Олимпиада по истории для учащихся 5 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г. Липецка

















Олимпиада по истории

для 5 класса











Разработчик: Аничкин А. Н.,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории









2013

Пояснительная записка

Важнейшей частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад. Предметная олимпиада способствует развитию у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету вне рамок образовательной программы, склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной, научно-популярной литературе и сети Интернет.

Целями предметной олимпиады являются:

1) стимулирование интереса учащихся к истории;

2) выявление учащихся, интересующихся историей;

3) оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе истории;

4) активизация творческих способностей учащихся;

5) популяризация истории как науки и школьного предмета.

Предлагаемые ниже олимпиадные материалы составлены с учётом Федерального государственного образовательного стандарта и соответствуют требованиям к уровню подготовки учащихся 5 классов и их возрастным особенностям. Задания олимпиады проверяют знание учащимися дат, фактов, понятий по курсу; обращают их внимание на причинно-следственные связи, отражение известных событий и фактов в источниках. Представленные в работе задания не ограничиваются рамками учебника и рассчитаны на эрудицию учащихся.

Общее количество заданий – 14. Работа состоит из 3 частей, различающихся между собой по уровню сложности.

Часть 1 содержит 5 заданий с выбором ответа (один верный из 4 предложенных). Все они имеют базовый уровень сложности и оцениваются 1 баллом.

Часть 2 олимпиадной работы состоит из 6 заданий различных типов: тестовых заданий на выбор нескольких позиций из предложенного списка, задания на установление соответствия между понятиями и их значением, исторического кроссворда. Данные задания имеют повышенный уровень сложности и оцениваются в соответствии с рекомендациями, приведёнными в самой работе.

Часть 3 включает в себя 3 задания высокого уровня сложности: заполнение контурной карты, составление рассказа с опорой на иллюстрацию, решение проблемного задания.

Общее количество баллов, которое можно набрать, выполнив всю работу – 78.

Олимпиадная работа составлена с опорой на материал по теме «Эпоха первобытности», поэтому её проведение целесообразно организовать в ноябре – декабре учебного года после изучения соответствующего раздела в рамках курса истории.

На выполнение работы рекомендуется отвести 1,5 астрономического часа (90 минут). Использовать при решении олимпиадных заданий школьные атласы и любые другие справочные пособия не допускается.

Участники олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются её победителями и призёрами при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину от числа максимально возможных.

Свежие документы:  Методические рекомендации к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Предлагаемые к олимпиадным заданиям приложения помогут учителям-предметникам организовать проведение олимпиадной работы, её проверку и подведение итогов.

Желаем успеха!






















5 класс

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

(ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОСТИ)

Часть 1.

Выберите правильный ответ: (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1. Главное отличие первобытного человека от обезьяны:

1) умение изготовлять орудия труда и оружие

2) длинные руки, свисающие до колен

3) собирание даров природы

4) общение друг с другом с помощью звуков

2. Человек современного вида появился около:

1) 60 тысяч лет назад

2) 40 тысяч лет назад

3) 20 тысяч лет назад

4) 10 тысяч лет назад

3. Первое животное, одомашненное человеком:

1) кошка

2) собака

3) лошадь

4) корова

4. Первые земледельцы появились в:

1) Южной Европе

2) Юго-Восточной Азии

3) Передней Азии

4) Южной Африке

5. На смену родовой общине приходит:

1) племя

2) соседская община

3) государство

4) города


Часть 2.

Выберите правильные ответы:

6. Какие три понятия из перечисленных ниже относятся к религиозным верованиям древних людей? (3 балла)

1) магия

2) идол

3) жертвоприношения

4) кровное родство

5) племя


7. Характерные черты образа жизни древнейшего человека: (6 баллов)

1) жил в стаде

2) изготовлял простейшие орудия труда

3) пользовался луком и стрелами

4) занимался собирательством, рыболовством

5) жил в семье, входящей в родовую общину

6) общался с помощью звуков

7) использовал шлифованные каменные орудия труда

8) умел пользоваться огнём

9) ходил на охоту


8. Установите соответствие между понятиями и их значением: (5 баллов)

Понятия

Значение

1) орудия труда

а) глава воинов племени

2) знать

б) условное обозначение какого – либо понятия

3) символ

в) приспособления из камня, дерева, костей животных для добычи пищи, защиты древнейшего человека

4) ремесло

г) наследственный, привилегированный слой общества

5) вождь

д) изготовление различных изделий



9. Вставьте вместо пропусков: (4 балла)

а) Охота в жизни первобытных людей давала им ______________ _________________, а также способствовала сплочению их _______________ .

б) Из собирательства возникает ______________, а из искусства плетения возникает ______________.


10. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны, знаком «+», а те, с которыми не согласны, знаком «-»: (10 баллов)

1) Главным отличием древнего человека от обезьяны был его внешний вид.

2) Древнейший человек мог прожить в одиночку.

3) Овладение огнём изменило жизнь первобытных людей.

4) Основным занятием человека современного вида была ремесло.

5) В родовой общине каждая семья имела своё хозяйство и распоряжалась им по своему усмотрению.

6) Развитие ремесла привело к разделению труда.

7) В соседской общине большую роль играла взаимопомощь родственников.

8) Соседская община со временем сменяется родовой.

9) Колдуна-знахаря, общавшегося с духами, называли шаманом.

10) В конце эпохи неолита появляются первые города.


11. Разгадай кроссворд. (9 баллов)


1




2


3


4








5











6















7













8












По горизонтали:

4. Наука, изучающая историю древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. 6. Новый каменный век. 7. Объединение нескольких родов, живущих в одной местности. 8. Бесплотное сверхъестественное существо.

По вертикали: 1. Опытные и мудрые пожилые мужчины, осуществлявшие управление общинами. 2. Вера в богов, духов и поклонение им. 3. Коллектив родственников, ведущих происхождение от общего предка. 5. Статуя, которой человек поклонялся как божеству и приносил жертвы. 7. Сельскохозяйственное орудие труда с широким лемехом для вспашки земли.


Часть 3.

12. Ответьте на вопросы к рисунку. (10 баллов)



Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны – далёкие предки человека? Или древнейшие люди? Объясните, почему вы так думаете.

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Общая характеристика Насекомых. Многообразие"

13. Закрасьте на контурной карте зелёным цветом древнейший район земледелия. (6 баллов)



14. Реши проблемное задание: (20 баллов)

Появление излишков привело к необходимости защищать их от тех соседей, которые желали получить готовые продукты и изделия без труда. Столкновения между племенами привели к появлению войн. Как вы думаете, какие изменения в жизни первобытных земледельцев и скотоводов внесло такое явление, как война?




ИТОГО ЗА ВСЮ РАБОТУ 78 БАЛЛОВ


ОТВЕТЫ

НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДНОЙ РАБОТЫ

ПО ИСТОРИИ (5 КЛАСС)


Часть 1.

Выберите правильный ответ:

1. 1

2. 2

3. 2

4. 3

5. 2


Часть 2.

Выберите правильные ответы:

6. 1, 2, 3

7. 1, 2, 4, 6, 8, 9


8.

1

2

3

4

5

В

Г

Б

Д

А


9.

а) мясную пищу, коллектива.

б) земледелие, ткачество


10.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

+


11.


с



т

р


р


а

р

х

е

о

л

о

г

и

я


р


л


д


д


н

е

о

л

и

т


о



й


г



п

л

е

м

я

ш

и



л


и

я

д

у

х

н



г


ы



12. На рисунке изображены древнейшие люди. Согласно последним научным данным древнейшие люди появились в Африке более 2 миллионов лет назад. Главный аргумент в пользу того, что это – древнейшие люди, то, что существа, изображенные на рисунке, используют простейшие каменные орудия труда. По-видимому, на рисунке представлен первый вид человеческого коллектива – человеческое стадо, в котором древнейшие люди совместно жили, добывали пищу, занимались обучением подрастающего поколения.

13.



14. Появилась группа людей, не связанных с материальным производством, — воины. Среди них выделились наиболее способные, возглавившие отряды воинов – вожди. Военные действия требовали дисциплины и беспрекословного подчинения военачальнику. Люди начали строить укреплённые посёлки. Возникли ремесленные производства, ориентированные на обеспечение воинов всем необходимым. Война постепенно стала профессией и средством распределения.





Приложение 1

БЛАНК ОТВЕТОВ

НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ИСТОРИИ (5 КЛАСС)


Сведения об учащемся:

Фамилия


















Имя


















Отчество





















Класс



Оценка по предмету за I триместр








Дата выполнения работы



ОТВЕТЫ:


Часть 1.

Выберите правильный ответ:


задания

Ответ

1


2


3


4


5



Часть 2.

Выберите правильные ответы:


6.







7.










8.

1

2

3

4

5








9.

а) ____________________________, ___________________________


б) ____________________________, ___________________________


10.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












11.


1




2


3


4








5











6















7













8












12. _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


13.


14. _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Отзывы учащихся (заполнение не обязательно): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Итого баллов: ________


Место: _______________


Председатель жюри ________________ /______________________/


Члены жюри _____________________ /______________________/

_____________________ /______________________/
























Приложение 2

ПРОТОКОЛ

школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по истории

в 5 классе от «_____» ______________________ 20 __ г.

_____________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)



Шифр

Ф. И. О. ученика

Количество баллов





Итого баллов

Мес-то

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14













































































































































































































































































































































































Председатель жюри ______________________ /_______________________/

Члены жюри ____________________________ /_______________________/

____________________________ /______________________/

Список литературы:

1. Андреевская Т. П. История Древнего мира. Контрольные и проверочные работы. 5 класс.- М.: Астрель, 2002.

2. Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь в 2 частях. Часть 1. Древний Восток.- М.: Просвещение, 2012.

3. Драхлер А. Б. Кроссворды по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Вако, 2005.

4. Чернова М. Н. История Древнего мира. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2013.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: