Проектная деятельность в школе. Школьный исторический журнал «Кузнецк в годы гражданской войны и коллективизации»




МАОУ ДПО ИПК







Творческая разработка

по курсу 9-с

«Педагогическое проектирование»







Педагогический проект

«Школьный исторический журнал»



Выполнили

Флигинская Л.И.,

Полковникова И.А.

учителя истории и обществознания

Проверила

Т.Н.Ивочкина





Новокузнецк 2011

Новокузнецк, 2011Представленный образовательный проект школьного исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны и коллективизации» направлен на формирование знаний школьников о истории города Новокузнецка, развитие творческой любознательности обучающихся, творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, формирование информационной компетентности. В разработке и реализации проекта примет участие разновозрастная творческая группа, состоящая из педагогов, общественности, учащихся 7-10 классов. Главный результат проекта – создание школьного исторического журнала, использование его материалов в практической деятельности педагогов г. Новокузнецка и Новокузнецкого района.



















Содержание проекта























Паспорт проекта

Наименование проекта

Школьный исторический журнал «Кузнецк в годы гражданской войны и коллективизации».

Основные разработчики проекта

Учителя истории и обществознания Флигинская Лилия Ильясовна и Полковникова Ирина Александровна.

Цель проекта

Создание школьного исторического журнала «Кузнецк в годы гражданской войны и коллективизации»


Задачи проекта

  1. Формировать знания школьников об истории города в 20 – 30 гг XX в. Подвести их к пониманию неразрывной связи истории г. Новокузнецка и России в целом. Довести до понимания учащихся, что история событий 20-30-х годов, характерная для всей России, имела место и в нашем городе.

  2. Развивать творческую любознательность и творческие способности обучающихся, их умения самостоятельно добывать знания, навыки исследовательской работы.

  3. Разработать критерии и показатели эффективности реализации проекта.

Самостоятельные исследования учащихся в данном учебном проекте

Изучение истории города 20-30 годов.

— Посетить старожилов (их родственников), которые помнят об этих временах.

— Собрать, изучить и систематизировать материал об истории города в годы Гражданской войны и в период коллективизации.

Продукты образовательной деятельности

обучающихся

1. Исследовательские работы учащихся

2. Фотовыставка «Кузнецк в годы гражданской войны»

3. Викторина по истории по теме «Гражданская война и коллективизация в Кузнецке».

4. Исторический журнал, посвященный историческому периоду города (20-30- гг XX в).

Сроки и этапы реализации проекта

1. Информационный — аналитический (сентябрь – ноябрь 2011г.)

Цель:

Определение темы проекта, уточнение цели, создание творческих групп учащихся, педагогов, сбор информации – анкетирование учителей, учащихся, родителей, анализ полученных данных. Отображение информации о проекте на школьном сайте www.school[email protected]list.ru Разработка структуры журнала. Разработка критериев и показателей эффективности реализации проекта.

2. Практический (декабрь 2011– апрель 2012)

Реализация проекта. Работа в малых творческих группах(1-я группа занимается поиском и сбором информации, 2-я группа — разработкой поисковых маршрутов, 3-я группа оформляет результаты). Поиск и обработка информации, исследовательская работа по основным разделам журнала. Непосредственная разработка электронной и печатной версии исторического журнала. Размещение исторического журнала на сайте школы www.school[email protected]list.ru и в глобальной сети Интернет.



3. Обобщающий (май-июнь 2012)

Круглый стол по результатам исследовательской работы. Обобщение и передача опыта работы по реализации проекта учителями истории Флигинской Л.И. и Полковниковой И.А. педагогам МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110» и школ г. Новокузнецка. Работа с родителями, (организация переписки, встреча со старожилами, которые помнят об этих временах). Использование материалов исторического журнала на уроках и во внеурочных мероприятиях по истории.

4. Внедренческий (2012 — 2013учебный год)

Мониторинг результативности проекта. Инициирование дальнейшего изучения истории родного края. Осуществление коррекции процесса реализации проекта в случае непредвиденных трудностей. Публикации в СМИ («Кузнецкий рабочий», «Преподавание истории в школе», Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» (Открытый урок), Интернете, информационные выступления на ТВ: «Апекс», «10 канал», «НовоТВ». Участие в конкурсах, научно-практических конференциях (муниципальных, региональных, федеральных.)

Перечень основных мероприятий в рамках проекта

  • Создание творческой группы по разработке и реализации проекта «Кузнецк в годы гражданской войны», состоящей из школьников, педагогов, родителей, общественности.

  • Разработка плана и системы организационных мероприятий по реализации проекта.

  • Сбор, анализ и систематизация информации, фотографий, документов о жизни города в изучаемый период.

  • Сбор материалов для создания приложения к журналу, в виде воспоминаний, фотографий.

  • Привлечение родителей, общественности, жителей города к реализации проекта.

  • Обновление информации на сайте школы www.school[email protected]list.ru (1 раз в месяц).

  • Встречи со старожилами.

  • Экскурсии в музей Ф.М.Достоевского, краеведческий музей г.Новокузнецка, в редакции газет «Сельские вести» и «Кузнецкий рабочий».

  • Изучение эффективности использования школьниками знаний и умений (общеучебных, предметных, информационных), полученных в ходе реализации проекта.


Исполнители проекта

Полковникова И. А., Флигинская Л.И. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

Партнеры по проекту


  • Учитель истории;

  • Учащиеся;

  • Родители;

  • Член управляющего совета школы;

  • Администрация школы;

  • Школьный библиотекарь;

  • Сотрудники городской библиотеки им. Н.В.Гоголя;

  • Сотрудники музея Ф.М.Достоевского;

  • Музей Кузнецкая крепость

  • Краеведческий музей

Ожидаемые конечные результаты проекта

В результате выполнения проекта будет:

  • Создан школьный исторический журнал «Кузнецк в годы гражданской войны».

  • Повышена информационная компетентность учащихся.

  • Проведена Защита проекта на научно-практических конференциях школьников

  • Представлен опыт работы педагога на образовательных событиях (конференция, конкурс, публикация) ;

  • Использование журнала в практической деятельности педагогами г. Новокузнецка.

Целевые группы проекта

Обучающиеся 7-10 классов







  1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблем

Родина. Помимо большой Родины, России, у каждого из нас своя, малая Родина, бесконечно близкий сердцу уголок, где родился, ходил в школу, вырос, стал человеком. Любовь к своей малой Родине во многом зависит от того, насколько хорошо знает человек историю, культуру и традиции своего города. Поэтому основной задачей нашей исследовательской работы является изучение истории Новокузнецка в 20-30 годы. Обратившись в краеведческий музей, мы увидели, что есть материал о возникновении города, о занятиях жителей, о школах, о церкви, и очень мало сведений об этом периоде. К сожалению, живых свидетелей тех времен осталось единицы. Гражданская война, это незабываемые страницы из нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.

Однако гражданская война – это не только фанфары побед, сколько трагедия народа. Ее особенность не в том, что по обе стороны баррикад зачастую оказывались родные, друзья или знакомые, и не тем, что классовая борьба не знает пощады. Ее особенность в том, что смертельную схватку вступили два мировоззрения, два принципа существования: общественный и частновладельческий. И поэтому для миллионов граждан нашего Отечества фронт проходил через сердце, через личную судьбу, через свое я.

Г.Новокузнецк и Новокузнецкий район имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические особенности. Необходимо учитывать эти особенности при изучении истории. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Проблемы изучения истории родного края связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.

Традиционная основа школьного курса истории дополняется за счет введения изучения истории родного края.

В последнее время у детей теряется интерес к изучению истории. Многие уже затрудняются назвать исторические вехи. А о истории родного края они вообще ничего не знают. Становится страшно за будущее наших детей, и нам как учителям истории, не безразлично, какими выйдут из школы наши ученики, какое будущее их ожидает – станут ли они успешными людьми нашего края, или их ждет более прозаическая жизнь. Поэтому мы решили обратиться к созданию исторического журнала «Кузнецк в года Гражданской войны», который расширит кругозор наших детей, заставит по-другому взглянуть на литературу вообще.

История – это особый предмет, требующий работы с огромным количеством информации, но и требующий умения сочувствовать, сопереживать, делать нравственный выбор. Нельзя получить полноценные знания по истории, используя лишь учебник. Здесь необходимо сочетание ИКТ с поисковой, исследовательской работой и, конечно, чтение документальных материалов. Все это сделает усвоение материала более результативным, расширит кругозор, даст возможность усвоения большого объема информации, научит ребят понимать, осмысливать, анализировать прочитанное, научит логически мыслить, решать возникающие проблемы, делать выбор, вносить необходимые изменения и дополнения в свою деятельность в процессе работы.

История занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает представление учащихся о многообразии мира, о неповторимости человека, о ценности человеческой жизни. Актуальность знакомства и изучения истории г. Новокузнецка послужила следующим условием становления данного проекта, которое играет важную роль в формировании у учащихся патриотизма, любви к своей Родине, позволяет проследить переход от частного к общему и выявить научные связи в цепи «человек – и его внутренний мир – человек и его отношение к миру», что особенно важно при изучении истории в частности истории родного края. Но возникают противоречия между актуальностью включения регионального компонента в преподавании истории и отсутствием систематизированных материалов о истории Кузнецка в годы Гражданской войны.

Еще одним условием создания данного проекта можно считать требования, предъявляемые современным обществом к учителю и потребностью пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов как учебного занятия, так и внеурочной деятельности.

Актуальность данного проекта обусловлена противоречиями и сложностями, которые неминуемо возникают или могут возникнуть в процессе внедрения данной технологии в воспитательно-образовательный процесс. Наиболее важным является следующее противоречие:

  • между желанием учащихся изучать историю г.Новокузнецка и отсутствием систематизированной информации о представленном периоде.

Реализация проекта позволит выявить, какие знания и навыки должен получать человек в системе базового образования и что надо изменить в системе работы учителя, чтобы она была адекватна запросам времени, а также повысить интерес учащихся к истории, усилит практическую направленность обучения, откроет широкие возможности школьникам самостоятельно приобретать необходимые знания, развивать технологию сотрудничества. Но необходимо рассмотреть сложности, представленные в SWOT анализе, которые могут возникнуть в процессе разработки проекта.



Внутренняя среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Наличие необходимых материально-технических средств в школе (компьютер, принтер, сканер, интерактивная доска);

  • Заинтересованность участников воспитательно-образовательного процесса в создании школьного исторического журнала;

  • Повышение качества знаний, общеучебной, предметной и информационной компетентности учащихся;

  • Высокая мотивация школьников на участие в проекте.

  • Необходимость четкого планирования деятельности каждого участника проекта, постоянного контроля и коррекции по ходу его реализации проекта в связи с отсутствием «готовой», систематизированной информации по теме проекта;

  • Недостаточно систематизированных исторических источников о гражданской войне г. Новокузнецка и Новокузнецкого района и полное отсутствие методической литературы по использованию регионального компонента на уроках истории;

  • Ограниченные информационные ресурсы районной, школьной и домашней библиотеки

Внешняя среда организации

Возможности

Ограничения и риски

  • Возможность обсуждать социально — значимые проблемы города разными возрастными и социальными категориями людей;

  • Возможность привлечения научных сотрудников, библиотекарей, журналистов г. Новокузнецка и Новокузнецкого района, преподавателей КузГПА и т.д.) к реализации проекта;

  • Участие в конкурсах, научно-практических конференциях, повышающих мотивацию обучения, способствующих пополнению «портфолио» школьников и школы.

  • Отсутствие системы технической поддержки, недостаточное финансирование в случае выхода из строя компьютерной техники, поисковых маршрутов;

  • «Синдром психического выгорания» педагогов и школьников

  • Разочарование результатами проекта.

  1. Новизна содержания проекта

Использование новых педагогических технологий (ИКТ, проектной деятельности) является неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на развитие креативной (творческой, инновационной) деятельности обучающихся, при этом создаются психологические условия для их мотивации к творческой деятельности по изучению литературы своего края.

Новизна проекта состоит в том, что мы первые в г.Новокузнецке знакомясь с историей города 20 – 30-х гг XXв., читая и анализируя исторические источники, создадим школьный исторический журнал. Выпустим его не только в традиционном (печатном) виде, но и в электронном варианте, который будет доступен в сети Интернет всем людям, неравнодушным к истории Новокузнецка.

В ходе этой деятельности школьники создадут социально значимый творческий продукт, обладающий субъективной новизной, то есть все желающие будут иметь возможность знакомиться с историей данного исторического периода, будут узнавать новые имена, новые тенденции исторического развития земли Кузнецкой. Результаты проекта дополнят, разовьют и внесут существенные изменения в систематизацию знаний по изучению истории Кузбасса. Реализуемый проект – межпредметный, интегрированный, требующий знаний не только по истории, но и по литературе, русскому языку, информатике. В проекте примет участие разновозрастной коллектив: учащиеся 7-10 классов, педагоги-предметники, методисты информационно-методического центра, родители, бывшие выпускники, общественность.

  1. Цели и задачи проекта

Общая цель состоит в знакомстве и изучении истории Кузнецка в годы гражданской войны и коллективизации.

Цель проекта: создание школьного исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны».

К числу основных задач, решающихся в ходе реализации проекта, относятся:

1. Способствовать формированию знаний школьников о истории родного города, подведение их к пониманию места и роли истории земли Кузнецкой в области и России в целом.

2. Приобщить учащихся к изучению культуры и традиций русского народа через поисковую деятельность.

3. Развивать творческую любознательность и творческие способности обучающихся и умение самостоятельно добывать знания.

4. Разработать критерии и показатели эффективности реализации проекта.


Данный образовательный проект выполняет следующие функции:

  • образовательная функция позволит обучающимся с помощью проектной деятельности удовлетворить определённые потребности личности и общества по изучению истории Кузбасса; инициировать индивидуальные творческие проявления; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту среду, в которой они окажутся после окончания школы;

  • воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, патриотизма, активной жизненной позиции, толерантности, выработки навыков разумного риска и др. Проектная деятельность позволит школьникам реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого;

  • развивающая функция проекта состоит в том, что школьники приобщатся к исследовательской, проектной, практической деятельности, будет дальше развиваться их творческое мышление.


4. Этапы реализации проекта

Разработка проекта строится в контексте пошаговой образовательной стратегии. Это предполагает наличие определенных последовательных этапов, направленных на достижение главной цели.

В данной таблице представлены основные мероприятия проекта.

Этапы проекта

Основные мероприятия

Информационно-аналитический








  1. Определение темы проекта, уточнение цели.

  2. Создание разновозрастной творческой группы проекта.

  3. Обсуждение структуры школьного исторического журнала

  4. Анкетирование учителей школы и района, методистов информационно-методического центра, учащихся, родителей, жителей района по востребованности и актуальности проекта. Анализ результатов.

  5. Педагогический лекторий для родителей «Проектная деятельность и воспитание школьника»

  6. Отображение информации о проекте на школьном сайте www.school[email protected]list.ru

  7. Выпуск информационных листовок. Приглашение к сотрудничеству.

  8. Разработка структуры журнала.

  9. Составление плана работы по группам.

  10. Разработка поисковых маршрутов.

  11. Разработка критериев и показателей эффективности реализации проекта.

Практический




Реализация проекта.

  1. Работа в малых творческих группах по определенным разделам альманаха.

  2. Поиск и обработка информации.

  3. Исследовательская работа по разделам альманаха.

  4. Общение с научными сотрудниками музеев, старейшими жителями города (их родственниками),

  5. Встречи с журналистами г. Новокузнецка

  6. Изучение личных архивов, музейных документов, работа в архиве библиотеки им.Гоголя, музеях г.Новокузнецка.

  7. Составление маршрута поисковой работы.

8.Создание школьного исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны».

  1. Сотрудничество с центральным областным архивом г.Кемерово.

  2. Круглый стол по результатам работы (1раз в месяц).

Обобщающий


  1. Круглый стол по результатам исследовательской работы.

  2. Обобщение и презентация опыта работы по созданию журнала для учителей литературы районного методического объединения Орджоникидзевского района, участие в научно-практической конференции педагогов по теме «Включение регионального компонента в преподавание истории через создание исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны».


Внедренческий


  1. Представление результатов работы в очных научно-методических и телекоммуникационных проектах (виртуальный педсовет, виртуальный кабинет истории).

  2. Создание разработок уроков и внеурочных мероприятий по истории с использованием школьного журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны».


  1. Разработка календарно-тематического планирования уроков истории с использованием материалов журнала.

  2. Презентация проекта на итоговом педсовете школы.

  3. Публикации в СМИ («Кузнецкий рабочий», «Преподавание истории школе», Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» (Открытый урок), Интернете, информационные выступления на ТВ («Апекс», «10 канал», «НовоТВ»).

  4. Оценка результатов проекта.

  5. Инициировать дальнейшее изучение истории города через проектную деятельность школьников.

  6. Участие учащихся в конкурсах (Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество», Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио»), научно-практической конференции школьников Новокузнецка.

  7. Осуществление коррекции процесса реализации проекта в случае непредвиденных трудностей.

  1. Ожидаемые результаты проекта

Задачи

Ожидаемые результаты проекта

  1. Формировать знания школьников об истории города в 20 – 30 гг XX в. Подвести их к пониманию неразрывной связи истории г. Новокузнецка и России в целом. Довести до понимания учащихся, что история событий 20-30-х годов, характерная для всей России, имела место и в нашем городе.

  1. Развивать творческую любознательность и творческие способности обучающихся, их умения самостоятельно добывать знания, навыки исследовательской работы.

  • Разработать критерии и показатели эффективности реализации проекта.

  • Приобщить учащихся к

изучению истории русского народа, через поисковую деятельность.

  • Развивать творческую

любознательность и творческие способности обучающихся и умения самостоятельно добывать знания.

  • Разработать критерии и

показатели эффективности реализации проекта.


  • Сформированность знаний

школьников о историческом процессе г. Новокузнецка;

  • Повышение интереса к историческим событиям родного края;

  • Сформированность навыков

исследовательской работы;

  • Повышение общеучебной, предметной, информационной компетентности учащихся.

  • Повышение основных показателей обученности по истории, повышение мотивации к изучению истории и уровня коммуникативности.







  1. Целевые группы, заинтересованные в проекте, их интересы


Целевые группы

Роль в проекте

Учащиеся 7-10 классов

Создание социально значимого продукта. Получение знаний по истории г.Новокузнецка и Новокузнецкого района. Повышение качества образования. Приобретение навыков социального партнерства. Формирование активной гражданской позиции.

Родители

Повышение качества образования детей, направленного на усиление их адаптивности, повышение уровня мотивации детей. Сотрудничество и взаимопонимание участников образовательного процесса. Обретение нового опыта участия в общественной жизни города.

Социальные партнеры

Роль в проекте

Методисты информационно-методического центра

Информационная осведомленность. Методическая помощь в разработке и систематизация материала. Активизация профессионального общения.

Администрация ОУ

Объединение педагогического коллектива, учащихся и родителей вокруг идеи. Мотивация педагогов и обучающихся к инновационной и творческой деятельности. Повышение рейтинга школы. Повышение профессиональной квалификации педагогического коллектива. Оказание содействия в транспорте для организации поездок.

Сотрудники библиотеки (школьная, сельская, районная, городская им.Гоголя)

Сотрудничество и взаимопонимание для достижения главной цели, обучение совместной деятельности. Подбор и предоставление информации о жизни людей нашего края (города), беседы, презентации.

Управляющий совет школы

Создание оптимальных условий и форм организации образовательного процесса, контроль за здоровьем и безопасными условиями обучения, воспитания и труда.







  1. Формы представления результатов

  • Издание школьного исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны и коллективизации» в печатном виде и на сайте школы www.school[email protected]list.ru

Структура альманаха «Эти строки о тебе, Земля Кузнецкая»

I.Библиографическая справка о истории Кузнецка в I половине XX в. Фотография.

  • Историографические тексты (в печатном варианте журнала по 2-3 текста, в электронном варианте все имеющиеся тексты).

  • Иллюстрации к текстам (ксерокопии).

II. «Вот они, этой жизни истоки…» воспоминания старожил и их родственников.

III. «Как это было…» отчет о работе с фотографиями, а в электронном варианте и с видеосюжетами.

  • Методические разработки уроков и внеурочных мероприятий по истории с использованием школьного исторического журнала.

  • Презентация проекта на итоговом педсовете.

  • Защита проекта на районном методическом фестивале.

  • Мастер-класс на районном методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме проекта.

  • Публикации в СМИ («Преподавание истории в школе», Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» (Открытый урок), Интернете, информационные выступления на ТВ («Апекс», «10 канал», «НовоТВ»).

  • Представление проекта на научно-практической конференции школьников Орджоникидзевского района и г. Новокузнецка

  • Представление проекта на научно-практической конференции педагогов Орджоникидзевского района и г. Новокузнецка.


Список литературы

  1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года[Текст]. – М., 2002.

  3. Исторический альманах «Кузнецкая крепость», №3, 2007.

  4. История Кузбасса. Шемелев В.И. Кемерово, 1998.

  5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.

  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  7. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы [Текст] / авт.-сост. С. Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.









Свежие документы:  Рабочая программа "История Древнего мира" 5 класс 2014 - 2015 учебный год

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: