Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Зуевская основная общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
Статья
«Организация лабораторных занятий на уроках истории»
подготовила
учитель истории и обществознания
Марицкая Татьяна Валентиновна
с.Зуевка 2014
Организация лабораторных занятий на уроках истории.
Автор статьи: Марицкая Татьяна Валентиновна, учитель истории и обществознания МКОУ «Зуевская ООШ» Солнцевского района Курской области.
Изменения, произошедшие в последнее время в системе образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Информационные технологии позволяют, практически на каждом уроке, использовать документы: фотографии, письменные источники, памятники художественного слова изучаемой эпохи, мемуары, исторические сочинения, речи исторических деятелей. Текст учебника не всегда совпадает по смыслу с изучаемым документом, это способствует учащимся сформировать свое отношение к историческому факту, выработать свое мнение. Возможна организация и проведение специальных уроков – лабораторные занятия, построенных на изучении источников.
Чаще всего в ходе урока – лабораторного занятия организуется работа с различными видами письменных источников. Работа с документом, приближая к изучаемой эпохе, создает особый эмоциональный фон, формирует систему научных знаний и освоения человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» субъективного опыта учащихся.
К каждому лабораторному занятию готовится памятка, в которой перечислены типы исторических источников, указаны хронология письменных источников, цели работы и предложена схема изложения результатов.
Использование документа делает урок более значимым и запоминающимся. Так урок в 9 классе по теме «Введение. Россия в начале XX» я организую как лабораторное занятие. К данному уроку я ставлю следующие цели:
— познакомить учащихся с идеями русских мыслителей конца XIX – начала XX веков о национальном характере, о культурном и цивилизационном развитии России;
— подвести учащихся к самостоятельным выводам о возможных путях цивилизационного развития России на рубеже XIX – XX веков, актуальности поднятых проблем на рубеже XIX –XX веков сегодня;
— развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками;
— формировать умение логически выстраивать аргументацию собственной позиции.
Учащимся предлагается шаблон лабораторной работы (приложение 1, 2) и рабочий материал (приложение 3,4).
Тексты для лабораторной работы подготовлены по материалам журнала «Родина».
Приложение 1.
Лабораторная работа № 1
Тема: Русские мыслители рубежа XIX – XX веков о культурном и цивилизационном развитии России.
Учебная задача: изучив, предложенный материал назовите отличительные черты русского народа, определяющие его историческую судьбу.
План работы.
Используя ключевые слова (приложение 3) установить название работы и авторство статьи (приложение 4).
Заполнить таблицу (приложение 2)
Выполнить задания № 2 и №3 (приложение 2)
Сформулируйте выводы в соответствии с поставленной учебной задачей.
Приложение 2.
Лабораторная работа №_____
Тема: _______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Цель работы: ________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
1. Заполнить таблицу.
Название работы | Дата | Статья | Вопросы к документу | Ответы | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Ответить на вопрос.
Какой фактор, влияющий на формирование русского национального характера, образ жизни, занятие выделяют все вышеназванные авторы.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3.Назовите автора, идеи которого актуальны и сегодня. Автора наиболее близкого Вам по взглядам. Обоснуйте свой выбор.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Выводы:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Приложение 3.
Работа:
«Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России», 1867г.
Автор:
Афана́сий Проко́пьевич Ща́пов (17 октября 1831, село Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии — 11 марта 1876, Иркутск) — сибирский историк, публицист, писатель, философ, профессор, демократ, революционер. Родился в семье сельского дьячка и крестьянки-бурятки. В 1852—56 учился в Казанской духовной академии, где в последствии читал историю русской церкви.
Ключевые слова:
«В борьбе с суровой северной природой, народ русский тупел и изнемогал умственно»
Работа:
«Русские, греки и юго- славяне. Опыт национальной психологии», 1878 г.
Автор:
Леонтьев, Константин Николаевич. (1831—1891) — русский писатель, публицист и повествователь, оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов ( родился 13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого района Калужской области)
Ключевые слова:
«В России характер сложнее и разнообразнее, потребности, идеалы разнообразнее».
Работа:
«Черты из психологии славян», 1895 г.
Автор:
Иван Алексеевич Сикорский (26 мая 1842, село Антоново, Сквирский уезд, Киевская губерния, Российская империя — 1 февраля 1919, Киев, Украинская Народная Республика) — русский психиатр, публицист, профессор Киевского университета Святого Владимира. Выдающийся русский ученый психолог, теоретик национализма, активный общественный деятель… В своих антропологических работах Иван Сикорский относил русских к ариям, считая их представителями высшей расы.
Ключевые слова:
«Вековая привычка к напряженной физической и нравственной работе, вместе с пережитыми тяжелыми историческими судьбами, придали славянской расе особый отпечаток».
Работа:
«Психология русской нации», 1915 г.
Автор:
Павел Иванович Ковалевский (1850—1931) — известный психиатр, публицист и общественный деятель. Ректор Варшавского университета (1894—1897). Закончил духовное училище, а затем — Екатеринославскую семинарию. П.И.Ковалевский — большой патриот России, просвещенный русский националист, считавший, что русская нация состоит из трех самобытных ветвей: великороссов, малороссов и белорусов. Он был сторонником защиты монархии от разрушительной деятельности прозападной либеральной элиты. Призывы автора к укреплению единства русского народа, безопасности нашего государства весьма актуальны в свете протестов широких слоев общественности России, патриотических представителей власти против двуличной политики ряда стран Запада, жестко ориентированной на разобщение России, Украины и Белоруссии.
Ключевые слова:
«Обширные пространства – дают прямоту и откровенность, независимость мнения»
Работа:
«О русском национальном самосознании», 1907 г.
Автор:
Никольский Владимир Васильевич — писатель (1836 — 1883). Окончил курс в Санкт-Петербургской духовной академии; был профессором русской словесности в Александровском лицее и в Санкт-Петербургской духовной академии.
Ключевые слова:
«Отсюда же наша беззаботность, халатность, недальновидность, растерянность, непатриотичность.»
Работа:
«Очерки по истории русской культуры», 1901 г.
Автор:
МИЛЮКОВ Павел Николаевич (1859—1943) — российский общественно- политический деятель, ученый (историк) и публицист. Родился 15(27) января 1859 г. в Москве, в семье небогатого архитектора, выходца из дворян, Николая Павловича Милюкова, и его жены Марии Аркадьевны, воспитывался в московской 1-й гимназии и московском университете.
С 1886 г. до 1895 г. состоял приват-доцентом в Московском университете на кафедре русской истории.
Ключевые слова:
«Национальность есть понятие чисто социологическое»
Приложение 4.
Статья «Анализ крови».
Россия в собственном тесном смысле занимает величайшую в мире площадь, которая представляет собой беспредельную равнину, весьма плодородную, прорезанную большим количеством судоходных рек. Какая душа может создаться у нации, живущей в таком месте? Положение страны, климата и почвы способствовали у русских развитию характера доброго, мирного, любовного. Беспредельность пространства дает склонность к свободе и независимости. Изобилие плодов – благодушие, доброту, снисходительность. Обильные пути сообщения способствуют развитию общительности, гостеприимству. Обширные пространства – дают прямоту и откровенность, независимость мнения. Разнообразие природы – отсутствие напряженного труда, свободу для мышления, возможность развития умственного кругозора, основы для умственного и культурного развития.
Тысячелетнее рабство во времена Киевской Руси, удельного княжения, татарского ига, крепостного права убило в народе сознание собственного достоинства и поселило чувство неверия к себе, безразличие к настоящему, отсутствие интереса и уважения к собственности, а также заискивание, лесть, обман, лживость и самоунижение, — а главное ссору, свару и вражду между собою.
Вопросы к тексту:
Какие черты характера, по мнению автора, сформировались у русских под влиянием природно– климатических условий проживания?
Как и почему эти черты деформировались?
Статья «Неизменный национальный характер-миф»
Представление о национальности, как о чем-то традиционном, от самого начала данное, неразрывно связанное с плотью и кровью народа, с его физической организацией – ошибочно. Говорить о «расовом» различии национальностей в наше время было бы непозволительным архаизмом. Гораздо больше, чем «кровь», в создании национальностей должна была участвовать «природа»: климат, почва и другие географические условия.
Но выдвигается новое объяснение создания национальностей, не столько под влиянием климата, сколько в силу известного нам процесса смешения.
Чему же обязаны «национальности» своим происхождением, если «кровь» совсем не участвовала, а «природа» только отчасти участвовала в их создании?
Национальность есть понятие чисто социологическое.
Вопросы к тексту:
Как, по мнению автора, влияет природа на особенности национального характера? И в какой мере?
Статья «Детское, первобытное, низшее…»
Суровая северная природа, с суровым климатом, с неоткрытыми, невозделанными и раскинутыми на огромных пространствах источниками естественной экономики, повсюду требовавшая усиленного физического труда. Физические, а вследствие того и экономические бедствия действовали самым неблагоприятным образом на умственную жизнь народа. Под влиянием суровых физических и климатических условий севера и грубой физической жизни – в народе русском только закалялась грубая чувствительность, но нисколько не развивалась утонченная мысль, воспитывались более одни грубые внешние чувства, чем ум, мышление. При постоянном бродячем, колонизационном движении и рассеянии по огромным пространствам Северо-восточной Европы и Азии, и при постоянной мускулярной работе, русскому народу, естественно, и некогда было заниматься отвлеченным, научным мышлением. В борьбе с суровой северной природой, народ русский тупел и изнемогал умственно. Вследствие этого до Петра Великого в России не было никакого высшего интеллектуального развития, не было и зачатков научной, теоритической мысли…
Вопросы к тексту:
Что утверждает автор статьи об умственном развитии русских? Чем объясняет свои выводы?
Статья «В народных пороках виновата интеллигенция»
Сегодня существуют признаки безнародности и обезнародования русских. Эти признаки и в уничтожении исконных добрых качеств русских и в восприятии нами новых совершенно отрицательных качеств. В частности, признаки эти следующие. Ослабление религиозности, стремление к идеальному, веры в Бога. Падение нравственных начал: вдумчивости, смирения, незлобия и т.д. приводит к проявлению таких качеств среди интеллигенции как стяжательности, эгоизма, разрозненности, вздорности, человеканенавистничества; говорят нынче много о «правах» очень мало об «обязанностях» к ближним; далее, чего стоит процветание разрушительного духа «партийности», которая на русской почве превращается в политический психоз. Русская интеллигенция с момента появления обнаруживает признаки безнародности и некультурности. Вследствие чего в русской интеллигентной среде создаются очень удобные условия и для полной «никчемности» сопровождающейся ленью, пьянством и распутством, увлечениями идеями политического характера, тоже своего рода пьянством. Отсюда же наша беззаботность, халатность, недальновидность, растерянность, непатриотичность. О недостатках простого русского народа, после всего сказанного, интеллигенции лучше вовсе не упоминать, или говорить с большой осторожностью.
Вопросы к тексту:
Что, по мнению автора, свидетельствует о «обезнародовании» русских? К чему приводит отход от традиционных нравственных качеств народа? Как оценивает автор русскую интеллегенцию?
Статья «Между Востоком и Западом»
Если взять Россию сравнительно с нациями Запада, то видишь, что явления сложного цветения у нас были гораздо слабее и бледнее, чем в главных пяти – шести политических организациях Европы. Разносторонний Гете резче и всемирнее по содержанию разностороннего Пушкина. Равные по прелести Фауст и Годунов далеко не равны по всемирному значению содержания. Ту же сравнительную бледность и нерезкость найдем и на государственном, и на научном поприщах и в области искусств. Но если мы сравним Россию с их с восточными единоверцами, Греками и Славянами, то, конечно, современные Русские покажутся нам представителями чрезвычайной сложности.
В России характеры сложнее и разнообразнее, потребности, идеалы разнообразнее. Чувства тоньше и сложнее (т.е. глубже), поэтому неизбежно и страдание, и наслаждение живее, глубже, разнороднее. У нас давнишняя развитость ума и изящества. Когда входишь в храм внутри России и видишь эту толпу так усердно молящихся, понимаешь, что тут нет чужих, нет иностранцев, не перед кем молиться для демонстрации, нет Турок, Армян, влиятельных католиков, как на Востоке. Видишь нацию сильную, беззаботную о чуждом влиянии, даже слишком иногда беззаботную. Итак, как ни дурны многие признаки у нас, на Востоке многое еще хуже. В идеале нам нужно побольше церковности, побольше знания, чтобы придать больше ясности и твердости нашей разнузданной теплоте, нашей горячей, ноющей тоске.
Вопросы к тексту:
Как, по мнению автора, выглядит Россия в сравнении с Западом и Востоком? Что нужно в идеале русским?
Статья «Скорбь, терпение, идеализм»
Природа Восточной Европы сурова и небогата впечатлениями, которые действуют на душу человека. Нельзя не удивляться, каким образом могло развиться глубокое чувство у народа, живущего среди этой бедной природы. Не менее удивительно, каким образом, монотонная по своему рельефу страна, почти лишенная внешнего величия, могла воспитать великий народный дух.
Внешняя природа великой Европейской равнины, не дающая своим обитателям ни ласк, ни тепла, ни ярких и сильных впечатлений, рано заставила их углубляться в самих себя и искать ободряющих впечатлений в человеческом духе. Русские отличаются наклонностью к внутреннему анализу, в особенности к анализу нравственному. Окружающая человека обстановка жизни мало интересует русского человека: он обходится без внешнего комфорта, без избытка изящества, русский довольствуется простой внешностью и всему предпочитает теплую душу и открытое сердце. Вековая привычка к напряженной физической и нравственной работе, вместе с пережитыми тяжелыми историческими судьбами, придали славянской расе особый отпечаток, который ныне уже составляет прочную унаследованную особенность народного характера являются: скорбь, терпение и величие духа среди несчастий. Русская скорбь чужда всякого пессимизма; она имеет свойства охранительного чувства, она оберегает душевный строй и обеспечивает нравственное равновесие. Самым важным плодом терпения у русского народа является самообладание, способность подавлять в себе волнение и внести мир в собственную душу. Русских отличает нерешительность или слабость характера, она состоит в выжидании, в опасении сказать слово или совершить действие, не допускающее возврата.
Вопросы к тексту:
Как, по мнению автора, русская природа влияет на внутреннее развитие человека? Что, по мнению автора, является особенностью русского народного характера?
Список использованной литературы
1. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории –М.: «Владос» 2000.
2. Харлашова Е.В.Работа с источниками на уроках истории. История и обществознание. №1 2003г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы