Образовательная программа кружка «Наши истоки» 8-10 класс


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №101»








Образовательная программа

«Наши истоки»

предметная область история

для воспитанников 8-10 классов

рассчитана на 3 года обучения










Автор

Батенёва Ирина Сергеевна

Учитель истории МОУ «СОШ №101» г.Омск

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦДО «Эврика»








Омск-2010

Политика правительства в области образования (концепция модернизации российского образования) требует от педагога дополнительного образования удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В педагогической науке дополнительное образование рассматривается как особое ценное образование, в котором педагог является одним из важнейших специалистов, непосредственно реализующим потребности, интересы ребенка в нерегламентированной обстановке. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей. Межведомственная программа развития системы образования детей, утвержденная приказом Минобразования России от 25.01.2002 №193, рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, милосердие и т.д.).

В последние десятилетия Российская историческая наука претерпела множество потрясений, в результате которых произошла коренная перестройка сложившихся концепций советской историографии и устоявшихся традиций, определивших Российскую науку на долгие десятилетия в жесткие рамки, это позитивный шаг в исторической науке. Но вместе с тем, в обществе происходит процесс, который нельзя не заметить – это тотальная американизация подрастающего поколения и англомания, в то время как богатейшие духовные и культурные ценности русского народа с его многовековой историей зачастую остаются без должного внимания. Поэтому сейчас, когда Россия начинает возвращаться к своим истокам и культурным традициям, необходимо показать учащимся, что накопленный десятками поколений русских людей опыт, их взгляды на мир, нравственные и духовные ценности, нашли наиболее яркое воплощение в исторических произведениях. Основной целью программы является формирование у школьников черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, что является одной из главных задач современной школы.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории Отечества. Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом, флагом, гимном нашей страны является важной частью общей системы гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся. Современные образовательно-воспитательные программы подчеркивают особую значимость построения гражданского общества, в свете чего задачей образования становится воспитание детей гражданами России и формирование у них чувства сопричастности к судьбе своей Родины, что возможно, в том числе и через изучение государственной символики.

Программы патриотического воспитания общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования пересекаются в ходе работы с историческим материалом, раскрывающим традиции российского народа, подвиги, таланты лучших сынов Отечества. Пересекаются в ознакомлении с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризацией (на основе законов «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гимне РФ», «О Государственном гербе РФ»). Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Программа ориентирована и на изучение культурного наследия. Она формирует представление о самобытности повседневной культуры россиян, в то же время в ней подчеркивается тесная связь отечественной культуры с мировой.

Одежда во все времена свидетельствовала о месте человека в обществе и определяла манеру его поведения. Женские платья, мужские костюмы, различные головные уборы и всевозможные украшения (аксессуары) отражают повседневную жизнь различных сословий. Народный, исторический и военный костюм дает представление об эпохе.

Исходя из концепции «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского, эта часть программы знакомит учащихся с так называемым этнографическим периодом культурной жизни русского народа, его языка и культуры.

Данная программа составлена на основе собственного наблюдения, которое показало, что многие ребята иногда затрудняются ответить на поставленный вопрос, касающийся истории формирования государственной символики, истории становления русского самобытного образа и т.д. И если приоритетным признано патриотическое воспитание, то, на мой взгляд, та тематика, которая заложена в программу, должна и будет этому способствовать.

Программа направлена на расширение рамок государственного стандарта в предметной области история – это опыт обобщения деятельности в данном направлении.

Отличительной особенностью данной программы является использование принципа познания истории через современность. Она ориентирована на интегрирование в предметы учебного цикла, а так же может использоваться автономно в качестве руководства при проведении факультативных и кружковых занятий.

Цели программы:

  • формирование черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры;

  • воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

  • восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

  • обеспечение духовно-нравственного и психологического благополучия воспитанников.

Задачи программы:

  1. повышение интереса к историческим закономерностям;

  2. формирование и развитие у воспитанников интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;

  3. умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;

  4. воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности; социальной значимости;

Реализация этих целей и задач предполагает:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;

  • последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;

  • создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;

  • формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.

Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.

В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

анализ и сопоставление фактов;

оформление письменных сообщений;

анализ документов;

поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

Методическое обеспечение

При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии, личностно-ориентированного образования (авторы М.М. Махмутов, Ш.А. Амонашвили, Г.К. Селевко).

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.

Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:

исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;

планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;

лекции с обсуждением документов;

беседы;

семинары;

практические занятия;

конференции;

заседания круглых столов;

«мозговой штурм»;

анализ альтернативных ситуаций;

работа в группах, парах, индивидуально;

творческие работы;

защита проектов.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

  1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;

  2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;

  3. определять причины и следствия исторических процессов;

  4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;

  5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;

  6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;

  7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;

  8. самостоятельно работать с исторической информацией;

  9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;

  10. составлять краткое выступление по заданной теме;

  11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы

  12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

  13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

При создании программы руководствовалась следующими принципами педагогической деятельности:

  • внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;

  • принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);

  • принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);

  • интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).

Разработана результативность программы по критериям:

  1. Знание ключевых и частных проблем основных разделов программы

  2. Развитие исторического логического и творческого мышления.

  3. Формирование мотивации по выбору направления сферы деятельности (профессиональная ориентация).

Каждый критерий диагностируется по уровням проявления (максимальный, средний, минимальный). Подобраны способы отслеживания результативности.

Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: тестирование, написание эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач.

Определены способы проверки результатов от реализации программы: участие в конкурсах, олимпиадах, марафоне знаний, конференции НОУ и других школьных и городских мероприятиях.

Основные направления: Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области искусства, литературы.

Данная программа состоит из трех разделов. В основу построения положен хронологический принцип, т.е. изучение культуры во времени, и тематико-проблемный. Материал группируется в проблемные комплексы, которые соответствуют отраслям историко-бытового знания. Каждый раздел состоит из нескольких тем, раскрываемых путем подборки соответствующего материала.

В своей совокупности они воссоздают характерные особенности исторического развития, быта и культуры России, запечатленные в сознании русского народа.

    1. Российская государственная символика.

    2. Бытовая культура России IX – XX вв.

    3. Личность и история России.

Программа предназначена для воспитанников 13-16 лет, учащихся 8-х – 10-х классов в количестве 15 человек (для первого года обучения) и 12 человек (для второго и третьего года обучения). Состав детей постоянный, на основе добровольности и желания детей.

Программа рассчитана на 3 года реализации (486 часов). Занятия в клубе проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа. Это позволяет наиболее полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.









Содержание программы.

Первый год обучения

Российская государственная символика (162 часа)

Раздел І. История государственного герба России. (65 ч.)

1.1

Версии о происхождении российского герба.

1.2

Печати на Руси. Новая печать Ивана III.

1.3

Причины появления печати 1497 года.

1.4

Происхождение двуглавого орла.

1.5

Кто такой всадник — драконоборец.

1.6

Святой Георгий.

1.7

Святой Георгий в российском гербе.

1.8

Кто изготовил печать 1497 года. Символика печати 1497 года.

1.9

Печати Ивана Грозного.

1.10

Печать 1577 года.

1.11

Эволюция герба России в XVIΙ веке.

1.12

Российский герб в эпоху Петра Великого.

1.13

Российский герб в правление Павла Ι.

1.14

Эволюция российского герба в первой половине XIX века.

1.15

Государственный герб России и Б.Н.Кёне.

1.16

Герб России при Временном правительстве.

1.17

Советские гербы.

1.18

Герб новой России. Что изучает векселлология.

Основные понятия: геральдика, герб, векселлология, вид, символ, эмблема, атрибут, сигнал, составные части герба, двуглавый орел, скипетр, держава, печать, булла, «ездец».

Воспитанники должны знать: основные понятия раздела, правила разработки герба, изученные виды исторических источников; историческую обусловленность формирования и эволюции российского герба, положения Конституции РФ о государственном гербе России

Воспитанники должны уметь: читать герб, создавать семейный герб, проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах эссе и публичной презентации проекта; взаимодействовать при работе в группе, работать творчески.

Форма подведения итогов: написание эссе, тест, разработка школьной символики, создание мультимедийной презентации
























Раздел II. История государственного флага России. (56,5 ч.)

2.1

Знамена Древнего Рима. Лабарум и знамёна Византии

2.2

Знамёна Западной Европы.

2.3

Стяги Древней Руси.

2.4

Как выглядели русские средневековые знамена.

2.5

Роль знамен. Новое в русских знаменах XVΙI века.

2.6

Предпосылки появления государственного знамени России.

2.7

Знамена первого русского корабля «Орел».

2.8

Петр Ι и его знамена. Какую роль Петр Ι отводил знаменам.

2.9

Андреевский флаг.

2.10

Петровские знамена.

2.11

Штандарт.

2.12

Знамена XVIII столетия.

2.13

Государственные флаги России XΙX – начала XX века.

2.14

Обострение вопроса о государственном флаге в начале XX.

2.15

Непростое возвращение трехцветного флага.

Основные понятия: флаг, знамя, стяг, штандарт, древко.

Воспитанники должны знать: основные понятия раздела, правила создания флага, виды флагов, обозначение цветов флага, основные этапы становления и эволюции российского флага, положения Конституции РФ о государственном флаге России

Воспитанники должны уметь: различать виды флагов, составлять флаг, определять время создания флага по характерным признакам, проводить поиск необходимой информации, сравнивать данные разных источников, классифицировать информацию, представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах эссе и публичной презентации проекта;

Форма подведения итогов: написание эссе, тест, решение познавательных заданий, разработка школьной символики, создание мультимедийной презентации

Раздел III. История государственного гимна России. (40,5 ч.)

3.1

Что такое государственный гимн.

3.2

Истоки гимнов.

3.3

Первые национальные гимны.

3.4

Гимны на Руси.

3.5

Преображенский марш.

3.6

«Гром победы…»

3.7

«Коль славен наш господь в Сионе».

3.8

Гимн Российской империи.

3.9

Гимн России в XX веке.

3.10

Государственная символика Омской области.


Основные понятия: гимн, марш, песня

Воспитанники должны знать: основные понятия раздела, основные этапы становления и эволюции российского гимна, авторов и время создания известных гимнов, положения Конституции РФ о государственном гимне России, взаимосвязь и особенности формирования государственной символики России и мира, национальной и региональной.

Воспитанники должны уметь: определять основные этапы создания гимна и их характерные особенности, выявлять причины изменений государственного гимна, анализировать и обобщать полученные знания, делать оценочные суждения, предъявлять результат своей деятельности.

Форма подведения итогов: написание эссе, тест, создание мультимедийной презентации, реферат







Второй год обучения

Бытовая культура России IX – XX вв. (162 часа).

Раздел Ι. Путешествие в историю русского быта (70 ч.)

1.1

Мир русской деревни.

1.2

Крестьянский двор.

1.3

В крестьянской избе.

1.4

Путешествие по древнему городу.

1.5

Город мастеров.

1.6

В гостях у горожанина.

1.7

В русском монастыре.

1.8

Монастырское хозяйство.

1.9

Православная вера.

1.10

Православные и народные праздники.

1.11

Учение – свет!

1.12

Мир дворянской усадьбы. В усадьбе помещика.

1.13

Французская кухня.

1.14

В усадебном доме.

1.15

Жизнь в столице.

1.16

Домашняя жизнь царя и его семьи.

1.17

Государев двор, его хозяйство.

1.18

Дворцовые порядки. Придворный штат.

1.19

Будни и развлечения. Охота, «потехи», театр и богомолье.

1.20

Воспитание царских детей.

1.21

Дворянский бал.

1.22

В театре и на маскараде.

1.23

Карты и дуэли.

1.24

Воспитание дворянина.


Основные понятия: быт, бытовая культура, сословие, помещик, вельможа, дворянство, барин, крестьянство, ремесло, изба, «Домострой», усадьба, поместье, двор, трапеза, маскарад, бал, дуэль, театр, православие, икона, образование, фольклор,

Воспитанники должны знать: основные понятия раздела, факты, явления, процессы, характеризующие системность, целостность исторических эпох; особенности формирования древнерусской народности, условия жизни и быта основных сословий русского государства, древнерусский этикет, народные и православные праздники Руси, особенности средневековых русских школ, старинные детские игры и игрушки

Воспитанники должны уметь: решать задачи на основе заданных алгоритмов; образно описывать жизнь и занятия людей, их нравы; сравнительно описывать быт россиян в разные исторические периоды; выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества; сравнительно воссоздавать образы сословий, сравнивать памятники, социальные слои русского государства; осознанно определять свою национальную, социальную и конфессиональную идентичность, понимать значение традиций и устоев

Форма подведения итогов: собеседование, тестирование, участие в викторине, решение исторических задач











Раздел ΙΙ. Костюм как символ и образ. (92 ч.)

2.1

Древние русичи в ΙX-XIII веке.

2.2

Русский народ и царь.

2.3

Древнерусская красавица.

2.4

Русские народные традиции.

2.5

Облачение духовенства.

2.6

Русские воины в IX-XVΙΙ веке.

2.7

Петровская Россия. Придворная красавица XVΙΙΙ.

2.8

Русские дворяне в XVΙΙΙ.

2.9

Сословия России XVΙΙΙ.

2.10

«Римская матрона» в России.

2.11

Красавицы эпохи романтизма.

2.12

Русский дворянин первой половины XΙX века.

2.13

Модницы второй половины XΙX века.

2.14

Русские франты второй половины XΙX века.

2.15

Военный костюм России в XΙX веке.

2.16

Сословия России XΙX века.

2.17

Эмансипация и женский костюм.

2.18

Особенности женского костюма первой четверти XX века.

2.19

Спортивная и пляжная одежда.

2.20

Развитие мужского костюма.

2.21

Влияние Первой мировой войны на развитие костюма.

2.22

Костюм периода становления СССР.

2.23

Формирование новой культуры и эстетических идеалов.

2.24

Костюм периода военного коммунизма.

2.25

Красноармейская форма.

2.26

Появление бытового костюма.

2.27

Советский костюм 1920-1930-х гг.

2.28

Усиление влияния форм мужской одежды во время Второй мировой войны (1939-1945).

2.29

Костюм русской эмиграции.

2.30

Развитие моды в послевоенный период.

2.31

Мода 1950-1960-х гг. – «революция молодых».

2.32

Бунтарская мода 1960-х.

2.33

Мини — мода.

2.34

Стиль «хиппи» и перемены в моде 1960-х гг.

2.35

Стиляги.

2.36

1970-е гг. – «десятилетие дурного вкуса».

2.37

Фольклорный стиль.

2.38

Деловая мода 1980-х гг.

2.39

«Панки».

2.40

Деловая и спортивная одежда.

2.41

Универсальный стиль 1990-х гг. Последние достижения моды.

Основные понятия: мода, стиль одежды, ансамбль костюма, композиция костюма, фольклорный стиль, молодежная мода, деловой стиль, военная форма,

Воспитанники должны знать: характерные признаки русского народного костюма, костюмы народов, населяющих Россию, различия в одежде разных сословий, гендерные различия в одеже, стили одежды и их особенности, предметы костюма и аксессуары,

Воспитанники должны уметь: различать и сравнивать стили в одежде, делать оценочные суждения, самостоятельно работать с книгой и другими источниками (рисунки, картины), анализировать и выделять главное (определение эпохи по костюму и др.), образно реконструировать облачение и описать его, выявлять причинно- следственные связи (образа с эпохой), прослеживать изменения костюма и связывать их с особенностями изучаемой исторической эпохи, составлять сравнительные таблицы по отдельным темам курса, использовать знания для решения практических задач, представлять результаты познавательной деятельности

Форма подведения итогов: тестирование, составление сравнительной таблицы, защита проектов (групповых, индивидуальных), презентация идеи, защита эскиза (дизайна) изделия.


Третий год обучения

Личность и история России (162 часа).

Раздел I. Великие Рюриковичи. (83 ч.)

1.1

Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги

1.2

Олег – победитель греков

1.3

Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав

1.4

Дела великого князя Владимира – Красно Солнышко, в крещении Василий

1.5

Борис и Глеб – великие святые церкви. Святополк

1.6

Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый

1.7

Владимир Мономах

1.8

Юрий Долгорукий

1.9

Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо

1.10

Мстиславы Храбрые – пример незлобия в мире и ужасных битвах

1.11

Святой Александр Невский

1.12

Великий князь Михаил Ярославович – Отечестволюбец и Юрий – князь Московский

1.13

Иван Данилович Калита

1.14

Дмитрий Иванович Донской

1.15

Самодержцы земли Русской

1.16

Иван Васильевич, князь и самодержец

1.17

Князь Василий Иванович, великий государь

1.18

Государь Иван Васильевич – Грозный, Удивительный

1.19

Государь князь Федор – достойный счастья. Борис Годунов

1.20

Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского

Основные понятия: Варяг, династия, норманнская теория, регент, князь, полюдье, древляне, «греческий огонь», погост, урок, язычество, православие, феодальная раздробленность, «Русская Правда», усобица, «Устав» Мономаха, «Поучение Мономаха детям», «Судебник», орда, царь, самозванство, смута, ополчение, опричнина, самодержец, абсолютизм,

Воспитанники должны знать: основные понятия курса, русских правителей и даты их правления, основные периоды русской истории, родословную русских князей и царей, особенности складывания абсолютной власти в России, характерные черты в правлении,

Воспитанники должны уметь: устанавливать цели различных исторических деятелей и анализировать средства их достижения; восстанавливать и понимать в исторической коммуникации позиции участников исторического процесса; давать оценку исторических событий, процессов и личностей с позиций прошлого и современности; систематизировать и обобщать исторический материал

Форма подведения итогов: тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа, эссе, выступления на семинарах, проблемные задания, презентации исторических портретов «Кто есть кто?», реферат












Раздел II. Великие Романовы. (79 ч.)

2.1

Путь к абсолютизму

2.2

Державный сын и светоносец во тьме… Государь Михаил Федорович

2.3

Алексей Михайлович – «царь-Солнце»

2.4

Федор Тишайший.

2.5

Царевна Софья

2.6

Царь Петр Алексеевич – Великий

2.7

Эпоха дворцовых переворотов

2.8

Екатерина I.

2.9

Воцарение Петра II.

2.10

Правление Анны Иоанновны

2.11

Елизавета Петровна

2.12

Петр III

2.13

Екатерина II

2.14

Павел I – время радикальной реакции

2.15

Александр I. «Сфинкс – неразгаданный до гроба»

2.16

Эпоха самодержавных преобразований

2.17

Николай I – жандарм Европы

2.18

Александр II – Освободитель

2.19

Александр III

2.20

Николай II

Основные понятия: абсолютизм, династия, патриаршество, местничество, Соборное уложение, потешные полки, император, держава, сенат, дворцовый переворот, бироновщина, просвещенный абсолютизм, крепостное право.

Воспитанники должны знать: основные понятия курса, родословную русских царей и императоров, особенности складывания абсолютной власти в России, характерные черты в правлении, признаки абсолютной власти, особенности внутренней и внешней политики и их связь с личными качествами правителя

Воспитанники должны уметь: оценивать исторических деятелей и давать аргументацию их оценке, сравнивать двух исторических деятелей; составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей; рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи; участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий; самостоятельно работать с исторической информацией; извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого; устанавливать синхронность важнейших исторических процессов; составлять краткое выступление по заданной теме; аргументировано высказывать свое мнение и выводы

Форма подведения итогов: Анализ исторической личности по выработанным критериям, эссе, выступления на семинарах, проблемные задания, составление текстов «Кто есть кто?», тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера, участие в викторине.

















Клуб интеллектуального развития «Наши истоки».

Руководитель: Батенёва И.С.

Тема занятия


Час


Первый год обучения (2006-2007)

Российская государственная символика.

162 ч.


История государственного герба России.

65

1-2

Версии о происхождении российского герба. Иностранцы-современники о российском гербе.

4,5

3

Печати на Руси. Новая печать Ивана III.

2

4

Причины появления печати 1497 года.

2,5

5-6

Происхождение двуглавого орла.

4,5

7

Кто такой всадник — драконоборец.

2

8-9

Святой Георгий.

4,5

10

Святой Георгий в российском гербе. Другие изображения святого Георгия.

2,5

11-12

Кто изготовил печать 1497 года. Символика печати 1497 года.

4,5

13

Печати Ивана Грозного.

2

14

Печать 1577 года.

2,5

15-17

Эволюция герба России в XVIΙ веке.

6,5

18-19

Российский герб в эпоху Петра Великого.

4,5

20

Российский герб в правление Павла Ι.

2,5

21-22

Эволюция российского герба в первой половине XIX века.

4,5

23

Государственный герб России и Б.Н.Кёне.

2

24-25

Герб России при Временном правительстве.

4,5

26-27

Советские гербы.

4,5

28-29

Герб новой России. Что изучает векселлология.

4,5


История государственного флага России.

56,5

30-31

Знамена Древнего Рима. Лабарум и знамёна Византии

4,5

32

Знамёна Западной Европы.

2,5

33-35

Стяги Древней Руси.

6,5

36-37

Как выглядели русские средневековые знамена.

4,5

38

Роль знамен. Новое в русских знаменах XVΙI века.

2,5

39-40

Предпосылки появления государственного знамени России.

4,5

41

Знамена первого русского корабля «Орел».

2

42-44

Петр Ι и его знамена. Какую роль Петр Ι отводил знаменам.

7

45

Андреевский флаг.

2

46

Петровские знамена.

2,5

47

Штандарт.

2

48-49

Знамена XVIII столетия.

4,5

50-51

Государственные флаги России XΙX – начала XX века.

4,5

52

Обострение вопроса о государственном флаге в начале XX.

2,5

53-54

Непростое возвращение трехцветного флага.

4,5


История государственного гимна России.

40,5

55-56

Что такое государственный гимн.

4,5

57-58

Истоки гимнов.

4,5

59-60

Первые национальные гимны.

4,5

61

Гимны на Руси.

2

62

Преображенский марш.

2,5

63

«Гром победы…»

2

64

«Коль славен наш господь в Сионе».

2,5

65-66

Гимн Российской империи.

4,5

67-69

Гимн России в XX веке.

6,5

70-72

Государственная символика Омской области.

7




Второй год обучения (2007-2008)

Бытовая культура России IX – XX вв.

162 ч.



Путешествие в историю русского быта.

70

1

Мир русской деревни.

2

2

Крестьянский двор.

2,5

3

В крестьянской избе.

2

4

Путешествие по древнему городу.

2,5

5

Город мастеров.

2

6

В гостях у горожанина.

2,5

7

В русском монастыре.

2

8

Монастырское хозяйство.

2,5

9-11

Православная вера.

7

12-13

Православные и народные праздники.

4,5

14

Учение – свет!

2

15

Мир дворянской усадьбы. В усадьбе помещика.

2,5

16

Французская кухня.

2

17

В усадебном доме.

2,5

18-19

Жизнь в столице.

4,5

20-21

Домашняя жизнь царя и его семьи.

4,5

22

Государев двор, его хозяйство.

2

23

Дворцовые порядки. Придворный штат.

2,5

24

Будни и развлечения. Охота, «потехи», театр и богомолье.

2

25-26

Воспитание царских детей.

4,5

27

Дворянский бал.

2,5

28

В театре и на маскараде.

2

29-30

Карты и дуэли.

4,5

31

Воспитание дворянина.

2,5


Костюм как символ и образ.

92

32

Древние русичи в ΙX-XIII веке.

2

33

Русский народ и царь.

2,5

34

Древнерусская красавица.

2

35

Русские народные традиции.

2,5

36

Облачение духовенства.

2

37

Русские воины в IX-XVΙΙ веке.

2,5

38

Петровская Россия. Придворная красавица XVΙΙΙ.

2

39

Русские дворяне в XVΙΙΙ.

2,5

40

Сословия России XVΙΙΙ.

2

41

«Римская матрона» в России.

2,5

42

Красавицы эпохи романтизма.

2

43

Русский дворянин первой половины XΙX века.

2,5

44

Модницы второй половины XΙX века.

2

45

Русские франты второй половины XΙX века.

2,5

46

Военный костюм России в XΙX веке.

2

47

Сословия России XΙX века.

2,5

48

Эмансипация и женский костюм.

2

49

Особенности женского костюма первой четверти XX века.

2,5

50

Спортивная и пляжная одежда.

2

51

Развитие мужского костюма.

2,5

52

Влияние Первой мировой войны на развитие костюма.

2

53

Костюм периода становления СССР.

2,5

54

Формирование новой культуры и эстетических идеалов.

2

55

Костюм периода военного коммунизма.

2,5

56

Красноармейская форма.

2

57

Появление бытового костюма.

2,5

58

Советский костюм 1920-1930-х гг.

2

59

Усиление влияния форм мужской одежды во время Второй мировой войны (1939-1945).

2,5

60

Костюм русской эмиграции.

2

61

Развитие моды в послевоенный период.

2,5

62

Мода 1950-1960-х гг. – «революция молодых».

2

63

Бунтарская мода 1960-х.

2,5

64

Мини — мода.

2

65

Стиль «хиппи» и перемены в моде 1960-х гг.

2,5

66

Стиляги.

2

67

1970-е гг. – «десятилетие дурного вкуса».

2,5

68

Фольклорный стиль.

2

69

Деловая мода 1980-х гг.

2,5

70

«Панки».

2

71

Деловая и спортивная одежда.

2,5

72

Универсальный стиль 1990-х гг. Последние достижения моды.



2


Третий год обучения (2008-2009)

Личность и история России.

162 ч.


Великие Рюриковичи

83

1-2

Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги

4,5

3-4

Олег – победитель греков

4,5

5-6

Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав

4,5

7-8

Дела великого князя Владимира – Красно Солнышко, в крещении Василий

4,5

9-10

Борис и Глеб – великие святые церкви. Святополк

4,5

11-12

Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый

4,5

13-14

Владимир Мономах

4,5

15-16

Юрий Долгорукий

4,5

17-18

Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо

4,5

19

Мстиславы Храбрые – пример незлобия в мире и ужасных битвах

2

20-21

Святой Александр Невский

4,5

22

Великий князь Михаил Ярославович – Отечестволюбец и Юрий – князь Московский

2,5

23-24

Иван Данилович Калита

4,5

25-26

Дмитрий Иванович Донской

4,5

27

Самодержцы земли Русской

2

28-29

Иван Васильевич, князь и самодержец

4,5

30-31

Князь Василий Иванович, великий государь

4,5

32-33

Государь Иван Васильевич – Грозный, Удивительный

4,5

34-35

Государь князь Федор – достойный счастья. Борис Годунов

4,5

36-37

Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского

4,5




































Великие Романовы

79

38

Путь к абсолютизму

2,5

39-40

Державный сын и светоносец во тьме… Государь Михаил Федорович

4,5

41-42

Алексей Михайлович – «царь-Солнце»

4,5

43

Федор Тишайший.

2

44

Царевна Софья

2,5

45-46

Царь Петр Алексеевич – Великий

4,5

47-48

Эпоха дворцовых переворотов

4,5

49-50

Екатерина I.

4,5

51-52

Воцарение Петра II.

4,5

53-53

Правление Анны Иоанновны

4,5


55-56

Елизавета Петровна

4,5

57


Петр III

2,5

58-59

Екатерина II

4,5

60-61

Павел I – время радикальной реакции

4,5

62-63

Александр I. «Сфинкс – неразгаданный до гроба»

4,5

64

Эпоха самодержавных преобразований

2

65-66

Николай I – жандарм Европы

4,5

67-68

Александр II – Освободитель

4,5

69-70

Александр III

4,5

71-72

Николай II

4,5



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 год обучения (2006-2007)

Российская государственная символика.


Название раздела

Количество часов

теоретических

практических

всего

1

История государственного герба России.


24,5

40,5

65

2

История государственного флага России


24,5

32

56,5

3

История государственного гимна России


14,5

26

40,5


ИТОГО

63,5

98,5

162


2 год обучения (2007-2008)

Бытовая культура России IX – XX вв.


Название раздела

Количество часов

теоретических

практических

всего

1

Путешествие в историю русского быта


40

30

70

2

Костюм как символ и образ



53,5

38,5

92


ИТОГО

93,5

68,5

162


3 год обучения (2008-2009)

Личность и история России.


Название раздела

Количество часов

теоретических

практических

всего

1

Великие Рюриковичи



49,5

33,5

83

2

Великие Романовы



43

36

79


ИТОГО

92,5

69,6

162

Результативность образовательной программы

Критерии (оцениваемые параметры)

Показатели

Уровни проявления критериев

Способ отслеживания (метод диагностики)

Максимальный

Средний

Минимальный

1.

Знание ключевых

и

частных проблем основных разделов программы


1.1 Воспитанник знает теории, подходы, понятия, причины, категории закономерностей исторических процессов, хронологию






















  • самостоятельно безошибочно решает исторические задачи;

  • уверенно анализирует ситуации и дает им адекватную оценку;

  • самостоятельно раскрывает характерные черты исторических явлений и процессов;

  • учитывает нюансы во взаимосвязях и отношениях;

  • по собственной инициативе анализирует статьи периодических изданий.

  • воспитанник в основном самостоятельно решает задачи;

  • вызывает затруднения аналитическая деятельность (анализ ситуаций);

  • иногда требуется помощь при работе со статистическими сведениями;

  • может допускать ошибки пи решении тестов и задач;

  • не всегда проявляет инициативу в учебно-познавательной деятельности.

  • испытывает затруднения при осуществлении деятельности (в решении тестов, задач, исторических диктантах);

  • требует частого контроля и руководства со стороны педагога;

  • испытывает затруднения в аналитической деятельности;

  • не проявляет интереса к самостоятельному поиску информации.

  • тест;

  • решение задач;

  • анализ ситуаций;

  • исторические диктанты.

2

Развитие исторического логического и творческого мышления.

2.1. Воспитанник умеет принимать нестандартные решения в сложных ситуациях, анализировать, обобщать, мыслить последовательно.












2.2. Воспитанник реализует свои идеи в практической деятельности, творческих работах, игровых ситуациях.










2.3.Воспитанник способен к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в принятии решений.

  • Воспитанник самостоятельно анализирует исторические ситуации, выявляет причинно-следственные связи;

  • уверенно выделяет проблемы и предлагает обоснованные решения;

  • самостоятельно вырабатывает мнение по изучаемым вопросам;

  • уверенно проводит исследование.


  • воспитанник самостоятельно разрабатывает символику, создаёт эскизы костюма, безошибочно выполняет творческие задания;

  • уверенно проводит исследование;

  • выполняет работу по собственной инициативе.


  • воспитанник самостоятельно проводит исследование, пишет эссе;

  • безошибочно принимает верные решения;

  • уверенно анализирует события, происходящие в разные исторические периоды














  • воспитанник в основном работает самостоятельно, вызывает затруднения формулировка обоснованных решений;

  • может допускать ошибки, неточности при анализе ситуаций,;

  • не всегда проявляет инициативу.








  • воспитанник в основном работает самостоятельно;

  • вызывает затруднения исследовательская деятельность;

  • может допускать ошибки при работе над проектом;

  • не всегда проявляет инициативу в учебно-познавательной деятельности.


  • воспитанник в основном самостоятельно проводит исследования, пишет эссе, рефераты.

  • испытывает затруднения при анализе исторических событий.

  • испытывает затруднения в выработке собственного мнения по рассматриваемым проблемам;

  • требует контроля и руководства при обсуждении и выработке решений.








  • воспитанник испытывает затруднения при исследовательской деятельности, требует контроля при выполнении творческих заданий.







  • воспитанник испытывает затруднения при проведении исследований;

  • требует помощи и контроля при принятии решений, анализе.

  • написание эссе, реферата.


















  • исследования, творческие задания, ролевые и моделирующие игры.











  • исследования;

  • написание эссе, реферата;

  • участие в конференции НОУ.

3. Профессиональная

ориентация

3.1. Воспитанник проявляет интерес к гуманитарным наукам и историческим исследованиям.












3.2. Воспитанник проявляет активность, инициативность, самостоятельность.

  • воспитанник самостоятельно изучает дополнительную литературу по истории России (чтение книг, статей).

  • пишет комментарии к статьям;

  • выполняет по собственной инициативе творческие задания;

  • воспитанник самостоятельно выполняет задания;


  • по собственной инициативе участвует в конкурсах по предмету, олимпиадах;

  • готовит творческие работы на НОУ;

  • уверенно выполняет задания повышенной трудности.

  • воспитанник в основном работает самостоятельно;

  • вызывает затруднения выполнение творческих заданий (решение задач, написание эссе, рефератов);

  • не всегда проявляет инициативу при изучении дополнительной литературы.




  • воспитанник в основном самостоятельно готовит все задания;

  • не всегда проявляет инициативу при подготовке к творческим конкурсам, НОУ, олимпиаде;

  • вызывает затруднения выполнение заданий повышенной трудности.

  • воспитанник испытывает затруднения при работе с научными источниками;

  • требует контроля при выполнении творческих заданий.









  • воспитанник испытывает затруднения при выполнении заданий повышенной трудности;

  • требует контроля при подготовке к НОУ.

  • участвует в мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, марафоне знаний.













  • написание рефератов;

  • разработка заданий;

  • участие в конкурсах, олимпиадах.








Список литературы для учителя:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства (практическое пособие). М., 2001.

  2. Дополнительное образование детей: Словарь- справочник /Авт.-сост. Д.Е. Яковлев. М., 2002.

  3. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. М., 2003.

  4. Изучение истории на профильном уровне в современной школе (сборник учебно-методических материалов). М., 2006.

  5. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М., 2005.

  6. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.

  7. Методика изучения истории повседневной культуры в школе (сборник учебно-методических материалов). М., 2006.

  8. Серов Б.И. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика». 1-11 класс. М., 2005.

  9. Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе. М., 2001.

  10. Шаульская Н.И. Поиграем в эрудитов. Р-на-Д., 2005.

  11. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. Р.-на-Д., 2005.

  12. Юности честное зерцало (программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий). М., 2005.

Список литературы для детей:

  1. Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России VI-XVIII. М., 1999.

  2. Антонов В.Ф. Книга для чтения. История России XΙX. М., 2000.

  3. Бутромеев, В. Чтения и рассказы по истории России // Роман-газета. – 1994.

  4. Валишевский, К. Вокруг трона. – Волгоград, 1990.

  5. Вандаль, А. Наполеон и Александр I. – Ростов н/Д, 1995. – Т. 1–3.

  6. Зверев В.А., Зуев А.С. История Сибири. Сибирь в составе Российской империи. ч.2. Новосибирск, 2001.

  7. История Отечества с древнейшего времени до наших дней: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева.

  8. История Отечества: справочник школьника. – М.: Филологическое общество «Слово», 1994.

  9. Карпов Г.М. Деятели петровской эпохи. М., 2002.

  10. Ключевский, В. О. Курс русской истории: сочинение: в 9 т. – М.: Мысль, 1987.

  11. Кончаловская Н. Наша древняя столица. М., 1966.

  12. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. М., 2002.

  13. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 2003.

  14. Ляшенко Л.М. История России XΙX. М., 2002.

  15. Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти. М., 2003.

  16. Матвеев А.В. Трофимов Ю.В. Авербух С.Д. Прошлое Омского Прииртышья. Омск, 2005.

  17. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989.

  18. Осетров Е. Живая древняя Русь. М., 1984г.

  19. Пашков, Б. Г. Русь. Россия. Российская империя: хроника правлений и событий (862–1917 гг.). – М., 1977.

  20. Пресняков, А. Е. Российские самодержцы. – М., 1990.

  21. Пчелов Е.В., “Государственные символы России. Герб, флаг, гимн”. Москва, издательство “Русское слово”, 2002 год.

  22. Пчелов, Е. В. Рюриковичи: история династии. – М., 2004.

  23. Родзянко М.В. За кулисами царской власти. М., 1991.

  24. Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М., 2003

  25. Соболева Н.А., “Российская государственная символика”. История и современность, Москва, издательство “Владос”, 2002 г.

  26. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994.

  27. Триста лет царствования дома Романовых. – М.: Информ-Эко, 1990.

  28. Ушакова О.Д. Правители России. Великие князья. СПб., 2005.

  29. Ушакова О.Д. Правители России. Цари и императоры. СПб., 2005.

  30. Штыбин Т. «Вспомогательные исторические дисциплины».Омск, 1998.







Свежие документы:  Конспект урока на тему "Закон Авагадро"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: