Рабочая программа по истории для 6 класса (углубленный уровень)










Рабочая программа по истории

6 класс

(углубленный уровень)



















Подготовила: Лекомцева Мария Николаевна

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ с УИОП №4 г. Кирово-Чепецка











2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Программа рассчитана на 102 часа, 34 часа по истории Средних веков и 68 часов по истории России.

Рабочая программа включает пояснительную записку и основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки выпускника, контроль над качеством знаний.

Рабочая программа составлена на основании:

  • Программа для углубленного изучения истории для 5-11 классов в школе № 46 г. Кирова с углубленным изучением отдельных предметов ( прошла экспертизу 5 октября 2004). Авторы Веселкова Е.Б., Милкова Л.А. и др.

  • Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.

  • Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). — М.: Просвещение, 2006.

  • Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 .

  • Программы В.А. Ведюшкина по истории Средних веков // Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. – М.:Просвещение, 2007.

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Просвещение, 2010.

  • История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2009.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • знать основные этапы и ключевые события истории и выдающихся деятелей всеобщей истории и истории России в данный период;

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • знать изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной истории и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Тематическое планирование

(подчеркнуты темы, формулировка которых соответствует Государственному стандарту основного общего образования)

Введение в историю Средних веков(1)

Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VIXI века) (5 ч)

  1. Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя (1)

  2. Королевство франков. Христианизация Европы и образование двух ветвей государства(1)

  3. Империя Карла Великого. Политическая раздробленность (1)

  4. Западная Европа в IXXI веках (1)

  5. Культура Западной Европы в раннее Средневековье (1)

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VIXI в (3 ч)

  1. Византийская империя (1)

  2. Культура Византии (1)

  3. Образование славянских государств (1)

Раздел 3. Арабы в VIIX веках (2 ч)

  1. Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Арабские завоевания (1)

  2. Культура стран халифата (1)

Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)

  1. Феодализм. Сословный строй в западной Европе. Вассалитет. (1)

  2. Крестьянская община (1)

Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)

  1. Средневековый город (1)

  2. Горожане и их образ жизни (1)

Раздел 6. Католическая церковь в XIXIII века. Крестовые походы (2 ч)

  1. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Ереси. (1)

  2. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов(1)

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI XV вв.) (6 ч)

  1. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. (1)

  2. Сословно-представительные монархии. (1)

  3. Кризис европейского средневекового общества. Столетняя война(1)

  4. Крестьянские восстания. (1)

  5. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии (1)

  6. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1)

Раздел 8. Германия и Италия в XIIXV вв. (2 ч)

  1. Усиление власти князей в Германии(1)

  2. Расцвет итальянских городов (1)

Раздел 9. Славянские государства и Византия в XIVXV вв. (2 ч)

  1. Гуситское движение(1)

  2. Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Османская империя (1)

Раздел 10. Культура Западной Европы в XIXV вв. (3 ч)

  1. Образование и философия. Средневековая литература и искусство. (1)

  2. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения (1)

  3. Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья(1)

Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)

  1. Средневековое общество в Индии, Китае, Японии(1)

  2. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка (1)

Повторение по теме «Средние века» (2 ч)

Введение в курс «История России» (1 ч.)

Раздел 1. Восточные славяне (4 ч.)

  1. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария..

  2. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII в. (14 ч.)

  1. Соседская община. Город. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства.

  2. Рюриковичи- первые русские князья.

  3. Владимир I. Крещение Руси.

  4. Ярослав Мудрый. «Русская Правда».

  5. Культура и быт Древней Руси.

Раздел 3. Русь во второй половине XIIXIII в. (16ч.)

  1. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

  2. Политическая раздробленность Руси.

  3. Владимиро-Суздальское княжество.

  4. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика.

  5. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда.

  6. Экспансия с Запада. Александр Невский.

  7. Русь и Орда.

  8. Великое княжество Литовское.

  9. Культура русских земель.

Раздел 4. Образование единого Русского государства (15 ч.)

  1. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита.

  2. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.

  3. Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.

  4. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

  5. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

  6. Роль церкви в общественной жизни Руси. Церковь и государство.

  7. Культура и быт в XIV-начале XVI в.

Раздел 5. Московское государство в середине – конце XVI в. (16 ч.)

  1. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.

  2. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война.

  3. Опричнина.

  4. Культура и быт в XVI в.

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» (2 ч)


Календарно-тематическое планирование

по курсу «История Средних веков с древнейших времен до конца XVI в.»

(6 класс)


Наименование раздела, темы урока

Содержание

изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

Кол-во часов

Тип урока

Информационное сопровождение

Дата


план

факт


1.

Введение в курс «Истрия Средних веков».

Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества.

Источники знаний по истории Средних веков.

1

Урок изучения нового материала

Учебник

С. 6-11




Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VIXI века) (5 ч)



2.

Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя


Германские племена. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев

1

Урок изучения нового материала

Учебник

§ 1





3.



Королевство франков. Христианизация Европы и образование двух ветвей государства


Изменения в управлении и суде у франков. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Образование власти светской и духовной. Законы франков. Военная реформа Карла Мартелла.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 2





4.

Империя Карла Великого. Политическая раздробленность


Карл Великий. Держава Каролингов. Распад каролингской империи. Формирование феодальной лестницы.


1

Урок формирования знаний

Учебник

§ 3





5.

Западная Европа в IXXI веках

Образование государств во Франции, Германии, Италии, Англии. Королевская власть в о Франции. Священная Римская империя. Норманны: общественный строй, завоевания

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 4





6.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

Представление средневекового человека об окружающем мире. Каролингское Возрождение. Система образования в период Раннего Средневековья. Книжное дело.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 5





Раздел 2. Византийская империя и славяне в VIXI в (3 ч)



7.

Византийская империя


Византийская империя в IVXI вв. Территория, хозяйство, управление. Византийские императоры: Юстиниан. Кодификация законов. Власть императоров и церковь. Внешняя политика Византии, отношение с соседями, вторжение славян и арабов.

1

Урок изучения нового материала.

Учебник

§ 6





8.

Культура Византии


Развитие образования, научные знания, архитектура, живопись, культурные связи Византии

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 7





9.

Образование славянских государств

Расселение славян. Занятия, образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 8





Раздел 3. Арабы в VIIX веках (2 ч)


10.

Племена Аравийского полуострова.


Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов. Возникновение ислама. Арабские завоевания


1

Комбинированный урок

Учебник

§ 9





11.

Культура стран халифата


Образование, наука, литература и искусство Арабского халифата. Значение культуры халифата


1

Урок формирования знаний

Учебник

§ 10





Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)


12.

Феодализм. Сословный строй в западной Европе. Вассалитет.


Складывание феодальных отношений в странах Европы. Земля и служба. Жизнь и быт феодалов. Ритуальная присяга. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские регалии.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 11





13.

Крестьянская община


Феодальные отношения. Формирование феодальной вотчины. Натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 12





Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)


14.

Средневековый город


Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Городское самоуправление. Города – республики. Возникновение ремесленных цехов. Расширение торговли.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 13





15.

Горожане и их образ жизни


Социальная дифференциация горожан. Образ жизни горожан. Устройство города. Торговля и ярмарки.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 14





Раздел 6. Католическая церковь в XIXIII века. Крестовые походы (2 ч)


16.

Власть духовная и светская. Католическая церковь. Ереси.


Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики. Ересь. Борьба церкви с еретиками.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 15





17.

Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов


Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Последствия крестовых походов для народов Ближнего Востока и Западной Европы

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 16





Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI XV вв.) (6 ч)


18.

Экономическое развитие Западной Европы.

Экономическое и социальное развитие европейских государств. Экономические и социальныепричины объединения государств. Усиление королевской власти в странах Западной Европы Образование централизованных государств.

1

Урок формирования знаний

записи в тетради




19

Сословно-представительные монархии.


Сословно-представительные монархии во Франции и Англии. Генеральные Штаты. Великая Хартия Вольностей. Английский Парламент.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 17-18





20.

Кризис европейского средневекового общества. Столетняя война


Столетняя война: причины, повод и ход. Жанна Д,Арк. Последствия Столетней войны.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 19





21.

Крестьянские восстания.


Причины крестьянских восстаний. Жакерия во Франции. Восстание Уота Тайлера в Англии.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 20





22.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии


Завершение объединения Франции. Крепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 21





23.

Реконкиста и образование государств на Пиренейском полуострове


Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIVXV вв. Раскол католической церкви.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 22





Раздел 8. Германия и Италия в XIIXV вв. (2 ч)


24

Усиление власти князей в Германии


Причины раздробленности Германии. Сепаратизм германских князей. Упадок власти императоров в ХV веке.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 23





25.

Расцвет итальянских городов

.


Городские республики в Италии. Борьба гвельфов и гибеллинов. Правление Медичи во Флоренции.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 24





Раздел 9. Славянские государства и Византия в XIVXV вв. (2 ч)


26.

Гуситское движение


Чехия в XIV веке. Ян Гус. Вороженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Ян Жижка. Последствия гуситского движения.

1

Урок изучения нового материала

Учебник

§ 25





27.

Завоевание турками – османами Балканского полуострова.



Балканские страны перед завоеванием. Завование сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя



1

Комбинированный урок

Учебник

§ 26





Раздел 10. Культура Западной Европы в XIXV вв. (3 ч)


28.

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.


. Образование: школа и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.

1

Урок формирования знаний

Учебник

§ 27-28





29.

Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения


Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания. Изобретение книгопечатания

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 29-30





30.

Духовный мир европейского средневекового человека.


Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Культурное наследие Средневековья

1

Комбинированный урок

Учебник

С. 208-209, 228-230.




Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)


31.

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии


Китай в IVVIIв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. особенности социального и государственного строя Китая. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая значимость.

Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский султанат. Появление европейских колонизаторов на юге индии. Империя Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы. Особенности экономического и политического развития Японии, культура Японии.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 31-32





32.

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка


Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки.

Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Рабы, воины и правители Африки.

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 33-34

.




33-34

Повторительно-обобщающий урок по курсу

«История Средних веков».

2

Урок контроля знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний





35

Введение в курс «История России»

История России как часть всемирной истории. Что изучает Отечества. Источники знаний о прошлом. Хронологическими рамками истории России в 6 классе. Значение исторических вспомогательных дисциплин


1





Раздел 1. Восточные славяне (4 ч.)


36-37

Заселение территории нашей страны.

Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы степи..Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Государства Поволжья, Кавказа и северного Причерноморья

2

Урок изучения нового материала

Учебник § 1 Картина «Славянский поселок»




38-39

Восточные славяне.

Восточные Славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.


2

Комбинированный урок

Учебник § 2




Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII в. (14ч.)


40-41

Образование Древнерусского государства.

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Два центра славянской государственности – Новгород и Киев. Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у восточных славян. Соседская община. Город. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности.

2

Урок изучения нового материала

Учебник § 3 Карта «Древнерусское государство

в IXXI вв.».




42

Норманская теория: суть и ее критика

Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у восточных славян.

1

Комбинированный урок

записи, сообщения




43-44

Рюриковичи- первые русские князья

Население деревень и городов; княжеская власть. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия

2

Комбинированный урок

Учебник § 4 Карта «Древнерусское государство в IXXI вв.».




45-46

Владимир I. Крещение Руси.


Крещение Руси. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства на Руси. Сосуществование христианства и язычества.

2

Комбинированный урок

Учебник § 5 Карта «Древнерусское государство в IXXI вв.».




47-49

Ярослав Мудрый. «Русская Правда».


Русь в конце Х – первой половине ХII веков. Внутренняя и внешняя политика князей. Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Развитие городов, ремесел и торговли. «Русская правда».

3

Комбинированный урок

Учебник § 6 Карта «Древнерусское государство в IXXI вв.».




50-51

Культура и быт Древней Руси

Древнерусская культура, былинный эпос, распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись (фрески, мозаики). Иконы. Города – центры культурной и религиозной жизни. Быт и нравы населения городов и деревень.

Историческое и культурное наследие Древней Руси

2

Комбинированный урок

Учебник

§ 7-8 Презентация




52-53

Русь в IX – первой половине XII в.


2

Урок повторения и обобщения





Раздел 3. Русь во второй половине XIIXIII в. (16 ч.)


54-55

Княжеские усобицы.

Княжеские усобицы. Любеческий съезд князей. «Устав», «Поучение детям». . Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси

2

Урок изучения нового материала

Учебник

§ 9 п. 1-3

Карта «Древнерусское государство в IXXI вв.». Картина «Народное восстание в Киеве в 1113г.»




56-57

Политическая раздробленность Руси.


Политическая раздробленность Руси; экономические и политические причины раздробленности; формы земледелия. Князья и бояре. Формы землевладения. Свободное и зависимое население. Рост числа городов.

2

Комбинированный урок

Учебник

§ 9 п. 4-5

Карта «Русские княжества

в XII–нач.XIIIв.»




58

Владимиро-Суздальское княжество.


Географическое положение, хозяйство, политический строй, культурное развитие Владимиро-Суздальское княжества.


1

Комбинированный урок

Учебник

§ 10-11 п.1-4

Карта «Русские княжества

в XII–нач.XIIIв.»




59

Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика.


Географическая положение, хозяйство, политический строй Галицко-Волынского княжества и. Новгородской боярской республики

1

Комбинированный урок

Учебник

§ 10-11 п. 5-8

Карта «Русские княжества

в XII–нач.XIIIв.




60-61

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание.


Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Золотая Орда.

2

Комбинированный

Учебник

§ 12

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». Картина «Оборона Владимира от монголо-татар»




62-63

Экспансия с Запада. Александр Невский

Отношение Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с запада; Александр Невский сражение на Неве и Ледовое побоище. Их значение. Александр Невский – политик и военачальник.

2

Комбинированный

Учебник

§ 13

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».




64-65

Русь и Орда.


Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

2

Комбинированный

Учебник

§ 14

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».




66

Великое княжество Литовское.


Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские

в XIXIII вв.

1

Комбинированный

Учебник

§ 15

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».




67-68

Культура русских земель.


Особенности культуры в XIIXIII в. Накопление научных знаний. Литература. «Слово о полку Игореве». Зодчество. Архитектурные ансамбли. Живопись. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ, Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

2

Комбинированный

Учебник

§ 16




69

Русь во второй половине XIIXIII в.


1

Урок повторения и обощения





Раздел 4. Образование единого Русского государства (15 ч.)



70-71

Начало объединения русских земель. Иван Калита.


Москва-центр собирания русских земель. Восстание хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Формы землевладения и хозяйства.

2

Урок изучения нового материала

Учебник

§ 17

Карта «Образование русского централизо-ванного государства».




72-73

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский

Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение. Набег Тохтамыша

2

Комбинированный

Учебник

§ 18

Картина «Утро на Куликовом поле».




74-75

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.


Московское княжество и его политика. Василий I, Московская усобица. Распад золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей

2

Комбинированный

Учебник

§ 19

Карта «Образование русского централизован. государства».




76-77

Свержение золотоордынского ига. Иван III.


Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды. Иван III.Образование единого русского государства. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

2

Комбинированный

Учебник

§ 20

Карта «Образование русского централизован. государства».




78-79

Становление органов власти Российского государства.


Становление самодержавия. Органы государственного управления. Судебник 1497 г. Местничество.

2

Комбинированный

Учебник

§ 21




80-81

Роль церкви в общественной жизни Руси.

Церковь в Русском государстве. Становление русской автокефальной церкви.

Роль церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Иосифляне и нестяжатели. Теория «Москва – Третий Рим».

2

Комбинированный

Учебник

§ 22




82-83

Культура и быт в XIV-начале XVI в.

Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. Быт различных слоев населения.

2

Комбинированный

Учебник

§ 26-28 (выборочно)




84

Образование единого Русского государства



1

Урок повторения и обобщения





Раздел 5. Московское государство в середине – конце XVI в. (18 ч.)



85

Цивилизационные особенности развития России в начале XVI веке.

Условия развития страны в середине XVI в. Территория, население, характер экономики

1

Урок изучения нового материала

записи, Учебник

§ 23





86-87

Иван IV Грозный. Установление царской власти.


Становление самодержавной власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.


2

Комбинированный урок

Учебник

§ 23

Картина

«Иван Грозный»





88-90

Расширение территории государства.


Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война.


3

Комбинированный

Учебник

§ 24

Карта.




91-93

Опричнина.


Опричнина: причины, сущность и последствия. Иван IV в представлениях современников и потомков.

3

Комбинированный

Учебник

§ 25

Карта.




94-96

Культура и быт в XVI в.


Развитие культуры

в XVI в. Публицистика. Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов.

3

Комбинированный

Учебник

§ 26-28

Репродукция «Троица», художник А.Рублев




97-98

Московское государство в XVI в. (повторительно-обобщающий урок)



2

Урок повторения и обобщения





99-100

Повторительно-обобщающий уроки по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»


2

Урок контроля знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний





101-102

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы


2

Урок контроля





Ресурсное обеспечение:

  1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. – М.: Просвещение, 2010

  2. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Атлас и контурные карты по истории Средних веков. 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.

  4. Крючкова Е.А. История средних веков. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010

  5. Энциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» https://www.megabook.ru.

  6. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Просвещение, 2010.

  7. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь. Для общеобразоват. Учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Просвещение, 2010.

  8. Атлас и контурные карты по истории России. 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.




Свежие документы:  Методическая разработка урока по истории древнего мира «Как было устроено общество в древней Индии. Новая религия»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: