Обобщающий урок в 5 классе по теме «Древняя Греция»


Обобщающий урок в 5 классе по теме «Древняя Греция».


Цель: контроль и корректировка знаний,

умений, навыков учащихся.

Оборудование: атласы «Древний мир»,

настенная карта «Древняя Греция»

раздаточный материал «Задания по истории

древнего мира», слайды «Древняя Греция»

компьютерная энциклопедия «История искусств»


Ход урока

  1. Вступительное слово учителя:

«Мы с Вами закончили изучать историю Древней Греции. Её называют колыбелью цивилизации, неисчерпаемым источником красоты, демократии, чудом. Греки мечтали о гармонии человека и общества, и они сумели выразить эту мечту в своих произведениях, наплненных мудростью, простотой и величием. Многие их достижения оказли огромное влияние на последующее развитие человечества.

О Древней Греции можно говорить часами. Но пора проверить уровень Ваших знаний, которые Вы получили на предыдущих уроках и при выполнении домашних заданий. Давайте это сделаем в ходе игры».


  1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на две команды. Название придумывают сами. Выбрали: «Прометей», «Тесей». Кроме того, один из учащихся назначается ведущим. Он объявляет геймы, задает вопросы и задания командам, фиксирует итоги. Игра начинается.


1-й гейм. Разминка.


На первый гейм, вот шутка,

Дана одна минутка.

Поспеши- ка, не зевай,

Правильный ответ давай!


Вопросы команде «Прометей»

  1. Как древние греки называли свою Родину? (Эллада)

  2. Кто прятался на острове Крит во дворце? (Минотавр)

  3. Микены- это…(Центр самостоятельного государства на Пелопоннеском полуострове)

  4. Афродита- богиня…(любви и красоты).

  5. Бог грома и молнии… (Зевс).

  6. Какое оружие имел Посейдон? (трезубец).

  7. Как Геракл помог Прометею? (убил орла, клевавшего его печень).

  8. Жена Зевса? (Гера).

  9. На какой горе жил Зевс? (на Олимпе).

  10. Феты- …(общинники, потерявшие землю).

  11. В Спарте было… (два царя, пять верховных правителей, 28 старейшин).

  12. Высший орган власти в Афинах …(Народное собрание).

  13. Государственный строй Спарты… (олигархический).

  14. Длина марафонского бега… (42 км 195 м).

  15. Основное название раба в Греции в V в. до н.э… (дулой).


Вопросы команде «Тесей»

  1. Как греки называли Кносский дворец на острове Крит? (лабиринт).

  2. Верили ли критяне в существование многих богов? (да).

  3. Полис- это…(небольшое независимое государство).

  4. Кто спас Андромеду? (Персей).

  5. Бог виноделия…(Дионис).

  6. Как спас людей Прометей? (дал им огонь).

  7. На какой горе жил бог Апполон? (на Парнасе).

  8. Назовите напиток богов (нектар).

  9. Аристократы- это… (богатые и знатные люди).

10.В Пелопоннесе дорийцы основали…(Спарту).

11.Спартанцы превратили местных жителей в …(илотов).

12.Архонт- …(правитель государства).

13.Государственный строй Афин…(демократия).

14.Фалангой греки называли…(боевой строй воинов).

15.Заинтересованы ли рабы в результатах своего труда? (нет).


2-й гейм. Историческая карта.


Всем известно и не ново:

Карта- важная основа

Битвы, действия и страны

Вам укажет неустанно.

Если есть у вас желание,

Приступаем. Все внимание!


Задание команде «Прометей»- описать по карте ход завоеваний Александра Македонского, отметитть покоренные им страны; команде «Тесей»- описать по карте ход Пелопоннеской войны, отметить основные места сражений. Для выполнения задания дается две минуты.

3-й гейм. Домашнее задание.


Все команды не скучали

И заданья получали:

Путешествие свершить,

Нас рассказом удивить.

Задание команде «Прометей»- инсценированный рассказ о посещении древнегреческого театра, команде «Тесей»- репортаж с древнегреческих Олимпийских игр.


4-й гейм. «Эрудиты» (задания повышенной сложности).


Эрудиты, эрудиты!

Все пути для вас открыты,

Все дороги вам видны…

Задания команде «Прометей».


  1. Греки были умеренны в еде и питье, вино не пили чистым, разбавляли его водой. Пьянство осуждалось. Для кого из действующих лиц поэм Гомера вино имело роковые и необратимые последствия? (циклоп, троянцы, женихи Пенелопы).

  2. Загадка древних греков: «Я- черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе» (дым).

Задания команде «Тесей»


  1. Среди законов Солона был и такой: «Кто поймает волка, тот получит 5 драхм (серебрянных монет). Кто поймает волчонка, получит одну драхму». Почему так велика награда? Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять- целый бык. (борьба с волками издавна была заботой афинян, потому что скотоводство- одно из основных их занятий).

  2. Загадка древних греков: «Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот идвигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса» (зеркало).


5-й гейм. «Ты- мне, я- тебе».

Ты и я, ты и я-

Мы веселые друзья.

По вопросу зададим,

Посмеемся! Победим!

Каждая команда придумывает по одному вопросу своим соперникам.


6-й гейм. «Заморочки из бочки».


Приложите вы старанья

Для последнего заданья!


Задания для обеих команд. Побеждает команда, которая первой дает правильный ответ.

  1. «Вы видели, конечно, мою статую. Скульптор изобразил меня во весь рост с печатью раздумий и заботы на лице. Бесспорно, мне было от чего прийти в отчаяние! В ужаснейшее время, когда Эллада была полна предателями, возглавил я афинский демос. Могу гордиться, что шутка про осла, штурмующего крепость, не про моих сограждан! Я всю жизнь боролся против сильнейшего врага. Разил его словом, а когда война стала неизбежной, то взялся за копьё и принял неравный бой. Мы проиграли, лишились той наивысшей ценности, которой обладали. Но уважение потомков, согласитесь, осталось с нами!». Кто мог бы сказать о себе такие слова? (Демосфен, великий оратор и последний защитник афинской демократии).

  2. Как возникли следующие выражения: нить Ариадны, троянский конь?

  3. Почти в каждом греческом городе был свой театр. Каждый из древних театров вмещал несколько тысяч зрителей. Задумаемся над этими словами, нет ли тут противоречия? Жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни. Чем это можно объяснить? (театр был не только любимым зрелищем в Древней Греции, но ему придавалось очень важное воспитательное значение).

  4. Имя скульптора, украсившего своими статуями храм Парфенон- …(Фидий).

  5. Знаменитый гречекий ученый Платон считал несправедливым «порабощать греческие города, терпеть, чтобы эллины становились рабами других эллинов». Означает ли это, что Платон осуждал рабство как таковое? (нет, для древних греков рабство было нормальным явлением, если речь шла о чужеземцах. Но держать эллинов в рабстве многие, в том числе и Платон, считали недопустимым).

  6. Какие роли играл в жизни Древних Афин храм Парфенон? (религиозная- поклонение богине Афине, гражданская- хранение государственной казны).

  7. Кто создал скульптуру «Дискобол»? (скульптор Мирон).

  8. Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. За это спартанцам запретили 20 лет принимать участие в Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? (игры носили миротворческий характер, они объединяли эллинов, враждующих меду собой. Незадолго до Олимпийских игр в Греции устанавливался священный мир, и никто не имел права воевать).

  9. Какого ученого и философа Древней Греции называют отцом многих наук? (Аристотеля).

  10. Какой ученый Древней Греции первым высказал предположение, что все состоит из мельчайших неделимых частиц- атомов? (Демокрит).


7-й гейм. Хронологический.

Хоть немножечко устали,

Силу знаний показали,

И еще один шажок-

В цифры прошлого прыжок.


Две команды получают одинаковое задание: сопоставить события и даты. Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ.

События: смерть александра Македонского; начало походов Александра Македонского; битва при Херонее; Пелопоннеская война; битва при Фермопилах; Марафонская битва; законы Солона; Троянская война.

Даты: 594 г.до н.э.; 480 г.до н.э.;334 г.до н.э; 1240-1230 г.г до н.э; 338 г. до н.э.;490 г. до н.э.; 431-404 г.г. до н.э.; 323 г.до н.э.


Подводятся окончательные итоги игры, награждаются победители. По итогам занятия проводится дальнейшая коррекционная работа с целью устранения выявленных недочетов.





.



5


Свежие документы:  Конспект урока на тему "И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: