ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «РЕФОРМЫ ПЕТРА I» 7 Класс


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Реформы Петра I»



ФИО (полностью)

Чеснок Елена Александровна

Предмет

история

Класс

7

Тема

и место урока в теме

«Реформы Петра I»

Урок изучения нового материала раздела «Россия при Петре I»


  1. Цель урока: сформировать представления о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении.

  2. Задачи:

1.образовательная

— знать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления;

-знать основные преобразования Петра;

-знать даты важнейших исторических событий;

-выявление последовательности развертывания событий;

2.развиваюшая

— уметь применять полученные исторические знания, анализировать, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока;

3.воспитательная

— способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Метапредметные результаты:

знать:

— сущность реформ Петра I;

уметь:

— использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, объяснять смысл понятий и терминов (коллегии, Сенат, Синод, подушная подать, губерния, Табель о рангах);

— осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельно

7.Форма работы учащихся: фронтальная, групповая

. 8.Средства обучения: изучение нового материала с использованием составленной презентации и видеофильм.

9. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учи­теля


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Постановка целей, задач урока.

Знакомство учащихся с планом работы.

1. Учитель знакомит учащихся с темой урока. Акцентирует внимание учащихся на актуальности данной темы: «Изучаемый нами период петровского правления созвучен с новейшей историей России. Радикальные экономические  и политические реформы, проводимые сегодня в России, воспринимаются гражданами страны так же неоднозначно, как и реформы XVII – XVIII века. Прочные знания об эпохе Петра I, понимание их важности, дальновидности, помогут вам разобраться и в современной обстановке, определить свое отношение к реформам сегодняшнего дня, к реформаторам, т.е. определить свою гражданскую позицию».

2. Постановка учителем целей и задач урока.

3. Учитель проводит инструктаж по организации работы,

ПЛАН УРОКА:

1.Причины и цели проведения реформ.

2.Реформы военные.

3.Преобразования центральных органов.

4.Реформы местных органов.

5.Указы о дворянстве.

6.Усиление крепостного права.

7.Правительственная экономическая политика.

8.Преобразования в области культуры и быта.



1.Учащиеся знакомятся с темой, целью и задачами урока.

2. Проходят инструктаж по организации работы на уроке.


5

2

Изучение нового материала.

  1. Причины и цели проведения реформ.

Формы:

1)Работа по вопросам.

2)Беседа.

3)Монолог учителя.

Вопросы для определения причинно-следственных связей в изучении нового и уже изученного материала:

  1. Вспомните, каким было внутреннее положение в России на начало правления Петра I?

  2. Что продемонстрировала Нарвская битва в начале войны?

  3. Каким было положение высших слоёв общества?

  4. Каким было положение низших слоёв общества?

  5. Что мешало развиваться экономике страны в начальный период правления Петра I?


Таким образом, сделаем вывод по поводу развития России в конце XVII начале XVIII веков и попытаемся самостоятельно сформулировать причины проведения Петром I реформ в России. Необходимо отметить необходимость и необратимость проводимых реформ, отметить то, что реформы были вызваны временем.

*Ученики сами делают выводы и называют причины, вызвавшие проведение реформ, учитель корректирует ответы, причины учащиеся записывают в тетрадь.

Запись в тетрадь:

Причины реформ:

1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.

2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.



1. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности на 1 этапе работы, называют трудности, с которыми столкнулись, формулируют причины возникших трудностей.

.


10

3

Первичное закрепление материала.

(вставить таблицу предпосылки)


1. Учащиеся задают вопросы учителю.

2. Учащиеся отвечают на вопросы.


5

4

Самостоятельная, групповая работа

1.Реформы военные. Преобразования центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права. Правительственная экономическая политика. Преобразования в области культуры и быта. (показ фильма)

Форма:

1) Объяснение.

2) Беседа.

3) Демонстрация наглядного материала.

4) Творческая самостоятельная работа по группам с текстом § 15 и с документальным материалом.

5) Ответы учащихся.

*Перед самостоятельной работой учитель проводит инструктаж.

Творческое задание. Представьте себе, что вы находитесь на заседании «круглого стола». Тема: «Реформы Петра Великого: развитие или тормоз страны?». Разделившись на творческие группы, проведите собственное исследование и скажите, какую роль сыграли реформы для страны в тот исторический период, была ли в них крайняя необходимость?

*Учащиеся делятся учителем на равные по способностям группы и самостоятельно разбирают проведённые Петром I реформы в каждой области жизнедеятельности страны.

1-я группа: «Реформы военные».

2-я группа: «Преобразование центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права».

3-я группа: «Правительственная экономическая политика».

4-я группа: «Преобразования в области культуры и быта».

По истечении времени представители каждой группы зачитывают свои работы. Учитель корректирует ответы, отмечает наиболее полные, лучшие работы.


Работы учащихся могут выглядеть следующим образом:

Исследования 1-й группы, работавшей по теме «Реформы военные».

Создание русской национальной регулярной армии и флота;

Рекрутские наборы – основа регулярной армии ( к концу 1721 г. в России существует 200-тысячная регулярная армия);

Создание мануфактур обеспечивающих армию;

Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;

Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами;

Проведена централизация военного управления, военные приказы заменены Военной коллегией и Адмиралтейств коллегией, учреждена должность главнокомандующего, при котором открыт полевой штаб;

Открылись военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентировалась служба офицеров.

Исследования 2-й группы, работавшей по теме «Преобразование центральных органов. Реформа местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права». (Использование учащимися таблицы «Табель о рангах», документов: «Генеральный регламент, или Устав» от 28 февраля 1720 года о создании коллегий, «Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года», «Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля»).

Прекратились пожалования в бояре, на должность – по уму, образованию, практическим умениям.

1708 г. – губернское деление страны:

создано 8 губерний, во главе каждой губернии – губернатор;

губернии делятся на провинции – 50 провинций;

провинции разделены на уезды, во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне.

1711 г. – создан Сенат – высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (в состав Сената входили 9 человек назначенных царем, таким образом, фактическая функция Сената – законосовещательный орган при царе).

1714 г. – издан «Указ о единонаследии», по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу.

1720 г. – городская реформа – создан главный магистрат, ведавший делами городских магистров.

1718 – 1720 гг. – упразднены приказы, взамен созданы коллегии, ведающие важнейшими отраслями государственной жизни на всей территории страны.

1722 г. – введена должность генерал-прокурора – «Ока государева».

Церковь становится частью государственного аппарата и полностью подчиняется государству. Ликвидировано патриаршество, вместо этого установлена Духовная коллегия – Святейший правительственный Синод, который возглавлял президент Синода. В 1722 году для надзора за Синодом была введена должность обер-прокурор Синода.

1722 г. – создание «Табеля о рангах» — законодательный акт, определявший систему чинов и порядок продвижения по службе – 14 классов служебной лестницы. Главный принцип «Табеля» — образованность, способности и практичность дворянина. Это нововведение ликвидировало деление господствующего класса на сословия.

1722 г. – «Указ о престолонаследии» — император сам назначал преемника. Результат – неограниченная абсолютная власть монарха. А также опровержение концепции о божественном происхождении власти.

Введение паспортной системы для крестьян, отправлявшихся на приработки, увеличился штраф за сокрытие беглых крестьян.


Исследования 4-й группы, работавшей по теме «Правительственная экономическая политика».

Краткий анализ итогов экономических реформ:

За первую четверть XVII века было построено около 200 новых мануфактур (прежде всего для нужд армии и флота) по выработке парусного полотна, канатов, сукна, текстиля.

Освоен новый промышленный район – Урал.

Возникла литейная промышленность в Карелии.

Возникли новые отрасли промышленности – постройка морских кораблей, шелкопрядение, фаянсовое производство, производство бумаги.

В Сибири у Нерчинска возник первый сереброплавильный завод.

На Урале открыто месторождение мадии и пущены медеплавильные предприятия.

Выплавка чугуна к 1725 году увеличилась в 5,5 раз. До Петра I ввозили железо, в его правление стали вывозить.

Петром I приветствовалось развитие различных видов мануфактур, поэтому возникают помимо государственных и частные мануфактуры.

Мануфактуры по форме собственности:

  • Казённые (государственные);

  • Купеческие;

  • Помещичьи.

Трудились на мануфактурах категории людей разных сословий.

Труд на мануфактурах:

Вольнонаёмный

Принудительный

Наёмные рабочие

«Приписные крестьяне»

«Посессионные крестьяне»

Посадские ремесленники, рекруты, каторжане, дети солдат и матросов, крестьяне, гулящие, беглые люди.

Целые округа государственных крестьян приписывались к мануфактурам для «черных» работ на государственных предприятиях.

1721 году был издан указ по которому было разрешено покупать крепостных крестьян и навечно закреплять их за мануфактурой.

Произошли грандиозные изменения в торговле:

Были открыты новые российские торговые порты – Санкт-Петербург, Нарва, Выборг и др.

С 1700 по 1719 годы – система запретов высоких пошлин и налогов. Государственная монополия почти на все виды товаров. Результат: 1. Получение значительных средств в казну направленных на нужды армии и флота. 2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий.

Переход к политике меркантилизма и протекционизма; накопление денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли. Результат: 1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну. 2. Накопление капитала. 3. Рост молодой российской промышленности.

1704 г. – Денежная реформа – введение серебряных рублей и медных мелких монет.

Проведена налоговая реформа, которая была необходима для регулярного поступления средств в казну:

  • 1719 г. – перепись всего мужского податного населения (ревизия): цель которой – постоянный сбор налогов в казну и рекрутский набор в регулярную армию;

  • 1724 г. – введение подушной подати (взамен всех налогов), причем, размер подати с государственных крестьян и посадских людей больше чем с помещичьих крестьян.

1714 г. – указ об окончательной ликвидации разницы между поместьем и вотчиной; в результате все земли становятся наследственными.


Исследования 5-й группы, работавшей по теме «Преобразования в области культуры и быта». (Использование учащимися указов Петра Великого о создании Кунсткамеры, и об учреждении Нового года).

Декабрь 1699 г. – Указ о новом летоисчислении (ранее было от Сотворения мира) и о праздновании Нового года с 1 января (вместо 1 сентября).

Январь 1700 г. – введение запрета на ношение национального платья, обязательным становится ношение одежды европейского образца. Обязательное для бояр, дворян и всех горожан брадобритие (от брадобрития освобождалось духовенство).

Январь 1703 г. – выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости» (полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестный странах».

16 мая 1703 г. – заложена крепость в устье реки Невы названная Санкт-Питер-Бурх. Основание Санкт-Петербурга.

Январь 1708 г. – введение упрощенного гражданского алфавита.

1709 г. – введение первого гражданского календаря.

1714 г. – реформа образования.

1718 г. – учреждены Ассамблеи – собрания, на которых гости из высших слоев общества развлекались на европейский лад.

1719 г. – открыт первый русский музей – Кунсткамера.

1724 г. – издан Указ об учреждении Российской Академии Наук (открыта в 1725 году при Екатерине II).

2. Учитель наблюдает за работой учащихся.

3. Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их, делает пояснения.

1.Учащиеся знакомятся с заданиями и выполняют его.

2. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности на 2 этапе работы, называют трудности, с которыми столкнулись, формулируют причины возникших трудностей.

3. Эта таблица в увеличенном виде вывешивается на доску, учащемуся, отвечающему по этому блоку задания, рекомендуется использовать ее при объяснении материала.

4. Представители творческих групп рассказывают о проведенных Петром I реформах в стране, делают выводы, определяют свое отношение к «Петровским реформам».

5.Ребята выписывают значения .


20

5













6


Подведение итогов урока.












Оценивание знаний

4. «В ходе проделанной работы нам с вами надо выявить значение петровских преобразований

Прочтите ст.120 и выпишите значение петровских реформ.

-создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны:

-Российское государство стало великой европейской державой;

-усовершенствование местного самоуправления

-церковь окончательно превратилось в один из государственных инструментов.





1. Учитель формулирует вопросы: «Какова цель урока? Достигли мы поставленной цели? Все ли справились с заданиями? Какие трудности испытывали на уроке? В чем, на ваш взгляд, их причина? Как можно преодолеть возникшие трудности? С каким настроением вы уходите с урока? Объясните».

2. Учитель оценивает учебную деятельность учащихся, объясняет оценку на основе критериев.

1.Учащиеся отвечают на вопросы.












1. Учащиеся анализируют результаты, дают оценку


5














5



7

Домашнее задание.

Учитель сообщает домашнее задание:

Задание выполняется по желанию, выбирается любой из 3-х вариантов работы:

1) параграф 15, ответить на вопросы ;

2) параграф 15, написать мини-эссе по теме: «Значение реформ Петра I для России».

3)Составить тестовую работу по параграф 15

Основные понятия, написанные на доске. Найдите и спишите их значение, к следующему уроку

  • Реформа;

  • Сенат;

  • Синод;

  • Коллегии;

  • Аристократия;

  • Бурмистр;

  • Ранг;

  • Абсолютизм.


Учащиеся записывают домашнее задание

2








Приложение к плану-конспекту урока «Реформы Петра I»

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

п/п

Название ре­сурса

Тип, вид ре­сурса

Форма предъ­явления ин­формации (ил­люстрация, презентация, видеофрагмен­ты, тест, мо­дель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обес­печивающий доступ к ЭОР

1

Ресурс № 1. Карточка самоконтроля учащегося по теме «Реформы Петра I».


Карточка самоконтроля

https://docs.google.com/document/d/1IThoj-nFc27SC9RhqcZUlezXEmHV7lhMunhZC9qoyf8/edit


2

Ресурс № 2.

Информационный модуль «Реформы Петра Великого».

Информационный ресурс

ИОМ

https://fcior.edu.ru/card/3888/reformy-petra-velikogo.html


3

Ресурс № 3. Схема «Государственное устройство России в первой четверти XVIII в.»

Информационный ресурс

Схема

https://docs.google.com/drawings/d/1cL4TNtLakpnETPFL3gpeYxDX73FN8qcs13Xuu8qBuPs/edit


4

Ресурс № 4. Практический модуль «Время петровских реформ. Учреждение империи»

Практический ресурс

Задания к практической работе

https://fcior.edu.ru/card/14503/vremya-petrovskih-reform-uchrezhdenie-imperii.html


5

Ресурс № 5. Практический модуль «Практика. Реформы Петра I»

Практический ресурс

Задания к практической работе

https://fcior.edu.ru/card/3861/praktika-reformy-petra-i.html


6

Ресурс № 6. Контрольный модуль «Время петровских реформ. Учреждение империи»

Контрольный ресурс

Тесты и задания

1) https://fcior.edu.ru/card/13705/vremya-petrovskih-reform-utverzhdenie-imperii.html


2) https://fcior.edu.ru/card/21567/vremya-petrovskih-reform-utverzhdenie-imperii.html


7

Ресурс № 7. «Контрольные вопросы»

Контрольный ресурс

Вопросы и задания к параграфу

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97f1d1af-4155-447e-bac7-d6d0828841df/%5BIS7IR_3-24%5D_%5BTQ_06%5D.html


8

Ресурс № 8.

«Государственные реформы Петра I».


Практический ресурс

Интерактивные тесты

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4e9ffbfb-4c10-46d8-b185-e2e26692a051/index_listing.html


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Работа с историческими источниками"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: