Программа курса «История Древнего мира в мифах и легендах»
Пояснительная записка
Актуальность тематики и причины введения курса.
Курс знакомит детей с мифологией Древнего мира: от легенд Древней Греции и Рима до сказаний древних славян. Эта программа вводит детей в удивительный мир духовной жизни древних людей, отраженный в мифотворчестве. Многообразные, зачастую сказочно-фантастические сюжеты и образы мифов, созданные на заре человеческой истории, легко вольются в сознание детей, воспринимающих мир, подобно древним людям, через чувства и ассоциации. Мир мифов расширит кругозор ребенка, заложит основы его эрудиции, воспитает уважение к мировой культуре, приведет к пониманию единства и родства всех народов.
Что такое миф? Чем миф отличается от сказки? Как мифы объясняют сотворение мира и людей? Куда на ночь исчезал египетский бог солнца Ра? Каких богов почитали в Древней Греции и Риме? Как представляли себе рай викинги? Кто был главным богом славянских народов? Ответы на эти и многие другие вопросы дети найдут, посетив этот курсе.
Программа предусматривает рассказ учителя, чтение и обсуждение мифов и мифологических сказок, просмотр иллюстраций, слайдов, взаимообмен впечатлениями.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие творческого мышления, воображения, памяти и речи.
Программа ставит перед собой ряд следующих задач:
Познакомить детей с мифами народов мира.
Показать общие черты и особенности в мифотворчестве народов, стоящих на различных ступенях исторического развития.
Показать развитие взглядов древнего человека на окружающий мир и свое место в нем.
Развить у детей воображение, творческие способности, потребность общения со сказкой, художественной литературой, искусством.
Сформировать бережное отношение к окружающему миру, уважение к народной культуре и народам, независимо от их национальной принадлежности.
Научиться находить ответы на поставленные вопросы, используя современные возможности ИКТ и Интернета.
Содержание курса
Введение (1ч.)
Для чего следует изучать мифы? Чем миф отличается от сказки? Происхождение мира в легендах народов.
Древний Египет (4ч.)
Боги, священные животные и мифы. Бог солнца и его семья. Храмы, статуи, ритуалы.
Греция (7ч.)
Зевс и олимпийские боги. Смертные и боги. Троянская война.
Рим (4ч.)
Боги империи. Легенды и мифы Древнего Рима.
Северная Европа (2ч.)
Силы природы в кельтских мифах. Скандинавские и кельтские божества. Боги и духи в повседневной жизни.
Центральная и Восточная Европа (2ч.)
Боги, духи и силы природы. Умиротворение духов.
Древняя Русь (14ч.)
Сотворение и устройство мира. Мир и боги славян. Народный языческий календарь.
Тематическое планирование
|
| |
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны:
Понимать и правильно применять понятия «миф», «легенда», «сказка», «предание».
Знать имена и деяния главных богов и героев древних народов.
Знать какую роль сыграли мифы в формировании культурного наследия.
Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя современные возможности ИКТ и Интернета.
Учебно-методический комплекс для учителя
Большая серия знаний. Мифы народов мира. — М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
Калашников И.К. Боги древних славян. – М.: Белый город, 2004.
Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции– М.: «Просвещение», 2000.
Планируемые результаты
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников по курсу распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов: приобретение школьником эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Второй уровень результатов: (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) участие в мероприятиях общешкольного уровня с целью передачи информации, полученной на курсе.
Третий уровень результатов: (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) учащиеся смогут приобрести опыт публичного выступления в конкурсах и фестивалях районного и других уровней на мероприятиях посвященных военно-патриотическому воспитанию, приобретут опыт волонтёрской деятельности; участия в гражданских акциях; заботы о малышах и о людях старшего поколения; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.