Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны


Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны.

Авторы методической разработки: Денисова Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания

Цель урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с историческими фактами коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

Развивающие:

развивать умения учащихся анализировать, делать выводы;

— развивать поисково-исследовательскую работу и творческие способности детей.

Воспитательные:

-способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, города, школы, уважительное отношение к ветеранам Сталинградской битвы, Великой Отечественной войны;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

Опережающее задание: компьютерная презентация «Курская битва», «Форсирование Днепра»

Понятийный минимум:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операция «Уран», «Сатурн», «Кольцо».


Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

23 октября – 3 ноября 1943 г. – битва у Эль — Аламейна.

5 июля – 23 августа 1943 г. – Курская битва

12 июля 1943 года — сражение под Прохоровкой

План урока

1. Оборонительные бои за Сталинград.

2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

3. Сражение под Эль — Аламейном. Значение Сталинградской битвы.

4. В память о Сталинградской битве.

Ход урока

Этап урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. АОЗ

Оргмомент

Мотивация



1. Обеспечение мотивации
















Сталинград – это боль, это муки,

В Сталинграде лишь плач матерей.

Вот берет мать дитя свое в руки

И несется сквозь пули быстрей.

 Реки крови и свист пулеметов

Не забудет дитя никогда.

Горы трупов умерших солдатов

Крики помощи, но в никуда.

  



Чтец: 

Серый дым разрушенных зданий,

Самолет подбитый летит.

Людям нечего есть, голодают,

Много раненых, но врач — дефицит.

 Умирали от пуль, от гранаты,

Замерзали насмерть порой.

Гибли, гибли наши солдаты

В Сталинграде, под Курском, Москвой.



2. Постановка темы, целей, проблемы урока

Попробуйте сформулировать тему урока.



Эпиграфом к уроку я взяла слова Уинстона Черчилля «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…»

— Как вы понимаете эти слова?

-Сегодня в ходе урока мы познакомимся с этапами, ходом, итогом битв входящих в коренной перелом.

Так, что же такое «коренной перелом»? кроме этого нам встретятся следующие термины……..




«Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны».


Ответы обучающихся

  1. ФНЗ




Просмотр фрагмента кинохроники «Сталинградская битва»




Познакомить с этапами, ходом, итогом Сталинградской битвы





















Познакомить с этапами, ходом, итогом Курской битвы




— В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 г. образовался Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы.

Фрагмент фильма

-Каждый день все советские люди слушали сводки информбюро об итогах сражения в Сталинграде. И вот настал долгожданный день…

(аудиозапись «От советского информбюро»)


-Сталинградская битва стала началом коренного перелома, но к этому этапу относятся Курская битва и форсирование Днепра.

Заполнение и анализ рабочих листов


























Презентации обучающихся

  1. Закрепление

Контроль и самоконтроль

-В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.


-А что же происходило у Эль — Аламейна?


















Как вы считаете, какая битва стала началом коренного перелома?


Самостоятельно выполняют задание и проверку, оценивают работу.

















Сообщение обучающихся




(23 октября — 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…)


Аргументы обучающихся

  1. Итог

Рефлексия



  1. Домашнее задание

Исследовать судьбу своей семьи в годы Великой Отечественной войны






































Приложение 1


Рабочий лист №1 – I группа.


Проблемный вопрос:

«Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»

I. Сталинградская битва.

Как называется план окружения немецких войск под Сталинградом?

Цель окружения?








II. Курская дуга.

Каков был план немецкого командования под Курском?








«Коренной перелом в ходе войны»


ДАТА


СРАЖЕНИЕ


РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ



















Рабочий лист № 1– II группа.


Проблемный вопрос:

«Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»

I. Сталинградская битва.

Сколько немецких дивизий было уничтожено в ходе Сталинградской битвы?

Кто возглавлял окруженную немецкую группировку?








II. Курская дуга.

План оборонительных сражений советского командования









«Коренной перелом в ходе войны»


ДАТА


СРАЖЕНИЕ


РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ



















Рабочий лист № 1– III группа.


Проблемный вопрос:

«Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»

I. Сталинградская битва.

Какова была цель танковой группы генерала Манштейна?

Результат её действий?








II. Курская дуга.

Что показало сражение под Прохоровкой?







«Коренной перелом в ходе войны»


ДАТА


СРАЖЕНИЕ


РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ






















Рабочий лист №1– IV группа.


Проблемный вопрос:

«Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»


I. Сталинградская битва.

Результаты операций группы советских войск «Кольцо».








II. Курская дуга.

В честь каких сражений был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?







«Коренной перелом в ходе войны»


ДАТА


СРАЖЕНИЕ


РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ





















Приложение 2


Рабочий лист № 2

1 вар.

1. План наступления советских войск под Сталинградом назывался:

А) «Тайфун», б) «Цитадель», в) «Уран»

2. Значение Сталинградской битвы:

а) развеян миф о непобедимости германской армии,

б) положен конец наступательным операциям вермахта,

в) явилась началом коренного перелома в ходе ВОВ и 2 мировой войны

3. Для оказания помощи оказавшимся в окружении в Сталинграде немецким войскам была создана группа армий «Дон» под руководством

А) Паулюса,

Б) Гота,

В) Манштейна,

Г) Гудериана.

4. Самое крупное в истории встречное танковое сражение состоялось:

А) 18 декабря 1943г. в районе г.Котельниково,

Б) 12 июля 1943г. в районе пос. Прохоровка

В) 17 августа 1943г. на Сицилии

5. Укажите, какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск:

А) измотать противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление

Б) опережающее наступление советских войск

В) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом советских войск




















2 вар.

1. Факторами, обусловившими победу советских войск под Сталинградом, были:

А) мужество и героизм советских солдат,

Б) просчеты немецкого командования,

В) внезапность при проведении контрнаступления,

Г) деморализация войск противника,

Д) предательство фельдмаршала Паулюса.

2. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде

А) 2 февраля 1942 г.,

Б) 2 февраля 1943 г,

В) 2 января 1942 г,

Г) 2 января 1943 г

3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:

А) Гудериан,

Б) Ф. Паулюс,

В) Г. Гот,

Г) В. Лист

4. Главное значение Курской битвы:

А) закреплен окончательный переход стратегической инициативы в руки советского командования

Б) положено начало формированию антигитлеровской коалиции

В) укрепился международный авторитет СССР

5. 5 августа 1943г. в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь:

А) освобождения Харькова

Б) прорыва блокады Ленинграда

В) освобождения Орла и Белгорода


















  1. 2 вар.

    1. А, В, Г;

    2. Б;

    3. Б;

    4. А;

    5. В.

    1 вар.

    1. В;

    2. В;

    3. В;

    4. Б;

    5. А.










































































Свежие документы:  Конспект урока по истории "Гражданская война 1918-1922гг." 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: