Политическое развитие России в начале XX века, 9 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Нижнекамска республики Татарстан








Конспект урока по истории

в 9 классе



«Политическое развитие России в начале XX века»






подготовила

учитель истории и обществознания

Хакимова Регина Радиковна










г. Нижнекамск

2014

План-конспект урока по истории

Тема: «Политическое развитие России в начале XX века».

Цели урока:

Образовательная цель:

— ознакомление учащихся с особенностями политического развития России в начале XX века;

— на основе анализа исторических документов подвести учащихся к пониманию того, что в начале XX века в России зарождается политический плюрализм.

Развивающая цель:

— формировать умения учащихся:

а) интеллектуальные: давать оценку политической ситуации в России, выявлять сущность политических программ партий, выявить причинно-следственные связи в появлении многопартийности в России, совершенствование навыков работы с историческими документами, умение выделять главное, анализировать факты, умение делать выводы;

б) организационные: работа с документами.

Воспитательная цель:

— воспитание активной гражданской позиции, политической культуры;

— вызвать у школьников положительное отношение к политическому плюрализму.

Урок разработан в соответствии с возрастными особенностями девятиклассников, он затрагивает основные аспекты политического развития России в начале XX века, подчёркивается связь с жизнью и настоящим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: политические дебаты.

Ход урока

  1. Организационная часть.

  2. Изучение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации.

Задания:

1) Чтобы вывести проблему, вашему вниманию предоставляется информация о партиях начала и конца XX века. Какие выводы вы можете сделать?

2) Какие условия необходимы для возникновения политического плюрализма?

Проблема:

Что способствовало появлению большого количества политических партий в Российской империи в начале XX века?

  1. Постановка учебной задачи.

Задания:

1) Сейчас давайте вместе попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Она связана с выделенной нами проблемой. Какие сферы общества существуют? О какой из них мы будем говорить сегодня?

2) А сейчас мы вместе сформулируем цели нашего урока, то есть то, что мы сегодня должны в ходе урока узнать и чего добиться.

3) Кроме того, каковы варианты решения проблемной ситуации?

Варианты решения проблемы:

А) Рассмотрение политических программ партий, выдвигаемых ими требований;

Б) Анализ политического развития Российской империи начала XX века.

  1. Подготовка к дебатам.

Сегодня мы поделимся на группы по партиям, существовавшим в начале XX века. Каждой партии даётся её политическая программа, в ходе работы с которой надо выделить наиболее приоритетные позиции политической программы и прорекламировать свою партию. Задача соперников – раскритиковать партию, а оппоненты соответственно должны дать отпор. В ходе работы заполняется таблица. Отдельная группа рассматривает политические реалии соответствующего периода и делает выводы.

III. Решение проблемной ситуации (дебаты).

В ходе дебатов каждая партия рассказывает об основных положениях своей программы, а также выделяет наиболее выигрышные аспекты своей партии. Другие партии находят недостатки этого политического объединения и критикуют их. Каждая партия защищает свои приоритетные позиции и отстаивает свою точку зрения с позиции своей идеологии. После каждого выступления заполняется таблица. Последняя группа даёт общую характеристику политического развития России XX века, в частности говорит о деятельности Государственной думы.

IV. Закрепление.

А сейчас давайте попытаемся ответить на проблемный вопрос «Что способствовало появлению большого количества политических партий в Российской империи в начале XX века?».

Вывод: в начале XX века Россия превращается из абсолютной монархии в монархию конституционную, о чём свидетельствует появление большого количества партий на политической арене. Партии были различной направленности, у каждой были свои цели и программы. Их появлению способствовала нерешённость основных вопросов – земельный, рабочий и национальный. А позже катализатором создания Государственной думы станут проигрыш в русско-японской войне 1904-1905 гг. и первая русская революция 1905-1907 гг.

V. Задания на дом.

1) Пересказ параграфа.

2) Дать развёрнутый ответ на вопрос «К чему приводит политический плюрализм и нужен ли он?».

VI. Итоги урока. Рефлексия.

1) Подведение итогов урока по содержанию.

Задание:

Какие выводы мы можем с вами сделать относительно данной темы?

2) Рефлексия настроения.

Кому понравился урок? Кому – нет?

Что именно понравилось? Что – нет?



Список использованной литературы


  1. От абсолютизма к демократии. Политическая жизнь капиталистической России (1861 — февраль, 1917). Документы и материалы к семинарским занятиям по отечественной истории / Сост.: Богатырева О. Н., Попов Н. Н. Изд — во УрГУ. Екатеринбург, 1991.

  2. Загладин Н.В., Минкова С.Т., Козленко С.И., Петрова Ю.А. История России. XX век: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2011.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Уроки осторожности. Опасные предметы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: