Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по истории.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и возрастных особенностей учащихся. Данная программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
В курсе рассматривается средневековая история и история России с древнейших времен и до конца XVI века. Основной целью является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития государств того периода и судьбах населяющих их народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. Фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения в общем к истории и истории своей страны.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания исторического опыта важно для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования.
На изучение истории в каждом классе отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 70 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Основное содержание
История средних веков
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Глава I. Становление средневековой Европы (VI–XI вв. )
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Глава II. Византийская империя и славяне в VI—XI веках
Византийская империя. Правление Юстиниана. Борьба с внешними врагами. Культура Византии, развитие образования. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Ранние славянские государства.
Глава III. Арабы в VI – XI веках
Территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Мухаммед. Коран.
Глава IV Феодалы и крестьяне
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Торговые связи. Жизнь горожан. Городские сословия.
Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Глава VII. Образование централизованных государств в западной Европе (XI—XV века)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Реконкиста. Инквизиция.
Глава VIII. Германия и Италия в XII—XV веках
«Золотая булла».Князья Германии независимые правители. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи. Тирания.
Глава IX. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.
Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситское движение. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Глава Х. Культура Западной Европы в XI – XV веках
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Глава XI. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
История России
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Глава I Русь Древняя
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Глава II Политическая раздробленность на Руси
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Глава III Русь Московская
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до конца XVI в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к концу XVI в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Учебно-методический и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Агибалова Е.В. Донской Г.М. «История средних веков». Учебник для 6 класса. – М., 2011.
Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века». Учебник для 6 класса. – М., 2011.
Соловьев К.А. Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. Пособие для учителя. – М., 2009.
Колесниченко Н.Ю. Поурочные разработки по истории средних веков. Пособие для учителя. – М., 2007
Календарно-тематическое планирование учебного материала по истории в 6 классе при 2 уроках в неделю (70 часов) по учебникам Агибалова Е.В.., Донской Г.М. «История средних веков» и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века»
Дата | Тема урока | Планируемые результаты освоения материала |
Дом. задание | ||
План. | Факт. | ||||
История средних веков
| |||||
I четверть | |||||
1 |
|
| Введение. Живое средневековье | Репродуктивный уровень: Называть хронологические рамки периода Средневековья. Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам | с.5-11 |
Глава I. Становление средневековой Европы (VI—XI века) | |||||
2 |
|
| Древние германцы и Римская империя |
| § 1 |
3 |
|
| Королевство франков и христианская церковь в VI—VIII веках |
| § 2 |
4 |
|
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | Репродуктивный уровень: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого. Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого | § 3 |
5 |
|
| Западная Европа в IX—XI веках |
| § 4 |
6 |
|
| Культура Западной Европы в раннее Средневековье |
| § 5 |
Глава II. Византийская империя и славяне в VI—XI веках | |||||
7 |
|
| Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. |
| § 6 |
8 |
|
| Культура Византии |
| § 7 |
9 |
|
| Образование славянских государств |
| § 8 |
Глава III. Арабы в VI – XI веках | |||||
10 |
|
| Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата. Продуктивный уровень: объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру | § 9 |
11 |
|
| Культура стран халифата | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; называть имя основателя ислама. Продуктивный уровень: характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан | § 10 |
Глава IV. Феодалы и крестьяне | |||||
12 |
|
| В рыцарском замке |
| § 11 |
13 |
|
| Средневековая деревня и ее обитатели |
| § 12 |
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | |||||
14 |
|
| Формирование средневековых городов |
| § 13 |
15 |
|
| Горожане и их образ жизни |
| § 14 |
Глава VI. Католическая церковь в ХI –XIII веках. Крестовые походы. | |||||
16 |
|
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
| § 15 |
17 |
|
| Крестовые походы |
| § 16 |
Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV века) | |||||
18 |
|
| Как происходило объединение Франции |
| § 17 |
19 |
|
| Что англичане считают началом своих свобод |
| § 18 |
20 |
|
| Столетняя война |
| § 19 |
21 |
|
| Крестьянские восстания во Франции и в Англии |
| § 20 |
22 |
|
| Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии |
| § 21 |
23 |
|
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове |
| § 22 |
Глава VIII. Германия и Италия в XII –XV веках | |||||
24 |
|
| Усиление власти князей в Германии |
| § 23 |
25 |
|
| Расцвет итальянских городов |
| § 24 |
Глава IX. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках | |||||
26 |
|
| Гуситское движение в Чехии |
| § 25 |
27 |
|
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова |
| § 26 |
Глава Х. Культура Западной Европы В XI – XV веках | |||||
28 |
|
| Образование и философия |
| § 27 |
29 |
|
| Средневековая литература и искусство |
| § 28 |
30 |
|
| Культура раннего Возрождения в Италии. |
| § 29 |
31 |
|
| Научные открытия и изобретения |
| § 30 |
III четверть | |||||
Глава XI. Народы Азии, Америки и Африки В Средние Века | |||||
32 |
|
| Средневековый Китай |
| § 31 |
33 |
|
| Индия. Государства и культура |
| § 32 |
34 |
|
| Государства и народы доколумбовой Америки. Африка |
| § 33-34 |
35 |
|
| Урок – обобщения: Наследие Средних веков в истории человечества. |
| с. 268 -270 |
История России
| |||||
36 |
|
| Введение. | Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Продуктивный уровень: выявлять типологию исторических источников по истории России | с.4-6 |
37 |
|
| Восточные славяне | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян | § 1 |
38 |
|
| Соседи восточных славян | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей | § 2 |
39 |
|
| Формирование Древнерусского государства | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян. Продуктивный уровень: сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа. | § 3 |
40 |
|
| Первые киевские князья | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; Продуктивный уровень: объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; высказывать свои суждения | § 4 |
41 |
|
| Владимир Святославич. Принятие христианства | Репродуктивный уровень: рассказывать о главном событии правления князя Владимира. Продуктивный уровень: выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. | § 5 |
41 |
|
| Рассвет древнерусского государства при Ярославе Мудром | Репродуктивный уровень: рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. | § 6, сообщения по теме: «Культура Древней Руси»
|
43 |
|
| Культура Древней Руси | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников древнерусской культуры. Продуктивный уровень: выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру. | § 7, реферат «Культурное наследие восточных славян» |
44 |
|
| Быт и нравы Древней Руси | Репродуктивный уровень: описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. Продуктивный уровень: выявлять особенности местной культуры. | § 8 |
Глава II. Политическая раздробленность на Руси | |||||
45 |
|
| Начало раздробления Древнерусского государства | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей. Продуктивный уровень: выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. | § 9 |
46-47 |
|
| Главные политические центры Руси | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях. Продуктивный уровень: сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества. | § 10-11, сообщение «Политический портрет русских князей» |
48-49 |
|
| Нашествия с Востока | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Продуктивный уровень: выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. | § 12 |
50 |
|
| Борьба с западными завоевателями | Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. Продуктивный уровень: раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. | § 13 |
51 |
|
| Русь и Золотая Орда | Репродуктивный уровень: называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. Продуктивный уровень: раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси | § 14 |
52 |
|
| Русь и Литва |
| § 15, сообщение Влияние ордынского владычества на русскую культуру |
53 |
|
| Культура русских земель в XII – XIII веках | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры в данный период. Продуктивный уровень: раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. | § 16, выявить и выписать в тетрадь исторические процессы на основе произведения «Слово о полку Игореве» |
Глава III. Русь Московская | |||||
54 |
|
| Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Продуктивный уровень: выявлять группы населения, | § 17 |
55-56 |
|
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. Продуктивный уровень: выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. | § 18, высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период |
IV четверть | |||||
57 |
|
| Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV |
| § 19 |
58 |
|
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Продуктивный уровень: раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. | § 20, составить политический портрет Ивана III, Василия III |
59-60 |
|
| Московское государство в конце XV— начале XVI века. | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях | § 21 |
61-62 |
|
| Церковь и государство в конце XV— начале XVI века. | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивный уровень: раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей. | § 22 |
63 |
|
| Реформы Избранной рады | Репродуктивный уровень: рассказывать о правлении Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. | § 23, составление характеристики |
64-65 |
|
| Внешняя политика Ивана IV | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Продуктивный уровень: характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств | § 24 |
66 |
|
| Опричнина | Репродуктивный уровень: называть существенные черты политического устройства при Иване IV. Продуктивный уровень: раскрывать причины падения | § 25, Сообщения на тему: «Русская культура |
67 |
|
| Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры. Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания. | § 26, вопросы и задания, сообщения |
68 |
|
| Архитектура и живопись в XIV – XVI веках | § 27, сообщение о быте русского народа в XVI веке | |
69 |
|
| Быт XV – XVI веков |
| § 28, подготовка к итоговой работе |
70 |
|
| Итоговый урок | Обобщать и систематизировать исторический материал |
|
Итого: 70 часов |