Обобщение педагогического опыта «Использование информационных источников на уроках истории как средство формирования информационных компетенций учащихся»




Обобщение педагогического опыта



Использование информационных источников на уроках истории

как средство формирования

информационных компетенций учащихся













Выполнила

Тауланова Галина Викторовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ Большеивановская СОШ

Иловлинского района

Волгоградской области








2013 г.


В современной жизни выпускнику школы предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависит от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций. На уроках истории у учителя есть возможность, используя различные информационные источники формировать личность, мотивированную к самообразованию, обладающею навыками и психическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьников является учебник. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебной книгой формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет экономнее использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Моя педагогическая практика показывает, что далеко не все ученики могут полноценно использовать учебник в качестве источника знаний.

Сегодня перед учителем стоит чрезвычайно важная задача: он должен не только вооружить школьников историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников самостоятельно добывать знания, мыслить, рассуждать.

В предложенном мною опыте овладение учащимися умениями работать с учебником идет через самостоятельную и коллективную деятельность школьников.

В организационном плане это выглядит так:

— включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);

— осуществлять переход от простых заданий к более сложным, как внутри класса, так и от класса к классу;

— постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;

— включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний.

Исследования специалистов показывают, что развивающей функции учебной книги на уроках отводиться не более 2,5% учебного времени; в результате школьники понимают текст учебника в пределах 50-65%, что явно недостаточно.

Считаю, что необходимо уже в 5 классе, на уроках истории Древнего мира, регулярно заниматься формированием и развитием умений, позволяющих эффективно работать с текстом учебника на уроках. Опыт показывает, что пятиклассников в первую очередь надо обучать умению работать с основным текстом параграфа, опираясь на уже сформированные в начальной школе навыки. С ребятами мы учимся составлять простой план. В основе этого умения лежит прием выделения или формулирования главной мысли. Формирование всякого умения предполагает четыре этапа работы:

— подготовительный;

— усвоения действия;

— тренировочный;

— закрепляющий.

На первом этапе объясняю ученикам, зачем нужно овладеть данным приемом работы, показываю, как применяется умение, какие действия необходимо осуществить. В ходе беседы ребята высказывают свои предположения о необходимости данного учебного умения:

— чтобы лучше запомнить материал;

— чтобы выделить самое главное в тексте;

— чтобы логично излагать материал;

Далее знакомлю пятиклассников с требованиями к составлению плана:

1. План должен полностью охватывать содержание текста;

2. В заголовках (пунктах) плана не должны повторяться сходные формулировки.

Ребята записывают в тетрадь памятку «Как составить план к тексту» (Приложение №1).

На втором этапе ученики воспринимают и воспроизводят действия. Происходит первоначальное овладение приемом. На третьем этапе дети (с помощью учителя) выполняют задания, которые требуют трансформации материала. На четвертом этапе ребята самостоятельно выполняют работу, которая требует применения умения: отбирают необходимые им логические операции, перестраивают их.

В курсе истории Древнего мира особым богатством текстовых материалов отличается раздел «Древняя Греция», поэтому обучать детей составлению планов начинаю на уроках, посвященных истории Эллады.

При изучении §29 (Земледельцы Аттики теряют землю и свободу) – учащиеся, под моим руководством, составляют простой план текста. Работа рассчитана на 30 минут. Вспоминаем памятку. Затем следует вводное слово учителя.

X век до н.э. – время падения Микен. Нашествие дорических племен с севера привело к упадку греческой культуры. Греками была даже забыта письменность. Только через два столетия после печальных событий в стране начался культурный подъем. В то время в отдельных областях Эллады начали возникать небольшие самостоятельные города-государства – полисы. В Средней Греции одним из самых могущественных полисов были Афины, расположенные в Аттике.

Сегодня перед нами стоит задача – познакомиться с жителями Аттики и их занятиями.

Все, что мы узнаем, запишем в тетрадь в форме плана.

Ребята читают первый подраздел параграфа и делят текст на четыре части, каждая из которых соответствует одному абзацу. Дают название каждой части так, чтобы все глаголы были заменены существительными. (Работа осуществляется под руководством учителя).

Получается такой фрагмент плана:

1. Малоземелье и отсутствие плодородных почв.

2. Заботливое выращивание оливковых деревьев.

3. Использование оливок.

4. Разведение виноградников

Затем продолжаем работать с текстом второго и третьего подразделов параграфа. План добавляется новыми пунктами:

5. Знать и демос.

6. Ареопаг и архонты – судьи.

7. Драконовские законы.

8. Несправедливое распределение земли между демосом и знатью.

9. Долговые камни и рабство.

10. Недовольство демоса.

Предлагаю выполнить следующее домашнее задание: По составленному плану подготовить пересказ.

Изучая §30 подраздел (Перемены в управлении Афинами), ребята работают самостоятельно. Рабочее время – 10 минут. Учащиеся самостоятельно читают текст, разбивают его на части, выделяют главные мысли и озаглавливают пункты плана. Далее ребята (2-3 ученика) зачитывают свои планы. Другие дети участвуют в корректировки плана. Готовый план записывают в тетрадь. План может быть таким:

Свежие документы:  Урок физики в 9 классе «Закон сохранения импульса и механической энергии»

1. Народное собрание.

2. Народный суд.

3. Клятва судей.

4. Изменения в судебном процессе.

Учащиеся по одному из пунктов плана готовят пересказ «по-самарски». (Приложение № 2.).

Изучая тему «Олимпийские игры в древности» (§ 33) учащиеся, опираясь на текст параграфа, составляют программу проведения Олимпийских игр. (Приложение № 3) .

Формирование умений предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Перед изучением темы « В городе богини Афины» сильным учащимся предлагаю составить самостоятельно (на основе §37) план – маршрут, по которому можно провести экскурсию по Афинам. Примерный план – маршрут (Приложение № 4).

На завершающем этапе формирования умения составлять план текста учащимся предлагаю сравнить содержание текстов по составленным на их основе планам. Задача сравнения – установить изменения в сравниваемых объектах, установить общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях.

Такое задание пятиклассники выполняют при изучении темы « Афинская демократия при Перикле». Ученики получают задание: вспомнить, что им известно об афинской демократии (когда возникла, с чьим именем связана, что собой представляет) по ранее составленному плану к § 30. Затем ребята записывают памятку «Как правильно сравнивать событие»

1. Составьте план сравнения:

а) найдите основания для сравнения;

б) определите порядок сравнения по этим основаниям.

2.Проведите сравнение по плану.

3. Сделайте выводы.

Далее пятиклассники читают два первых подраздела § 40 и составляют план таким образом, чтобы в нем нашли отражение изменения, которые произошли в афинской политической жизни во времена Перикла.

Подобная работа направлена на решение нескольких задач: закрепление умения составлять план к тексту, проверку качества ранее полученных знаний, формирование умений сравнивать и делать собственные выводы.

Далее работу с текстом усложняю.

Работа с вопросами и заданиями к основному тексту учебника, помещенными в конце параграфа, а также разработка дополнительных вопросов и заданий практически не содержит ничего принципиально нового.

В качестве примера возьмем тему урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики» из истории Средних веков. Вопросы к параграфу различны по степени трудности для учащихся и требуют различных по объему ответов, что облегчает их распределение для разбора на различных этапах урока с учетом индивидуальных возможностей учеников и учебного времени. (Ответы на вопросы учащиеся ищут в тексте параграфа). Подготовив ответ на различные по степени трудности вопросы, ученики делают вывод о том, что «Церковь была заинтересована в укреплении феодального строя, который поддерживал ее», объясняют понятие « Христианская мораль». Кому были выгодны те или иные положения христианской морали в отдельности и в целом.

После того, как учащиеся овладеют умением выделять главные мысли и находить ответы на вопросы, учу их составлять вопросы к тексту. Обучение приему составления вопросов начинаю с анализа вопросов к параграфу учебника. Делаю это в игровой форме, условно предлагая детям разделить вопросы на «тонкие» и «толстые». «Тонкий» вопрос – это простой вопрос, конкретный, фактологический. Ответ на него односложный и четкий – «да», «нет». «Толстый» вопрос – предполагает развернутый подробный ответ с объяснением, это часто проблемный вопрос. Правило составления вопросов выношу в соответствующую таблицу «Банк вопросов» (Приложение № 5).

Данный прием работы с книгой по формированию вопросов – дело сложное и учиться этому ученики должны на всех ступенях обучения.

Учащиеся, ознакомленные с названием темы урока, готовят вопросы, на которые они хотят получить ответ в ходе урока. Опасение, что составленные учениками вопросы разойдутся с намеченными целями урока, напрасны. Формулировка темы ограничивает фантазию учащихся, и учитель может вопросы скорректировать.

Если у меня появляется сомнение в том, что ученики могут грамотно сформулировать вопрос по теме, предлагаю им задания на основе примерных опорных вопросов и ключевых слов. Например, могу предложить следующие опорные вопросы: в чем особенности…? В чем причины..? какой характер..? определите факторы…и т. д. Возможные ключевые слова: формирование: государства…, общественных институтов…, традиций.; развитие: культуры.., межгосударственных отношений.., хозяйства. Одновременно с подготовкой вопроса предлагаю ученикам кратко сформулировать причину, побудившую их это сделать, спрогнозировать конечный результат. В ходе этой работы осуществляется совместная деятельность учителя и учеников. Ребята принимают реальное участие в постановке учебных целей урока и в их реализации.

Например, на уроке в X классе по теме «Культура древнерусского государства периода раздробленности» учащиеся работают в микрогруппах по 3-4 человека. Группы на уроке – это добровольные объединения учащихся, имеющих сходные позиции в отношении проблем, обсуждаемых в ходе урока. Чтобы занять определенную позицию, ученики должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, учителей, своих одноклассников. Все это требует от них определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений – именно эти качества должны быть развиты у выпускников школы. Учащиеся в ходе урока готовят вопросы по теме для другой микрогруппы, ищут ответ в тексте на вопросы, предложенный другой группой. Один из вопросов звучал так: « В чем особенности русских православных храмов и икон периода раздробленности?» Пояснение к этому вопросу было следующим:

«Хотелось бы узнать, появились ли какие-то архитектурные особенности храмов в период раздробленности, и если появились, то в чем причины их возникновения?»

Этот вопрос из серии проблемных, который требует от учащихся реализации их творческих и познавательных способностей в ходе поисковой работы и участия в дискуссии. Хочется отметить, что эти формы работы ценят ученики, так как они дают возможность каждому из них высказать собственное мнение при обсуждении проблемы, учиться слушать и понимать мысль товарищей, защищать свою точку зрения.

Другим источником информации, который мне помогает при разработке темы урока, являются исторические картины. Так как ведущее место в разработке целевой установки урока принадлежит основному тексту учебника, то определить степень значимости картины, методику ее использования можно лишь при ее соотнесении с содержанием текста. Например, сравнительный анализ картины «Средневековая деревня и ее обитатели» (История средних веков) помогает учителю формировать понятия «феодальное поместье», « повинности». Содержание многих картин позволяет поставить целый ряд логических заданий. В качестве примера возьмем картину «Порт Пирей в V в. до н.э.». Ребятам можно предложить ответить на следующие вопросы:

Свежие документы:  Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10 -11классов (история) «Бурейская ГЭС – исток судьбы поселка Талакан»

1. Докажите, что Пирей был большим торговым и военным портом.

2. Докажите, что Афины были крупным городом – городом с большим населением.

3. Докажите, что в Афинах было развито рабство.

В работе с картиной использую следующие типы заданий:

— Какую информацию можно получить, изучив данную картину?

— Определите характер общественного явления или изменения в той или иной сфере общественной жизни, нашедшие отражение в картине.

— Какой вывод можно сделать по данной картине относительно (называется явление)?

— Чем можно объяснить….? (указывается характер или признак явления, причины, появления которого требуется выяснить).

Развитие познавательной активности учащихся, самостоятельного поиска исторических знаний невозможно без использования на уроках исторических документов.

Работа с документами требует решения следующих вопросов:

1. Его роль в реализации замысла урока.

2. Функции документа: (он – источник знаний, средство дополнения, конкретизации, иллюстрации)

3. Место документа в уроке (он – отправной пункт или средство закрепления)

4. Форма организации работы с документом (он – в рассказе учителя, объект индивидуальной работы или объект самостоятельной домашней работы)

Работа учащихся с первоисточниками – это метод лабораторного исследования, который позволяет мне индивидуализировать работу с учётом возраста и степени подготовленности учащихся. Начинаю её с 5 класса.

Работая с историческими документами, учащиеся используют памятку (Приложение № 6).

В качестве примера возьмем отрывок из сборника франкских законов. Работа, над такого рода документами, имеет большое значение, так как служит обучению учеников приемам продуктивного чтения и толкования государственных актов, что в более широком плане практикуется в последующих курсах истории. Сопоставление текста учебника с документом ориентирует на многоплановое чтение и анализ документа, составление вопросов и заданий к нему:

— Докажите, что франкские законы закрепляли утвердившееся неравенство.

— Докажите, что франкские законы охраняли частную собственность, прежде всего частную собственность знати.

Ученикам помогают умения, которые они усвоили при изучении аналогичных документов в 5 классе, например законов царя Хаммурапи.

Лабораторный метод в старших классах позволяет повысить интенсивность труда учащихся, учить их анализировать материал, делать самостоятельные выводы. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы. Аргументировать и опровергать их. Групповая форма работы особенно эффективна на уроках изучения нового материала на документальной базе. («Бунташный век», «Движение декабристов», «Многопартийность в России» и др.).

Приведу пример подготовки и проведения такого урока.

Ι Предварительный этап.

1. Планирование – выделение темы, изучение которой можно построить на документальной базе.

2. Отбор соответствующих документов.

3. Подготовка раздаточного материала для групп.

4. Предварительное ознакомление школьников с целями урока, формирование групп.

5. подготовка экспертов.

ІΙ Работа на уроке.

1. Постановка целей, прогнозирование результатов.

2. Организация работы поисковых групп, анализирующих документы:

а) раздача материала.

б). алгоритм деятельности (памятки, вопросы).

3. Работа групп по анализу документов.

4. Выступление представителей групп с анализом документов.

5. Выступление экспертов (исправление недочетов).

6. Подведение итогов.

Очень важной считаю работу по обучению ребят старших классов приёму конспектирования исторических документов. Конспект (в переводе с латинского означает « обзор», «изложение») – систематизирующая форма записи, т. к. она может включать в себя и план, и выписки, и цитаты, и тезисы, и таблицы, и схемы – свёрстки, синквейны.

Конспект должен быть как можно более кратким и в то же время наиболее полно отражать основное содержание изучаемого материала. Читая текст первый раз, учу детей подразделять его на основные смысловые части. Выделяя главные мысли и выводы. Наиболее существенные положения материала последовательно и кратко излагать своими словами или приводить в виде цитат. Конспект должен включать не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания. Чтобы форма конспекта как можно наиболее наглядно отражала его содержание, использую правила конспектирования по В.Н. Зайцеву (Приложение № 7).

Средством систематизации объемного материала учебников истории является самостоятельная работа со статистическими данными. Их использование позволяет наглядно представить некоторые общие процессы, тенденции, особенности развития государств. Статистические данные позволяют не только наглядно изложить материал, но и приучают учащихся пользоваться им как веским аргументом при обосновании своей позиции.

В работе с историческими картами наиболее распространенными являются задания, направленные на систематизацию, сопоставление материала, характеристику того или иного события. Например, по карте «Раздел мира в конце XΙX – начале XX в.» и по материалам учебника учащиеся составляют таблицу, в которой отмечают особенности развития крупных западных стран, делают вывод.

Для развития творческого мышления, формирования умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации недостаточно учебника и других информационных источников используемых ранее. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, обогащение личного опыта, самостоятельное приобретение все новых знаний с опорой на ранее усвоенные. Эти условия создает обращение к Интернету. Старшеклассники используют образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, газетных и журнальных статей.

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Информационно-коммуникативные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, развивать самостоятельную деятельность школьников. Учащиеся 8-11 классов с помощью компьютера создают собственный интеллектуальный продукт: рефераты, исследовательские работы, тесты, кроссворды, доклады, сообщения, учебные проекты, презентации.

Свежие документы:  Тест по истории для 8 класса - скачать бесплатно

В последние годы появилась возможность использовать учебные CD диски, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение школьников, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Как бы хорошо не был подготовлен учитель к уроку. Как бы мастерски не владел он речью и теорией предмета, наше время обязывает педагога следовать новациям, на уроках использовать различные технологии, реализовывать личностно-ориентированный, деятельностный, практико-ориентированные подходы. И поэтому свою работу с информационными источниками на уроках провожу согласно современным требованиям.

Мои наблюдения за годы работы в школе показывают, что учащиеся, владеющие приемами работы с разными источниками информации, мотивированны к самообразованию, обладают достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В 2-3 раза быстрее усваивают её. Среди старшеклассников школы я провела опрос, чтобы выяснить, что дают им различные приёмы работы с разными информационными источниками. Вот несколько высказываний детей:

— умею отбирать информацию в источниках различного типа;

— могу составить различные виды конспекта;

— могу составить обобщающие таблицы, схемы, синквейны;

— используя, мультимедийные и Интернет-ресурсы, готовлю рефераты, учебные проекты, презентации;

— могу высказывать свою точку зрения на уроках.

Хочу отметить, что, овладевая содержательной стороной информации, учащиеся сопоставляют её с имеющимися знаниями, оценивают её значимость, подтверждают её истинность своими примерами. Это говорит о том, что систематическая работа с разнообразными источниками информации на уроках истории, не только формирует информационные компетенции учащихся, но и оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний, уровень интеллектуального развития учащихся.

Положительным результатом своей инновационной деятельности считаю индивидуальный педагогический стиль работы, обобщение и рефлексию собственного опыта.

Приложение № 1







ПАМЯТКА



КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН К ТЕКСТУ



1. Прочитайте текст.

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяйте глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите получившийся план в тетрадь.

6. Помните требование к плану.

Приложение № 2



ПЕРЕСКАЗ «по-самарски»


1. Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам.

2. Второе упражнение не следует затягивать: ученики формулируют 3-4 вопроса. Можно ограничиться выделением главного.

3. Запись ключевых слов на доске выполняет учитель, но слова выбирают дети. Интересно, что не всегда это слова, обладающие большой связью с текстом. Иногда ученики отдают предпочтение эмоционально окрашенным словам.

4. Образцовый пересказ нужен обязательно: слушая эмоциональный и логично построенный, богатый интонациями и смысловыми оттенками пересказ, ребята будут невольно подражать, будут усваивать хороший стиль пересказа.

5. Жужжащий пересказ в парах позволяет увеличить частоту тренировки: при 20 учащихся в классе одновременно в полголоса пересказывают 10, а другие 10 слушают, исправляют, оценивают.

6. Последнее упражнение цикла (пересказ текста слабым учеником) выполняется на отметку.

Приложение № 3





ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ


ОЛИМПИЙСКИХ ИГР


Вариант Ι « Да победят сильнейшие!»

Участники – бедные и богатые, знатные и незнатные мужчины.

Месячные тренировки в Олимпии.

1-й день игр – открытие.

2-й, 3-й, и 4-й дни – состязания.

5-й день игр – награждение победителей.



Вариант ΙΙ «Все – в Олимпию на Игры!»

Участники – все свободные мужчины-греки.

Подготовка к состязаниям.

1-й день – церемония открытия Олимпийских игр. Клятвы судей и атлетов.

2-й день – начало пятиборья: бег, прыжки в длину. Место проведения – стадион.

3-й день – продолжение пятиборья: метание копья и диска, бег с оружием, кулачный бой (Милон, Полидам, Феаген)

4-й день – гонки колесниц. Место проведения – ипподром.

5-й день – церемония награждения. Чествование победителей Олимпийских игр.

Приложение № 4




ПЛАН–МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ ПО АФИНАМ


1. Ремесленный район Керамик.

2. Центральная площадь-агора:

а) рыночная торговля;

б) портики;

в) здание заседаний Совета пятисот;

г) государственный архив.

3. Акропль:

а) храм Ники;

б) Парфенон;

в) Эрехтейон;

г) статуя богини Афины.

Приложение № 5








БАНК ВОПРОСОВ



«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Кто?

Объясните, почему?

Что?

Почему вы так думаете?

Когда?

Что, если…?

Как зовут?

В чем различие?

Было ли?

Зачем….?

Верно ли?

Сравните


Приложение № 6





ПАМЯТКА

Для работы с историческими источниками


1. Дайте характеристику историческому источнику:

А) автор;

Б) время создания;

В) жанр;

Г) первичный или вторичный;

2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.

3. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты, определите художественные особенности текста.

4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание события.

5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.


Приложение № 7






Правила конспектирования по В.Н. Зайцеву



Конспект синтезирующая форма записи, т. к. он может включать в себя и план, и выписки, и цитаты, и тезисы. Конспект должен быть как можно более кратким и, в то же время наиболее полно отражать основное содержание изучаемого материала.

В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без их подробного описания). Составляя конспект, можно использовать сокращения, ссылки на страницы, применять условные обозначения.











ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 2 — 2002 г.

  2. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 6 — 2006 г.

  3. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 7 — 2003 г.

  4. Журнал «Народное образование» № 2 — 2006 г.

  5. Журнал «Народное образование» № 5 — 2007 г.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: