (хлопают в ладоши).

 4. Рассказ учителя:

-23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана  Ставка главного командования (В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников.

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен  Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

по плану «Барбаросса» группа Армии «Север» стремительно двигалась вперед чтобы овладеть городом, который носил имя великого Ленина.

5. Выступление учащегося и просмотр видеоролика «Блокада Ленинграда»

6. Слово учителя:

Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение.  В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

7.Выступление ученицы «Битва за Москву» по презентации.

8. Закрепление.

 Проблемный  вопрос.

Почему  Красная  Армия  потерпела  поражение  в  начале  войны?

Возможные ответы:

Просчеты  Сталина  и  его  окружения  в  оценке  военной  обстановки  и  сроках  начала  войны.

-Переоценка  значения  советско-германского  договора  о  ненападении.

-Войска  не  были  приведены  в  боевую  готовность.

-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

-Отсутствие стратегии ведения отступления.

— Превосходство  гитлеровцев  в  живой  силе  и  технике  на  решающих  направлениях.

Учитель: В начале Великой отечественной войны из нашего села ушло 220 добровольцев — домой не вернулось 118 человек. Давайте вспомним имена солдат, память о которых бережно хранят до сей поры их семьи.

Показ видеофрагмента из социального проекта «Сохраним в памяти» на песню «Журавли»

Учитель: В память о наших земляках и миллионах советских людей погибших в годы той далекой войны — я зажигаю поминальные свечи и объявляю минуту молчания!

Выступление учащегося — презентация прочитанных книгах о Вов.

Рефлексия — учащиеся смайликами оценивают урок

Учитель: оценивает работу учащихся на уроке и дает домашнее задание

Д/З § 29, Таблица «Основные события Великой отечественной войны»

Мини – сочинение на тему: Великая Отечественная война в истории моей семьи»


























Список используемой литературы.

1.Анфилов В.А «Провал «Блицкрига». — М.: Наука, 1974г.
2. Батав П.И «В боях и походах». — М.: ДОСААФ, 1984г.
3. Баграмян И.Х. «Так начиналась война». — М.: Воениздат, 1977г.
4. Военно-энциклопедический словарь. — М.: Воениздат, 1984г.
5. Материалы школьного музея




Ресурсы интернета:

1. www. ru.wikipedia.org































Приложение 1

Документ 1

.Таблица «Соотношение военных сил СССР и Германии перед войной»


        Германия, её союзники

            СССР

Солдаты и офицеры

           190 дивизий

       170 дивизий

Танки

         4,3 тыс.

        9,2 тыс.

Самолеты

         5 тыс.

        8,5 тыс.

Орудия и минометы

         48 тыс.

         47 тыс.






Документ 2

 Соотношение сил и средств перед началом войны между СССР и Германией.

За день до начала войны Гитлер получил последние, уточненные сведения по состоянию сил и средств между Германией и СССР. Их недавно опубликовал один немецкий историк: 

Немецкие силы: дивизии 188, танки 3580, артиллерия и минометы 30000,самолеты, 4000


Русские силы: дивизии 174, танки 15000, артиллерия и минометы 26000, самолеты 6000


Как же на этот период выглядели советские войска? Всего на территории западных пограничных округов насчитывалось 170 дивизий и 2 бригады. Однако стрелковые дивизии пограничных округов имели большой не комплект: Вместо 14,5 тыс. человек по штату, они имели 9-12тыс.; 80-90% вооружения, 25-30% автотранспорта. Бронетанковые войска западных пограничных округов состояли из 20 механизированных корпусов, однако почти все они находились в стадии формирования. Так, 13 механизированных корпусов к началу войны вообще не имели боевой техники и были небоеспособны. Всего в них насчитывалось 1800 тяжелых и средних танков, и из них 1475 новых типов (Т-34, КВ).
Военно-воздушные силы перед войной находились в стадии переформирования и перевооружения. 

В целом противник превосходил советские войска:
по количеству личного состава – в 1,8раза;
по боевым самолётам нового типа – в 3,2 раза; по орудиям и миномётам — в 1.25 раза.





Документ 3


Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

 3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. Культура и искусство в предвоенное десятилетие" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: