Программа курса «История Древнего мира в мифах и легендах»


Программа курса «История Древнего мира в мифах и легендах»



Пояснительная записка


  1. Актуальность тематики и причины введения курса.



Курс знакомит детей с мифологией Древнего мира: от легенд Древней Греции и Рима до сказаний древних славян. Эта программа вводит детей в удивительный мир духовной жизни древних людей, отраженный в мифотворчестве. Многообразные, зачастую сказочно-фантастические сюжеты и образы мифов, созданные на заре человеческой истории, легко вольются в сознание детей, воспринимающих мир, подобно древним людям, через чувства и ассоциации. Мир мифов расширит кругозор ребенка, заложит основы его эрудиции, воспитает уважение к мировой культуре, приведет к пониманию единства и родства всех народов.

Что такое миф? Чем миф отличается от сказки? Как мифы объясняют сотворение мира и людей? Куда на ночь исчезал египетский бог солнца Ра? Каких богов почитали в Древней Греции и Риме? Как представляли себе рай викинги? Кто был главным богом славянских народов? Ответы на эти и многие другие вопросы дети найдут, посетив этот курсе.

Программа предусматривает рассказ учителя, чтение и обсуждение мифов и мифологических сказок, просмотр иллюстраций, слайдов, взаимообмен впечатлениями.

Курс рассчитан на 34 часа.


Цель и задачи курса

Цель курса – развитие творческого мышления, воображения, памяти и речи.

Программа ставит перед собой ряд следующих
задач:

  1. Познакомить детей с мифами народов мира.

  2. Показать общие черты и особенности в мифотворчестве народов, стоящих на различных ступенях исторического развития.

  3. Показать развитие взглядов древнего человека на окружающий мир и свое место в нем.

  4. Развить у детей воображение, творческие способности, потребность общения со сказкой, художественной литературой, искусством.

  5. Сформировать бережное отношение к окружающему миру, уважение к народной культуре и народам, независимо от их национальной принадлежности.

  6. Научиться находить ответы на поставленные вопросы, используя современные возможности ИКТ и Интернета.


Содержание курса

  1. Введение (1ч.)


Для чего следует изучать мифы? Чем миф отличается от сказки? Происхождение мира в легендах народов.

  1. Древний Египет (4ч.)


Боги, священные животные и мифы. Бог солнца и его семья. Храмы, статуи, ритуалы.

  1. Греция (7ч.)


Зевс и олимпийские боги. Смертные и боги. Троянская война.

  1. Рим (4ч.)


Боги империи. Легенды и мифы Древнего Рима.

  1. Северная Европа (2ч.)


Силы природы в кельтских мифах. Скандинавские и кельтские божества. Боги и духи в повседневной жизни.

  1. Центральная и Восточная Европа (2ч.)


Боги, духи и силы природы. Умиротворение духов.

  1. Древняя Русь (14ч.)


Сотворение и устройство мира. Мир и боги славян. Народный языческий календарь.

Тематическое планирование


п/п


Тема занятия


Количество часов


Введение (1ч.)


1.


Для чего следует изучать мифы? Происхождение мира в легендах народов.


1


Древний Египет (4ч.)


2-3.


Боги, священные животные и мифы.


2


4.


Бог солнца и его семья.


1


5.


Храмы, статуи и ритуалы.


1


Греция (7ч.)


6-7.


Зевс и олимпийские боги.


2


8.


Смертные и боги.


1


9.


Миф о Геракле.


1


10.


Персей и Андромеда.


1


11.


Прометей и Пандора. Ясон и Медея.


1


12.


Троянская война.


1


Рим (4ч.)


13.


Боги империи.


1


14.


Орфей и Эвридика.


1


15.


Миф про Аполлона и речную нимфу Дафну.


1


16.


Легенда о Тесее и Минотавре.


1


Северная Европа (2ч.)


17.


Силы природы в кельтских мифах.


1


18.


Скандинавские и кельтские божества. Боги и духи в повседневной жизни.


1


Центральная и Восточная Европа (2ч.)


19.


Боги, духи и силы природы.


1


20.


Умиротворение духов.


1


Древняя Русь (14ч.)


21.


Сотворение и устройство мира.


1


22.


Бог небес и его дела.


1


23.


Подвиги Перуна.


1


24.


Хороший бог. Молодой бог Ярило.


1


25.


Коляда и его учение.


1


26.


Битва света и тьмы. Купала и Кострома.


1


27.


Древний хранитель мира Святогор.


1


28.


Богиня любви и красоты Лада.


1


29.


Богиня жизни Жива и богиня смерти Морана. Баба Яга – проводник в загробный мир.


1


30.


Зачем плюют через левое плечо?


1


31.


Волшебные народы: гномы, эльфы, великаны.


1


32.


Мир и боги западных славян.


1


33.


Люди, ставшие богами.


1


34.


Движение жизни. Народный языческий календарь.


1




Всего:


34



Требования к знаниям и умениям


Учащиеся должны:

  • Понимать и правильно применять понятия «миф», «легенда», «сказка», «предание».

  • Знать имена и деяния главных богов и героев древних народов.

  • Знать какую роль сыграли мифы в формировании культурного наследия.

  • Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя современные возможности ИКТ и Интернета.


Учебно-методический комплекс для учителя


  1. Большая серия знаний. Мифы народов мира. — М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.


  2. Калашников И.К. Боги древних славян. – М.: Белый город, 2004.


  3. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции– М.: «Просвещение», 2000.




Планируемые результаты

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников по курсу распределяются по трем уровням.


Первый уровень результатов: приобретение школьником эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.


Второй уровень результатов: (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) участие в мероприятиях общешкольного уровня с целью передачи информации, полученной на курсе.


Третий уровень результатов: (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) учащиеся смогут приобрести опыт публичного выступления в конкурсах и фестивалях районного и других уровней на мероприятиях посвященных военно-патриотическому воспитанию, приобретут опыт волонтёрской деятельности; участия в гражданских акциях; заботы о малышах и о людях старшего поколения; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.


Свежие документы:  Сценарий классного часа: «Овеянные славою флаг наш и герб»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: