Рабочая программа по истории (базовый уровень) 11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

города Липецка















Рабочая программа

по истории

(базовый уровень)

11 класс










подготовила

учитель истории и обществознания

Аничкина Светлана Александровна











г. Липецк

2013

Пояснительная записка


О программе


Рабочая программа по истории в 11 классе составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Министерством образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

  • базисного учебного плана образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования от 09.03.2004 г.;

  • пример­ной программы среднего (полного) общего образования.


Программа рассчитана на 68 часов синхронно-параллельного обучения курсов истории России и всеобщей истории конца ХIХ в. – начало ХХI в.

Валеологический блок:

во избежание перегрузки и затруднений обучающихся, вызванных обилием материала, как проблемного, так и страноведческого при крайне малом количестве времени, материал даётся обзорно, акцентируя внимание только на ключевые моменты истории. Программа отражает современный уровень исторических исследований. Для сохранения здоровья рекомендуется соблюдать правильную осанку и физкультминутки для глаз.


О целях и задачах

.

Основная цель курса – сформировать у обучающихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.

Курс представляет возможность выполнять следующие задачи методического и дидактического характера:

  • стимулировать усвоение учебного материала на основе сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;

  • способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ века;

  • развивать у обучающихся навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.



Об основном содержании программы

11 класс (66 ч.)

Раздел I. Повторение «Россия во 2-ой половине XIX в.» (4 ч.)

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры.

Раздел II. Тенденции мирового развития на рубеже ХIХ – ХХ веков (8 ч.)

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Утверждение капиталистической модели экономического развития в России. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. Колониальный раздел мира.

Обострение экономических и социальных противоречий в России в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

Раздел III. Державное соперничество в начале ХХ века. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918) годы. Революция 1917 г. и Гражданская война в России (8 ч.)

Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – начале ХХ вв. Первая мировая война в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Раздел IV. Развитие индустриальных стран в 1920-1930 –е годы (13 ч.)

Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Образование СССР. Дипломатическое признание СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье.

Раздел V. СССР в системе международных отношений в 1940-е годы (2 ч.)

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Раздел VI. Советский Союз в Великой Отечественной войне и страны Запада (4 ч.)

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Раздел VII. СССР и мировое развитие в период «холодной войны» (7 ч.)

«Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».Крушение колониальной системы.

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

«Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

«Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.



Раздел VIII. СССР в годы коллективного руководства (8 ч.)

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х — начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Раздел IX. Модернизационные процессы в мире конца ХХ века. От СССР к Российской Федерации (10 ч.)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Основные итоги развития России с древнейших времён до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны.

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.

Резервные уроки (4 часа)




























Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения истории на базовом уровне обучающийся должен:

Знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.



Формы и способы контроля результатов

освоения программы обучающимися


Самостоятельные и практические работы, выполняемые обучающимися:

  • работа с источниками информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение проблемных задач;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по проблемным историческим вопросам;

  • выполнение тестовых заданий различного уровня и типа.


п/п

Раздел

Тестирования

1

Повторение

1

2

Тенденции мирового развития на рубеже ХIХ – ХХ веков

1

3

Державное соперничество в начале ХХ века. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918) годы. Революция 1917 г. и Гражданская война в России

1

4

Развитие индустриальных стран в 1920-1930 –е годы

1

5

СССР в системе международных отношений в 1940-е годы

1

6

Советский Союз в Великой Отечественной войне и страны Запада.

1

7

СССР и мировое развитие в период «холодной войны»

1

8

СССР в годы коллективного руководства.

1

9

Модернизационные процессы в мире конца ХХ века. От СССР к Российской Федерации

1







Используемые учебно-методический комплект,

дополнительная литература, ЭОР

Учебные пособия:

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России ХVII – ХIХ вв. М.: «Русское слово», 2010.

2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России ХХ — начало ХХI века. М.: «Русское слово», 2006.

3. Загладин Н.В. Всемирная история ХХ века, учебник для 11 класса. М.: «Русское слово», 2010

4. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира, учебник для 11 класса, М.: «Русское слово», 2009.


Дополнительная литература:

1.История России. XX век: 9 – 11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: «Астрель», 2002.

2. Волобуев О. В., Кулешов С. В. Россия в 90-е годы XX – начале XXI века, дополнительные материалы к учебнику-практикуму для 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2002.

3. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

4. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 2001.

5. Галкин А. А. Германский фашизм. М., 1967.

6. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: ре­форма и революция. СПб, 1991.

7. Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной вой­ны. М., 1995.

8. Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было: размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. М., 1989.

9. Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития. М., 1990.

10. Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период. М., 1997.

11. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг. М., 1993.

12. Плимак Е. Г., Пантин И. К. Драма российских реформ и революций. М., 2000,

13. Агафонов С.В. Схемы по всемирной истории. XX век. М, 2010.

14. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по истории. М., 2011.


CD – диски:

  1. Компакт – диск «Битва за Москву»,

  2. Компакт – диск «От Кремля до Рейхстага», 2 диска,

  3. Компакт – диск «История России»,

  4. Компакт – диск «Россия на рубеже третьего тысячелетия».

  5. Компакт – диск «История России ΧΧ век», 4 диска






№ п/п

Дата

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Формы и способы контроля

результатов освоения материала

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

I. Повторение «Россия во 2-ой половине XIX в.» (4 ч.)

1



Повторение «Реформы Александра Второго»

1

Знать причины отмены крепостного права; выделять этапы подготовки данного процесса; оценивать характер мер правительства; анализировать основные положения реформ; определять её характер и значение; понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами;

Уметь раскрывать содержание структурных реформ, их последствие и значение

Работа с документами. Ответ на проблемный вопрос: согласны ли вы с утверждением или нет, что реформы 1861-1864 гг. выполнили роль буржуазной революции? Аргументируйте свой ответ

2



Повторение «Россия после отмены крепостного права»

1

Уметь проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социального состава, способов деятельности; выражать отношение к террору; определять его последствия для дальнейшего развития России, её модернизации

Составить тезисы ответа по теме «Пореформенная Россия», отразив наиболее существенные изменения, происходившие в стране в результате реформ

3



Повторение «Россия в годы правления Александра Третьего»

1

Знать динамику развития пореформенной экономики страны.

Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Александра III; определять последствия контрреформ для исторической судьбы России.

Заполнить таблицу «Контрреформы 1880-х гг». Сравнить внутреннюю политику Александра III и Александра II. Тренинг дат и понятий

4



Россия во 2-ой половине ХIХ века

1

Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения на основе изученного материала

Фронтальная беседа

II. Тенденции мирового развития на рубеже ХIХ – ХХ веков (8 ч.)

5



Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале ХХ века

1

Уметь работать с различными источниками дополнительной информации, готовить рефераты, презентации с использованием компьютерной техники. Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения и делать вывод


Тестирование по первому разделу. Заполнить таблицу «Достижения НТП в начале ХХ века и их внедрение» Инд. задания: роль россиян в научно-техническом прогрессе начала ХХ века, роль науки в жизни общества и её влиянии на характер деятельности и быт людей

6



Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии


1

Уметь работать с различными источниками дополнительной информации, выделять главное, составлять таблицу, делать вывод

Заполнить таблицу «Пути модернизации экономики в конце ХIХ – ХХ веков»

7



Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение

1

Знать основные различия между реформистским и революционным направлениями.

Уметь выделять особенности изменений социальной структуры общества в странах Европы и Северной Америке.

Ответить на вопросы плана

8



Новый этап развития колониальных и зависимых стран

1

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками, выделять главное, делать вывод

Ответить на вопросы, работать по карте, заполнить таблицу «Особенности социально-экономического и политического развития колониальных и зависимых стран»

9



Россия: противоречия незавершенной модернизации

1

Уметь характеризовать влияния особенностей территории и населения Российской империи на развитие страны. Выделять особенности развития сельского хозяйства и значения аграрного сектора в экономике страны. Дискуссия о роли и месте России в мировой экономике начала ХХ века

Составление эссе: «Роль России в мировой экономике начала ХХ века»

10



Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907гг.

1

Уметь определять внутреннюю политику правительства в начале ХХ века. Сравнивать взгляды С.Ю. Витте и В.К. Плеве на пути развития России. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать историческую информацию, участвовать в дискуссиях

Работа с документом «Манифест 17 октября 1905 года». Таблица «Этапы революции 1905-1907 гг.»

11



Политическая жизнь страны после манифеста 17 октября 1905 года

1

Знать особенности формирования политических партий России ХХ века.

Уметь анализировать деятельность партий в государственных думах с использованием таблицы «Состав депутатов I, II, III Государственных дум» Политические партии в России.

Заполнить таблицу

«Политические партии России. Начало государственного строя и методы преобразования»

12



Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина

1

Уметь раскрывать термин «третьеиюньская монархия». Дискутировать о значении реформ П.А.Столыпина

Составление эссе: «Политические партии России о государственном строе и методах Столыпина»

III. Державное соперничество в начале ХХ века. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918) годы.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России (8 ч.)

13-14



Международные отношения в индустриальную эпоху. Причины и начало Первой мировой войны

2

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, работать по карте, работать с документами, характеризовать процесс складывания системы военно-политических союзов

Тестирование по второму разделу. Составить таблицу: «Основные этапы и события Первой мировой войны»

15-16



Россия в Первой мировой войне

2

Уметь готовить развернутый план на вопрос «Внешняя политика России накануне первой мировой войны». Выявлять причины войны. Дискутировать о характере войны. Анализировать планы противоборствующих сторон до начала войны. Оценивать степень готовности России к войне

Хронологическая таблица «Основные сражения Первой мировой войны»

17



Россия в год революционных потрясений (Россия от Февраля к Октябрю)

1

Знать предпосылки и причины Февральской революции 1917 года. Давать сравнительную характеристику апрельского, июньского, июльского кризисов власти.

Уметь определять причины Корниловского мятежа

Реферат: «Жизнь и деятельность последнего русского царя».

Схема «Альтернативы развития страны от Февраля к Октябрю»


18



Россия в год революционных потрясений (события октября 1917 г., их оценка)

1

Уметь определять характер преобразований большевиков. Давать оценку первой Конституции Советского государства и первым преобразованиям. Проводить синтез информации из различных источников

Работа с дополнительной литературой и историческими документами Советского государства. Характер событий октября 1917 года в оценках современников и историков

19-20



Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России

2

Знать причины Гражданской войны и интервенции. Давать сравнительную характеристику белого и красного движений.

Уметь проводить синтез информации из различных источников. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы, теории. Определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию

Подготовить сообщение: «Антоновщина. Крестьянская война на Тамбовщине»

IV. Развитие индустриальных стран в 1920-1930- е годы (13 ч.)

21-22



Новая экономическая политика

2

Знать причины принятия НЭПа. Сравнивать НЭП с политикой «военного коммунизма». Уметь работать с дополнительной литературой. Заполнять таблицу

Тестирование по третьему разделу. Исследование: «Новая экономическая политика в оценках историков и современников»

23-24



Образование СССР и его международное признание

2

Уметь сравнивать предложенные варианты создания единого государства, настолько они соответствовали задачам, стоящим перед советскими республиками. Характеризовать цели советской внешней политики

Сравнительная таблица «Пути построения единого советского государства»

25



Культура и искусство после октября 1917 г.

1

Знать особенности духовной жизни страны в 1920-е годы. Характеризовать достижения в различных областях искусства

Работа с дополнительными источниками исторической информации по теме: «Красный террор в отношении деятелей культуры и церкви»

26



Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Индустриализация

1

Уметь определять цели модернизации, её источники и методы проведения. Сопоставлять различные точки зрения на происходившие события

Составление развернутого плана на вопрос: «Достижения и издержки модернизации в СССР»

27



Модернизация экономики. Коллективизация сельского хозяйства. Культурная революция

1

28



Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления

1

Уметь выявлять причины прихода И.В. Сталина к власти. Сопоставлять различные точки зрения на происходившие события. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы, и теории

Тренинг по датам

29



Государства демократии – США, Англия и Франция

1

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, работать по карте, работать с историческими текстами, сравнивать пути выхода из кризиса США, Англии, Франции. Выяснять причины конфликтов коммунистов и социал-демократов

Ответить на вопросы плана

30-31



Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие

2

Уметь характеризовать духовный климат советского общества во второй половине 1920-х -1930-х годов, его положительные и негативные черты. Составлять развёрнутый план

Подготовка и презентация рефератов

32-33



Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии

2

Знать условия возникновения тоталитарных режимов в Италии и Германии.

Уметь сравнивать пути прихода к власти Б. Муссолини и А. Гитлера

Тренинг по датам и понятиям. Заполнить таблицу «Причины роста националистических настроений в Германии, Италии, Японии». Сделать вывод о причинах роста националистических настроений

V. СССР в системе международных отношений в 1940-е годы (2 ч.)

34



Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-гг.

1

Знать хронологию развития международных событий накануне Второй мировой войны. Уметь различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и теории. Работать с источниками

Тестирование по четвертому разделу, сопоставление различных точек зрения по теме урока

35



СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны

1

Уметь работать на карте, дискутировать, использовать различные источники знаний, выделять главное, делать соответствующий вывод

Работа с документами, проблемные задания

VI. Советский Союз в Великой Отечественной войне и страны Запада (4 ч.)

36



Начальный период войны: июнь 1941 – ноябрь 1942 годы. Тестирование «СССР в 1939-1941 гг.»

1

Знать причины поражения Красной Армии на начальном этапе войны. Знать и объяснять причины неудач на начальном этапе войны

Тестирование по пятому разделу. Составлять развёрнутый план ответа «Героизм народа на фронте и в тылу»

37



Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 года

1

Уметь сравнивать соотношения сил СССР и Германии в сражениях под Москвой, Сталинградом и курском. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и теории. Работать с источниками

Составление тезисов по теме: «Сталинградская битва и её значение», «Курская битва»

38



Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны

1

Знать хронологию важнейших военных и политических событий конца 1944 — весны 1945 гг.

Уметь характеризовать и оценивать политику СССР на территориях, освобожденных от оккупантов.

Подготовить сообщение по выбору «Русская православная церковь в годы войны», «Ленд-лиз и его значение»

39



Причина, цена и значение Великой Победы

1

Знать важнейшие решения Потсдамской конференции.

Уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа

Работа с различными источниками информации по теме. Подготовка реферата

VII.СССР и мировое развитие в период «холодной войны» (7 ч.)

40



«Холодная война» и раскол Европы

1

Знать цели СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны.

Уметь работать с источниками

Тестирование по шестому разделу. Хронологическая таблица «Внешняя политика СССР»

41



СССР в последние годы И.В. Сталина

1

Уметь характеризовать политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции

Проблемные задания по теме урока.

Эссе «Власть и культура»

42



Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС

1

Знать содержание главных решений XX съезда КПСС, раскрывать суть реформ Н.С.Хрущева

Уметь раскрывать противоречивые тенденции в КПСС в период правления И.В. Сталина.

Выполнение проблемных заданий

43



Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг.

1

Уметь характеризовать наиболее значимые проблемы внутренне и внешней политики, проводимой Н.С. Хрущевым

Составлять таблицу «Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Н.С.Хрущева»

44



Духовная жизнь в СССР в 1940-е – 1960-е гг. Повторение по теме «Советский Союз в первые послевоенные десятилетия»

1

Уметь характеризовать церковь после войны. Демократизация страны в период оттепели.

Составление тестов «Достижения советской науки и техники».

Сообщения обучающихся «Церковь после войны», «Демократизация страны в период оттепели»

45



СССР и крушение колониальной системы

1

Знать причины процесса деколонизации. Роль СССР в борьбе за независимость бывших колоний. Выяснить сущность термина «идея социалистической ориентации развития»

Работа с различными источниками информации по теме. Подготовка реферата

46



Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х-начало 1960-х гг.

1

Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Составлять письменный конспект с изложения учителя. Выделять главное от второстепенного, делать вывод.

Работа по карте, ответы на вопросы.

VIII. СССР в годы коллективного руководства (8 ч.)

47



Политика и экономика: от реформ к «застою»

1

Уметь характеризовать необходимость и сущность экономических реформ

Тестирование по седьмому разделу. Примеры, иллюстрирующие перемены, произошедшие в КПСС в 1960 -70-х гг. Реферат «Теория развитого социализма»

48



Духовная жизнь в СССР в 1960-е – 1980-е гг.

1

Уметь раскрывать влияние разрядки на рост идеологических оппозиций в стране. Сравнивать методы борьбы с инакомыслием в 1970-е -1980-е годы с предшествующими периодами государства

Подготовить материалы по теме «Борьба с инакомыслием. Нарастание социальной элитарности и массовых настроений»

49



Углубление кризисных явлений в СССР

1

Знать причины провала политики разрядки. Уметь сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведённые в различных источниках

Сообщения по теме «Теневая экономика» в СССР», «Возникновение диссидентского и правозащитного движения»

50



СССР на международной арене 1960-1970-е гг.

1

Уметь анализировать влияние событий 1968 г. Определять причины перехода к политике разрядки

Реферат по теме «Техническое, военное, научное, хозяйственное сотрудничество СССР и государств (по выбору) в Африке»

51



Кризис моделей развития: конец 1960-1970-е гг.

1

Уметь объяснить термин «застой». Давать оценку изучаемого периода

Заполнить таблицу: «СССР и международные конфликты конца 1960-х – начала 1970-х годов»

52



Период партнерства и соперничества между СССР и США

1

Знать предпосылки перехода к политике разрядки.

Уметь сравнивать мотивы и стремления к разрядке у руководства СССР и США.

Ответить на вопросы

53-54



Наука, литература и искусство. Спорт 1960-1980-е гг. в СССР. Новая эпоха в развитии науки и техники.

2

Знать новые явления в развитии культуры страны.

Уметь сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведенные в различных источниках

Презентации сообщений.

Составить таблицу «Развитие науки и техники во второй половине ХХ века и их влияние на общество»

IX. Модернизационные процессы в мире конца ХХ века. От СССР к Российской Федерации (10 ч.)

55



Политика перестройки в сфере экономики

1

Знать факторы, действовавшие в разных сферах общества, которые препятствовали перестройке

Тестирование по восьмому разделу. Найти примеры, иллюстрирующие изменения, произошедшие в КПСС в данный период

56



Развитие гласности и демократии в СССР

1

Уметь сравнивать «оттепель» хрущевского времени и политику гласности М.С.Горбачёва. Характеризовать основные направления взглядов на прошлое и будущее страны.

Работа с дополнительными источниками по оценке гласности

57



Новое политическое мышление: достижения и проблемы

1

Уметь сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведенные из различных источников. Дискуссия об итогах политики, основанной на новом мышлении..

Подготовить сообщение: «Война в Афганистане», составление тезисов

58



Кризис и распад советского общества

1

Знать причины, приведшие к обострению национальных конфликтов

Эссе: «Можно ли считать распад ССР закономерным явлением?»

59



Демократические революции в Восточной Европе

1

Уметь выявлять общее и особенное в причинах и способах осуществления демократических революций в Восточной Европе и в СССР

Составить хронологическую таблицу «Основные этапы процесса реформирования в СССР».

Подготовить сообщение «М.С. Горбачев – первый и последний президент СССР».

60



Модернизационные процессы 1980 – 1990-х гг. в США и странах Европы.

1

Уметь характеризовать взгляды неоконсерваторов на основные проблемы общественной жизни. Определять принципы неоконсерватизма

Ответить на вопросы

61



Страны Азии и Африки, Латинской Америке: проблемы модернизации

1

Знать особенности модернизации этих стран

Составить развернутый план ответа по теме: «Проблемы развития больших колоний и полуколоний и пути их решения»

62-63



Россия на рубеже ХХ-ХХI вв.

2

Уметь характеризовать экономическое развитие России в указанный период, формулировать выводы об итогах парламентских и президентских выборов анализировать действия федеральных сил в Чечне во время чеченских войн.

Анализ СМИ

64



Повторительно-обобщающий урок «Россия в XX- начале XXI в.»

1


Понятийный диктант, тесты.

65-68



Резервные уроки

4





12


Свежие документы:  Конспект урока биологии для 5 класса на тему «Эксперимент по укоренению черенков пеларгонии с помощью домашних стимуляторов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: