Познавательная игра «Откуда есть пошла земля русская» 7-11 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа»

Киквидзенского района Волгоградской области

х.Чернолагутинский


Познавательная игра по истории для учащихся 7-11классов


« Откуда есть пошла земля русская»


подготовила

учитель истории и обществознания

Синицына Ольга Александровна









2008 г.






ЦЕЛИ: — сформировать представление о древних славянах;

— формировать понимание о тесной связи занятий людей в древности и их представлений об окружающем мире, показать актуальность знаний по этой теме;

— формировать навыки работать в коллективе, навыки публичного выступления;

— способствовать овладению техникой исторического исследования на основе исторических источников;

— формировать чувство глубокого уважения к истории Отечества и чувство патриотизма.


ОБОРУДОВАНИЕ: плакат с названием игры, слайды о древних славянах, палка для жребия, старославянская азбука, рисунки, высказывание со словами В.Распутина.


Ход мероприятия.


Оглянись на предков наших, на героев прошлых лет,

Вспоминай их добрым словом, слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне! Слава русской старине!

Времена теперь другие, как и мысли и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была.

Умный, сильный наш народ свою землю бережёт.

А преданья старины забывать мы не должны!


— Друзья, отроки наши, гости дорогие! Вот собрались мы вместе. Так составим слово к слову, поведём мы речь сегодня о славянах. О жизни их и быте, о буднях и праздниках. И пусть ещё больше укрепиться ум наш знаниями, а сердце любовью к Отечеству. А девизом нашей встречи будут слова: «Чернореченские дети лучше всех на свете!»


— «В нашем рождении участвовали камни гор и воды рек, травы степей и клики пролетающих птиц; нас согревает не одно лишь солнце нашей жизни, но и солнце, светившее нашим предкам». Эти слова принадлежат В.Распутину.

Самобытная православная Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сколько терпения! А сколько раз приносила ты в жертву себя ради спасения мира. Тебя унижали и стремились уничтожить, но ты выстаивала и побеждала.

Откуда столько силы, Русь-матушка?

А сила твоя в истоках древних, в культуре, в традициях, в истории твоей древней.

— Давайте вспомним, с чего же всё начиналось на Руси? От какого корня пошёл жизнестойкий росток?

Название родительского дерева – славяне. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к рубежу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщат греческие, арабские, римские, византийские источники. Жизнь славян, как многих других народов, зависела от сил природы. Их воображение создало богов. Они были язычниками. От первобытности они унаследовали веру в силу магических обрядов. И в течение года обряды сопровождали жизнь славян.


Разговор сегодня поведём мы о славянах древних, а помогут вспомнить нам историю древних славян представители двух славянских племён: поляне и древляне. Приветствуем племена. (команды занимают места).

— Решать споры между племенами будет у нас Совет старейшин.(представление жюри). И всё у нас получится, потому что «Чернореченские дети лучше всех на свете!» (слайд).


— Первое испытание для племён: «РАССКАЗЧИК»

Это знакомство с племенами.

Задание: один из членов племени слушает рассказ (остальные в это время в другой комнате), а затем передаёт его со всеми подробностями второму, третьему и т.д. задача участников состоит в том, чтобы рассказ последнего рассказчика был максимально приближен к оригиналу. Чем меньше искажений, тем ближе победа. Совет Старейшин сверяет рассказы с оригиналом и подсчитывает ошибки. Побеждает то племя, которое передаст рассказ о себе с наименьшими искажениями.

Кто будет вести рассказ о своём племени первым, определит жребий. Представители команд беритесь по очереди за палку, чья рука окажется последней, тот и первый.( слайд – карта «Расселение древних славян»).


ДРЕВЛЯНЕ: Восточно-славянский племенной союз, занимавший в VIX веках территорию Полесья, Правобережного Днепра, по течению рек Тетерев, Уж и другие. Согласно «Повести временных лет» древляне произошли от тех же славян, что и поляне. Но жили «звериным образом, убивали друг друга» в лесах в конце IX века покорил их киевский князь Олег и возложил на них дань. Древляне, во главе с князем Малым, убили князя киевского Игоря Старого, за то, что решил брать дань он с них больше, чем положен. Вдова Игоря, Ольга жестоко отомстила им, предав огню их столицу.

Свежие документы:  Конспект урока по географии в 8 классе «Внутренние воды Мордовии»


ПОЛЯНЕ: племенной союз восточных славян, обитавших на Днепре, в районе современного Киева в VIXвеках. С полянами связана одна из версий происхождения Руси, которая упоминается в «Повести временных лет». Древнерусский автор считал полян славянами, пришедшими с Дуная, которые стали называться именем «Русь». В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других племён. Наиболее известные поляне – русы киевские князья Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Именно на землях полян была образована Киевская Русь, древнерусское государство.


ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ «Выбери имя»


— Племена у нас есть, а теперь необходимо выбрать имена для каждого представителя. Следующее состязание: «Выбери имя».

Для различия людей в семье или коллективе служат особые слова – личные собственные имена. Имени у всех народов придавали особое значение. Имя могло указывать на обстоятельства появления ребёнка в семье (Найден, Продан, Бажен, Первой, Второй, Малюта), черту характера (Баламут, Бушуй, Булгак), а также имена-обереги ( Бессон, бессмертный, Бесчастный, Горе, Неудача, Злоба) и имена-прозвища (Баран, Вол, Воробей, Курица, Блоха, Ёрш, Арбуз, Берёза, Оладья, Алмаз, Сабля, Базар).


— У каждого племени есть карточки с набором древнеславянских имён. Необходимо выбрать из этого набора имёна, соответствующие каждому признаку и записать. Время пошло.


  1. Особенность внешности: Верзило, Большой, Брюхан, Беззуб, Беляна, Чернава, Туша.

  2. Происхождение в семье: Несвой, Ненаш, Инозем, Варяжко, Гречанин.

  3. Насмешливые клички: Беспортошник, Болван, Дурень, Дылда, Олух.


— Грамотки с заданиями сдать Совету Старейшин.



СОСТЯЗАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.


— Пока наши племена состязаются, хочу сказать, что на пути к истине нашим участникам приходится преодолевать множество трудностей. Гораздо легче тем, кто имеет прочный тыл – поддержку друзей, родных и близких людей. Таковыми у нас являются болельщики. Сейчас у групп поддержки есть шанс оказать им не только моральную помощь, но и реальную, а для этого надо мобилизоваться в состязании «Кто больше», пока племена выполняют задание.

Разделимся для начала, кто за кого болеет (по рядам разделить). За отведённое время вы должны написать на этих листках как можно больше названий русских городов. По очереди, каждый одно название, передавая маркер и листок следующему. Работу оценит Совет Старейшин и зачислит баллы в копилку каждого племени.

Слово Совету Старейшин.



ТРЕТЬЕ СОСТЯЗАНИЕ « СОБЕРИ УРОЖАЙ».



— Как известно, основным занятием славян было земледелие. И с этим связано следующее задание: необходимо собрать в корзинки только те культуры, которые выращивали славяне. Огород у каждого племени свой. (на столах отдельно лежат карточки с названиями огородных и растениеводческих культур). Каждый участник имеет право взять только одну карточку. Кто быстрее выполнит задание и без ошибок, тот и победит.


Испытание для болельщиков: составить меню для племени на день.

— Выбрать из болельщиков 2 человека, чтобы они составили меню на один день для своего племени из предложенных продуктов. Славяне выращивали: рожь, ячмень, пшеницу, репу, капусту, лён, коноплю, а также просо, морковь, редьку.


— Слово Совету Старейшин.


ЧЕТВЁРТОЕ СОСТЯЗАНИЕ: «ЗАДАЧИ-НОВЕЛЛЫ «СЛАВЯНЕ».


1. «ЖИЛИЩА СЛАВЯН». (слайд №3)


— Селиться славяне любили в лесах, по берегам рек, болот и озёр, на высоких местах, чтобы не затопило во время весенних разливов. Они ещё не умели строить надёжные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Жилища они иногда устраивали со многими выходами. Пожитки и припасы обычно закрывали в землю.


ВОПРОС: Зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки?

ОТВЕТ: Много выходов – чтобы легче уйти в случае нападения. Многовековой опыт заставлял их для этого случая хранить запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.


2. «ТАКТИКА».


— В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. В сражении они избегали открытых местностей, предпочитали встречать врага в лесах, у обрывов; широко пользовались искусством засады, прибегали к различным военным хитростям, могли вести бой днём и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки.

ВОПРОС: Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегая открытых местностей?


ОТВЕТ: Они не имели единого командования, не умели сражаться единым строем. Славяне, жившие отдельными племенами, ещё не могли создать тогда сильную армию с единым командованием, подобную армии Византии. Этим и объясняется военная тактика славян.


3.«КОСТЁР».


Каждое поселение обносили славяне высокой бревенчатой стеной, домов за ней видно не было. На самом высоком дереве в городище устраивали они сторожевую вышку. Поднимались на неё не по лестнице, а по шесту с перекладинами. Бдительный страж замечал неприятеля и поднимал тревогу. На вышке зажигали костёр, оповещали соседей.


ВОПРОС: Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту, а не по лестнице? Каким должен был быть костёр?

ОТВЕТ: Шест легче поднять наверх и спрятать в ветвях дерева, где дозорный был как в крепости. Условием для костра был густой дым.


  1. «КРАШЕНИЕ ЯИЦ».


Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник возник у славян задолго до принятия христианства. Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передаёт их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.


ВОПРОС: Почему яйца стали красить?


ОТВЕТ: Славяне во время весенних праздников устраивали кормления различных богов, им приносились жертвы. А самым изысканным лакомством для богов была кровь. Поэтому яйца стали обмазывать кровью. Позднее, с принятием христианства, это перешло в обычай крашения яиц.


  1. «В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ».


Ещё случалось, что славяне шли в открытый бой, то они с криком слегка продвигались вперёд. Если враги не выдерживали их натиска, то славяне наступали сильнее, в противном случае убегали, не вступая рукопашную схватку. Они направлялись к лесу, где умели сражаться отлично. Далее византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему? Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда; в-третьих, зимой на снегу остаются следы. Подобных доводов было пять.


ВОПРОС: Назовите ещё два довода в пользу ведения против славян в зимнее время.


ОТВЕТ: В-четвёртых, зимой многочисленные реки на землях славян замерзают и их легче переходить. В-пятых, зимой лес без листьев, поэтому славянам трудно спрятаться.


  1. «ЛИЧНОСТЬ».


Она одна из шести женщин христианского мира, удостоенных великой чести – лика равноапостольных. Мало найдётся в отечественной истории женщин, которые по мощи государственного ума и организаторским способностям могут сравниться с ней. Она первая учредила административные области на Руси, вела разумную экономическую политику, укрепляя государство.


ВОПРОС: Кто она?

ОТВЕТ: Княгиня Ольга. (показ слайда).


ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ «ОДЕНЬ КУКЛУ».


— У каждого племени есть лист с изображением куклы, а также принадлежности для рисования.

ЗАДАНИЕ: необходимо как можно быстрее и максимально точно, в соответствии с темой одеть куклу, т.е. нарисовать её одежду. А потом представить на наш суд.


— А пока ребята выполняют это задание, мы с вами окунёмся в мир славянских праздников, во время которых одним из излюбленных развлечений славян были прыжки через костёр. Вот у нас костёр.

Задание: перепрыгнуть и не «подпалиться».

Игра с болельщиками «Костёр».



ШЕСТОЕ ИСПЫТАНИЕ «РЕСТАВРАЦИЯ».


— Нам необходимо точно воссоздать картину жизни древних славян, т.е. реставрировать её. Послушайте задание. Я начинаю рассказ о славянах, а каждое племя по очереди продолжает по одному предложению так, чтобы получился связанный текст. Выигрывает тот, чьё предложение будет последним, в то время как соперники ничего уже сказать не смогут. (подсказка: слайд: «Славяне», вспомните занятия славян, быт).


— Начинаю рассказ. – Византийские источники сообщают нам важнейшие сведения о славянах. Предки наши были стройными, русыми, румяными. (дальше команды по очереди).


Команды продолжают рассказ.


СЕДЬМОЕ ИСПЫТАНИЕ «БЫСТРЫЙ УМ».


— Вопросы с быстрыми ответами.

1. Как называлось собрание всего племени в славянских племенах? – ВЕЧЕ.

2. Кто придумал славянскую азбуку? — КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ.

3. Как она называется? — КИРИЛИЦА.

4. Как называлась азбука до этого? — ГЛАГОЛИЦА.

5. На чём писали славяне до проникания бумаги в Русь? — БЕРЕСТА.

6. Основатели Киева – КИЙ, ХОРИВ, ЩЕК, ЛЕБЕДЬ.

7. Назовите русских былинных богатырей — А.ПОПОВИЧ, И.МУРОМЕЦ,

Д.НИКИТИЧ.

8. Как зовут летописца, которому принадлежат слова: «Откуда есть…»- НЕСТОР.

9. Как называется произведение, которое он написал? – ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ.

10. Назовите главного славянского бога. – СВАРОГ- бог огня, отец солнца.

ПЕРУН – бог солнца.


— Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и силы, духовности. Сколько терпения. Откуда силы столько? А сила эта в истоках твоих славянских, христианских. В культуре твоей древней. Именно в них ты нашла себя, Русь-матушка, и черпала из своих родников силы великие, которых хватило и хватает на весь мир.

Мне хочется сказать, что сегодня произошло чудо – объединились здесь племена славянские и в лице команд, и в лице болельщиков, и получилось одно большое племя, имя которому- «Чернореченское».


Потому что ЧЕРНОРЕЧЕНСКИЕ ДЕТИ ЛУЧШЕ ВСЕХ НА СВЕТЕ!!!







ПРИЛОЖЕНИЕ

(раздаточный материал)

Выбери имя.


Варяжко, Брюхан, Ненаш, Беспортошник, Болван, Дурень, Олух, Несвой,

Беляна, Туша, Инозем, Чернава, Верзило, Дылда, большой, Гречанин, Беззуб.

  1. особенности внешности:

  2. происхождение в семье:

  3. насмешливые клички:


Меню для полян.


рожь, ячмень, пшеница, репа, капуста, свекла, лён, конопля, просо, морковь, редька.





СОВЕТ СТАРЕЙШИН


  1. Испытание «Выбери имя»

Правильный ответ:

1. особенности внешности: Верзило, Большой, Брюхан, Беззуб, Беляна, Чернава, Туша.

  1. происхождение в семье: Несвой, Ненаш, Инозем, Варяжко, Гречанин.

  2. насмешливые клички: Беспортошник, Болван, Дурень, Дылда, Олух.


Древляне: Поляне:




  1. Испытание «Рассказчик»


Древляне: Поляне:




  1. Испытание «Собери урожай»

Правильный ответ: рожь, пшеница, ячмень, репа, капуста, свекла, лен, конопля.


Древляне: Поляне:




  1. Испытание «Задачи – новеллы «СЛАВЯНЕ»


Древляне: Поляне:


  1. Испытание «Одень куклу».

Древляне: Поляне:


  1. Испытание «Реставрация»

Древляне: Поляне:

  1. Испытание «Быстрый ум».

Древляне: Поляне:




Литература:


    1. Настольная книга по патриотическому воспитанию. /А.Н. Вырщиков, М.Б Кустомарцев и др. – М.: Глобус, 2007.

    2. Анашина Н.Ю. День истории в школе. –Ярославль: Академия развития, 2008.

    3. Типаева Т.В. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания.- Волгоград: Учитель, 2008.

    4. Чернова М.Н. История: внеклассные мероприятия. – М.: Айрис-пресс, 2009.

Свежие документы:  Сценарий урока физкультуры «Богатырская сила»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: