Отчет по исследованию праздника «Ярилин день» в рамках проекта «Что мы знаем о старине и русском быте 9 класс


Археолого – этнографический музей «Мещера»

МОУ Перовской средней общеобразовательной школы

Национальный парк «Мещера».





Отчет

по исследованию праздника «Ярилин день»

в рамках проекта «Что мы знаем о старине

и русском быте.


Работа членов совета музея:


Тереховой Марии – 9 класс,

Скуловой Марии — 11 класс.




Руководитель:

зав. музеем – Скулов Н.И.


Перово 2007


Ярилин день – праздник годичного календаря древних славян, связанный с земледелием. Отмечался он во время цветения хлебов по всей Руси, в самые жаркие летние дни. Начинался этот праздник с того, что еще до восхода солнца женщины – крестьянки срезали сноп цветущей ржи или пшеницы и в момент восхода начинался торжественный ритуал – шествие со снопом вокруг поля и крестьянского поселения, в котором участвовали только женщины. Так как сноп цветущих хлебных злаков считался у славян символом плодородия и вносился в помещение, где проходили роды. Этот обряд назывался «Зачин».


Ярило – очень древнее слово пришедшее к нам еще от предков славян, олицетворяет жаркое солнце, имеет много родственных слов в русском языке: яркий, яростный, ярый, яровые (хлеба). Кроме этого есть имена славянского происхождения посвящены Яриле: Ярослав, Ярополк, Яромир.


Поскольку жаркое летнее солнце, несло сытую жизнь, плодородие, процветание, то символом его в еде считалась яичница – глазунья, приготовленная на большой сковородке, на костре, разведенном посреди лесной поляны.


В этот день мальчиков – подростков подвергали обряду, который назывался «Постриг», означающий переход мальчика из лона матери в лоно отца. С этого времени мальчиков начинали обучать боевым искусствам, владению оружием, брали на охоту.


Посвящаемый в белой рубахе садился на табурет вблизи горящего огня. Старейшина рода, одев гривну – символ власти и положив руку на голову мальчика начинал обряд.

В различных частях древнего славянского мира этот обряд проводили по своим традициям. Однако по единым правилам вопросов и ответов, с помощью которых взрослые удостоверялись в том, что мальчик понимает смысл посвящения в мужчину – защитника Родины.

Старейшина: «По давним предков наших обычаям, по требованию здесь присутствующего отца, приступаю к святому обряду пострижения сына его, тут сидящего и сотворяю то, способом, установленным предками нашими…»

По его знаку мальчик вставал по стойке смирно. Старейшина ему начинал задавать вопросы:


Кто ты будишь? — Русич смелый!

— Какой знак твой? — Орел белый!

Свежие документы:  Конспект урока истории на тему "Киевская Русь в IX-XIII веках"

— Где живешь ты? — Между вами!

— В каком крае? — В земле Русской!

— Чья земля та? — Моя Отчизна!

— Чем добыта? — Кровью русской!

— Кто ты ей? — Дитя родное!

-Что ты должен? — Отдать жизнь?

— Во что веришь? — Русич – значит смелый. Смелый

мыслью, словом, делом! Так учили

меня предки. Тем живу и тем

горжусь!

После этого мальчик вставал на колени, старейшина брал ножницы с подноса, который подавала ему мать мальчика, срезал клок волос и бросал их в костер. Затем мальчик вставал, кланялся. И все присутствующие исполняли гимн:

« В праздник любви к любимой стране

Службу несем мы, как на войне,

От лет наимладших до седины

Мы охраняем покой страны.

Острее взор, ровнее шаг

Может быть где-то прячется враг.

Смело ударим, свернем ему выю

За Русь, за святую Великую Русь!»

После этого старейшина предавал в руки мальчика лук и другое оружие изготовленное отцом на кузнице. Юноша кланялся и благодарил всех. После этого взрослые по приглашению хозяйки дома садились за празднично накрытые столы, а мальчик с друзьями направлялся в лес, где на поляне разводили священный костер. На эту поляну сходилась вся молодежь села. Это празднество сопровождалось играми и плясками, выборами пар девушек и юношей, плетением венков, вручение их своим любимым, прыганием парами через костер, играми в догонялки, состязаниями по стрельбе из лука, кулачными боями. Именно этот праздник описан Чайковским в прекрасной опере «Снегурочка».



Так как праздник как и все другие древние праздники был похож на языческий, то его Преподобный Тихон запретил. Но народ нашел способ праздновать этот всеми любимый день, объединив его по времени с летними христианскими праздниками…


Знаменитый собиратель старинных обрядов М. Забылин в своей книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия», изданной в 1880 году, пишет, что этот праздник проводился: «…во Владимире на Клязьме – в Троицын день, за Лыбедью, у Патанина моста…». По рассказам знатока русских народных традиций, жительницы деревни Панфилово Гусь-Хрустального района Романковой Лидии Яковлевны в этот день даже самые строгие родители отпускали своих повзрослевших дочерей на гулянье. На празднике молодые люди присматривались друг к другу, т.к. во вседневной жизни у молодежи начисто выпадала возможность оказать своим избранникам симпатию. На празднике это можно было сделать в хороводе или в игре. Во время прыжков через костер примечали, если девушка и парень не разжали рук, то пара будет крепкая и возможно скоро можно будет засылать в дом девушки сватов… Девушки плели венки и надевали их своим избранникам или же бросали венок в воду, если молодой человек вылавливал венок понравившейся девушки, то тем он демонстрировал серьезность своих намерений.

Свежие документы:  Игра-презентация ко Дню космонавтики: “Человек. Вселенная. Космос”

Всю ночь пели и веселились в честь Ярилы. А под утро творили заключительный обряд праздника – похороны Ярилы. Сооружали гробик, клали туда куклу Ярилы и провожали его с причитаниями, больше похожими на озорные частушки. Хоронили его во Владимире под старой сосной, в Мещере – спускали на воду, чтобы он плыл вниз по реке с горящими свечами по углам гроба. Так заканчивался праздник.

Этот момент запечатлен знаменитым режиссером Тарковским в фильме «Страсти по Андрею» о великом русском иконописце Андрее Рублеве.


Литература

1. Забылин М. «Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и поэзия. Москва. 1880, с. 80-83

2. Журнал «Родина» № 5 1991. И. Яковлев «Русские обычаи и обряды» с.25-28.

3. Рассказы Романковой Л.Я. – жительницы деревни Панфилово Гусь-Хрустального района.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: