МБОУ ДОД Тогучинского района
Тогучинский ЦРТДиЮ
Образовательная программа по краеведению
«Летопись родного края»
( ДО «Поиск» на базе Усть-Каменской СОШ)
Возраст детей: 10-16 лет
Срок обучения: 3 года
Руководитель:
педагог дополнительного образования
Кадникова Светлана Юрьевна
с. Усть-Каменка 2012г
1.Пояснительная записка.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф.» школы, различные центры получили хорошее подкрепление своей деятельности.
Изучение родного края стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно-историческим. Формирует общую культуру личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Программа «Летопись родного края» дает возможность шире познакомиться с родным краем, глубже понять историю и культуру, их взаимосвязь с историей и культурой страны и мира, приобщиться к исследованию родного края.
При составлении программы в основу была положена образовательная программа «Люби и знай свой город и край» (Кондрашова Л.П, Сенюкова Н.Л) Томского Дворца творчества детей и молодежи.
Данной программой предполагаются различные формы работы с учащимися: лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, учеба актива, анкетирование и интервьюирование населения, работа по сбору и и оформлению фондов будущего музея, исследовательская работа.
Цель: воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств программы: патриотическое воспитание личности
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний о родном крае, его истории, традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.
Обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.
Формирование навыков работы с музейными материалами
Развивающие:
Развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний.
Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.
Воспитательные:
Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;
Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические занятия.
Беседа – метод обучения, при котором педагог дополнительного образования использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа – объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются демонстрацией.
Практические занятия – целью этих занятий являются применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие занятия способствуют трудовому воспитанию.
Методы:
— репродуктивный (воспроизводящий)
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
— проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми)
— эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения)
Программа «Летопись родного края» предполагает курсовой обучение для учащихся от 10 лет (5 класс) до 16 лет (10-11 класс) и проходит поэтапно. Занятия рассчитаны на 4 часов в неделю (по два часа каждое).
Вся воспитательная работа по историческому краеведению строится с учетом возрастного критерия. В работе с детьми 10-12 лет используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Обучающиеся готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом, выполняют разовые поисковые задания.
Обучающиеся 7-8 классов, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории улицы, на которой живут, воспоминания старожилов.
В старшем звене занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях.
В основе программы лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности. Психолого-педагогические требования к программе, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка.
Этапы реализации программы
Первый год обучения 2012-2013г – развитие интереса к краеведческой деятельности, введение обучающихся в начальную краеведческую работу. Общее ознакомление с историей края в годы Великой Отечественной войны.
Второй го обучения 2013-2014г — углубление и развитие знаний по истории родного села, стимулирование самостоятельного поиска интересных фактов из истории, формирование навыков исследовательской деятельности.
Третий год обучения 2014-2015г — образовательный процесс направлен на углубленное тематическое изучение родного края через реализацию самостоятельных исследований. Изучение истории района в контексте истории области и страны.
Год обучения | Кол-во час | Основные разделы программы | |
1 | 1-й год обучения | 216 час | Наш край в годы Великой Отечественной войны |
2 | 2-й год обучения | 216 час | Село Усть-Каменка: прошлое и настоящее
|
3 | 3-й год обучения | 216 час | История Тогучинского района |
Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:
Историю становления и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
Историю своей семьи;
Замечательных людей своего населенного пункта, района;
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
Описывать основные этапы развития населенного пункта.
Систематизировать знания о своей семье.
Систематизировать информацию о родном крае.
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д
Основные направления деятельности
Поисково-исследовательская:
— встречи со старожилами села, свидетелями событий;
— поиск новых экспонатов и исторических фактов;
— переписка с интересными людьми;
— работа с библиотечно-архивными фондами.
Информационно-познавательная:
— встречи со знаменитыми и интересными людьми села (участниками ВОВ);
— публикации в СМИ заметок об истории села;
— использование краеведческой информации в учебно-воспитательном процессе школы;
— использование передвижных экспозиций краеведческого материала;
— ведение летописи школы и села, колхоза.
Реставрационно-оформительская:
— оформление стендов и витрин;
— уход за экспонатами и их реставрация;
— ведение учетной документации
Обеспечение программы
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
Руководитель историко-краеведческой работы, руководитель музея
Кружок «Поиск»
Компьютерный класс и выход в Интернет.
. 4. Программа по патриотическому воспитанию на 2001-2005г
Библиотека краеведческой литературы
Материалы для бесед, вырезки из газет
.
Формы контроля промежуточных результатов
Программа предусматривает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:;
— творческие задания;
— викторины
— интеллектуальные игры
— компьютерные презентации
Диагностика прогнозируемых результатов проводится в соответствии с листом оценки.
Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:
1 -уровень одаренных детей
2 – качество ярко выражено
3 — высокий уровень
4 — средний уровень
5 — низкий уровень
Лист оценки уровней развития ребенка
Критерий Фамилия, имя ребенка | баллы | Уровень обученности | |
1 | Знание техники безопасности |
|
|
2 | Умение работать с историческими источниками |
|
|
3 | Знание прошлого своего села |
|
|
4 | Умение оформлять альбомы, компьютерные презентации |
|
|
5 | Умение проводить лекции, беседы |
|
|
Ожидаемые результаты программы:
Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:
Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации;
Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично;
Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой, досуговой сферах жизни;
Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.
Содержание программы.
ВВЕДЕНИЕ.(4ч)
Знакомство с целями организации историко-краеведческого кружка. Выбрать актив. Планирование работы по созданию школьного музея.
РАЗДЕЛ 1
.Работа с фондами (32ч)
Систематизация материалов, обработка материалов, работа с документацией.
РАЗДЕЛ 2.
История нашей школы.(34ч)
История образования на территории Усть-Каменского с/с. История создания школы в Усть-Каменке. История школьного здания. Преподаватели. Выпускники школы. Родители – выпускники школы, их воспоминания о школьных годах. Экспонаты старой школы. Выставка школьных достижений.
РАЗДЕЛ 3
История моей семьи.(20ч)
Понятия «род», «родословная». Составление родословного дерева.
Семейные реликвии. Семейные традиции. Обряды и праздники наших бабушек.
РАЗДЕЛ 4
.Наш край в годы Великой Отечественной войны.(54ч)
Земляки – герои Советского Союза. Ветераны Великой Отечественной войны. Село в годы войны: занятие, быт, люди. Книга Памяти села.
Тогучинский район в годы войны.
Учебно-тематический план и содержание первого года обучения.
Цель: формирование и развитие интереса к истории родного края
Задачи:
Воспитание любви к родному краю
Общее знакомство с историческим прошлым родного края
Стимулирование интереса и положительной мотивации на проявление групповой и личностной активности в познавательной и поисковой деятельности
Обучение начальным навыкам работы с музейным материалом.
Тема: Наш край в годы Великой Отечественной войны
Тема (форма работы) | Всего | Теория | Практика | Экскурсии | |
1 | Введение. Знакомство с целями организации школьного кружка. Выборы актива Планирование работы по созданию школьного музея. Планирование работы актива | 4 | 4 |
|
|
2 | История нашей школы. (работа альбомами, создание летописи школы, работа с населением) | 34 | 9 | 24 | 1 |
3 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны | 20 | 4 | 14 | 2 |
4
| Наш край в годы Великой Отечественной войны.
| 54 | 9 | 41 | 4 |
5 | Работа с фондами Систематизация материалов | 32 | 6 | 26 |
|
Литература для педагога:
Пашкович И.А.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование. Волгоград, издательство «Учитель», 2006г.
Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: организация и планирование работы. М.: знания, 2006 г.
Усатова Е.В. и др. Гражданско-патриотическое воспитание. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 г.
Кузнецова Ф.С. История Сибири в 3-х частях. Новосибирск: «Инфолио-пресс», 2000 г.
Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы). Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 г.
Государственная программа «Развитие и воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»
Литература для детей:
Кузнецова Ф.С. История Сибири в 3-х частях. Новосибирск: «Инфолио-пресс», 2000 г.
Н.А. Миненко «По старому Московскому тракту». Новосибирск, 1990г
Памятники Новосибирской области. Сост. Л.М. Горюшкин, Б.И. Семко. Новосибирск, 1989г.т
Новосибирск..100лет. События. Люди. Новосибирск, 1993г
| ||||||||||
1 | Цели и задачи краеведческого кружка | т | пр | Просмотр виртуального путеводителя «Хранители памяти народной» Знакомство с основными направлениями работы | Беседа, |
| ||||
2 |
| |||||||||
2 | Выбор актива Планирование работы по созданию школьного музея | 2 |
| Выбор актива, разработка традиций и законов. Обсуждение плана работы на год | Круглый стол, мозговой штурм | Экскурсия в краеведческий музей (г.Тогучин, с.Борцово и др) | ||||
| ||||||||||
3 | Проведение переписи сохраненных экспонатов в соответствии с нормативными документами |
| 2 | Проверить сохранность основного фонда, правильность заполнения в инвентарной книге | Практическое занятие |
| ||||
4 | Заполнение инвентарной книги, составление карточек основного фонда |
| 2 | Описание предметов основного фонда, | Практическое занятие |
| ||||
5 | Оформление инвентарной записи на предметах основного фонда в соответствии с правилами. |
| 2 | Правильное оформление инвентарных номеров | Практическое занятие |
| ||||
| ||||||||||
6 | История образования на территории Усть-Каменского с/с | 2 |
| Возникновение первых школ в с.Усть-Каменка, с.Аплаксино, п.Пермский, с.Налетиха | Беседа | Дз: расспросить бабушек и дедушек о школе. | ||||
7 | Школа в Аплаксино |
| 2 | Встреча с бывшим директором Аплаксинской СОШ Алпеевой В.А, учителем начальной школы начальной школы Шевякиной Т.Н | Встреча с интересными людьми, сбор краеведческого материала
|
| ||||
8 | История школ в поселках на территории Усть-Каменского сельсовета |
| 2 | Встреча с бывшем учителем | сбор краеведческого материала |
| ||||
9 | История создания школы в Усть-Каменке | 2 |
| Когда появилась школа, первые учителя. | сбор краеведческого материала |
| ||||
10 | . История школьного здания. | 1 | 1 | Как изменялась школа. | Сбор краеведческого материала, поисковая работа |
| ||||
11 | Усть-Каменская школа в 50-80 –е годы | 1 | 1 | Встреча с ветеранами педагогического труда | Сбор краеведческого материала, поисковая работа |
| ||||
12 | Учителями славится Россия! |
| 2 | Встреча с ветеранами педагогического труда. | Внеклассное мероприятие |
| ||||
13 | Как учились наши бабушки |
| 2 | Знакомство со школьными экспонатами | Экскурсия для уч-ся 1-5 классов |
| ||||
14 | История пионерской организации | 1 | 1 | Возникновение пионерской организации в селе. | Экскурсия |
| ||||
15 | Символы пионерской организации | 1 | 1 | Сбор материала | Беседа, сбор материала |
| ||||
16 | Учительские династии |
| 2 | Сбор и оформление материалов по учительским династиям | Сбор краеведческого материала |
| ||||
17 | Создание презентации «Летопись Усть-Каменской школы» |
| 2 | Подготовка материалов для летописи |
|
| ||||
18 | Оформление презентации «Летопись Усть-Каменской школы» |
| 2 |
|
|
| ||||
19 | Оформление поисково-исследовательских работ |
| 2 | Отбор, систематизация и оформление краеведческого материала | Практическое занятие |
| ||||
20 | Оформление поисково-исследовательских работ |
| 2 | Отбор, систематизация и оформление краеведческого материала | Практическое занятие |
| ||||
21 | Подготовка к районной краеведческой конференции | 1 | 1 | Изучение исторической и краеведческой литературы | Практическое занятие |
| ||||
22 | Подготовка к районной краеведческой конференции |
| 2 | Подготовка к конкурсу стенгазет | Практическое занятие |
| ||||
| ||||||||||
23 | Оформление стенда «История школы» |
| 2 | Подбор материалов для стенда «История школы» | Работа с документами, фотографиями |
| ||||
24 | Оформление стенда «История школы» |
| 2 | Подбор материалов для стенда «История школы» | Работа с документами, фотографиями |
| ||||
25 | Оформление витрины со школьными экспонатами |
| 2 | Выполнение оформления, написание этикеток, побор экспонатов |
|
| ||||
26 | Работа с краеведческим материалом по школьной тематике |
| 2 | Оформление, работа с воспоминаниями, побор материала для сборника об учителях |
|
| ||||
|
| |||||||||
27 | У меня есть своя история. | 2 |
| Определение понятий «род», «семья», родословная, генеалогическое древо семьи. Виды родословия | Беседа, демонстрация родословных, имеющихся в фонде музея |
| ||||
28 | Моя родословная | 1 | 1 | Составление родословных генеалогических древ семей». Систематизация и включение их в фонд музея. |
|
| ||||
29 | Правила сбора краеведческого материала | 2 |
| Обучение правилам сбора краеведческого материала | Практическое занятие |
| ||||
30 | Сбор краеведческого материала по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной» |
| 2 | Сбор материала, составление анкет, Вопросов для беседы, обсуждение основных форм сбора материала | Практическое занятие |
| ||||
31 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны |
| 2 | Рассказ о истории своей семьи | Круглый стол
|
| ||||
32 | Сбор краеведческого материала по теме «Дети войны» |
| 2 | Сбор материала, оформление. | Встреча с односельчанами, запись воспоминаний |
| ||||
33 | Дети войны | 1 | 1 | Сбор материала, оформление |
|
| ||||
34
| «Семейный альбом» |
| 2 | История семьи в фотографиях | Приглашение родителей Экскурсия для родителей |
| ||||
35 | Трудовая биография моей семьи | 1 | 1 | Оформление презентаций | Практическое занятие |
| ||||
36 | Трудовая биография моей семьи | 1 | 1 | Оформление презентаций, обсуждение | Практическое занятие |
| ||||
| ||||||||||
37 | Оформление документации |
| 2 | Работа с инвентарной книгой |
|
| ||||
38 | Заполнение инвентарной книги, составление карточек основного фонда |
| 2 | Описание предметов основного фонда, |
|
| ||||
39 | Обучение навыкам оформления поисково-исследовательской работы | 1 | 1 | Формирование навыков исследовательской работы |
|
| ||||
40 | Как правильно организовать поисково-исследовательскую работу | 1 | 1 | Формирование навыков исследовательской работы |
|
| ||||
| ||||||||||
41 | Наш район в годы ВОВ Все для фронта – все для победы! | 1 | 1 | Познавательный материал Познавательная беседа, обзор архивных материалов и документов (хрестоматия) |
|
| ||||
42 | Оформление передвижного стенда: «Герои СССР Тогучинского района» | 1 | 1 | Знакомство с подвигами наших земляков | Экскурсия. беседа |
| ||||
43 | Наш земляк – Герой СССР Кобелев А.В | 2 |
| Знакомство с подвигом нашего земляка | Беседа |
| ||||
44 | Сбор краеведческого материала о Кобелеве А.В |
| 2 | Обзор газет «Советская Сибирь» и др, поиск родственников идр | Практическое занятие |
| ||||
45 | Сбор краеведческого материала о Кобелеве А.В |
| 2 | Обзор газет «Советская Сибирь» и др, поиск родственников идр | Практическое занятие |
| ||||
46 | Оформление презентации о Кобелеве А.В |
| 2 | Классный час для 2-4 кл |
|
| ||||
47 | Наше село в годы войны
| 1 | 1 | Познавательная беседа, обзор архивных материалов и документов (хрестоматия) | Беседа |
| ||||
48 | Книга Памяти села Усть-Каменка |
| 2 | Сбор сведений о земляках, погибших на войне | Дополнение к книге Памяти |
| ||||
49 | Книга Памяти села Усть-Каменка |
| 2 | Сбор сведений о земляках, погибших на войне. Посещение односельчан, старожилов | Дополнение к книге Памяти |
| ||||
50 | Поиск сведений о местах захоронений земляков через Интернет |
| 2 | Сбор сведений о земляках, погибших на войне. | Практическое занятие |
| ||||
51 | Поиск сведений о местах захоронений земляков через Интернет |
| 2 | Сбор сведений о земляках, погибших на войне. | Практическое занятие |
| ||||
52 | Оформление Книги Памяти. |
| 2 | Поиск мест захоронений, дополнительных сведений | Работа с Интернет-ресурсами |
| ||||
53 | Ведение переписки с различными центрами |
| 2 | Сбор материала о местах боев и захоронений наших земляков |
|
| ||||
54 | Издание сборника «Книга Памяти селаУсть-Каменка» |
| 2 | Презентация сборника |
|
| ||||
55 | Оформление презентации «Офицеры» |
| 2 | Оформление материала о офицерах наших земляков | Работа в компьютерном классе |
| ||||
56 | «Офицеры» | 2 | Презентация в СДК |
|
| |||||
57 | История памятника в нашем селе | 2 |
| Встреча с ветераном ВОВ Евтроповым В.С | Беседа |
| ||||
58 | Работа с книгами «Они вернулись с Победой» |
| 2 |
| Практическое занятие |
| ||||
59 | Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках |
| 2 | Переписка, рассказы родственников | Практическое занятие |
| ||||
60 | Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках |
| 2 | Переписка, рассказы родственников | Практическое занятие |
| ||||
61 | Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках |
| 2 | Переписка, рассказы родственников | Практическое занятие |
| ||||
62 | Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках |
| 2 | Переписка, рассказы родственников | Практическое занятие |
| ||||
63 | Оформление презентаций | 1 | 1 | Работа с материалом Составлений выступлений, подбор материала, оформление презентаций |
|
| ||||
64 | Оформление стенда «Дорогами войны» |
| 2 | Подбор материалов, оформление |
| Дз: сообщение о ветеранах | ||||
65 | Оформление стенда «Дорогами войны» |
| 2 | Подбор материалов, оформление |
|
| ||||
66 | Подготовка к внеклассному мероприятию |
| 2 |
|
|
| ||||
67
| Выступление перед школьниками младших классов «Памяти павших будьте достойны!» |
| 2 |
|
|
| ||||
Работа с фондами и экспозициями, с документацией, с экспозициями (10час) | ||||||||||
68 | Работа с документацией |
| 2 |
|
|
| ||||
69 | Работа с фондами |
| 2 |
|
|
| ||||
70 | Подведение итогов работы |
| 2 |
|
|
| ||||
71 | Подведение итогов работы |
| 2 | Анализ работы за год | Круглый стол |
| ||||
72 | Участие в творческом отчете школы |
| 2 |
|
| |
Всего 32ч 112час
15