Рабочая программа по истории
6 класс
(углубленный уровень)
Подготовила: Лекомцева Мария Николаевна
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ с УИОП №4 г. Кирово-Чепецка
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Программа рассчитана на 102 часа, 34 часа по истории Средних веков и 68 часов по истории России.
Рабочая программа включает пояснительную записку и основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки выпускника, контроль над качеством знаний.
Рабочая программа составлена на основании:
Программа для углубленного изучения истории для 5-11 классов в школе № 46 г. Кирова с углубленным изучением отдельных предметов ( прошла экспертизу 5 октября 2004). Авторы Веселкова Е.Б., Милкова Л.А. и др.
Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). — М.: Просвещение, 2006.
Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 .
Программы В.А. Ведюшкина по истории Средних веков // Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. – М.:Просвещение, 2007.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Просвещение, 2010.
История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2009.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
знать основные этапы и ключевые события истории и выдающихся деятелей всеобщей истории и истории России в данный период;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной истории и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Тематическое планирование
(подчеркнуты темы, формулировка которых соответствует Государственному стандарту основного общего образования)
Введение в историю Средних веков(1)
Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI – XI века) (5 ч)
Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя (1)
Королевство франков. Христианизация Европы и образование двух ветвей государства(1)
Империя Карла Великого. Политическая раздробленность (1)
Западная Европа в IX – XI веках (1)
Культура Западной Европы в раннее Средневековье (1)
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI – XI в (3 ч)
Византийская империя (1)
Культура Византии (1)
Образование славянских государств (1)
Раздел 3. Арабы в VI – IX веках (2 ч)
Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Арабские завоевания (1)
Культура стран халифата (1)
Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)
Феодализм. Сословный строй в западной Европе. Вассалитет. (1)
Крестьянская община (1)
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)
Средневековый город (1)
Горожане и их образ жизни (1)
Раздел 6. Католическая церковь в XI – XIII века. Крестовые походы (2 ч)
Власть духовная и светская. Католическая церковь. Ереси. (1)
Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов(1)
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (6 ч)
Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. (1)
Сословно-представительные монархии. (1)
Кризис европейского средневекового общества. Столетняя война(1)
Крестьянские восстания. (1)
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии (1)
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1)
Раздел 8. Германия и Италия в XII – XV вв. (2 ч)
Усиление власти князей в Германии(1)
Расцвет итальянских городов (1)
Раздел 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч)
Гуситское движение(1)
Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Османская империя (1)
Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв. (3 ч)
Образование и философия. Средневековая литература и искусство. (1)
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения (1)
Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья(1)
Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)
Средневековое общество в Индии, Китае, Японии(1)
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка (1)
Повторение по теме «Средние века» (2 ч)
Введение в курс «История России» (1 ч.)
Раздел 1. Восточные славяне (4 ч.)
Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария..
Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.
Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII в. (14 ч.)
Соседская община. Город. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства.
Рюриковичи- первые русские князья.
Владимир I. Крещение Руси.
Ярослав Мудрый. «Русская Правда».
Культура и быт Древней Руси.
Раздел 3. Русь во второй половине XII – XIII в. (16ч.)
Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
Политическая раздробленность Руси.
Владимиро-Суздальское княжество.
Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика.
Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда.
Экспансия с Запада. Александр Невский.
Русь и Орда.
Великое княжество Литовское.
Культура русских земель.
Раздел 4. Образование единого Русского государства (15 ч.)
Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита.
Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.
Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.
Роль церкви в общественной жизни Руси. Церковь и государство.
Культура и быт в XIV-начале XVI в.
Раздел 5. Московское государство в середине – конце XVI в. (16 ч.)
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война.
Опричнина.
Культура и быт в XVI в.
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
по курсу «История Средних веков с древнейших времен до конца XVI в.»
(6 класс)
№ | Наименование раздела, темы урока | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО | Кол-во часов | Тип урока | Информационное сопровождение | Дата | ||||||||||
| план | факт | ||||||||||||||
| 1. | Введение в курс «Истрия Средних веков». | Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний по истории Средних веков. | 1 | Урок изучения нового материала | Учебник С. 6-11 |
|
| ||||||||
| Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI – XI века) (5 ч)
| |||||||||||||||
| 2. | Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя
| Германские племена. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев | 1 | Урок изучения нового материала | Учебник § 1
|
|
| ||||||||
| 3.
| Королевство франков. Христианизация Европы и образование двух ветвей государства
| Изменения в управлении и суде у франков. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Образование власти светской и духовной. Законы франков. Военная реформа Карла Мартелла. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 2
|
|
| ||||||||
| 4. | Империя Карла Великого. Политическая раздробленность
| Карл Великий. Держава Каролингов. Распад каролингской империи. Формирование феодальной лестницы.
| 1 | Урок формирования знаний | Учебник § 3
|
|
| ||||||||
| 5. | Западная Европа в IX – XI веках | Образование государств во Франции, Германии, Италии, Англии. Королевская власть в о Франции. Священная Римская империя. Норманны: общественный строй, завоевания | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 4
|
|
| ||||||||
| 6. | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | Представление средневекового человека об окружающем мире. Каролингское Возрождение. Система образования в период Раннего Средневековья. Книжное дело. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 5
|
|
| ||||||||
| Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI – XI в (3 ч)
| |||||||||||||||
| 7. | Византийская империя
| Византийская империя в IV – XI вв. Территория, хозяйство, управление. Византийские императоры: Юстиниан. Кодификация законов. Власть императоров и церковь. Внешняя политика Византии, отношение с соседями, вторжение славян и арабов. | 1 | Урок изучения нового материала. | Учебник § 6
|
|
| ||||||||
| 8. | Культура Византии
| Развитие образования, научные знания, архитектура, живопись, культурные связи Византии | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 7
|
|
| ||||||||
| 9. | Образование славянских государств | Расселение славян. Занятия, образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 8
|
|
| ||||||||
| Раздел 3. Арабы в VI – IX веках (2 ч) | |||||||||||||||
| 10. | Племена Аравийского полуострова.
| Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов. Возникновение ислама. Арабские завоевания
| 1 | Комбинированный урок | Учебник § 9
|
|
| ||||||||
| 11. | Культура стран халифата
| Образование, наука, литература и искусство Арабского халифата. Значение культуры халифата
| 1 | Урок формирования знаний | Учебник § 10
|
|
| ||||||||
| Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 ч) | |||||||||||||||
| 12. | Феодализм. Сословный строй в западной Европе. Вассалитет.
| Складывание феодальных отношений в странах Европы. Земля и служба. Жизнь и быт феодалов. Ритуальная присяга. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские регалии. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 11
|
|
| ||||||||
| 13. | Крестьянская община
| Феодальные отношения. Формирование феодальной вотчины. Натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 12
|
|
| ||||||||
| Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч) | |||||||||||||||
| 14. | Средневековый город
| Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Городское самоуправление. Города – республики. Возникновение ремесленных цехов. Расширение торговли. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 13
|
|
| ||||||||
| 15. | Горожане и их образ жизни
| Социальная дифференциация горожан. Образ жизни горожан. Устройство города. Торговля и ярмарки. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 14
|
|
| ||||||||
| Раздел 6. Католическая церковь в XI – XIII века. Крестовые походы (2 ч) | |||||||||||||||
| 16. | Власть духовная и светская. Католическая церковь. Ереси.
| Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики. Ересь. Борьба церкви с еретиками. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 15
|
|
| ||||||||
| 17. | Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов
| Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Последствия крестовых походов для народов Ближнего Востока и Западной Европы | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 16
|
|
| ||||||||
| Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (6 ч) | |||||||||||||||
| 18. | Экономическое развитие Западной Европы. | Экономическое и социальное развитие европейских государств. Экономические и социальныепричины объединения государств. Усиление королевской власти в странах Западной Европы Образование централизованных государств. | 1 | Урок формирования знаний | записи в тетради |
|
| ||||||||
| 19 | Сословно-представительные монархии.
| Сословно-представительные монархии во Франции и Англии. Генеральные Штаты. Великая Хартия Вольностей. Английский Парламент. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 17-18
|
|
| ||||||||
| 20. | Кризис европейского средневекового общества. Столетняя война
| Столетняя война: причины, повод и ход. Жанна Д,Арк. Последствия Столетней войны. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 19
|
|
| ||||||||
| 21. | Крестьянские восстания.
| Причины крестьянских восстаний. Жакерия во Франции. Восстание Уота Тайлера в Англии. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 20
|
|
| ||||||||
| 22. | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии
| Завершение объединения Франции. Крепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 21
|
|
| ||||||||
| 23. | Реконкиста и образование государств на Пиренейском полуострове
| Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIV – XV вв. Раскол католической церкви. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 22
|
|
| ||||||||
| Раздел 8. Германия и Италия в XII – XV вв. (2 ч) | |||||||||||||||
| 24 | Усиление власти князей в Германии
| Причины раздробленности Германии. Сепаратизм германских князей. Упадок власти императоров в ХV веке. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 23
|
|
| ||||||||
| 25. | Расцвет итальянских городов .
| Городские республики в Италии. Борьба гвельфов и гибеллинов. Правление Медичи во Флоренции. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 24
|
|
| ||||||||
| Раздел 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч) | |||||||||||||||
| 26. | Гуситское движение | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Вороженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Ян Жижка. Последствия гуситского движения. | 1 | Урок изучения нового материала | Учебник § 25
|
|
| ||||||||
| 27. | Завоевание турками – османами Балканского полуострова.
| Балканские страны перед завоеванием. Завование сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя
| 1 | Комбинированный урок | Учебник § 26
|
|
| ||||||||
| Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв. (3 ч) | |||||||||||||||
| 28. | Образование и философия. Средневековая литература и искусство. | . Образование: школа и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. | 1 | Урок формирования знаний | Учебник § 27-28
|
|
| ||||||||
| 29. | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения | Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания. Изобретение книгопечатания | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 29-30
|
|
| ||||||||
| 30. | Духовный мир европейского средневекового человека. | Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Культурное наследие Средневековья | 1 | Комбинированный урок | Учебник С. 208-209, 228-230. |
|
| ||||||||
| Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч) | |||||||||||||||
| 31. | Средневековое общество в Индии, Китае, Японии | Китай в IV—VIIв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. особенности социального и государственного строя Китая. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая значимость. Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский султанат. Появление европейских колонизаторов на юге индии. Империя Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы. Особенности экономического и политического развития Японии, культура Японии. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 31-32
|
|
| ||||||||
| 32. | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка | Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки. Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Рабы, воины и правители Африки. | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 33-34 . |
|
| ||||||||
| 33-34 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Средних веков». |
| 2 | Урок контроля знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
| ||||||||
| 35 | Введение в курс «История России» | История России как часть всемирной истории. Что изучает Отечества. Источники знаний о прошлом. Хронологическими рамками истории России в 6 классе. Значение исторических вспомогательных дисциплин
| 1 |
|
|
|
| ||||||||
Раздел 1. Восточные славяне (4 ч.) |
| |||||||||||||||
36-37 | Заселение территории нашей страны. | Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы степи..Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Государства Поволжья, Кавказа и северного Причерноморья | 2 | Урок изучения нового материала | Учебник § 1 Картина «Славянский поселок» |
|
|
| ||||||||
38-39 | Восточные славяне. | Восточные Славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
| 2 | Комбинированный урок | Учебник § 2 |
|
|
| ||||||||
Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII в. (14ч.) |
| |||||||||||||||
40-41 | Образование Древнерусского государства. | Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Два центра славянской государственности – Новгород и Киев. Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у восточных славян. Соседская община. Город. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. | 2 | Урок изучения нового материала | Учебник § 3 Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.». |
|
|
| ||||||||
42 | Норманская теория: суть и ее критика | Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у восточных славян. | 1 | Комбинированный урок | записи, сообщения |
|
|
| ||||||||
43-44 | Рюриковичи- первые русские князья | Население деревень и городов; княжеская власть. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия | 2 | Комбинированный урок | Учебник § 4 Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.». |
|
|
| ||||||||
45-46 | Владимир I. Крещение Руси. | Крещение Руси. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства на Руси. Сосуществование христианства и язычества. | 2 | Комбинированный урок | Учебник § 5 Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.». |
|
|
| ||||||||
47-49 | Ярослав Мудрый. «Русская Правда».
| Русь в конце Х – первой половине ХII веков. Внутренняя и внешняя политика князей. Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Развитие городов, ремесел и торговли. «Русская правда». | 3 | Комбинированный урок | Учебник § 6 Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.». |
|
|
| ||||||||
50-51 | Культура и быт Древней Руси | Древнерусская культура, былинный эпос, распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись (фрески, мозаики). Иконы. Города – центры культурной и религиозной жизни. Быт и нравы населения городов и деревень. Историческое и культурное наследие Древней Руси | 2 | Комбинированный урок | Учебник § 7-8 Презентация |
|
|
| ||||||||
52-53 | Русь в IX – первой половине XII в. |
| 2 | Урок повторения и обобщения |
|
|
|
| ||||||||
Раздел 3. Русь во второй половине XII – XIII в. (16 ч.) |
| |||||||||||||||
54-55 | Княжеские усобицы. | Княжеские усобицы. Любеческий съезд князей. «Устав», «Поучение детям». . Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси | 2 | Урок изучения нового материала | Учебник § 9 п. 1-3 Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.». Картина «Народное восстание в Киеве в 1113г.» |
|
|
| ||||||||
56-57 | Политическая раздробленность Руси.
| Политическая раздробленность Руси; экономические и политические причины раздробленности; формы земледелия. Князья и бояре. Формы землевладения. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. | 2 | Комбинированный урок | Учебник § 9 п. 4-5 Карта «Русские княжества в XII–нач.XIIIв.» |
|
|
| ||||||||
58 | Владимиро-Суздальское княжество.
| Географическое положение, хозяйство, политический строй, культурное развитие Владимиро-Суздальское княжества.
| 1 | Комбинированный урок | Учебник § 10-11 п.1-4 Карта «Русские княжества в XII–нач.XIIIв.» |
|
|
| ||||||||
59 | Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика.
| Географическая положение, хозяйство, политический строй Галицко-Волынского княжества и. Новгородской боярской республики | 1 | Комбинированный урок | Учебник § 10-11 п. 5-8 Карта «Русские княжества в XII–нач.XIIIв. |
|
|
| ||||||||
60-61 | Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание.
| Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Золотая Орда. | 2 | Комбинированный | Учебник § 12 Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». Картина «Оборона Владимира от монголо-татар» |
|
|
| ||||||||
62-63 | Экспансия с Запада. Александр Невский | Отношение Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с запада; Александр Невский сражение на Неве и Ледовое побоище. Их значение. Александр Невский – политик и военачальник. | 2 | Комбинированный | Учебник § 13 Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». |
|
|
| ||||||||
64-65 | Русь и Орда.
| Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. | 2 | Комбинированный | Учебник § 14 Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». |
|
|
| ||||||||
66 | Великое княжество Литовское.
| Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские в XI – XIII вв. | 1 | Комбинированный | Учебник § 15 Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». |
|
|
| ||||||||
67-68 | Культура русских земель.
| Особенности культуры в XII – XIII в. Накопление научных знаний. Литература. «Слово о полку Игореве». Зодчество. Архитектурные ансамбли. Живопись. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ, Влияние ордынского владычества на русскую культуру. | 2 | Комбинированный | Учебник § 16 |
|
|
| ||||||||
69 | Русь во второй половине XII – XIII в. |
| 1 | Урок повторения и обощения |
|
|
|
| ||||||||
Раздел 4. Образование единого Русского государства (15 ч.)
|
| |||||||||||||||
70-71 | Начало объединения русских земель. Иван Калита.
| Москва-центр собирания русских земель. Восстание хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Формы землевладения и хозяйства. | 2 | Урок изучения нового материала | Учебник § 17 Карта «Образование русского централизо-ванного государства». |
|
|
| ||||||||
72-73 | Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский | Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение. Набег Тохтамыша | 2 | Комбинированный | Учебник § 18 Картина «Утро на Куликовом поле». |
|
|
| ||||||||
74-75 | Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.
| Московское княжество и его политика. Василий I, Московская усобица. Распад золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей | 2 | Комбинированный | Учебник § 19 Карта «Образование русского централизован. государства». |
|
|
| ||||||||
76-77 | Свержение золотоордынского ига. Иван III.
| Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды. Иван III.Образование единого русского государства. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. | 2 | Комбинированный | Учебник § 20 Карта «Образование русского централизован. государства». |
|
|
| ||||||||
78-79 | Становление органов власти Российского государства.
| Становление самодержавия. Органы государственного управления. Судебник 1497 г. Местничество. | 2 | Комбинированный | Учебник § 21 |
|
|
| ||||||||
80-81 | Роль церкви в общественной жизни Руси. | Церковь в Русском государстве. Становление русской автокефальной церкви. Роль церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Иосифляне и нестяжатели. Теория «Москва – Третий Рим». | 2 | Комбинированный | Учебник § 22 |
|
|
| ||||||||
82-83 | Культура и быт в XIV-начале XVI в. | Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. Быт различных слоев населения. | 2 | Комбинированный | Учебник § 26-28 (выборочно) |
|
|
| ||||||||
84 | Образование единого Русского государства
|
| 1 | Урок повторения и обобщения |
|
|
|
| ||||||||
Раздел 5. Московское государство в середине – конце XVI в. (18 ч.)
|
| |||||||||||||||
85 | Цивилизационные особенности развития России в начале XVI веке. | Условия развития страны в середине XVI в. Территория, население, характер экономики | 1 | Урок изучения нового материала | записи, Учебник § 23
|
|
|
| ||||||||
86-87 | Иван IV Грозный. Установление царской власти. | Становление самодержавной власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.
| 2 | Комбинированный урок | Учебник § 23 Картина «Иван Грозный»
|
|
|
| ||||||||
88-90 | Расширение территории государства. | Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война.
| 3 | Комбинированный | Учебник § 24 Карта. |
|
|
| ||||||||
91-93 | Опричнина. | Опричнина: причины, сущность и последствия. Иван IV в представлениях современников и потомков. | 3 | Комбинированный | Учебник § 25 Карта. |
|
|
| ||||||||
94-96 | Культура и быт в XVI в. | Развитие культуры в XVI в. Публицистика. Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов. | 3 | Комбинированный | Учебник § 26-28 Репродукция «Троица», художник А.Рублев |
|
|
| ||||||||
97-98 | Московское государство в XVI в. (повторительно-обобщающий урок) |
| 2 | Урок повторения и обобщения |
|
|
|
| ||||||||
99-100 | Повторительно-обобщающий уроки по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» |
| 2 | Урок контроля знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| ||||||||
101-102 | Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы |
| 2 | Урок контроля |
|
|
|
|
Ресурсное обеспечение:
Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. – М.: Просвещение, 2010
История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2009.
Атлас и контурные карты по истории Средних веков. 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.
Крючкова Е.А. История средних веков. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010
Энциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» https://www.megabook.ru.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Просвещение, 2010.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь. Для общеобразоват. Учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Просвещение, 2010.
Атлас и контурные карты по истории России. 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.