Рабочая программа по истории 5 класс 2014-2015 учебный год




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Аксеновская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия


Рассмотрена и одобрена на заседании  кафедры истории и географии

Протокол № ______

от ____________2014 г.


Руководитель кафедры

Новожилова С.В.

______________2014 г.



УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ «Аксеновская средняя общеобразовательная школа»

______________

А.И.Бедрединова

Приказ № ___ от______ 2014 г.


 
 



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«ИСТОРИЯ»

в 5 классе


 
 
 

Составитель: учитель истории и обществознания

Булатова ФавзияФатиховна


 
 



с.Аксеново

2014 -2015
















































Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история. Древний мир».

Программа ориентирована на учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира». Он соответствует данной программе по объему учебного материала и содержит разнообразный, интересный материал, в том числе иллюстративный по истории и культуре древних цивилизаций, а также адаптирован к возрасту учащихся.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе- рантности и мира между людьми и народами, в духе демо- кратических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.





Общая характеристика учебного предмета


Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета


Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

— целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

— яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

— способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

— представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

— умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

— уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

— уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

— умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

— умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

— умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

— готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

— способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

— готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

— умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

— способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

— представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

— приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

— освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

— опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.


В цели курса входит:


  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном примере положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.


Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:


  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различения;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.






Тематическое планирование

по дисциплине История Древнего мира 5 класс



п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Изучение тем

Контр.

работа

Самостоятельная работа


1

Введение

2

2



2

Жизнь первобытных людей.

6

5

1


3

Древний Восток

20

18

2


4

Древняя Греция

21

19

2


5

Древний Рим.

17

15

2


6

Повторение.

2


2



Итого:

68

59

9




















Содержание дисциплины


Введение.

Что такое история. Источники знания жизни предков современных народов.

Ключи к познанию прошлого.

Основные понятия:

Исторические периоды, дописьменная история, письменная история.

Уметь:

— объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;

— составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение.

Измерение времени.

Возникновение счета времени. Происхождение и сущность нашего летосчисления.

Основные понятия:

Наша эра, до нашей эры, летосчисление

Уметь:

— определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории Древнего мира;

— объяснять особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет).

Жизнь первобытных людей

Древнейшие люди.

Облик древнейших людей. Расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека.

Основные понятия:

Орудия труда, «человек разумный», человеческое стадо, собирательство.

Уметь:

— давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

— описывать условия существования древнейших людей;

— излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека.

Родовые общины охотников и собирателей.

Осложнение борьбы за существование в ледниковый период.

Основные понятия:

Родовая община.

Уметь:

— давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

— описывать условия существования древнейших людей;

— излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека.

Возникновение искусства и религиозных верований.

Возникновение искусства. Зарождение религиозных верований.

Основные понятия:

Религия, духи, душа, молитвы.

Уметь:

— давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа;

— высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;

— называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей.

Возникновение скотоводства и земледелия.

Переход к производящему хозяйству. Возникновение ремесел. Род и племя.

Основные понятия:

Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие.

Уметь:

— давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

— сравнивать орудия труда, членов родовой и соседской общины, племени.

Появление неравенства и знати.

Развитие ремесла, обмен производственными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати.

Основные понятия:

Знать, вождь, неравенство, соседская община.

Уметь:

— анализировать причины появления неравенства;

— сравнивать состав, социальное положение.

Жизнь первобытных людей (обобщающее-повторительный).

Уметь:

— определять значение первобытной эпохи;

— описывать условия перехода от первобытности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда

Древний Восток

Местоположение и природные условия Древнего Египта.

Географическое положение. Климатические условия. Занятия египтян.

Основные понятия:

Дельта, дамбы, каналы.

Уметь:

— показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта;

— характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат);

— объяснять причины возникновения древнеегипетского государства.

Быт земледельцев и ремесленников.

Объединение страны под властью одного государства.

Основные понятия:

Фараон, крестьяне, ремесленники.

Уметь:

— давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги;

— характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

— анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.

Жизнь египетского вельможи.

Природно – климатические условия, жизнь бедного и богатого народов.

Основные понятия:

Вельможа.

Уметь:

— давать определение понятия вельможи;

— характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Военные походы фараонов.

Цели, причины, направления, итоги военных походов египетских фараонов.

Основные понятия:

Колесницы, дротики, пехотинцы.

Уметь:

— раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта;

— показывать на исторической карте пути и направления военных походов.

Религия древних египтян.

Религия древних египтян. Обожествление фараонов.

Основные понятия:

Храмы, жрецы

Уметь:

— пересказывать текст учебника;

— сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян.

Искусство Древнего Египта.

Храмы и пирамиды. Скульптура, росписи.

Основные понятия:

Пирамиды, архитектура, скульптура.

Уметь:

— объяснять значение понятий: иероглиф, папирус;

— характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры.

В древнеегипетской школе.

Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Основные понятия:

Иероглифы, папирус.

Уметь:

анализировать исторический источник;

— определять значение появления письменности для возникновения научных знаний

Древний Египет (обобщающее — повторительный).

Древнее Двуречье.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население.

Основные понятия:

Клинопись.

Уметь:

— сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;

— анализировать исторический документ.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе, о неравенстве.

Основные понятия:

Аренда, ростовщик.

Уметь:

давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи.

— высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян.

Финикийские мореплаватели.

Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Основные понятия:

Колонии.

Уметь:

уметь читать историческую карту;

— анализировать исторический источник.

Древние евреи.

Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей.

Основные понятия:

Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет.

Уметь:

— пересказывать текст учебника;

— находить сходства и отличия религий.

Древнееврейское царство и его правители.

Палестина: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Основные понятия:

Иерихон, храм Соломона.

Уметь:

— уметь читать историческую карту.

Ассирийская держава.

Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Царский дворец. Искусство. Библиотека Ашшурбанапала.

Основные понятия:

Железо, держава.

Уметь:

— уметь читать историческую карту;

— пересказывать текст учебника.

Образование персидской державы.

Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. Состав войска.

Основные понятия:

Сатрапии.

Уметь:

— уметь читать историческую карту;

— оперировать датами.

Местоположение и природа Древней Индии.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Религиозные верования.

Основные понятия:

Индия, Ганг, Инд, Гималаи.

Уметь:

— анализировать исторический источник.

Индийские касты.

Касты. Религиозные верования. Будда.

Основные понятия: касты, брахманы, буддизм.

Уметь:

— давать самостоятельную оценку явлениям.

Местоположение и природа Древнего Китая.

Древний Китай: природные условия, население. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций.

Основные понятия: конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы.

Уметь:

— пересказывать текст учебника;

— уметь читать историческую карту.

Объединение Китая.

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.

Основные понятия: гунны, Великая Китайская стена.

Уметь:

— самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника;

— формулировать выводы.


Древний Восток (обобщающий-повторительный).

Исторический диктант.

Древняя Греция.

Природа и население Древней Греции.

Местоположение и природные условия. Древнейшие города. Критское царство. Греческие мифы критского периода.

Основные понятия: Греция.

Уметь:

— пересказывать текст учебника;

— уметь читать историческую карту.

Микены и Троя.

Микенское царство. Каменное строительство. Троянская война.

Основные понятия: ахейцы, дорийцы, Троя.

Уметь:

— характеризовать события и их участников на основе текста учебника.

Поэма Гомера «Илиада».

Троянская война в поэме Гомера.

Основные понятия: Гомер

Уметь:

— пересказывать текст;

— анализировать источник.

Поэма Гомера «Одиссея».

Троянская война в поэме Гомера.

Основные понятия: Гомер

Уметь:

— пересказывать текст;

— анализировать источник.

Религия древних греков.

Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях.

Основные понятия: пантеон.

Уметь:

— работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Местоположение и природные условия Аттики. Знать и демос. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Основные понятия: полис, демос, аристократ

Уметь:

— уметь читать историческую карту;

— давать самостоятельную оценку явлениям.

Зарождение демократии в Афинах.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами.

Основные понятия: реформы.

Уметь:

— анализировать исторический источник.

Древняя Спарта.

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание.

Основные понятия: илоты.

Уметь:

— пересказывать текст учебника;

— уметь читать историческую карту.

Основание греческих колоний.

Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы.

Основные понятия: колонии.

Уметь:

— уметь читать карту;

— пересказывать текст учебника.

Олимпийские игры в древности.

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям.

Основные понятия: Олимпия, «Священный мир», олимпионик

Уметь:

— воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Греко-персидские войны.

Нашествие персов на Элладу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.

Основные понятия: марафон, экспансия, стратег.

Уметь:

читать историческую карту.

Нашествие персидских войск на Элладу.

Нашествие Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Саламинское сражение. Причины победы греков.

Основные понятия: триера.

Уметь:

— пересказывать текст учебника;

— уметь читать историческую карту.

В гаванях афинского порта Пирей.

Афинский морской союз. Военные и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения. Использование труда рабов.

Основные понятия: граждане, метеки, пошлина.

Уметь:

— анализировать исторический источник;

— делать выводы.

В городе богини Афины.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы. Скульптуры.

В афинских школах и гимнасиях.

Образование афинян. Рабы – педагоги. Занятия в школах. Посещение палестры. Афинские гимназии.

Основные понятия: стиль, палестра, педагог.

Уметь:

— пересказывать текст учебника.

В театре Диониса.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Аристофан «Птицы». Софокл «Антигона».

Основные понятия: орхестра, скене, трагедия, комедия.

Уметь:

— пересказывать текст учебника.

Афинская демократия при Перикле.

Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин.

Основные понятия: демократия.

Уметь:

— сравнивать особенности управления в Египте и Афинах;

— делать выводы.

Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

Междоусобные войны. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра.

Основные понятия: Македония, монархия, Филиппики, сариссы.

Уметь:

— уметь читать историческую карту;

— делать выводы.

Поход Александра Македонского на Восток.

Победа на реке Граник. Разгром войск Дария III уИсса. Поход в Египет. Основание Александрии.

Основные понятия: междоусобные войны, осадные башни.

Уметь:

читать историческую карту; делать выводы.

В Александрии Египетской.

Распад державы Александра Македонского. Александрийский порт. Александрийский музей. Греческие учёные.

Основные понятия: обсерватория, музы.

Уметь:

— пересказывать текст учебника;

— уметь читать историческую карту.

Древняя Греция (обобщающее-повторительный).

Древний Рим.

Древнейший Рим.

Местоположение и природные условия Италии. Управление Древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.

Основные понятия: патриции, плебеи.

Уметь:

— показывать на карте местоположение Древнего Рима;

— объяснять влияние природных условий и занятия жителей.

Завоевание Римом Италии.

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией.

Основные понятия: республика.

Уметь:

уметь читать историческую карту;

— оперировать датами

Устройство Римской республики.

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его функции. Римское войско.

Основные понятия: консулы, легионы.

Уметь:

— сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия.

Войны Рима с Карфагеном.

Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Битва при Каннах. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Основные понятия: пентеры, «ворон».

Уметь:

читать историческую карту;

— оперировать датами.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.

Основные понятия: триумф, империя.

Уметь:

читать историческую карту;

— оперировать датами;

— раскрывать содержание иллюстрации.

Рабство в Древнем Риме.

Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Гладиаторские игры. Римские учёные о рабах.

Основные понятия: гладиаторы.

Уметь:

— раскрывать содержание иллюстрации.

Земельный закон братьев Гракхов.

Разорение земледельцев и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Гибель братьев.

Основные понятия: аграрный закон.

Уметь:

давать самостоятельную оценку явлениям.

Восстание Спартака.

Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины.

Основные понятия: Гражданские войны.

Уметь:

— описывать восстание рабов в Риме;

— раскрывать причины, ход, результат восстания.

Единовластие Цезаря.

Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.

Основные понятия: военная диктатура.

Уметь:

— раскрывать причины возвышения Цезаря;

— анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима.

Установление империи.

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа.

Основные понятия: империя, преторианцы, император.

Уметь:

— раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

— рассказывать о борьбе Антония и Октавиана.

В Риме при императоре Нероне.

Обожествление императоров. Нерон. Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Основные понятия: Нерон.

Уметь:

— показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти.

Первые христиане и их учение.

Возникновение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса. Моральные нормы. Гонения на христиан.

Основные понятия: Иисус, апостолы, «Евангелие».

Уметь:

— рассказывать о жизни и деятельности христиан;

— объяснять суть христианского учения.

Расцвет империи во 2-м веке.

Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство в Риме.

Основные понятия: колоны, рабы с хижинами.

Уметь:

— описывать повседневную жизнь римлян;

— составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры.

«Вечный город» и его жители.

Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки и многоэтажные дома.

Основные понятия: термы, Колизей, Пантеон.

Уметь:

— пересказывать текст учебника;

— делать выводы.

Римская империя при Константине.

Вторжения варваров. Император Константин. Признание христианства. Константинополь.

Основные понятия: варвары, епископ.

Уметь:

— характеризовать деятельность Константина;

— рассказывать о переменах в положении христиан.

Взятие Рима варварами.

Разделение империи. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.

Основные понятия: готы, вандалы.

Уметь:

— рассказывать о борьбе римлян с варварами;

— объяснять причины распада Римской империи.

Итогово-обобщающий урок.

Работа с тестами.






































Календарно – тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид занятия

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

План.

Факт.

1

Введение

2






Источники знания жизни предков современных народов.

1

Эвристическая беседа




2

Измерение времени

1

Практикум (решение задач, используя «ленту времени»)

Самостоятельная работа с дополнительной литературой




Жизнь первобытных людей

6





3

Древнейшие люди.

1

Урок изучения нового материала




4

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Комбинированный урок

Презентация



5

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Урок

формирования новых знаний и умений

Индивидуальная работа



6

Возникновение скотоводства.

1

Урок изучения нового материала

Презентация



7

Появление неравенства и знати.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



8

Обобщительно-повторительный урок.

1

Урок проверки знаний и умений

Тест





Древний Восток — 20

9

Местоположение и природные условия Древнего Египта.

1

Урок формирования умений работы с исторической картой

Индивидуальная работа



10

Быт земледельцев и ремесленников в Египте.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



11

Жизнь египетского вельможи.

1

Практикум:

работа с историческим источником (их условия жизни, дом, служба, дворец фараона, гробница фараона).

Работа с историческими источниками



12

Военные походы фараонов.

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальная работа



13

Религия древних египтян.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



14

Искусство древнего Египта.

1

Практическая групповая работа с историческим источником

Индивидуальная работа



15

В древнеегипетской школе.

1

Эвристическая беседа

Индивидуальная работа



16

Обобщающее-повторительный урок.

1

Урок проверки знаний и умений

Тест



17

Древнее Двуречье.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Практикум:

работа с историческим источником — законами царя Хаммурапи.
( Облик древнего Вавилона, законы Хаммурапи о свободных, рабах, богачах, бедняках).

Индивидуальная работа



19

Финикийские мореплаватели.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



20

Древние евреи.

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальная работа



21

Древнееврейское царство и его правители.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



22

Ассирийская держава.

1

Урок формирования умений работы с исторической картой

Индивидуальная работа



23

Образование персидской державы.

1

Комбинированный урок




24

Местоположение и природа Древней Индии.

1

Урок формирования умений работы с исторической картой

Индивидуальная работа



25

Индийские касты.

1

Практикум:

групповая работа с текстом учебника

Индивидуальная работа



26

Местоположение и природа Древнего Китая

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой



27

Объединение Китая.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



28

Обобщающее-повторительный урок.

1

Урок проверки знаний и умений

Тест




Древняя Греция.

21





29

Природа и население Древней Греции.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой



30

Микены и Троя.

1

Урок

формирования умений использовать

исторические документы

Индивидуальная работа



31

Поэма Гомера «Илиада».

1

Практикум:

работа с историческим источником.
«Илиада» Гомера

Индивидуальная работа



32

Поэма Гомера «Одиссея».

1

Практикум:

работа с историческим источником.
«Одиссея» Гомера

Индивидуальная работа



33

Религия древних греков.

1

Урок-дискуссия: обсуждение прочитанных мифов

Работа с книгой



34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальная работа



35

Зарождение демократии в Афинах.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

тест



36

Древняя Спарта.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



37

Основание греческих колоний.

1

Урок формирования умений работы с исторической картой

Индивидуальная работа




38

Олимпийские игры в древности.

1

Эвристическая беседа

Индивидуальная работа



39

Греко-персидские войны.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Урок формирования умений работы с исторической картой

Индивидуальная работа



41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



42

В городе богини Афины.

1

Практикум:

работа с историческим источником

Индивидуальная работа



43

В афинских школах и гимнасиях.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



44

В театре Диониса.

1

Практикум:

работа с историческим источником

сообщение учащихся



45

Афинская демократия при Перикле.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



47

Поход Александра Македонского на Восток.

1

Урок формирования умений работы с исторической картой

сообщение учащихся



48

В древней Александрии Египетской.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



49

Обобщающее-повторительный урок.

1

Урок проверки знаний и умений

тест




Древний Рим.

17





50

Древнейший Рим.

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальная работа



51

Завоевание Римом Италии.

1

Урок формирования умений работы с исторической картой

сообщение учащихся



52

Устройство Римской республики.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

Комбиниров.

урок

Работа с картой



54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во всем Средиземноморье во II веке до н.э.

1

Комбинированный

урок

Индивидуальная работа



55

Рабство в Древнем Риме.

1

Комбинированный урок

презентация



56

Земельный закон братьев Гракхов.

1

Комбинированный урок

Работа в тетради

тест



57

Восстание Спартака.

1

Практикум:

работа с историческим источником

сообщение учащихся



58

Единовластие Цезаря в Риме.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



59

Установление империи в Риме.

1

Комбинированный урок

Работа с книгой




60

В Риме при императоре Нероне.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



61

Первые христиане и их учение.

1

Практикум:

работа с историческим источником

Работа с книгой




62

Расцвет Римской империи во II веке.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



63

«Вечный город» во времена империи и его жители.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



64

Римская империя при Константине.

1

Практикум:

работа с историческим источником

Работа с фрагментами исторического источника



65

Взятие Рима готами.

1

Практикум:

работа с историческим источником

Работа с книгой



66

Итогово-обобщающий урок.

1

Урок проверки знаний и умений

Тест, презентация



67-68

Повторение

Работа с тестами.

2

Урок проверки знаний и умений

Итоговый тест

Зачет

























Материально – техническое обеспечение:


  1. Мультимедийный компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экран проекционный.

Исторические карты:

  1. Древний Египет.

  2. Междуречье и Восточное Средиземноморье.

  3. Египет и Междуречье.

  4. Индия и Китай в древности.

  5. Греция в IV в. до н. э.

  6. Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинские государства.

  7. Древняя Италия до сер. III в. до н. э.

  8. Древняя Италия в VII—III вв. до н. э.

  9. Римская империя в IVV вв. Падение Западной Римской империи.

Демонстрационные таблицы:

  1. Общество Древнего Египта.

  2. Афинская демократия в VIV веке до н. э.

  3. Римская республика в IIIII веке до н. э.

  4. Рабство в Древней Греции и Древнем Риме.

  5. Греко-персидские войны 500-449 гг. до н. э.



Учебно – методическое обеспечение


Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск I. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2005

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2005

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. М., 1985.

Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя. М., 1996.

История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.

История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.

История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.

История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1998.

Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1996.


Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

Учебное электронное издание «История Древнего мира»

Презентации по курсу истории Древнего мира



Интернет-ресурсы.

Учебно-мето- дические материалы

Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru

https://www.hist.msu.ru

https://lesson-history.narod.ru/obl01 l.htm

https://his. 1 september.ru/index.php

https://predania.ru

https://bibliotekar.ru/muzeu.htm

Исторические фотодокументы, репродукции

https://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russia

n/art/index.html

https://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6 https://www.sovr.ru

Исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6

Карты

https://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html

Презентации

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-

uroku-chto-izuchaet-istoriya

https://viki.rdf.ru

http ://prezentac i i. com/i sto r i

https://pedsovet.su

https://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii

https://www.uchportal.ru

https://metodisty.ru

https://ooc-school.ru

https://www.openclass.ru

https://www.history.lact.ru

https://mirppt.ucoz.ru

https://www.proshkolu.ru

https:// ppt-presentation. ru

Справочные и дополнительные материалы по истории

Исторические понятия, персоналии

https://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=

lanskiy

https://www.rusarchives.ru














31


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Необыкновенные приключения героев страны Корнейчукии»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: