О чём рассказал бубен шамана? 8 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Соленоозерная средняя общеобразовательная школа №12

Ширинского района Республики Хакасия







Конспект урока по краеведению

в 8 классе



«О чём рассказал бубен шамана?»













Подготовила

учитель истории и обществознания

Рудакова Раиса Васильевна







с. Соленоозерное

2012

О чём рассказал бубен шамана?

Цель:

— познакомить с традиционным эпосом хакасов – рассмотреть роль шаманизма в становлении этнической культуры; продолжить работу над логическим мышлением, умением излагать свои мысли.

Оборудование:

— рисунок на доске камлающего шамана; рисунок бубна шамана, вопросы для сравнения и ответы; книга В.Я. Бутанаева «Традиционная культура и быт хакасов», пособие для учителей, Абакан, хакасское книжное издательство, 1996 г.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

— Шаманизм на территории современной Хакасии возник в глубокой древности примерно три тысячи лет назад. Шаманизм – одна из форм первобытной религии, в основе её лежит идея о двух началах мира – добром и злом. Понятие добра олицетворяло небо, где обитают творцы, создатели мира, зло находится в подземном царстве во главе с Эрлик – ханом. Также хакасы поклонялись солнцу, луне, огню, горному духу и многим другим духам. Шаман считался способным общаться с этими духами, своего рода посредник между людьми и богами. Кам (шаман) равнозначное арабскому слову (мукам), означает «тот, кто даёт клятвы, лечит словами и заклинаниями». Шаман – слово маньчжурское, означает «взволнованный, исступлённый, скачущий человек». Обязательными инструментами шамана являлись бубен (тур) и колотушка. Бубен был символическим изображением коня, лука, лодки, смотря по тому, с какими препятствиями приходилось бороться шаману при встрече со злыми духами. Колотушка изображала кнут, стрелу, весло, смотря по тому, что представлял бубен.

Выделяют три основных признака шамана:

  1. Шаман должен жить на земле, у воды, в кругу родственников.

  2. «Функционирует» он только для определённой группы людей – родственников; камлать для чужих можно только с позволения родственников. Шаман – не индивидуальная, а коллективная память народа. Если шаман переставал помогать роду, его изгоняли.

  3. Шаман должен пережить «шаманскую» болезнь. В 10 – 15 лет человек неожиданно для себя уходит из дома, ходит по горам, по степи и не знает, где находится он.

После обязательного прохождения обучения у старых шаманов молодой кам должен предстать перед Адам ханом, дворец которого находился в Саянах. Адам – хан вручал ему нужное количество служебных духов, определял его атрибуты – костюм, бубен и ставил его родовую тамгу на дворцовой шестигранной ели.

Шаманы делились на три категории:

— самые большие имели до девяти бубнов, особый костюм и огромную армию духов. При камлании их духи могли достигать Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря;

— средние шаманы обладали только одним бубном и надевали простой шаманский наряд. Их влияние ограничивалось только территориями, соседними с Хакасией;

— низшая категория – чаланчики – обладали гипнозом, не были посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна. Чаланчики лечили от испуга, сглаза и т.д.

Профессиональный шаман обладал большой памятью, рассудительностью, сочетал в себе функции предсказателя, знахаря, знатока и исполнителя хакасского эпоса, наставника, артиста, хранителя традиций.

Хакасский шаманизм имеет в своём основании мировоззрение общности, в котором все важнейшие проблемы народа рассматриваются как взаимоотношения Природы и Человека.

В шаманизме можно выделить:

  1. Мир един и живой;

  2. Жизнь является высшей ценностью, человек здесь не «тварь дрожащая», человек возник одновременно с миром и несёт личную ответственность за благополучие Вселенной, природы, рода, семьи, своей вечной жизни;

  3. Мир находится в вечном движении и развитии;

  4. Вселенной руководит вечный закон справедливости, поэтому уйти от наказания за нечистоту мыслей, чувства, поступки человек не может нигде;

  5. Шаманы выполняют функцию врачей, жрецов.

Они совершали торжественные ритуалы при большом количестве людей на высоких горах, а больных лечили в их юртах.

Чтобы стать настоящим камом – шаманом, необходимо знать обряды и молитвы своего народа. Существовало специальное обучение шаманов, проходившие уединённо в священных горных местах. В течение трёх месяцев молодого человека учил старый опытный шаман, который становился для него учителем.

Хакасские шаманы – избранники духов (тȍсь) невидимых вечных существ, созданных вместе с Землёй, сотворённых наравне с небом.



Вероучения хакасского шаманизма:

по представлениям хакасов, Вселенная делилась на три мира:

— Верхний мир или небесный мир (Хан – Тигир) был обителью девяти творцов (чаян). Творцы олицетворяли доброе начало. Они создали землю, растительность, человека и скот. Среди верховных божеств называют Кӳгурт – чаяны- громовержца, поражающего своими стрелами злых духов; Чалтырах – Чаяны – создателя света, озаряющего землю; Ымай – iче – богиню плодородия и хранительницу детских душ;

— средний мир – кӳнниг чир – обитают люди. Самой важной задачей каждого хакаса считалось не нарушение целостности и гармонии этого мира, личная ответственность за продолжение жизни. У хакасов с древних времён выражен культ предков, которые выражают силу родовых заступников и хранителей. Предки вечны, строги, справедливы. Главным условием жизни и мощи предков является – сохранение и развитие родной земли, культуры, особенно языка, родовых связей как условие целостности народа, его здоровья — это духовные ценности хакасов. В среднем мире людей окружают различные духи – «эззи» — хозяева местностей и природных явлений;

— нижним миром ( айна чири) – правят семь подземных божеств (эрлик), их глава – Эрли – хан или Чинес – хан. Они осуществляют злое начало. Эрли — ханы создали ползучих гадов, насекомых, непроходимые горы, болезни и шаманов. К группе нижних божеств относятся дети самого Эрли – хана (его сын Иткер — Молат и дочь – Учам – Токай), а также Ӱзӳт – хан – глава царства душ умерших, Тамы – хан – глава последнего девятого слоя подземного мира, где грешных людей наказывают адскими муками. В среднем мире происходит борьба между добрыми и злыми божествами. Посредником между людьми и богами выступает шаман. На западной стороне среднего мира, в краю заходящего солнца находится дворец мифического патриарха всех шаманов – Адам – хана – в переводе мой отец – хан. Начинающий шаман обязательно должен предстать перед ликом своего покровителя, чтобы получить от него шаманский дар. На развилке путей, ведущих к его храму, страж дорог Кормес – хан, проверяет истинность будущего шамана и даёт разрешение для прохода к Адам – хану.

Таким образом, тема шаманизма всегда была интересна.

Шаман выполняет следующие функции в обществе:

— шаман – информатор, советчик — удовлетворяющий познавательные потребности людей: объяснял явления природы, общества, человека, всей действительности, опираясь на народные знания;

— шаман – утешитель людей во время засухи, наводнения, эпидемий, вражеских нашествий и т.д.;

— шаман – регулятор поведения людей, исходя из своих учений навязывал определённый тип поведения;

— шаман – носитель моральных принципов;

— шаман – хранитель традиций;

Сейчас такое время, когда идеалы наших отцов ушли в прошлое, а новые ещё не утвердились. Поэтому очень важно, чтобы подростки заинтересовались изучением истории Хакасии.

Вопросы к обучающимся:

— Сейчас найдём общее в шаманизме и христианстве.



Шаманизм

Христианство

  1. Кто и что имеет душу?

Всё

Человек, остальные – твари

  1. Зачем пришёл человек в этот мир на земле?

Земля – наслаждение, место для счастья, радости

Временное место испытания

  1. Как рассматривают соотношение души и тела?

Тело и душа едины

Тело – скопище греха, усмиряй тело

  1. Отношение к природе

Природа и человек едины, единение с природой

Береги всё живое

  1. Местонахождение мира умерших, каково оно?

Нижний мир, временное пребывание

Ад, рай

  1. Что христианство взяло у шаманизма?

Всё имеет душу, природа и человек едины, единение с природой, береги всё живое, существование нижнего мира – ад, рай.



Закрепление:

— исходя из данной таблицы, определите духовные ценности современного человека и древнего человека?

Итог урока:

— Что вы узнали полезного и интересного на этом уроке?

Вывод: уважать вероисповедания других людей, терпимо относиться к людям другой веры.



Спасибо за урок!!!









Список использованной литературы

  1. В.Я. Бутанаев, «Традиционная культура и быт хакасов», пособие для учителей, Абакан, хакасское книжное издательство, 1996 г.

  2. В.Я. Бутанаев, «Хакасы»,Москва, «ИНСАН», 1995 г.





Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Древний Восток"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: