Рабочая программа по истории 6 класс 2014-2015 учебный год




МОУ «Аксеновская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирский муниципальный район

Республики Мордовия



Рассмотрена и одобрена на заседании  кафедры истории и географии

Протокол № ______

от ____________2014 г.


Руководитель кафедры

Новожилова С.В.

______________2014 г.



УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ «Аксеновская средняя общеобразовательная школа»

______________

А.И.Бедрединова

Приказ № ___ от______ 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «История»

в 6 классе



 
 
 

Составитель: учитель истории и обществознания

Булатова Фавзия Фатиховна


  





с. Аксеново

2014 г.

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории, и авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс».

Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно, изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими народами и культурами.


Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:


Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия.

  2. Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа из них:

  • в 5—9 классах по 2 часа в неделю,

Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, а изучаются они модульно, но 9 классе синхронно-параллельно.

Примерная программа по истории   включает в себя примерное тематическое планирование. Планирование изучения предмета «История» на ступени основного общего образования составлено с учетом Базисного учебного (образовательного) плана, отводящего на изучение истории с 5—9 классах по 2 часа в неделю


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.







Тематическое планирование по дисциплине «ИСТОРИЯ» 6 класс


№№

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретчаическое обучение, ч.

Самостоятельная (творческое задание) работа, ч.

Контрольная работа, ч.

Тестирование, ч.


1

Раздел 1. Ранее средневековье

Тема 1 Западная Европа в 5-11 вв.

7

6



1


2

Тема 2 Византия и славянский мир

3

2

1




3

Тема 3 Арабский мир в 6-11 вв.

2

2





4

Тема 4 Феодальное общество

5

4



1


5

Тема 5 Католическая церковь в 11-13 вв.

2

2





6

Тема 6 Страны Западной Европы в 11- 14 вв.

3

3





7

Раздел Позднее средневековье

Тема 7 Страны Западной Европы в 14-15 вв



3

3





8

Тема 8 Центральная и Юго-Восточная Европа в 14-15 вв

3

2


1



9

Глава 1. Русь Древняя

9

6

2


1


10

Глава 2. Политическая раздробленность Руси

11

9

1


1


11

Тема 3. Московская Русь.

20

13

5

1

1



Всего

68

52

9

2

5


Итого

68


Содержание дисциплины (68 часов)

История средних веков, 6 класс

Раздел 1. Ранее средневековье

Тема 1 Западная Европа в 5-11 вв. Древние германцы и Римская империя Королевство франков и христианская церковь в 6-8 веках. Возникновение и распад империи Карла Великого Христианская церковь в ранее Средневековье Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы Западная Европа в 9-11 вв.


Основные понятия: «Средние века», Великое переселение народов, государство.


Тема 2 Византия и славянский мир

Византийское тысячелетие Образование славянских государств Культура Западной и Центральной Европы в 5-11 вв.


Тема 3 Арабский мир в 6-11 вв.

Арабский халифат и его распад Возникновение ислама


Тема 4 Феодальное общество

Крестьяне и сеньоры Рыцарство: на войне и дома Возникновение и расцвет средневековых городов Ремесло и торговля в средневековой Европе


Тема 5 Католическая церковь в 11-13 вв.

Католическая церковь: путь к вершине могущества Крестовые походы


Тема 6 Страны Западной Европы в 11- 14 вв.

Франция: объединение страны Англия: от норманнского завоевания до парламента Германия в 12-14 вв.

Раздел Позднее средневековье

Тема 7 Страны Западной Европы в 14-15 вв

Крестьянские восстания во Франции в Англии Столетняя война Усиление королевской власти во Франции в Англии



Основные понятия: франки, империя, норманны, викинги.


Тема 8 Центральная и Юго-Восточная Европа в 14-15 вв

Гуситское движение в Чехии Завоевание турками-османами Балканского полуострова


История России, 6 класс

Введение.

Древнейшие предки народов России. Соседи восточных славян.

Тема 1. Русь Древняя

Восточные славяне в древности. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Владимир Святославович. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Владимир Мономах. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.

Основные понятия: родовая община, племя, колонизация, каганат, дань, полюдье, погосты, уроки, крещение, усобица, политика, династический брак, фреска, мозаика, государство. Родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

Основные даты темы:

VIVIII вв. — расселение славян на обширной территории Восточной Европы.

860 – нападение восточных славян на Константинополь.

988 – принятие Владимиром христианства. Крещение киевлян.

1019 – 1054 – правление Ярослава Мудрого.

Основные персоналии:

Князь Рюрик, Аскольд, Дир, Кий, Щек, Хорив, князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир, князья Борис и Глеб, князь Ярослав Мудрый, Кирилл и Мефодий, Нестор, Илларион.

Работа с историческими источниками:

Чтение и комментирование отрывков из «Повести временных лет», «Стратегикона», произведений Ибн-Фадлана, Прокопия Кесарийского, «Сказания о Борисе и Глебе», «Правды Ярослава».

Тема 2. Период раздробленности на Руси.

Возникновение самостоятельных русских княжеств в XIIXIII вв. Главные политические центры Руси. Нашествие c Востока. Защита западных рубежей. Русь и Золотая Орда. Русь и Литва. Русская культура в XII— начале XIII в.

Основные понятия: раздробленность, экономика, республика, дворянство, тысяцкий, стан, Золотая Орда, крестоносцы, ополченцы, баскак, ярлык, резиденция, иго, аскетизм, канон, архитектурный ансамбль. Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Основные даты темы:

1113–1125 гг. – правление Владимира Мономаха в Киеве.

1147 г. – первое упоминание о Москве;

1157–1174 гг. – княжение Андрея Боголюбского;

31 мая 1223 г. – битва на реке Калке;

1237–1238 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь;

1239–1240 гг. – поход Батыя на Юго-Западную Русь.

15 июля 1240 г. – Невская битва;

5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.

Основные персоналии:

Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Чингисхан, Батый, великий князь владимирский Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат, Филипп Нянька, Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Даниил Заточник.

Работа с историческими источниками:

чтение и комментирование отрывков из «Повести временных лет», «Повести о разорении Рязани Батыем», «Повести о житие»



Тема 3. Московская Русь.

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века. Создание единого Русского государства. Падение ордынского ига. Московское государство в конце XV-начале XVI века. Церковь и государство в конце XV-начале XVI века. Реформы Избранной Рады

Внешняя политика России Ивана Грозного. Опричнина. Русская культура в XIVXVI в. Быт XVXVI веков.

Основные понятия: Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

Основные даты темы:

1325–1340 гг. – правление Ивана Калиты;

1327 г. – восстание в Твери.

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва;

1382 г.– набег Тохтамыша на Русь.

1453 г. – падение Константинополя.

1462–1505 гг. – княжение Ивана III;

1478 гг. – присоединение Новгорода к Московскому княжеству;

1480 гг. – стояние на реке Угре, конец ордынского владычества;

1485 гг. – присоединение Твери к Московскому княжеству;

1505–1533 гг. – правление Василия III;

1514 г. – взятие русскими войсками Смоленска.

1497 г. – издание Судебника, введение Юрьева дня.

16 января 1547 г. – венчание Ивана IV на царство;

1549–1560 гг. – правление Избранной рады;

1549 г. – созыв первого Земского собора;

1550 г. – принятие нового Судебника;

1552 г. – взятие Казани;

1556 г. – присоединение Астраханского ханства к России;

1558 г. – начало Ливонской войны;

1565–1572 гг. – опричнина;

1581 г. – поход Ермака в Сибирь;

1581 г. – указ о заповедных летах;

1583 г. – завершение Ливонской войны.

1584 г.– смерть Ивана Грозного.

Основные персоналии:

Даниил Александрович Московский, Михаил Ярославич Тверской, Иван Калита, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, Мамай, Тохтамыш, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Василий III, Иван III, Софья Палеолог, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Филофей, Иван IV, Елена Глинская, А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Ермак, Иван Федоров, Андрей Курбский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Работа с историческими источниками:

чтение и комментирование отрывков из летописной повести о Куликовской битве, «Жития Сергия Радонежского», Судебника 1497 г., переписки Ивана Грозного с князем Курбским, заметок английского посла Д. Флетчера, «Задонщины», «Домостроя», исторических песен.




Календарно-тематический план

№№

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов



Вид урока

Вид самостоятельной работы

Дата проведения





Прим.

Факт.


Раздел 1. Ранее средневековье

Тема 1 Западная Европа в 5-11 вв.

7





1

Введение С.6-11

1

Вводная лекция с элементами беседы

Индивидуальный анализ иллюстраций учебника



2

Древние германцы и Римская империя §1

1

Изучение нового материала




3

Королевство франков и христианская церковь в 6-8 веках. Возникновение и распад империи Карла Великого §2,3

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа: состав­ление сравни­тельной таблицы

Участие в дис­куссии



4

Христианская церковь в ранее Средневековье §2, с. 23-26

1

Изложение нового материала

Индивидуальная работа:



5

Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы §3, с. 33-37

1

Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов

Индивидуальная работа:



6

Западная Европа в 9-11 вв. §4, с. 37-44

1

Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся

Работа с учебником



7

Повторение «Раздел 1. Ранее средневековье»

1

Урок контроля и коррекции знаний

Тест




Тема 2 Византия и славянский мир

3





8

Византийское тысячелетие § 6-7

1

Изучение нового материала с элементами анализа текста учебника

Анализ текста и иллюстраций учебника



9

Образование славянских государств § 8

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Работа с фраг­ментами истори­ческого доку­мента



10

Культура Западной и Центральной Европы в 5-11 вв. § 5,7

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Сообщения уча­щихся по данной теме




Тема 3 Арабский мир в 6-11 вв.

2





11

Арабский халифат и его распад

§ 9

1

Изучение нового материала с постановкой проблемного задания

Анализ фрагмен­та исторического документа. Решение про­блемного зада­ния.




12

Возникновение ислама

§ 10

1

Изучение нового материала

Индивидуальная работа




Тема 4 Феодальное общество

5





13

Крестьяне и сеньоры

§ 12

1

Изучение нового материала

Составление рассказа о быте и жизни феода­лов, используя текст учебника и хрестоматии




14

Рыцарство: на войне и дома

§ 11

1

Урок-реконструкция исторического прошлого

Индивидуальная работа



15

Возникновение и расцвет средневековых городов

§ 13-14

1

Изложение нового материала с элементами лабораторной работы

Индивидуальная работа



16

Ремесло и торговля в средневековой Европе

§ 13 с. 109 -115


1

Урок- комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



17

Повторение по теме «Раннее средневековье»

1

Урок контроля

Тест




Тема 5 Католическая церковь в 11-13 вв.

2





18

Католическая церковь: путь к вершине могущества

§ 14,15 с. 129-132

1

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Составление схемы.




19

Крестовые походы

§ 16

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Работа с исторической картой.




Тема 6 Страны Западной Европы в 11- 14 вв.

3





20

Франция: объединение страны

§ 17

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа



21

Англия: от норманнского завоевания до парламента

1

Урок комплексного примения ЗУН

Индивидуальная работа



22

Германия в 12-14 вв.

1

Изучение нового материала

Индивидуальная работа




Раздел Позднее средневековье

Тема 7 Страны Западной Европы в 14-15 вв



3





23

Крестьянские восстания во Франции в Англии

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



24

Столетняя война

1

Изучение нового материала

Индивидуальная работа



25

Усиление королевской власти во Франции в Англии

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа




Тема 8 Центральная и Юго-Восточная Европа в 14-15 вв

3





26

Гуситское движение в Чехии

1

Изучение нового материала

Индивидуальная работа



27

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Организация самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная работа



28

Повторение по курсу

6 класса

1

Урок закрепления знаний

Тест




История России


40






Глава 1. Русь Древняя

9





29

Введение. Восточные славяне.

1

Вводная лекция с элементами беседы




30

Соседи восточных славян.

1

Изучение нового материала

Индивидуальная работа



31

Формирование Древнерусского государства.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



32

Первые киевские князья.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа



33

Владимир Святославович. Принятие христианства.

1

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

Работа с историческим документом



34

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



35

Культура Древней Руси.

1


Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

Презентация



36

Быт и нравы Древней Руси.

1



37

Работа с тестами, документами.

1

Урок контроля

Тест




Глава 2. Политическая раздробленность Руси

11





38

Начало раздробленности Древнерусского государства.

1

Изучение нового материала

Индивидуальная работа



39-40

Главные политические центры Руси.

2

Урок комплексного применения ЗУН

Работа со схемой



41

Нашествие с Востока

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



42

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



43

Русь и Золотая Орда.

1

Изучение нового материала




44

Работа с документами

1

Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа

Работа с историческими документами



45

Русь и Литва

1

Изучение нового материала

Индивидуальная работа



46

Культура русских земель в 12 – 13 вв.

1

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

Презентация



47

Повторительно – обобщающий урок

1

Урок контроля

Тест



48

Работа с документами

1

Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа

Работа в паре




Глава 3. Русь Московская.

20





49-50

Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества.

2

Изучение нового материала

Индивидуальная работа



51-52

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2

Изучение нового материала

Индивидуальная работа



53-54

Московское княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 века.

2

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



55

Работа с документами

1

Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа

Работа в паре



56

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



57

Московское государство в конце 15 – начале 16 века.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



58

Церковь и государство в конце 15 – начале 16 века.

1

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

Презентация



59

Работа с тестами.

1

Урок контроля

Тест



60-61

Реформы Избранной Рады.

2

Изучение нового материала


Индивидуальная работа



62-63

Внешняя политика Ивана Грозного.

2

Изучение нового материала

Работа с картой



64

Опричнина.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа



65

Просвещение, устное народное творчество, литература в 14 – 16 веках.

1


Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

презентация



66

Архитектура и живопись в 14 – 16 веках.

1



67

Быт 15 – 16 веков.

1




68

Итоговое повторение.

Тестирование.

1

Урок контроля и коррекции знаний

Тест





Материально – техническое обеспечение:


  1. телевизор,

  2. диски, слайды.

  3. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.)

  4. Видеофильмы по всеобщей истории и истории России

  5. настенные карты по истории России и всеобщей истории




Учебно-методический комплекс:

    • Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.

    • Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.

Поурочные разработки по истории средних веков. Б.Н.Серов.

Поурочные разработки по истории России. Н.Ю.Колесниченко.

Тесты по истории средних веков. А.В.Биберина.

Тесты по истории средних веков. В.М.Кандевский.

История в таблицах. А.Т.Степанищев.

История России (дидактический материал). М.В.Коротков.

Отечественная история в таблицах и схемах. С.Ш.Казиев.

Всеобщая история в таблицах и схемах. С.К.Алиева.

Контрольные и проверочные работы по истории. Л.В.Жукова.

  • Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;

  • Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / НИИ. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 1990;

  • Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. — 2-е изд.,перераб. / С. Г. Смирнов. — М.: МИРОС, 1995;

Учебно-мето- дические ма­териалы

Библиографические сведения об истори­ческой литературе, исторические доку­менты, отрывки тру­дов историков

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru

https://www.hist.msu.ru

https://lesson-history.narod.ru/obl01 l.htm

https://his. 1 september.ru/index.php

https://predania.ru

https://bibliotekar.ru/muzeu.htm

Исторические фото­документы, репро­дукции

https://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russia

n/art/index.html

https://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6 https://www.sovr.ru

Исторические фото­документы, записи песен, гимнов, речей

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6

Карты

https://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html

Презентации

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-

uroku-chto-izuchaet-istoriya

https://viki.rdf.ru

http ://prezentac i i. com/i sto r i

https://pedsovet.su

https://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii

https://www.uchportal.ru

https://metodisty.ru

https://ooc-school.ru

https://www.openclass.ru

https://www.history.lact.ru

https://mirppt.ucoz.ru

https://www.proshkolu.ru

https:// ppt-presentation. ru

Справочные и дополни­тельные материалы по истории

Исторические поня­тия, персоналии

https://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=

lanskiy

https://www.rusarchives.ru





























































Свежие документы:  Сценарий творческого экзамена по истории « России верные сыны…», посвященного 200 – летию Отечественной войны 1812 года

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: