«Метод проектов как средство формирования образовательных компетенций учащихся» (опыт работы)













Тема: «Метод проектов как средство формирования образовательных компетенций учащихся»














Автор: учитель истории и обществознания

МОУ-СОШ № 18

Катунцева Валентина Ивановна










г. Нерюнгри



Содержание.

  1. Введение.

  2. Метод проектов как средство формирования образовательных компетенций учащихся.

2.1. Использование групповых проектов в урочной деятельности.

2.2. Метод проектов как средство формирования образовательных компетенций учащихся.

  1. Заключение.

  2. Список литературы.









I. Введение.

Каким бы неоднозначным ни было наше отношение к перестройке, но время это вспоминается с ностальгией. И чем дальше, тем её больше. Вся страна зачитывала до дыр газеты с публикациями на исторические темы. Ученики кипами несли газеты в школу «А вы читали?» «Давайте поговорим о …» «А как вы относитесь к … публикации?» Жизнь била ключом: пресс-конференции, дискуссии, круглые столы. То было время творческой инициативы, исходившей с обеих сторон – от учеников и от учителя. Каждый ученик не просто впитывал в себя новую информацию, но учился мыслить и оценивать информацию самостоятельно, вырабатывал свойственное только ему отношение к общим ценностям, придавая этим ценностям личностный характер.

Сегодняшний ученик не тот. С надеждой спрашиваешь: «У кого есть вопросы?» И только иногда слышишь вопрос творческого характера. Бывают и такие классы, в которых слышишь: «Вопросов нет». Что это? Дети стали другими. Они более прагматичны – стремятся усвоить большую сумму знаний, чтобы поступить в вуз. В погоне за количеством отмахиваются от заданий творческого характера, ссылаясь на нехватку времени. И вот он результат: испытывают затруднения в применении знаний в новых ситуациях, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для СМИ. У учеников всё больше атрофируется чувство самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям.

Данную ситуацию можно характеризовать как кризис, поскольку теория (личностно-ориентированная модель образования) и полученный на выходе результат противоречат друг другу. Работающий в современных условиях педагог должен решить сложнейшую задачу: как обучать всех детей по их собственным, личным траекториям? Как обеспечить индивидуальную зону творческого развития каждого ученика в условиях коллективного обучения? Эту задачу можно решить через использование технологии проектного обучения. В этом случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объёмом усвоения стандартов, а именно индивидуальные траектории учащихся, направленные на создание личностных образовательных продуктов, отличающихся как объёмом, так и содержанием.

Целью данной работы является обобщение и представление личного опыта работы по технологии проектного обучения.

Задачи:

  1. раскрыть содержание, формы и приёмы работы по технологии проектного обучения, направленные на реализацию образовательных и воспитательных программ;

  2. расширить представление о возможных способах формирования образовательных компетенций в условиях проектного обучения.

Объект исследования:

Процесс взаимодействия личностного подхода в образовании с предметно- и социально-ориентированным подходом.

Предмет исследования:

Формирование ключевых образовательных компетенций через использование метода проектов.




























II. Метод проектов как средство формирования образовательных компетенций учащихся.

2.1. Использование групповых проектов в урочной деятельности.

Проекты могут быть различными по своей типологии, в т.ч. практико-ориентированные, творческие, игровые. В качестве примера рассмотрим, как строилась работа над информационным проектом «Чем Россия обязана Петру I?». Моя цель как учителя состоит в том, чтобы углубить знания учащихся по теме «Реформы Петра I» и дифференцировать процесс обучения.

Главные сложности вызывает формулировка проблемы и умение учащихся её самостоятельно определить. Когда речь идёт о Петре I, то для нас, его потомков, живущих в начале XXI в., очень важными становятся вопросы:

  • как он начал осуществлять всеобщую европеизацию России?

  • какие пути и способы им были испробованы?

  • какую цену заплатил народ за этот рывок к высотам европейской цивилизации?

Обсуждая эти вопросы, учащиеся приходят к выводу, что главное здесь не столько противоречивые оценки путей, средств и самого реформатора. Главное то, что движение по пути европеизации получило продолжение и продолжается сегодня (поэтому Пётр I и воспринимается величайшим реформатором). Результатом всей дискуссии является формулировка главной проблемы «Чем Россия обязана Петру I

В дальнейшем моя деятельность как учителя заключается в участии в обсуждении учащимися подтем проекта. При этом центр активности смещается в сторону ученика. Именно учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем проекта (экономика России, армия и флот, чем русские женщины обязаны Петру I?, игра «Слабое звено», Петербург и Петергоф). Обобщение предложенных учениками позиций представляет на данном этапе первый коллективный продукт. Каждый ученик выбирает одну из тем для себя, ассоциирует себя с определённой ролью в группе или индивидуально. Учащиеся при этом ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные, творческие. При этом подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, умения принимать решения. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Работа в группе должна строиться на началах взаимного доверия, открытости, проводиться в атмосфере доброжелательности, при которой даже самые экстравагантные мнения не отбрасываются с порога, не вызывают отрицательной реакции, реплик, унижающих человеческое достоинство автора. Эта работа включает несколько последовательных этапов:

  1. Формулировка и уточнение сути вопроса.

На этом этапе деятельности в работе группы участвуют наиболее подготовленные её члены, лучше других знающие суть вопроса, способные оценить возможность его решения в группе и точно сформулировать задачи.

  1. Высказывание альтернативных идей о путях и способах решения поставленного вопроса.

На этом этапе групповой работы в ней участвуют все члены группы. В группе выделяется ведущий. Все предложения фиксируются.

  1. Обсуждение достоинств и недостатков каждого из предложений, поступивших на предыдущем этапе работы. Все замечания должны касаться только сути обсуждаемых предложений, но не их авторов.

  2. Взвешиваются все «за» и «против» предложенных вариантов решений, выбирают наиболее удачный, дорабатывают его при необходимости.

  3. На основе наилучшего из выбранных предложений вырабатывается программа и план дальнейших действий.

Обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов. При работе над проектом объединяются учащиеся разной степени подготовленности, и очень часто оказывается, что одни ребята готовы к поисковой, исследовательской, творческой деятельности – они обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие – абсолютно не готовы и могут выполнять лишь роль статистов. Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником на доступном ему уровне. Ученик может выбрать один из видов деятельности, например, образное познание – выразить в виде альбома иллюстраций видение петровских преобразований в области быта – и этого не следует бояться. Ученик, осуществляя деятельность по освоению одного блока образовательных объектов, неизбежно выходит на другие вопросы и проблемы, с которыми работают его коллеги по группе. Он же вырабатывает личностное отношение к данным образовательным объектам, применяя те способы учения, которые наиболее соответствуют его способностям. Но вместе с тем он работает в группе, получая самостоятельную роль, и его знания, умения востребованы и дополняют знания и умения других членов группы.

Когда подтемы и составы групп сформированы, обсуждаются возможные методы исследования, источники информации. Это этап совместной деятельности учащихся и учителя. Роль учителя ограничивается несколькими моментами:

  • учитель помогает ученикам в поиске источников;

  • он сам является источником информации;

  • выступает в роли координатора процесса;

  • поддерживает обратную связь, чтобы помочь учащимся продвинуться в их работе к намеченной цели.

Но методы исследования, творческой, поисковой деятельности учитель не должен давать ученикам в готовом виде. Он лишь направляет мысль учащихся в нужное русло. Даже если ученик или группа выбирает ложный способ исследования, необходимо соблюсти нейтралитет и дать возможность учащимся убедиться в этом самостоятельно. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Проектная форма деятельности предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает со стороны учителя владение различными методами, формами и средствами обучения.

Таким образом, можно выделить следующие этапы проектирования:

  • подготовительный (выбор проблемы);

  • плановые работы (составление плана работы, определение путей решения, поиск информации);

  • создание проектного продукта;

  • его презентация.

Поскольку старшеклассники умеют работать на компьютере, то большинство готовят презентацию в виде мультимедийных продуктов. Это делает работу более наглядной и привлекательной.

Продукты проектной деятельности оказались разнообразными.

I группа представила рассказ, который сопровождался выполненными учащимися диаграммами (рост количества мануфактур, торговый баланс России и др.) и красочной картосхемой «Торговля России», где экспорт и импорт были обозначены разноцветными ленточками.

II группа представила медиапродукты, где в красочном варианте представили историю создания армии и флота России (форму солдат, матросов, типы судов, историю создания первых судов, схемы и рассказы об основных сражениях, историю Андреевского флага, воинский устав 1716 года и др.).

III группа Учащиеся 7 класса выпустили газету и альбом с одноименным названием, а учащиеся 10 класса представили инсценировку об изменениях в быту на основе материалов романа А.Толстого «Петр I» и разработали меню обеда и пригласительный билет на ассамблею.

IV группа представила игру «Слабое звено».

V группа представила медиапродукт в форме путеводителя «Петербург – Петергоф» с описанием наиболее значимых экспонатов, достойных внимания экскурсантов.

Презентация прошла в виде защиты проектов в ходе недели истории.

Обобщая собственный опыт работы по методу проектов, я пришла к следующим выводам:

    • вводить метод проектов в практику работы со школьниками нужно начинать со среднего звена;

    • акцент необходимо делать на проектах, которые реально привлекают интерес учащихся;

    • проект позволяет включить в единое целое деятельность учащихся на уроке, после школы и вне школы, решив проблему занятости учащихся во внеурочное время;

    • технология проектного обучения является той экспериментальной площадкой, где соединяются и взаимообогащаются, обучаясь друг у друга, два субъекта: дети – самостоятельности, учителя – творческому нестандартному мышлению.
















2.2. Формирование образовательных компетенций учащихся.

Личностно-ориентированная модель образования представляет собой исходную схему постановки и решения проблем образования, где признаётся уникальная сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательной траектории. Основная функция личностно-ориентированного обучения – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Технология решения этой задачи предполагает формировать не только ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопределяется, добывает знания, впитывает в себя культурные достижения и опыт предшествующих поколений. Это позволяет ученику преодолеть отчуждение от содержания образования, выделить в нём личностно-значимую основу. Качества ученика, развиваемые в данном процессе, называются компетенциями. Они связывают личностный и социальный смысл образования. Формирование компетенций позволяет решать типичную для российской школы проблему, суть которой заключается в том, что ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает, что ученик не просто усвоит определённую сумму знаний и умений, но и приобретёт минимальный опыт применения полученных знаний, умений, включающий личностное отношение к ним и предмету его деятельности. Прежде всего, речь идёт о развитии учебно-познавательной компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят умения целеполагания, планирования своей работы, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Проект под названием «Музей», являлся наиболее сложным, так как ориентирован на поисковую деятельность и самостоятельное исследование ученика. На начальном этапе работы предстояло собрать сведения о герое. Юля составила вопросы для интервью, и отправилась на встречу с семьёй Мурашкина П.А. Её основными собеседниками были вдова и дочь ветерана. Пришла окрылённая «Я так много записала!» А когда записи просмотрела, то оказалось, что фактов для анализа и обобщения всего 2: плен и название фронта, в составе которого закончил войну Пётр Антонович. Именно эти документы (фотография Мурашкина П.А. в плену) и стали отправной точкой исследования. Изучение литературы по истории Великой Отечественной войны и документов о боевом прошлом позволили Юле обнаружить противоречия, которые могли быть разрешены только при получении ответа из Архива, который так и не был получен к моменту выступления с докладом.

В поисковой части работы над проектом были собраны разнообразные материалы: фото, реальные исторические документы, результаты интервью и анкетирования, и в дополнение к ним литература по тематике Великой Отечественной войны. При сопоставлении данных из различных источников возникают сомнения в достаточности, а иногда и в достоверности представленной информации. Учащийся осмысливает проблему и ищет средства и способы её решения, применяет приёмы анализа (расчленение целого на части) и синтеза (соединение частей, выделенных элементов в единое целое). Можно только представить себе каких глубин достигает ребёнок в поисках истины.

В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, например, проводить социологический опрос и обработку его результатов. Опрос, как вид исследования, разбивается на 2 большие разновидности – анкетирование и интервью. Эти методы позволяют в короткие сроки опрашивать большие группы людей и получать разнообразную информацию. Эта информация отражает изучаемую реальность, но лишь в том виде как она преломилась в сознании респондента. Искусство задавать вопросы самое древнее и самое сложное. Результат опроса, а значит и конкретное знание, во многом зависит от умения правильно расположить вопросы. Опросив десятки людей, ученик, выполняющий роль социолога, получает возможность обработать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, чем журналист. Она может приобрести характер объективной, если строго соблюсти все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

При помощи информационных технологий (аудио- и видеозапись, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять, преобразовывать и передавать её. Эта компетенция используется учащимися на этапе сбора информации. Сегодня реальность такова, что большинство школьников имеют персональные компьютеры и не очень-то спешат в библиотеку: чтобы восполнить пробелы в цепи знаний достаточно выйти в Интернет и получить недостающую информацию. Те же учащиеся, которые пользуются услугами библиотеки, овладевают дополнительными навыками работы с каталогом, пользуются услугами библиографа. Часть учащихся прибегает именно к информационной компетенции и в случае определения формы продукта проектной деятельности и его презентации.

Выбор формы продукта проектной деятельности – очень важная организационная задача для его участников. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта – презентабельной и убедительной. Набор «типичных» форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полёт фантазии (с учётом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.). Это может быть видеофильм, путешествие (с использованием мультимедийного продукта), иллюстрированное сопоставление эпох.

В ходе защиты проектов и презентации к информационным компетенциям присоединяются важные коммуникативные компетенции как знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. Личностное общение формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Проектант должен уметь представить себя, пользоваться обратной связью – отвечать на вопросы, владеть аудиторией – удерживать внимание слушателей, используя темп речи, ее определённую тональность, акцентировать внимание на наиболее важной информации при помощи интонации, пауз, жестов, мимики. Вообще же коммуникативная компетенция включается уже на начальном этапе проектной деятельности, поскольку этот вид деятельности предусматривает работу в группе или парную деятельность. Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность. Затем уже в ходе общения, контролировать его ход и результаты. Очень важными компетенциями на всех этапах работы над проектом являются

  • умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других участников проекта, отстаивать собственную точку зрения;

  • вести беседу «за круглым столом» (обмениваться информацией или мнениями по какому-либо вопросу);

  • вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

В результате совместной деятельности у участников проекта развивается чувство ответственности за порученный участок работы – ведь от того, насколько творчески он подойдет к выполнению работы и своевременно выполнит свою часть проекта, зависит успех группы и проекта в целом. Дополнительно здесь срабатывает одна из черт нашей ментальности. Россияне, в своем подавляющем большинстве хотят работать в коллективе, быть частью одного слаженно работающего механизма. И на первый взгляд не видна вторая сторона этого действия.

Ученик не только изучает определенную информацию, он параллельно получает информацию о развитии собственного «Я» – «Я это умею»; сравнивает свои способности и достигнутые результаты – «Я смог это сделать» – с результатами других учеников. Таким образом, через призму общения (коммуникации) и познавательной деятельности происходит изучение себя, постижение своих способностей, открытие новых граней собственного «Я» – то есть формирование Я-концепции ученика. Этот вид деятельности помогает ученику утвердиться в качестве лидера группы или изменить мнение о себе.

Основными признаками лидерства являются:

  • более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

  • большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, их способностях и возможностях;

  • более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

  • большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

  • большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы. 1

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут приводить к успеху, другие – к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.









III. Заключение.

Результатом работы должно стать выявление изменений, происшедших в развитии личности учащихся, в том числе через самоанализ деятельности ученика (соотнесение поставленных целей с полученным и планируемым результатом). Для оценки качеств ученика можно предложить на одном из уроков учащимся провести оценку и самооценку своих учебных умений и компетенций, ответив на вопросы анкеты (Приложение 1).

Анализ анкет даёт представление о том, как развивались в первую очередь коммуникативные навыки. Вот мнения тех, кто работал в составе группы:

  • Каждый делал то, что он умеет лучше… дополняли друг друга. Работать в группе намного лучше. (Кристина).

  • Я научилась работать в коллективе. (Света).

  • Делали всё вместе и слаженно. (Иванна).

Чему научились, работая в группе:

  • Необходимо приходить к компромиссу. (Гузель).

  • Мне понравилось выступать перед аудиторией, но не знаю, могу ли я долго удерживать её внимания. (Аня).

  • Главное – это умение владеть собой и оценивать себя. (Юля).

Интересным может показаться тот факт, что предпочли групповую работу в основном девушки. Достаточно много юношей предпочли работать в одиночку, выбрали монопроекты. Вот их доводы:

  • Делаешь так, как хочешь; и презентацию в электронном виде выполнять легче одному. (Михаил).

  • Одному как-то легче… мысли сам толкаешь; один человек не мешает себе. (Дмитрий).

  • Два человека указали в качестве причины того что группа распалась – лень и нежелание других работать совместно (напарник – лодырь).

В первых двух случаях можно говорить о самодостаточности проектантов (они оба владеют всеми необходимыми навыками – от определения цели и задач до подготовки презентации). Вполне возможно, что в будущем они станут не только профессионалами высокого класса, но и руководителями.

В общем и целом приобретённые компетенции выглядят следующим образом:


Приобретённые образовательные компетенции

Количество учащихся в %

1. Пользоваться библиотекой

20

2. Пользоваться Интернетом

30

3. Пользоваться библиотекой и Интернетом

50

4. Научились делать презентацию

70

5. Овладели анализом и синтезом

70

6. Умеют работать в группе

75

7. Отстаивают собственную точку зрения

95

8. Умеют выступать перед аудиторией

85

9. Формулировать и задавать вопросы

80


Ученикам нужны не просто прочные, обширные знания, но и умения их применять. Где? В университете. Личностные качества – это индивидуально проявляемые каждым отдельным человеком, только ему свойственные отношения к общим ценностям, придающее им личностный характер: культуре, творчеству, личной производительности. Это и есть единственная личная собственность. Все эти качества без духовности не имеют смысла как личностные. И цель здесь – не только накопление «суммы знаний» и развитие мыслительных способностей. Всё это лишь средства достижения главной цели – ценностно-смыслового развития личности (Приложение 2).

Если ученик будет обладать указанными свойствами, то можно с большой долей вероятности сказать, что он будет реализован в современном обществе.

Субъект жизни тем и отличается от объекта, что он –самостоятельно проявляет активность, умеет творчески решать проблемы, понимает ценность и смысл своих действий, ответственен за их последствия. Он умеет выбирать, руководствуясь спокойно осмысленными ценностями предполагаемых действий и их результатов. Умеет извлекать из полученных знаний пользу, в первую очередь – для себя. И только через себя – для всех остальных.












IV. Список литературы:

  1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика. Лицейское и гимназическое образование. – 2002г. – №9. – с. 29 – 35.

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.:, 2000г.

  3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под общей редакцией В.Н.Дружинина – СПб. Питер, 2001г.

  4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: В 3 книгах – 4-е издание – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. кн.1.

  5. Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. – 1998г. – №3 .









1 Немцов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2ОО1. кн.1.


Свежие документы:  Технологическая карта урока Географии "Человек и Антарктида" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: