Легенды и историческая правда о курганах



Отдел образования и молодежной политики администрации Яльчикского района

МБОУ «Новобайбатыревская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики»



ЛЕГЕНДЫ И

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА О КУРГАНАХ































с. Новое Байбатырево — 2013

Оглавление


Введение…………………………………………………………………………………

3

Глава I. Загадочные курганы Чувашии

4-5

1. Легенды и предания чувашей о происхождении и назначении курганов…….

4

2. Исследование курганов Чувашии

5

Глава II. Курганы водораздела рек Малая и Большая Була…………………….

6-10

1. Тигашевский комплекс памятников………………….………………………….

6

2. Новошимкусский курган

7

3. Уразмаметевский курганный могильник………………….……………………

8

4. Новобайбатыревские курганы……………………………………………………

9-10

Заключение ………………………………………………………………………….….

10

Библиографический список…………………………………………………..………..

11

Приложения………………………………………………………………………………





























Введение

«Тот, кто не знает прошлого — не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя» говорил Вольтер. Только зная прошлое, мы можем понять настоящее.

Впервые люди обратили внимание на отдельные виды археологических памятников — городища, курганы — еще много веков назад. Эти загадочные сооружения пробуждали интерес к прошлому, рождали легенды и предания. Хотя в то время изучение памятников не велось, они имели практическое значение, служа ориентирами, позднее пограничными и межевыми знаками и поэтому часто упоминаются в различных документах. Несколько таких курганов, хранящих тайну, находятся на территории Новошимкусского сельского поселения.

Самым поразительным является то, что на территории Чувашии первые курганные насыпи начали возводиться одновременно со строительством египетских пирамид. Однако пирамиды в дельте Нила всемирно известны, тщательно изучены и навечно внесены в список семи чудес света. Но не менее грандиозное строительство, имеющее общие корни с египетским, развернулось в тот же период в восточноевропейских степях. По своим масштабам оно явно превзошло шедевры древнеегипетской архитектуры, так как велось в течение нескольких тысячелетий. Именно в II и I тысячелетиях до нашей эры на территории современной Чувашии были возведены такие сложные архитектурные сооружения, как курганные насыпи.

Откуда появились курганы в нашем крае? Кто их построил? Каково их назначение? Кем были наши предки? Какой образ жизни они вели? Что окружало их? Эти и другие тайны хранит история. Курганы – лишь небольшая ее частица.

Актуальность этой проблемы видится в том, что без их изучения нет полного представления об историческом прошлом нашего края, а также в том, что нельзя откладывать изучение этого вопроса на будущее – потому что местным населением уже начинают забываться точное местонахождение курганов. Несмотря на то, что история изучения срубных памятников насчитывает, примерно, сто лет, целостное исследование этого региона, практически, не проводилось.

Гипотеза: возможность наличия стоянок людей на территории Новошимкусского сельского поселения в эпоху бронзы.

Цель данной работы определена следующим образом: изучить археологические памятники эпохи бронзы.

В соответствии с целью выделены следующие задачи:

1. Выяснить, кто из ученых и краеведов занимался изучением памятников эпохи бронзы на территории Поволжья.

2. Установить, в каких районах Чувашии и Поволжья найдены курганы.

3. Исследовать курганы, расположенные на водоразделе рек Малая и Большая Була. Выделить их особенности.

Методы решения задач:

1. Анализ литературы.

2. Анализ археологических источников.

3. Анкетирование жителей Новошимкусского сельского поселения.




Глава I. Загадочные курганы Чувашии


1. Легенды и предания чувашей о происхождении и назначении курганов


Согласно мифам, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, — здесь жил Улып-Великан. Улып был огромного роста и обладал богатырской силой. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Высокие сосны были ему только по пояс.

Однажды Улып охотился и забрел на другой берег Суры. Там он увидел поле, сплошь покрытое желтыми стеблями с колосьями. Он спросил у людей, которые работали на этом поле, кто они и что делают.

Улăп

— Мы — русские, убираем созревший хлеб,- ответили ему. С тех пор Улып сам начал корчевать леса и очищенные места засевать рожью.

Когда во время пашни в лапти набивалось много земли, великан снимал их и вытряхивал. На этих местах образовались большие холмы, которые и по сей день зовутся Землей Улыпа.

В предании также говорится о семимильных шагах Улыпа. Наверное, наши предки давно заметили тот факт, что расстояние между курганами в среднем составляет 7 км.

Старожилы рассказывали, что курганы, расположенные на водоразделе рек Малая и Большая Була будто бы построены стрельцами Ивана Грозного во время похода на Казань в 1552 году. На возвышенности огнями подавались сигналы войскам, которые были видны издалека. Местное население из поколения в поколение передавали события XVI века и они до нас дошли вот в таком виде.


Карта похода Ивана IV на Казань


Другими словами, в этом случае народная историческая память оказывается ограниченной сравнительно недавним прошлым и даже в легендах не сохраняет события глубже XIX или максимум XVIII веков.


2. Исследование курганов Чувашии


Изучение археологических памятников Волго-Камского края значительно оживилось после IV археологического съезда, состоявшегося в 1877 г. в Казани. В 1878 г. при Казанском университете было основано Общество археологии, истории и этнографии. На страницах «Известий Общества археологии, истории и этнографии» (ИОАИЭ) печатались материалы о новых археологических памятниках. В частности, со статьями о памятниках Чувашского Поволжья в «Известиях» выступали Н. И. Золотницкий, В. К. Магницкий и другие краеведы.

Свежие документы:  Конспект урока по Физике "Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука" 9 класс

В начале 20 в. на 1-е городище «Хула вырăнĕ» в д. Тигашево Батыревского района обратил внимание наш земляк Турхан Энтри. В 30-40-х гг. он же пишет о Новошимкусском кургане.

В 1926—1927 гг. комплексная Средневолжская экспедиция Государственной Академии истории материальной культуры под руководством П. П. Ефименко проводила археологические исследования в широких масштабах. Участники экспедиции Т.С.Пассек, Б.А.Латынин, П.Н.Третьяков исследовали неолитические стоянки, курганы и городища.

В 50-х тт. развернулись археологические работы на территории Чувашии. В 1956—1959 гг. Г. А. Федоров-Давыдов исследовал Тигашевское и Б. Таябинское городища, отряд

Н. В. Трубниковой проводил раскопки памятников Городецкой культуры. Н. Я. Мерперт изучал курганные памятники срубной культуры на юге Чувашии, а в ее северных районах — курганные группы абашевского времени. Отрядом B. Ф. Каховского открыт и обследован ряд поселений балановской культуры. (Рис.7.)

П

В.А.Городцов

ервооткрывателем срубной культуры является Василий Алексеевич Городцов, который в 1901—1903 гг. в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил свое внимание на скорченные погребения в деревянных рамах — срубах. В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура, получила название срубной. С накоплением археологического материала и расширением ареала культуры исследователи начали обращать своё внимание на локальные различия в среде срубной культуры. В 70-х гг. Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных вводят в научный оборот понятие «срубной культурно-исторической общности», что отражало её культурную неоднородность.

Срубные племена (вторая половина II – начало I тыс. до н.э.) достигли южных районов Чувашии (Батыревский и Яльчикский). Раскопки впервые проведены П.П. Ефименко в 1927 г. – два кургана у д. Новое Байбатырево (Яльчикский район). Костяки лежали в скорченном положении, на левом боку, встречены расчлененные захоронения. Инвентарь: керамика – острореберная и баночные плоскодонные сосуды, медные шилья, бронзовое височное кольцо, покрытое золотой пластинкой. Костяные изделия – обломки свирели и мотыги. Над могилой устанавливался сруб и деревянное сооружение столбовой конструкции с крышей, отсюда и название культуры.

Выявленный в Тигашевском (Батыревский район) кургане скелет гиены (впервые в Чувашии) – ритуальное жертвоприношение, видимо, свидетельствует в пользу теории, согласно которой граница степи и леса в то время проходила севернее современной. Основу хозяйства срубных племен составляло скотоводство, развивается земледелие.

Глава II. Курганы водораздела рек Малая и Большая Була


1. Тигашевский комплекс памятников


Группа разновременных археологических объектов на территории и близ д. Тигашево Батыревского района. Состоит из курганов (не менее 6) эпохи бронзы, 2 средневековых городищ и 4 селищ, могильника 14–15 вв.


Тигашевский комплекс. 2013 г.

В начале ХХ века на 1-е городище «Хула вырăнĕ» обратил внимание Турхан Энтри. Данные о курганах и городищах у деревни Тигашево приведены в рукописи К.В. Элле и Н.А. Архангельского «Древности Чувашской АССР» (1920-е гг.). 1-е городище в разведочном порядке осмотрела в 1927 Средневолжская экспедиция ГАИМК под руководством П.П. Ефименко; в 1956, 1958–59 раскопочные работы на нём провёл 1-й отряд Чувашской археологической экспедиции (ЧАЭ) (Г.А. Фёдоров-Давыдов, А.П. Смирнов). Этот отряд в 1956 г. выявил курганную группу, 3 селища, провёл небольшие раскопки на 2-м городище. 3-й отряд Татарской археологической экспедиции (Р.Г. Фахрутдинов) собрал в 1964 г. небольшой подъёмный материал на 4-м болгарском селище. В 1985 ЧАЭ (В.Ф. Каховский, Б.В. Каховский) продолжила раскопки 1-го городища, открыла и исследовала курган срубной культуры. В 2006 г. небольшие раскопочные работы на 1-м городище провела экспедиция ЧГПУ под руководством Б.В. Каховского.

Группа из 5 сильно разбросанных на пространстве до 200 м в длину распаханных курганов расположена к Востоку от деревни, слева от дороги в с. Батырево. Они остаются неисследованными. В 1985 ЧАЭ провела раскопки ещё 1 кургана в поле в 0,8 км к Юго-Западу от деревни и в 0,2 км к Югу от дороги Тигашево–Именево. Диаметр кургана 9,5 м, высота 0,6 м. В его центре был заложен раскоп 2х2 м, в насыпи встречены обломки срубной керамики, череп человека. Выявлены могильная яма прямоугольной формы (2,4х2,2 м) глубиной в материке 1,1 м, остатки перекрытия ямы из деревянных плах, обнаружены расчленённое захоронение человека (отдельные позвонки, часть тазовой кости и нижняя челюсть), орнаментированный сосуд ручной лепки. Рядом с могилой вскрыта яма (1,8х1,38 м), на дне которой лежал на левом боку (лицом к погребённому) хорошо сохранившийся скелет собаки, являвшейся, вероятнее всего, ритуальным жертвоприношением. Курган относится к памятникам срубной культуры.



2. Новошимкусский курган


Археологический памятник срубной культуры, располагавшийся в 6 км к ЮЗ от с. Новые Шимкусы Яльчикского района. Первое упоминание о нем содержится в «Объяснительной записке к археологической карте Казанской губернии» И.А. Износкова (Казань, 1890); сведения сообщены Новошимкусским волостным правлением.

Информация о Новошимкусском кургане приводится в материалах 1920–40-х гг. (А.В. Васильев (Турхан Энтри), М.Н. Николаева, К.В. Элле, И.Т. Тихонов, Н.Р. Романов и др.), публикациях и археологических картах 1950–60-х гг. (В.Ф. Каховский, П.Д. Степанов).


с. Новые Шимкусы Новошимкусский курган 2013 г.


Раскопки распахивавшегося кургана (мест. название «Улăп тăпри») осуществлены в 1985 Чувашской археологической экспедицией (В.Ф. Каховский, Б.В. Каховский). В сохранившемся виде его диаметр был ок. 30 м, высота – 2 м. В восточной части выявлены 2 могильные ямы (Рис. 6.). В 1 погребении (длина ямы 4,6 м, ширина 2,4–2,7 м, глубина 1 м) найдено скопление костей плохой сохранности (возможно, расчленённое захоронение). На глубине 60 см найден обломок костяного орудия длиной 17,5 см. (Рис. 1.). У восточной стенки ямы обнаружено скопление угольков. Во 2 погребении могильная яма (размер 2,3х1,3 м, глубина – до 0,55 м) ориентирована по линии Запад-Восток, обнаружены плохо сохранившиеся кости. Исследователи предполагают, что костяк лежал на левом боку, по диагонали ямы, под углом на Юго-Восток, ноги были полусогнуты. В обоих погребениях отсутствовал обычный погребальный инвентарь (глиняные сосуды и т.д.). Б.В. Каховский относит Новошимкусский курган к числу ранних памятников срубной культуры в Чувашии и датирует концом II четверти 2 тыс. до н.э.

Свежие документы:  Формирование гуманистических установок личности обучающегося в процессе обучения иностранным языкам

Новошимкусский курган в начале ХХ века начал распахиваться, из-за чего его высота намного уменьшилась. В скором времени насыпь может сравняться с общим горизонтом, потому что поверхностный слой состоит из чернозема, который вымывается талыми и дождевыми водами.









3. Уразмаметевский курганный могильник


Археологический памятник срубной культуры. Курганы располагались в 70 м (1 курган) и в 1,5 км (2 кургана) к Северу от д. Уразмаметево Яльчикского района. В 1892г. И.Я. Зайцев опубликовал сведения о 2 курганах высотой около 3 сажен на Ерыклинской земле (около д. Малая Ерыкла ныне Яльчикского района). В рукописи К.В. Элле и Н.А. Архангельского «Древности Чувашской АССР» (1920-е гг.) приводятся данные о 4 курганах «улăп тăпри» высотой 1–1,5 сажени, диаметром 18–20 саженей в поле у д. Уразмаметево и 2 курганах в поле в 1,5 верстах от д. Малая Ерыкла.

В 1959 г. Уразмаметевский курганный могильник исследован отрядом Чувашской археологической экспедиции под руководством Н.Я. Мерперта, раскопавшим 3 кургана. В насыпи 1 кургана (диаметр 28 м, высота ок. 1 м) найдены скопления угольков. В центральной части обнаружена яма диаметром в 3,5 м, перекрытая деревянным сооружением. В яме выявлено скопление белемнитов и других окаменелостей. Костяк не обнаружен. Во 2 кургане (диаметр 40 м, высота 1,2 м) вскрыты 2 погребения с костяками в скорченном положении на левом боку, ориентированные головой на Север. (Рис. 4.). В 1погребении около костяка подростка находились мелкие черепки от 2–3 острорёберных сосудов, покрытых богатым орнаментом. Во 2 погребении с костяком мужчины 25–30 лет найдены фрагменты большого сосуда, черепки острорёберного горшка, квадратное в сечении бронзовое шило с остатками деревянного чехла, костяная свирель (флейта), кости домашних животных.

Археологические раскопки 1 кургана. 1959 г.


В центральной части 2 кургана открыто кострище (жертвенник). Выявленные в курганах 1 и 2 погребальные сооружения представляли собой, вероятно, конусообразные перекрытия из брёвен и плах. В центральной их части обнаружены валы из материковой глины. В 3 кургане (диаметр 40 м, высота 1,4 – 1,5 м) изучены 3 погребения. Погребение 1 – основное, совершено по обряду расчленения или с вторичным захоронением, сопровождалось 2 раздавленными сосудами с орнаментом, ребром лошади. Погребение 2 – впускное, детское. Найдены орнаментированный острорёберный сосуд и сосуд баночной формы. Погребение 3 также впускное, разрушенное поздним перекопом; костяк плохой сохранности. Обнаружены фрагменты глиняных сосудов, покрытых зубчатым штампом. Изученные курганы датированы Н.Я. Мерпертом 16–15 вв. до н.э.


4. Новобайбатыревские курганы


Археологические памятники срубной культуры, расположенные в центре с. Новое Байбатырево Яльчикского района. Открыты и впервые описаны в 1927 участниками Средневолжской экспедиции ГАИМК Е.Ф. Лагодовской и М.Н. Николаевой. Они отметили здесь 3 кургана разной величины: «большой» (окружность 147 шагов, высота более 1,5 м), «средний» (диаметр 18–20 м, высота до 1,5 м) к Западу от «большого» и разрушенный «маленький» к Востоку от «большого». В том же году под руководством П.П. Ефименко раскопаны «средний» (№1) и «маленький» (№2) курганы.

Под насыпью кургана №1 было открыто 13 погребений, расположенных без видимого порядка. 5 погребений, видимо, детские, находились на горизонте, другие же – в прямоугольных ямах с несколько закруглёнными углами. Размеры ям от 0,75х0,83 м до 2,35х1,6 м, глубина от 0,05–0,15 до 0,5–0,55 м. Прослежены 2 способа погребения.

Обычным было положение костяков на левом боку, с согнутыми в коленях под прямым углом ногами, сложенными перед лицом руками и обращёнными на Север или Северо-Восток головами. В 3 более глубоких ямах обнаружены повторные погребения. Ориентировка ям с повторными погребениями с Юго-Запада на Северо-Восток. Погребальный инвентарь представлен лепными глиняными сосудами (обычно 1–2 в каждом погребении), большим височным кольцом в 1,5 оборота, свёрнутым из бронзового листа с рубчатой наружной поверхностью и обёрнутым снаружи тонким золотым листом (погребение 13).

Разрушенный курган №2 изучался путём закладки траншеи 12х5 м, было открыто 1 погребение в положении костяка на боку, с подогнутыми ногами, ориентированное головой на Север, а также 2 глиняных сосуда и бронзовая игла.

«Большой» курган (№3) раскопан в 1985 Чувашской археологической экспедицией под руководством В.Ф. Каховского и Б.В. Каховского (Рис. 5.). Курган №3 имел высоту 1,2 м, диаметр – ок. 20 м, могильная яма – размеры 6,2х5,5 м, глубина от материка 1,45 м. Погребение совершено по обряду расчленения, костяки лежали на разных уровнях и в разных местах на дне могилы. (Рис. 3.)

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Суд идет»

П

Сосуд ручной лепки

огребальный инвентарь – фрагменты одного сосуда ручной лепки, обнаруженные в различных местах засыпи. Сосуд баночной формы, орнаментированный в верхней части 2 рядами параллельных вертикальных линий в виде вытянутых капель. Вокруг могильной ямы зафиксированы столбы, между ними остатки обмазанной глиной дубовой плахи – следы деревянного сооружения над захоронением. На дне могилы были остатки деревянного настила.

В общей сложности обнаружены 18 целых и 4 фрагментировантов лепных плоскодонных сосудов различных размеров, по форме делящихся на баночные, ребёрчатые и промежуточные типы. Большая часть сосудов орнаментирована, чаще всего различными зубчатыми штампами, есть и прочерченные линии, вдавления разнообразных форм (треугольные, каплевидные). Общий стиль орнаментации – геометрический (треугольники, зигзаги, горизонтальные и ломаные линии, наклонные отрезки и т.п.), в основном в верхней части. Н.Я. Мерперт датировал Новобайбатыревские курганы 3-й четвертью 2 тыс. до н.э.

Таким образом, все курганы изученные археологами, относятся к срубной культуре. Об этом свидетельствуют найденные глиняные сосуды, способы захоронения. Однако, они были оставлены в разный исторический период. Так, Новошимкусский курган, по мнению профессора В.Ф. Каховского является наиболее старым.

Жители окрестных сел слышали о курганах, приблизительно знают, где они находились. Однако, точное месторасположение указать затрудняются.


Заключение


В середине II тысячелетия до нашей эры в Среднее Поволжье с юга, со степей Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, пришли, племена срубной культуры (названной так потому, что покойников хоронили в срубах под курганом). Эти племена занимались земледелием и скотоводством.

До нас дошли курганы-погребения с земляной насыпью, которые поодиночке и группами рассеяны в южных районах Чувашии. Большие курганные могильники были общеродовыми кладбищами. В народе курганы называются — «Улăп тăпри» (насыпь великана Улыпа), что связано с легендой о великанах. В истории подобных людей, конечно, не было, они созданы фантазией древних людей. Есть и другие взгляды местных жителей на происхождение насыпей, в частности легенды об их создании стрельцами Ивана Грозного во время похода на Казань.

Все курганы, изученные археологами, относятся к срубной культуре. Об этом свидетельствуют найденные глиняные сосуды, способы захоронения. Однако, они были оставлены в разный исторический период. Так, Новошимкусский курган, по мнению профессора В.Ф. Каховского, является наиболее старым.

Анкетирование проживающих в окрестных селах показало слабую осведомленность населения о курганах. Жители приблизительно знают, где они находились, однако, точное месторасположение указать затрудняются. Народная историческая память оказывается ограниченной сравнительно недавним прошлым и даже в легендах не сохраняет события глубже XIX или максимум XVIII веков.

В настоящее время курганы, находящиеся на территории Новошимкусского поселения, распахиваются или на их месте построены здания. Поэтому сейчас необходимо принять все меры по охране этих археологических памятников. Например, устанавливать на их месте столбы или таблички. Так мы сможем сохранить память о далеких жителях нашего края для своих потомков.

Проделанная нами работа — это посильный вклад в копилку знаний о наших предках, об их укладе жизни, традициях, это вклад в историю, пускай хоть и маленький.

Мы хотим поблагодарить сотрудников Чувашского национального музея, преподавателя ЧГПУ Б.В.Каховского, за предоставление ценных материалов для данной работы. А также жителей Новошимкусского поселения, согласившихся заполнить анкеты.

Библиографический справочник


1. Каховский В. Ф. Археология Среднего Поволжья. — Чебоксары: Типография Чуваш.гос. университета, 1977. — 112 с.

2. Mерперт Н. Я. Срубная культура Южной Чувашии. МИA, № 111. М., 1962, стр. 21.

3. Смирнов А. П. Древняя история чувашского народа (до монгольского завоевания). — Чебоксары: Чувашгосиздат, 1948. — 82 с.

4. Смолин, Е. А. Видный историк, археолог, этнограф Среднего Поволжья второй половины ХХ века Василий Филиппович Каховский / Е. А. Смолин, Л. А. Ефимов, Б. В. Каховский. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 279 с. (17,4 п. л.).

5. Улып: Чувашский народный эпос. Собрал и изложил Ф. Сюин. перевод А. Дмитриева. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. — 462 с. — ISBN 5767017115, 9785767017119.

6. Xаликов А. X. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969, стр. 209 — 211.

7 Чувашская энциклопедия, статья «Срубная культура» https://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=699


8. Абакумова, статья «Археология» https://www.abakumovka19-19.ru/article/arheologiya_16883.html






















Приложения


Рис. 1. Срубная культура. Глиняная посуда, бронзовые иголки, костяная лопаточка из Тигашевского, Новобайбатыревского, Новошимкусского курганов. Чувашский национальный музей. Археолого-этнографический музей ЧГПУ.


Рис. 2. Новобайбатыревские курганы. Глиняные сосуды, височное кольцо из археологических раскопок 1927. Фонды Чувашского национального музея.


Рис. 3. Тазовые кости и череп человека. Новобайбатыревский курган. Раскопки 1985 г.


Рис. 4. Погребения срубников по В.А.Городцову



Рис. 5. Раскопки Новобайбатыревского кургана в 1985 г.



Рис. 6. Срез Новошимкусского кургана. Крестиком обозначены могильные пятна. 1985 г.

Рис.7. Карта памятников срубной культуры междуречья Малой и Большой Булы


Приложение 1.

Вопросы анкеты

1. Слышали ли Вы о курганах? (да, нет)

2. Знаете ли Вы как появились курганы? (да, нет)

3. Знаете ли Вы когда появились курганы? (да, нет)

4. Знаете ли Вы, где они находились? (да, нет)

5. Есть ли курганы на территории Новошимкусского поселения? (да, нет)

Приложение 2.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: