методическое руководство к уроку по теме: «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа №2

Целинского района Ростовской области






Конспект урока по истории в 6 классе


«Борьба русского народа с иноземными захватчиками»























Подготовила:

учитель истории

Мышкина Наталья Александровна







Методическое руководство к уроку


Тема: «Борьба русского народа с иноземными захватчиками»

Цель: создать условия для творческого изучения материала по данной теме

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся представлений о борьбе русского народа с иноземными захватчиками; отработать навыки работы с учебником и документами;

Развивающая: продолжить формирование и развитие умений и навыков работы с историческими картами; способствовать формированию образа исторической личности, развитию воображения, расширению кругозора через осуществление межпредметных связей; развить навыки использования информационных технологий;

Воспитательная: способствовать формированию чувства гражданского долга и патриотизма, познавательной активности и интереса к изучаемому предмету, проявлению адекватной самооценки

Прогнозируемые результаты:

Знать:

  • Важнейшие события и даты;

  • Выдающихся деятелей

Уметь:

  • Показывать на карте территории, где происходили важные исторические события;

  • Высказывать собственные суждения;

  • Определять причины и следствия важнейших исторических событий

Материалы и оборудование: учебник; карты атласа; настенная карта: «Борьба нашего народа с западными завоевателями» ; картосхемы сражений; ПК, мультимедийный проектор, смарт – доска, мультимедийная презентация урока

Используемые технологии: интеграция технологий: алгоритмической, проблемно – поисковой, компьютерной, игровой и уровневой дифференциации


Методы работы: методы проблемного обучения (частично – поисковые, исследовательские), методы организации учебно – познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно – поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы стимулирования и мотивации (познавательные задания), методы контроля и самоконтроля (устный контроль, фронтальный опрос, письменный контроль), методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Виды контроля:

  1. Диагностический (выявляется уровень знаний на момент изучения темы)

  2. Текущий (проверка эффективности обученности на разных этапах урока)

Формы деятельности на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная

Презентация предназначена для изучения курса истории: «История России», раздела: «Политическая раздробленность на Руси». Демонстрируемая информация представлена доступным фактическим материалом. Содержит план учебной деятельности, методические рекомендации. Данное электронное иллюстративное приложение к уроку поможет раскрыть учителю содержание темы, обозначить проблемы и пути их решения


Конспект урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок,

Повернитесь все назад,

Гости там у нас сидят.

Мило улыбнитесь, обратно повернитесь

И тихонечко садитесь


-А для того, чтобы между нами возникло полное взаимопонимание и доверие, предлагаю посмотреть друг на друга и улыбнуться. Протяните ко мне свои ладошки и почувствуйте мое тепло. Почувствовали? Замечательно.


— Итак, работаем!


— Прозвенел опять звонок,

Пригласил нас на урок

И начинаем мы опять

По истории Отечества шагать.

А чтобы все понятным стало,

Потрудиться нам надо немало.


— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с событиями, произошедшими на северо – западных границах Руси, вторжением на русскую землю немецких и шведских рыцарей. Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси – Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием.

Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе? Вот те вопросы, ответы на которые нам и предстоит сегодня выяснить.

Вы все заранее были разделены на группы, каждая группа определилась с выбором капитана, который в специальном листе опроса будет фиксировать все ваши достижения, на основании которых в конце занятия вы будете оценены.

У вас у каждого рабочий лист, в котором вы будете помечать и записывать основные моменты урока. И первое, что я предлагаю вам сделать – запишите тему занятия







































— записывают тему

2. Организация учебно – познавательной деятельности на основном этапе урока

.- Замок откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй быстро разгадать,

Чтобы точный ответ дать!

— Рассмотрите зашифрованные слова и постарайтесь их раскодировать.:

ЗЕЛМЯ БОАГСТВАТ ВСЛАТЬ ВРЕА

Что обозначают эти слова?

— Правильно.

— Со времён образования Киевской Руси русским воинам много раз приходилось защищать свои земли, свой народ, богатство, веру.

— А теперь минутка эрудита. Кто быстрее ответит на вопросы:


— Кто пытался захватить русские земли?

В каком веке половцы вторглись на русские земли?

— С какой целью половцы совершали набеги на русскую землю?




— Все правильно! Вы молодцы!









Расшифровывают слова

Это причины войн.







— Половцы, шведы.

— В XI веке.

— Жгли и грабили русские поселения, уводили в плен всех, кто мог работать.


3. Основной этап.

Наступил 13 век. С северо – запада пришли на Русь шведы. Они хотели поработить русский народ и обратить его в свою веру. Но, нашелся человек, который собрал дружину и повел ее на врага. Это был ни кто иной – А русский князь – Александр Ярославович или Александр Невский. Великий князь Киевский в 1249-1252 г.г. Великий князь Владимирский в 1252-1263 г.г.

Со дня этого события прошло 770 лет.

— Ребята, а сейчас я предлагаю Вам посетить картинную галерею, где мы узнаем, как художник Корин

изобразил Александра Невского. В роли экскурсовода выступит ( Максим М).

— Ваша задача: внимательно рассмотреть картину, выслушать экскурсовода и выполнить задание в рабочем листе — выбрать, какие из перечисленных черт личности присущи Александру

Ярославовичу

— Давайте посмотрим, что у вас получилось



— Какие ещё черты личности Александра Невского вы можете

добавить в наш список?


— Хорошо, молодцы все!

-Я надеюсь, капитаны не забывают о своей миссии и все фиксируют в листах опроса.


— Ребятки, а сейчас мы с вами поработаем в группах. У вас на столах тексты описательного характера. Ваша задача – подготовить сообщения с последующим выступлением.1 и 2 группы – Невская битва 1240 год, 3 и 4 группы – Ледовое побоище. Итак, приступили все к работе. (звучит музыка С. Прокофьева «Люди русские»)

— Итак, готовы? Давайте постараемся рассказать и проследить ход событий одного и другого сражений, используя анимационные схемы.

— Молодцы, ребята! У вас все получилось.

— Внимание на экран (показ видеофрагмента)


— Предлагаю поиграть. Игра называется «Рыбалка». Выудив рыбку с заданием, отвечаете.

-Ребята, а сейчас, садитесь поудобнее, слушаем меня.

Напряженье улетело
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно…глубоко…
Все чудесно расслабляется..
Нам понятно, что такое
Состояние покоя
Мы спокойны, нам хорошо, легко
. (музыка звучит)













— слушают сообщение и выполняют задание в рабочем листе


Мужественный, решительный, открытый, дальновидный, талантливый, опытный, мудры.

целеустремлённый, строгий, сдержанный, богатырь-защитник.






— готовят выступления





— учащиеся презентуют материал каждой группы



Просматривают видеофрагмент.




4. Закрепление.

— А сейчас откройте учебники и найдите ответы на вопросы. Обращаю внимание, что у каждой группы свой вопрос. Ответы зафиксируйте в рабочих листах.

— Проверяем:

1 группа — С кем воевали русские воины?

2 группа — Как строилось войско рыцарей?


3 группа — Почему Александр Невский дал бой на льду озера?


4 группа — Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя?






— с немцами (крестоносцами)

— в виде острого клина или «свиньи»

— хорошо понимал, что преимущество на его стороне

-русская конница окружила крестоносцев

5. Контроль знаний.

— Ребята, я предлагаю Вам проверить, как вы усвоили тему сегодняшнего занятия и выполнить тестовые задания в ваших рабочих листах.

— Взаимопроверка





взаимопроверка

6. Обобщение и систематизация.

— Обобщая и систематизируя рассмотренный материал, я хочу добавить, что после победы на Чудском озере Папа Римский решил не силой оружия, а убеждением заставить новгородские земли встать под власть католической церкви. Папа прислал послов к Александру Невскому с предложением добровольно подчинить русскую церковь Риму. Но Александр Невский отказался. Хотелось бы услышать ваше мнение о том, как этот поступок характеризует Александра Невского?


А сейчас небольшой экспресс – опрос. Внимание на слайд!


— Вы знаете, мне поистине очень приятно, что среди вас растут настоящие патриоты, ребята, которые любят свою Родину! И сегодняшний урок я закончу словами известного итальянского философа Л. Бенапа: «Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека»









— Как истинного патриота своей Родины

— отвечают на вопросы

7. Итог урока.

— Я приглашаю к доске наших капитанов для выставления оценок наиболее активным членам их групп

А пока капитаны работают, небольшой «итог – опрос»

— что на уроке было главным?

— что было интересным?

— что сегодня наиболее понравилось?

— что не понравилось?


— Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Мне было очень приятно работать с вами. Напоследок, я попрошу вас просигнализировать свое настроение. У вас на столах облака – синее – начало урока, сиреневое – конец урока; прикрепите к ним «Мордашку»:

Красная – хорошее настроение

Желтое – среднее настроение

Синяя – плохое настроение


— Спасибо Вам большое за плодотворную работу! Всего доброго!




отвечают на вопросы









— сигнализируют настроение










Лист опроса (контроля)


Виды работ

Ф.И. учащихся группы







Расшифровка слов







Минутка эрудита







Определение черт личности, присущих Александру Невскому







Работа в группах с сообщением и с последующим выступлением







Игра «Рыбалка»







Работа с учебником и ответы на вопросы







Выполнение тестовых заданий







Подведение итога урока







Итоговая оценка

































Список использованной литературы


  1. А. А Данилов «История России» Просвещение. 2006.

  2. Л. П Борзова «Игры на уроке истории» Валдос.2005.

  3. Диск по истории России с древнейших времен до к. XVII в.

Свежие документы:  О реформах и здоровье нации

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: