Образовательная программа по краеведению «Летопись родного края»




МБОУ ДОД Тогучинского района

Тогучинский ЦРТДиЮ















Образовательная программа по краеведению

«Летопись родного края»

( ДО «Поиск» на базе Усть-Каменской СОШ)











Возраст детей: 10-16 лет

Срок обучения: 3 года

Руководитель:

педагог дополнительного образования

Кадникова Светлана Юрьевна




с. Усть-Каменка 2012г









1.Пояснительная записка.


Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф.» школы, различные центры получили хорошее подкрепление своей деятельности.

Изучение родного края стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно-историческим. Формирует общую культуру личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Программа «Летопись родного края» дает возможность шире познакомиться с родным краем, глубже понять историю и культуру, их взаимосвязь с историей и культурой страны и мира, приобщиться к исследованию родного края.

При составлении программы в основу была положена образовательная программа «Люби и знай свой город и край» (Кондрашова Л.П, Сенюкова Н.Л) Томского Дворца творчества детей и молодежи.

Данной программой предполагаются различные формы работы с учащимися: лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, учеба актива, анкетирование и интервьюирование населения, работа по сбору и и оформлению фондов будущего музея, исследовательская работа.

Цель: воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств программы: патриотическое воспитание личности


Задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаний о родном крае, его истории, традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.

  • Обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.

  • Формирование навыков работы с музейными материалами

Развивающие:

  • Развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний.

  • Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.


Воспитательные:

  • Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;

  • Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков


Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические занятия.

Беседа – метод обучения, при котором педагог дополнительного образования использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа – объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются демонстрацией.

Практические занятия – целью этих занятий являются применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие занятия способствуют трудовому воспитанию.

Методы:

— репродуктивный (воспроизводящий)

— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)

— проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми)

— эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения)


Программа «Летопись родного края» предполагает курсовой обучение для учащихся от 10 лет (5 класс) до 16 лет (10-11 класс) и проходит поэтапно. Занятия рассчитаны на 4 часов в неделю (по два часа каждое).

Вся воспитательная работа по историческому краеведению строится с учетом возрастного критерия. В работе с детьми 10-12 лет используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Обучающиеся готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом, выполняют разовые поисковые задания.

Обучающиеся 7-8 классов, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории улицы, на которой живут, воспоминания старожилов.

В старшем звене занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях.


В основе программы лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности. Психолого-педагогические требования к программе, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка.

Этапы реализации программы


Первый год обучения 2012-2013г – развитие интереса к краеведческой деятельности, введение обучающихся в начальную краеведческую работу. Общее ознакомление с историей края в годы Великой Отечественной войны.

Второй го обучения 2013-2014г — углубление и развитие знаний по истории родного села, стимулирование самостоятельного поиска интересных фактов из истории, формирование навыков исследовательской деятельности.

Третий год обучения 2014-2015г — образовательный процесс направлен на углубленное тематическое изучение родного края через реализацию самостоятельных исследований. Изучение истории района в контексте истории области и страны.







Год обучения

Кол-во час

Основные разделы программы

1

1-й год обучения

216 час

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

2-й год обучения

216 час

Село Усть-Каменка: прошлое и настоящее


3

3-й год обучения

216 час

История Тогучинского района



Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:

Историю становления  и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;

Историю своей семьи;

Замечательных людей своего населенного пункта, района;

Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

Описывать основные этапы развития населенного пункта.

Систематизировать знания о своей семье.

Систематизировать информацию о родном крае.

Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.

Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д

Основные направления деятельности

 

Поисково-исследовательская:


— встречи со старожилами села, свидетелями событий;

— поиск новых экспонатов и исторических фактов;

— переписка с интересными людьми;

— работа с библиотечно-архивными фондами.


Информационно-познавательная:

 

— встречи со знаменитыми и интересными людьми села (участниками ВОВ);

— публикации в СМИ заметок об истории села;

— использование краеведческой информации в учебно-воспитательном процессе школы;

— использование передвижных экспозиций краеведческого материала;

— ведение летописи школы и села, колхоза.

 

 

Реставрационно-оформительская:

 

— оформление стендов и витрин;

— уход за экспонатами и их реставрация;

— ведение учетной документации


Обеспечение программы



Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

  1. Руководитель историко-краеведческой работы, руководитель музея

  2.  Кружок «Поиск»

  3. Компьютерный класс и выход в Интернет.

.  4. Программа по патриотическому воспитанию на 2001-2005г

  1. Библиотека краеведческой литературы

  2. Материалы для бесед, вырезки из газет


.

Формы контроля промежуточных результатов


Программа предусматривает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:;

— творческие задания;

— викторины

— интеллектуальные игры

— компьютерные презентации

Диагностика прогнозируемых результатов проводится в соответствии с листом оценки.

Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:

1 -уровень одаренных детей

2 – качество ярко выражено

3 — высокий уровень

4 — средний уровень

5 — низкий уровень


Лист оценки уровней развития ребенка


Критерий

Фамилия, имя ребенка

баллы

Уровень обученности

1

Знание техники безопасности



2

Умение работать с историческими источниками



3

Знание прошлого своего села



4

Умение оформлять альбомы, компьютерные презентации



5

Умение проводить лекции, беседы





Ожидаемые результаты программы:



Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:

  • Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации;

  • Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично;

  • Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой, досуговой сферах жизни;

  • Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.



Содержание программы.


ВВЕДЕНИЕ.(4ч)


Знакомство с целями организации историко-краеведческого кружка. Выбрать актив. Планирование работы по созданию школьного музея.



РАЗДЕЛ 1

.Работа с фондами (32ч)

Систематизация материалов, обработка материалов, работа с документацией.


РАЗДЕЛ 2.

История нашей школы.(34ч)

История образования на территории Усть-Каменского с/с. История создания школы в Усть-Каменке. История школьного здания. Преподаватели. Выпускники школы. Родители – выпускники школы, их воспоминания о школьных годах. Экспонаты старой школы. Выставка школьных достижений.


РАЗДЕЛ 3

История моей семьи.(20ч)

Понятия «род», «родословная». Составление родословного дерева.

Семейные реликвии. Семейные традиции. Обряды и праздники наших бабушек.



РАЗДЕЛ 4

.Наш край в годы Великой Отечественной войны.(54ч)

Земляки – герои Советского Союза. Ветераны Великой Отечественной войны. Село в годы войны: занятие, быт, люди. Книга Памяти села.

Тогучинский район в годы войны.



Учебно-тематический план и содержание первого года обучения.


Цель: формирование и развитие интереса к истории родного края

Задачи:

  • Воспитание любви к родному краю

  • Общее знакомство с историческим прошлым родного края

  • Стимулирование интереса и положительной мотивации на проявление групповой и личностной активности в познавательной и поисковой деятельности

  • Обучение начальным навыкам работы с музейным материалом.




Тема: Наш край в годы Великой Отечественной войны

пп

Тема (форма работы)

Всего

Теория

Практика

Экскурсии

1

Введение. Знакомство с целями организации школьного кружка.

Выборы актива Планирование работы по созданию школьного музея.

Планирование работы актива

4

4



2

История нашей школы.

(работа альбомами, создание летописи школы, работа с населением)

34

9

24

1

3

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

20

4

14

2

4


Наш край в годы Великой Отечественной

войны.








54

9

41

4

5

Работа с фондами

Систематизация материалов

32

6

26







































Литература для педагога:


  1. Пашкович И.А.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование. Волгоград, издательство «Учитель», 2006г.

  2. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: организация и планирование работы. М.: знания, 2006 г.

  3. Усатова Е.В. и др. Гражданско-патриотическое воспитание. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 г.

  4. Кузнецова Ф.С. История Сибири в 3-х частях. Новосибирск: «Инфолио-пресс», 2000 г.

  5. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы). Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 г.

  6. Государственная программа «Развитие и воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»




Литература для детей:


  1. Кузнецова Ф.С. История Сибири в 3-х частях. Новосибирск: «Инфолио-пресс», 2000 г.

  2. Н.А. Миненко «По старому Московскому тракту». Новосибирск, 1990г

  3. Памятники Новосибирской области. Сост. Л.М. Горюшкин, Б.И. Семко. Новосибирск, 1989г.т

  4. Новосибирск..100лет. События. Люди. Новосибирск, 1993г

































Календарно-тематическое планирование первого года обучения

  1. Введение (4ч)

1

Цели и задачи краеведческого кружка

т

пр

Просмотр виртуального путеводителя «Хранители памяти народной» Знакомство с основными направлениями работы

Беседа,


2


2

Выбор актива Планирование работы по созданию школьного музея

2


Выбор актива, разработка традиций и законов. Обсуждение плана работы на год

Круглый стол, мозговой штурм

Экскурсия в краеведческий музей (г.Тогучин, с.Борцово и др)

  1. Работа с фондами и экспозициями, с документацией, с экспозициями (6 час)

3

Проведение переписи сохраненных экспонатов в соответствии с нормативными документами


2

Проверить сохранность основного фонда, правильность заполнения в инвентарной книге

Практическое занятие


4

Заполнение инвентарной книги, составление карточек основного фонда


2

Описание предметов основного фонда,

Практическое занятие


5

Оформление инвентарной записи на предметах основного фонда в соответствии с правилами.


2

Правильное оформление инвентарных номеров

Практическое занятие




  1. История нашей школы (34ч)

6

История образования на территории Усть-Каменского с/с

2


Возникновение первых школ в с.Усть-Каменка, с.Аплаксино, п.Пермский, с.Налетиха

Беседа

Дз: расспросить бабушек и дедушек о школе.

7

Школа в Аплаксино


2

Встреча с бывшим директором Аплаксинской СОШ Алпеевой В.А, учителем начальной школы начальной школы Шевякиной Т.Н

Встреча с интересными людьми, сбор краеведческого материала



8

История школ в поселках на территории Усть-Каменского сельсовета


2

Встреча с бывшем учителем

сбор краеведческого материала


9

История создания школы в Усть-Каменке

2


Когда появилась школа, первые учителя.

сбор краеведческого материала


10

. История школьного здания.

1

1

Как изменялась школа.

Сбор краеведческого материала, поисковая работа


11

Усть-Каменская школа в 50-80 –е годы

1

1

Встреча с ветеранами педагогического труда

Сбор краеведческого материала, поисковая работа


12

Учителями славится Россия!


2

Встреча с ветеранами педагогического труда.

Внеклассное мероприятие


13

Как учились наши бабушки


2

Знакомство со школьными экспонатами

Экскурсия для уч-ся 1-5 классов


14

История пионерской организации

1

1

Возникновение пионерской организации в селе.

Экскурсия


15

Символы пионерской организации

1

1

Сбор материала

Беседа, сбор материала


16

Учительские династии


2

Сбор и оформление материалов по учительским династиям

Сбор краеведческого материала


17

Создание презентации «Летопись Усть-Каменской школы»


2

Подготовка материалов для летописи



18

Оформление презентации «Летопись Усть-Каменской школы»


2




19

Оформление поисково-исследовательских работ


2

Отбор, систематизация и оформление краеведческого материала

Практическое занятие


20

Оформление поисково-исследовательских работ


2

Отбор, систематизация и оформление краеведческого материала

Практическое занятие


21

Подготовка к районной краеведческой конференции

1

1

Изучение исторической и краеведческой литературы

Практическое занятие


22

Подготовка к районной краеведческой конференции


2

Подготовка к конкурсу стенгазет

Практическое занятие



  1. Работа с фондами и экспозициями, с документацией, с экспозициями( 8 час)

23

Оформление стенда «История школы»


2

Подбор материалов для стенда «История школы»

Работа с документами, фотографиями


24

Оформление стенда «История школы»


2

Подбор материалов для стенда «История школы»

Работа с документами, фотографиями


25

Оформление витрины со школьными экспонатами


2

Выполнение оформления, написание этикеток, побор экспонатов



26

Работа с краеведческим материалом по школьной тематике


2

Оформление, работа с воспоминаниями, побор материала для сборника об учителях



  1. История моей семьи (20ч)


27

У меня есть своя история.

2


Определение понятий «род», «семья», родословная, генеалогическое древо семьи. Виды родословия

Беседа, демонстрация родословных, имеющихся в фонде музея


28

Моя родословная

1

1

Составление родословных генеалогических древ семей». Систематизация и включение их в фонд музея.



29

Правила сбора краеведческого материала

2


Обучение правилам сбора краеведческого материала

Практическое занятие


30

Сбор краеведческого материала по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной»


2

Сбор материала, составление анкет,

Вопросов для беседы, обсуждение основных форм сбора материала

Практическое занятие


31

Моя семья в годы Великой Отечественной войны


2

Рассказ о истории своей семьи

Круглый стол



32

Сбор краеведческого материала по теме «Дети войны»


2

Сбор материала, оформление.

Встреча с односельчанами, запись воспоминаний


33

Дети войны

1

1

Сбор материала, оформление



34


«Семейный альбом»


2

История семьи в фотографиях

Приглашение родителей

Экскурсия для родителей


35

Трудовая биография моей семьи

1

1

Оформление презентаций

Практическое занятие


36

Трудовая биография моей семьи

1

1

Оформление презентаций, обсуждение

Практическое занятие


  1. Работа с фондами и экспозициями, с документацией, с экспозициями(8 час)

37

Оформление документации


2

Работа с инвентарной книгой



38

Заполнение инвентарной книги, составление карточек основного фонда


2

Описание предметов основного фонда,



39

Обучение навыкам оформления поисково-исследовательской работы

1

1

Формирование навыков исследовательской работы



40

Как правильно организовать поисково-исследовательскую работу

1

1

Формирование навыков исследовательской работы



  1. Наш край в годы Великой Отечественной войны (54 час)

41

Наш район в годы ВОВ

Все для фронта – все для победы!

1

1

Познавательный материал

Познавательная беседа, обзор архивных материалов и документов (хрестоматия)



42

Оформление передвижного стенда: «Герои СССР Тогучинского района»

1

1

Знакомство с подвигами наших земляков

Экскурсия. беседа


43

Наш земляк – Герой СССР

Кобелев А.В

2


Знакомство с подвигом нашего земляка

Беседа


44

Сбор краеведческого материала о Кобелеве А.В


2

Обзор газет «Советская Сибирь» и др, поиск родственников идр

Практическое занятие


45

Сбор краеведческого материала о Кобелеве А.В


2

Обзор газет «Советская Сибирь» и др, поиск родственников идр

Практическое занятие


46

Оформление презентации о Кобелеве А.В


2

Классный час для 2-4 кл



47

Наше село в годы войны


1

1

Познавательная беседа, обзор архивных материалов и документов (хрестоматия)

Беседа


48

Книга Памяти села Усть-Каменка


2

Сбор сведений о земляках, погибших на войне

Дополнение к книге Памяти


49

Книга Памяти села Усть-Каменка


2

Сбор сведений о земляках, погибших на войне. Посещение односельчан, старожилов

Дополнение к книге Памяти


50

Поиск сведений о местах захоронений земляков через Интернет


2

Сбор сведений о земляках, погибших на войне.

Практическое занятие


51

Поиск сведений о местах захоронений земляков через Интернет


2

Сбор сведений о земляках, погибших на войне.

Практическое занятие


52

Оформление Книги Памяти.


2

Поиск мест захоронений, дополнительных сведений

Работа с Интернет-ресурсами


53

Ведение переписки с различными центрами


2

Сбор материала о местах боев и захоронений наших земляков



54

Издание сборника «Книга Памяти селаУсть-Каменка»


2

Презентация сборника



55

Оформление презентации «Офицеры»


2

Оформление материала о офицерах наших земляков

Работа в компьютерном классе


56

«Офицеры»

2

Презентация в СДК



57

История памятника в нашем селе

2


Встреча с ветераном ВОВ Евтроповым В.С

Беседа


58

Работа с книгами «Они вернулись с Победой»


2


Практическое занятие


59

Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках


2

Переписка, рассказы родственников

Практическое занятие


60

Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках


2

Переписка, рассказы родственников

Практическое занятие


61

Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках


2

Переписка, рассказы родственников

Практическое занятие


62

Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках


2

Переписка, рассказы родственников

Практическое занятие


63

Оформление презентаций

1

1

Работа с материалом Составлений выступлений, подбор материала, оформление презентаций



64

Оформление стенда «Дорогами войны»


2

Подбор материалов, оформление


Дз: сообщение о ветеранах

65

Оформление стенда «Дорогами войны»


2

Подбор материалов, оформление



66

Подготовка к внеклассному мероприятию


2




67


Выступление перед школьниками младших классов «Памяти павших будьте достойны!»


2




Работа с фондами и экспозициями, с документацией, с экспозициями (10час)

68

Работа с документацией


2




69

Работа с фондами


2




70

Подведение итогов работы


2




71

Подведение итогов работы


2

Анализ работы за год

Круглый стол


72

Участие в творческом отчете школы


2




Всего 32ч 112час



15


Свежие документы:  Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: