Рабочая программа по истории для обучающихся 5 класса


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа

Неклиновского района

Ростовской области,


«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № _____

От «___» августа 2013 года

Директор

МБОУ В-Ханжоновской СОШ

_______________________

Безуглова В.А.            


РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей  

обществоведческих дисциплин

Протокол № 1

от «___» августа 2013 г.

Руководитель МО

__________________________

Саенко М.В.




РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «___» августа 2013 г.






«Рабочая программа по истории для 5 класса»

На 2013-2014 учебный год

Учителя истории Саенко Майи Владимировны


Пояснительная записка к программе «История древнего мира» 5 класс

Содержание курса:

Рабочая программа по истории разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории и

Программы для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2010 год зав.редакцией Л.А.Соколова

Актуальность программы:

В процессе изучения курса «История древнего мира » у обучающихся начинают формироваться научные представления о месте древнейших цивилизаций в истории человечества


Данная программа адресована обучающимся 5 класса МБОУ В-Ханжоновской СОШ


Методические пособия:

Преподавание в 5 классе осуществляется по учебнику А.А.Вигасина., Г.И.Годера., И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» (Москва «Просвещение»2010- 2012 г.)Методическое обеспечение включает в себя: тематические и поурочное разработки О.В.Арасланова., К.А.Соловьев Поурочные разработки по истории Древнего мира (Москва «ВАКО» 2008г), рабочая тетрадь по Истории Древнего мира Москва «Просвещение» 2010-2012 г.)

Сроки и этапы реализации программы


Программа рассчитана на 70 часов при учебной нагрузке 2 часа в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Количество часов на изучение тем соответствует типовой программе.

1 четверть – 18 часов

2 четверть –14 часов

3четверть — 20 часов

4 четверть — 18 часов

В начальной школе закреплено лишь умение «описывать отдельные события из истории Отечества». Тем самым изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, данная программа предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» (10ч) в начале первой четверти.

На основании приказа областного закона РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (Принят Законодательным Собранием 10 июня 2010 года) в 2010 году был введен модуль «Основы православной культуры» — 5 часов, который планируется изучать в первой четверти.


Цели и задачи программы:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического;

  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотичная форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства;

  • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

  • формировать историческое мышление:

  • дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

  • Понимать чем отличается Древний мир от мира современного.

Ведущие принципы:

Единство обучения и воспитания.

Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся.

Выработка единых подходов к методологии отбора содержания и преподавания истории в школе.

Научная объективность.

Историзм

Построение учебных курсов с учетом возрастных особенностей учащихся

  • Системность;

  • Целостность;

  • Объективность;

  • Научность

  • Доступность для учащихся основной школы;

Связь программы со смежными дисциплинами

Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя истории. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Для эффективного изучения истории нужны межпредметные связи с учебными дисциплинами: литература, география, информатика, Мировая художественная культура, краеведение, ИЗО, музыка, обществознание.

Виды и формы контроля


Контроль осуществляется через различные формы работ:

        • Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения

материала и выполнение задания в рабочей тетради;

  • Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;

  • Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;

  • Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,

  • Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.

  • Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.



Ожидаемые результаты:


В результате реализации настоящей программы у школьников должны быть сформированы знания об основных признаках и особенностях ранних цивилизаций, их отличиях одной от другой.

Учащиеся 5 класса должны знать основные фактические события истории, персоналии. Среди основных умений должны быть: умение читать историческую карту, объяснять основные причины исторических событий в рамках древней истории.













Система оценивания знаний и умений учащихся по Истории Древнего мира (5 класс)


I. Описание методики определения результатов:


  1. Оценивание по истории учитель – предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.


  1. Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя – предметника, классного руководителя.

  1. При оценивании учитываются:

  • сложность материала;

  • самостоятельность и творческий характер применения знаний;

  • уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;

  • полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;

  • аккуратность выполнения письменных работ;

  • наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

  • особенности развития учащегося.


4. Оценивание итогов обучения делится на:

  • текущее оценивание в течение учебного года;

  • итоговое оценивание (четвертное, полугодовое, годовое, курсовое).


4.1. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

  • за контрольную работу;

  • за самостоятельную работу;

  • за практическую работу;

  • за тестовую работу;

  • за презентацию

  • за устные ответы



II. Оценивание обучающихся 5класса

При оценивании устного ответа обучающегося 5 класса оценка ставится:

  • за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке

  • за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

  • за исправление ответов учащихся

  • за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

  • за работу с историческими источниками и их анализ

  • за выполнение домашней работы;

  • за работу в группах по какой-либо теме;

  • за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

  • за ролевую игру или викторину

  • за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;


При оценивании письменных ответов оценка ставится:


  • за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

  • за составление плана — простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

  • за исторический диктант

  • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)

  • за тестовую работу

  • за письменное сообщение

Итоговое оценивание


Итоговыми оценками в основной школе являются четвертные отметки, полугодовые и годовые.

Четвертные и годовая оценки выставляются на основании не менее трёх текущих оценок.


III. Критерии оценивания знаний обучающихся


Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.




Оценивание устных ответов:


1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.


2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.


3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.


4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы


5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.


Оценивание письменных ответов:


Оценка «5» — 100-90 %

Оценка «4» — 89-70 %

Оценка «3» — 69-45 %

Оценка «2» — 44-20 %

Оценка «1» — 19 — 0 %














Содержание курса:

Разделы курса:


1. Что изучает история (10 ч)

Ход времени и способы его измерении.1Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

2. Модуль «Основы православной культуры» (5 ч)

Всеобщая история.

История Древнего мира (6 ч )

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (16 ч)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир (18 ч)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (18 ч)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.


Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.






Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать/понимать:

• даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;

• результаты и итоги ключевых событий истории древнего мира;

• представителей и памятники культуры древнего мира, изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

• сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

• уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

• показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;

• давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории древнего мира.

Владеть компетенциями:

— информационно-поисковой; — учебно-познавательной;

— коммуникативной;

— рефлексивной;

— смысловой и поисковой.

Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Курс дает возможность формирования у обучающихся:

  • Умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; Умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия; Умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственное мнения; Умение спорить и отстаивать свои взгляды; Умение анализировать исторический источник; Умение оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений; Умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов. Учащиеся должны понять, что для человечества па­мять — ИСТОРИЯ. Для того мы и вспоминаем прошлое, чтобы не заблудиться на жизненных путях, не забыть вовсе, что с нами уже было и кто мы такие сейчас…

График прохождения рабочей программы.

Формы и виды контроля

раздела

Наименование раздела

Количество часов

Текущий контроль

Контрольные работы

урока

Четверть, неделя

Дата проведения


Пропедевтический модуль «Что изучает история»

10 часов







Модуль Основы православной культуры


5 часов


Сам. Работа

15



Раздел 1

Жизнь первобытных людей

6 час






Тема 1.

Первобытные собиратели и охотники

3 часа

Тест № 1


18



Тема 2.

Первобытные земледельцы и скотоводы

3 часа


Тест № 2

20



Раздел II.

Древний Восток


16 час






Тема 4.

Древний Египет

7 часов

Тест № 3

Тест №5

23, 27



Тема 5.


Западная Азия в древности

6 часов

Тест № 6


30



Тема 6.

Индия и Китай в древности

5 часов

Тест № 7

Тест № 8

36, 38



Раздел III.

Древняя Греция

18 час






Тема 7.

Древнейшая Греция

4 часа

Тест № 9


41



Тема 8.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7 часов

Тест № 10 Тест № 11


44, 5



Тема 9.

Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

3часа


Тема 10.

Македонские завоевания в 4 веке до н.э.

4 часа

Тест № 12

Тест № 13

54, 55



Раздел IV.

Древний Рим

18 час






Тема 11.

Рим: от возникновения до установления господства над Италией

3 часа

Сам.раб


58



Тема 12.

Рим –сильнейшая держава Средиземноморья

3 часа


Тема 13.

Гражданские войны в Риме

3 часа

Тест № 14


62



Тема 14.

Римская империя в первые века нашей эры

4 часа

Тест № 15


65



Тема 15.

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

5 часов


Тест № 16

70














Развернутое тематическое планирование курса «История Древнего мира» 5 класс (70 часов)


Номер урока

Название разделов, тем, уроков

Колво

часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма контроля

Использование наглядных пособий и ИТ

Домашнее

задание

Дата проведения урока

Пропедевтический модуль «Что изучает история» 10 часов


Урок 1

Введение. Что изучает история.

1 час

Вводный

Исторические исочники и факты. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Свидетельства Древней истории на территории нашей страны, нашего родного края.


Уметь:

— составлять описание предметов, вещественных источников.

— объяснить смысл основных понятий.

Фронт.опрос,

карточка

Показ презентации

С.5-7. Раб.тет.вып.1.зад.№ 1


Урок 2

Ход времени и его измерения. Летоисчисление (счет «до н.э» и «н.э»)

1 час

Комбинированный урок

Представление о счёте времени по годам в древних государствах.

Представление о христианской эре.

Особенности обозначения дат до нашей эры. Летоисчисление.



Уметь:

-Объяснить, как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет исторического времени.

-Устанавливать после­довательность счета на ленте времени.

— Объяснять основные понятия.

Выставка лент времени и защита их

Решение

исторических задач.


Показ презентации

Нарисовать ленту времени. Отметить на ней важные даты вашей семьи


Урок 3

Исторические события. Причинные связи между событиями

1 час

Урок лекция

Понятие исторических событий. Определение связи между событиями

Знать понятия

Рассказать об одном из событий

Стенд с датами

Стенд с памятками

Вспомнить основные исторические события.


Урок 4

Историческая память. Источники знаний о прошлом.

1 час

Урок-экскурсия

Понятие исторической памяти. Источники знаний о прошлом письменный и вещественные

Знать понятия

Слушание рассказов

Посещение школьного музея

Составить рассказ «Для чего нужен музей»


Урок 5

Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.

Фамилии моей семьи

1 час

Урок-игра

Происхождение имен и фамилий. Генеалогическое древо. Родословная. Значение имен и фамилий

Уметь составлять родословное древо. Знать значение своего имени .Определить значение своей фамилии.

Выставка и защита своего древа

Показ презентации

Узнать о своем имени и фамилии. Составить генеалогическое древо своей семьи.


Урок 6

Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств.

1 час

комбинированный

Знакомство с историей гербов и флагов, гимнов

Знать историю образования флагов и гербов

Защита геральдики

Символы государства

Показ презентации

Придумать герб, флаг своей семьи.


Урок 7

Историческая карта. Географические названия – свидетели прошлого. Наши села на карте страны

1 час

комбинированный

Знакомство с историческими картами и работа с ними

Уметь работать с картами и определять по легенде карте местоположение различных географических мест

Работа с картой

Знакомство с картами

Найти на карте города, где был ты, твои родители, где живут твои родственники


Урок 8

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.

1 час

комбинированный

Знакомство с различными видами учебников.

Уметь выделять события всеобщей истории и истории своей страны

Проверка готовности д/з

Политическая карта мира

Подготовить символику России, области, района, детской организации


Урок 9

Российская государственная символика

Символика моей малой Родины

1 час

Урок-презентация

Знакомство с историей гербов и флагов, гимнов государства.

Знать гимн, значение флага и герба государства.

Защита символов, проверка текста гимнов

Символы государства


Знать понятия и символику, выучить гимн.


Урок 10

Россия – многонациональное государство

1 час

Урок-презентация

Знакомство с многонациональной Россией.

Знать, что Россия многонациональное государство.


Выставка рисунков «Народы нашей страны»

Показ фотослайдов «Народы нашей страны»

Нарисовать национальный костюм представителей одной из народностей



Модуль Основы православной культуры 5 часов


Урок 11

Введение в ОПК. Религиозная культура в жизни человека


1час



Комбинированный

Знакомство с основными понятиями предмета ОПК

Иметь понятие о значимости духовной культуры в жизни людей



Вопросы

Иллюстрации

Диск «Православная культура» 5-й год обучения

Работа со словарем. Рассказ по иллюстрации


Урок 12

О чем рассказывает христианская православная культура?

1час

Комбинированный

Знакомство с понятиями Христианство. Спасение Воскресение Христово. Царствие небесное. Лики святых. Счастье.

Знать понятия

Вопросы

Песни и иллюстрация № 11

Диск «Православная культура» 5-й год обучения

Задание 2. Задание из рубрики для сам.раб


Урок 13

О чем рассказывает Библия?

1 час

Комбинированный

Знакомство с понятиями Бог, мир, человек. Знакомство с Библией

Знать понятия и

Пересказ

Песни и иллюстрации

Диск «Православная культура» 5-й год обучения

Прочитать основные евангельские сюжеты


Урок 14

Библейские сюжеты в произведениях православной христианской культуры

1 час

Комбинированный

Знакомство с понятиями Библия, религиозное искусство. Духовная поэзия, религиозная живопись, всенощная, христианские праздники.

Знать понятия, уметь пересказывать сюжеты

вопросы

Найти библейские сюжеты в произведениях

Работа с иллюстрациями 40-41


Урок 15

Монастырь –центр христианской культуры

1 час

комбинированный

Знакомство с понятиями христианская радость, добродетели, послушание, целомудрие, дар, талант, монах, устав, обет, обет, духовная красота.

Знать понятия, уметь раскрывать смысл понятий

Сам.раб

Иллюстрации

Диск «Православная культура» 5-й год обучения

Подготовиться к выставке рисунков.




Раздел I. Жизнь первобытных людей 6 час

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3 часа

Урок 16

Древнейшие люди

Моя Родина в древности

1 час

Школьная лекция

Современные представления о месте и времени появления древнейшего человека, облик, отсутствие речи, изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Человеческое стадо. Овладение огнём

Уметь:

-описывать, применяя опорные сигналы условия существования, образ жизни людей в древности.

-объяснять основные понятия.

Вопросы

Карта

П.1. Понятия. Вопросы. Подумать, что означает фраза «труд создал человека»


Урок 17

Родовые общины. Возникновение искусства и религиозных верований



1 час

Урок-исследование

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретения одежды из шкур, жилищ, копья, гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей.

Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Уметь:

-описать портрет древнейшего человека,

— объяснить, чем занимается;

Знать: главное отличие человека от животного.


Уметь:

— Объяснить причину появления верований.

-Рассказать о возникновении первобытного искусства

Решение твор.задач

Задание на описание портрета первобытного человека.


Найти ошибки в тексте


Иллюстрации

П..2.раб.тет.зад.№ 3-4 П.3. Понятия


Тема 2. .Первобытные земледельцы и скотоводы 3 часа

Урок 18

Возникновение

земледелия и скотоводства



1 час



Школьная лекция

«Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие, скотоводство, ремесла – гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Уметь:

— описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов;

-устанавливать последовательность орудий труда и занятий древнего человека.

Тест №1

Наглядное пособие

П.4. Понятия.раб/тет.зад.№13. Рассказ «Как появилось земледелие и скотоводство»


Урок 19

Появление неравенства и знати

1 час

комбинированный

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства и знати

Уметь:

-сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени.

Решение кроссворда

Диск

П 5. Подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по разделу «Жизнь первобытных людей»


Урок 20

Урок – повторение по разделу 1 «Путешествие по станциям»

1 час

обобщение

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации.

Уметь:

-определить необходимый ответ из ряда предложенных.

-Объяснить исторические термины.

— Решать кроссворды.

Вопросы Тест№ 2


Составить кроссворд по теме: Жизнь первобытных людей».


Раздел II. Древний Восток 16 час


Тема 4. Древний Египет 7 часов

Урок 21

Государство на берегах Нила

1 час

Школьная лекция

Древний Египет: географическое

местоположение и природные условия,

население. Возникновение и управление государством в Древнем Египте

Уметь:

-Показывать на карте, положение Древнего Египта.

-Характеризовать природные условия.

-Объяснять причины появления древнеегипетского государства.

Вопросы

Карта «Древний Египет»

Диск «Всеобщая история» 5 кл

П 6. Вопросы и понятия


Урок 22

Земледельцы и ремесленники в Египте (Работа по группам)

1 час

Урок-исследование

Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения. Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

Уметь:

-Объяснить назначение предметов быта и труда.

— Описать условия жизни и основные занятия древних египтян.

Работа по карточка

Карточки

П.7 Вопросы и понятия.


Урок 23

Жизнь вельмож в Египте

1 час

комбинированный

Образ жизни и служба вельмож в Египте. Города Мемфис, Фифы.

Уметь:

-Характеризовать

существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Тест № 3

Карточки


П.8.Вопросы.Сообщение о вооружении египетского войска


Урок 24

Военные походы фараонов

1 час

комбинированный

Правитель Египта – фараон. Неограниченная власть фараона, войско: пехота, колесницы. Завоевательные походы. Держава Тутмоса 111.


Уметь:

-раскрывать причины и последствия военных походов фараонов;

-показывать на исторической карте направления военных походов.

Проверка задания

Карта «Древний Восток, Енипет и Передняя Азия»

Диск «Всеобщая история» 5 кл

П.9.Раб.тет.задание № 28


Урок 25

Религия древних египтян

1 час

Урок-игра

Священные животные, боги. Мифы. Обожествление фараона.

Уметь:

-называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;

-Извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян.

Заполнить таблицу

Таблица в рабочих тетрадях

П. 10.

Понятия. Раб.тет.задание №33


Урок 26

Искусство Древнего Египта Письменность и знания древних египтян.

1 час

Школьная лекция

Строительство пирамид. Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний мир. Находки в гробнице фараона Тутанхамона

Особенности изображения человека в скульптуре и росписях.

Строительство пирамид. Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний мир. Находки в гробнице фараона Тутанхамона

Особенности изображения человека в скульптуре и росписях.


Уметь:

-объяснить назначение гробниц, статуй, храмов, пирамид;

-характеризовать основные достижения науки и определять её значение для мировой культуры.

Заполнить таблицу

Диск «Всеобщая история» 5 кл

П.11-12. Заполнить таблицу Подготовиться к контрольно-обобщающему уроку


Урок 27

Обобщение знаний по теме: «Древний Египет».

1 час

Контрольно-обобщающий

Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздании.

Уметь:

-определить необходимый ответ из ряда предложенных ответов.

-Объяснить исторические термины. Уметь:

-определить необходимый ответ из ряда предложенных.

-Объяснить исторические термины.

— Решать кроссворды.

Тесты № 5 по вариантам

Карта «Древний Египет»,

Нарисовать рисунок, составить кроссворд



Тема 5. Западная Азия в древности 6 часов

Урок 28

Древнее Двуречье .Царь Хаммурапи и его законы

1 час

комбинированный

Двуречье (Междуречье): географическое

местоположение и природные условия,

население. Использование глины. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Основные города. Религиозные верования. Научные знания. Клинопись.

Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе, о неравенстве людей перед законом.

Уметь:

— Показывать на исторической карте, положение Двуречья.

-Сравнивать природные условия и причины образования государств в Египте и Междуречье. Уметь:

-Анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи» по памятке;

Индив.работа по карточкам

Карточки, карта «Древний Восток, Енипет и Передняя Азия»


П.13-14. раб.тет. задание № 46 и № 53


Урок 29

Финикийские мореплаватели.

1 час

комбинированный

Города Финикии. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний. Древнейший алфавит

Уметь:

-Показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

-характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры.

Опрос по рассказу

Карта «Древний Восток, Енипет и Передняя Азия»

Диск Всеобщая история 5 кл

П.15. Чем закончился рассказ «Царская сказка» П.16. Прочитать 10 заповедей


Урок 30

Библейские сказания


1 час

Школьная лекция

Представление о Библии и Ветхом завете. Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей.

Уметь:

-Высказывать своё суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний.

Тест №6

Иллюстрации, Библия, Диск

П 16.


Урок 31

Древнееврейское царство

1 час

Школьная лекция

Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства.

Храм бога Яхве.

Уметь:

-Определить на карте и описать местоположение Древнееврейского царства при Соломоне;

-определять вымысел и быль в библейских преданиях.


Вопросы

иллюстрации

П.17.Прочитать. Вопросы. Тв.зад «иерихонская труба»


Урок 32

Ассирийская держава

1 час

Урок –игра

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Новшества в военном деле. Ассирий-ские завоевания. Ограбление побеждён-ных стран массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица Ниневия. Искусство библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Уметь:

— определять причины возникновения и гибели Ассирии.

-Характеризовать особенности военного искусства ассирийцев.

Вопросы для сравнения культуры Древнего Египта и Ассирийской державы.

Вопросы командам

Карта, «Древний Восток, Енипет и Передняя Азия»

П.18. раб тет. Зад.№ 74


Урок 33

Персидская держава

1 час

комбинированный

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий 1. «Царская дорога», её использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорённых областей). Город Персеполь.

Уметь:

-Показывать на карте расположение Персидской державы;

-Раскрывать особенности государственно – административного устройства Персидской державы;

-сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства.

Вопросы

Карта «Древний Восток, Енипет и Передняя Азия»


П.19. раб.тет. зад № 81


Тема 6. Индия и Китай в древности 5 часов

Урок 34

Природа и люди Древней Индии

1 час

комбинированный

Местоположение и

Природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство.

Уметь:

— Характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;


Решение ист.задач

Карта «Древний Восток. Индия и Китай» Диск «всеобщая история» 5 класс

П.20.раб.тет. зад.№ 83.


Урок 35

Индийские касты

1 час

Школьная лекция

Религиозные верования. Представление о кастах. Периоды жизни брахманов.

«Неприкасаемые». Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры, шахматы.


— анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

Работа в группах по карточкам

Таблица Диск Всеобщая история 5 класс

П.21.Мифы и легенды


Урок 36

Учения Конфуция

1 час

Школьная лекция

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы.

Уметь:

— Определять особенности географических и природных условий Китая;

— Сравнивать учения Будды и Конфуция;

-Высказывать своё суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая.

Тест № 7

Документ «Конфуций (Кон Цю)»

П.22. раб.тер. № 83 Сообщения «Строительство Великой китайской стены»


Урок 37

Первый властелин единого Китая

1 час

комбинированный

Объединение Китая. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас

Уметь:

— Устанавливать связь река- страна, город- страна, правитель – страна.


Вопросы к параграфу

Карта

П.23.Подготовиться к повторению


Урок 38

Повторение раздела 2 «Древний Восток»

1 час

Повторение

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Уметь:

-определить необходимый ответ из ряда предложенных.

-Объяснить исторические термины.

— Решать кроссворды.


Тест № 8

Работа с историческим источником

Тесты

Повторить термины Тест

Р. т. № 92 – 97


Раздел III. Древняя Греция 18 час

Тема 7. Древнейшая Греция 4 часа

Урок 39

Греки и критяне

1 час

комбинированный

Местоположение и природные условия Древней Греции. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Мифы критского царства.

Уметь:

— Характеризовать природно-

географические условия,

основные занятия,

древних греков и критян;

— сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян.



Фронт.опрос.

Карта «Древняя Греция» Диск Всеобщая история

П.24 Вопросы и мифы. Тв.зад. «Нить Ариадны»


Урок 40

Микены и Троя

1 час

комбинированный

Микенское царство. Каменное строительство. Древнейшее греческое письмо. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён. Упадок хозяйства и культуры.

Уметь:

— Характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»


Беседа по прочитанному

Работа с документом

Документы, карта

П.25. Сообщение «Поэт Гомер» Тв.зад. «ахилессова пята», «яблоко раздора»


Урок 41

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1 час

комбинированный

Поэмы Гомера

«Илиада» и «Одиссея». Содержание и основные события, главные герои поэм.

Уметь:

— Рассказывать основное содержание поэм Гомера;

— характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

— Высказывать свою точку зрения о значимости поэм для современности.


Тест № 9

Беседа по прочитанному

Сделать сообщение о Гомере.

Задание на анализ «Илиады» и «Одиссеи», определение реального и мифического в жизни героев

Документы, книги, иллюстрации

П.26-27 Вопросы. Тв.зад. Между Сциллой и Харибдой», «Троянский конь»


Урок 42

Религия древних греков

1 час

Школьная лекция

Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях.

Уметь:

-показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

— называть имена мифических богов;

-объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались.

Проверка записи в тетради и комментарии к ним

Конспекты

П.28. Рисунок к мифам о Геракле


Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7 часов

Урок 43

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1 час

комбинированный

Начало обработки железа в Греции. Создание алфавита. Возникновение самостоятельных государств. Местоположение и

природные условия Аттики. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Уметь:

— Объяснять значение понятий;

— Объяснить, как образовались греческие полисы;

— Объяснить причины деления полисов по роду занятий.

Вопросы

Показ презентации

П.29. раб.тет.вып.№ 2 зад.№ 16. «Драконовские законы»


Урок 44

Зарождение демократии

1 час

Урок-игра

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда.

Уметь:

— Объяснять значение понятий;

— Раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

— называть характерные черты политического управления полисом

Тест № 10

Показ презентации

П.30. Понятия и термины


Урок 45

Древняя Спарта

1 час

Комбинированный

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис.

Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении . Спартанцы и илоты. Спарта –военный лагерь. Регламентация повседневной жизни. Управление. Спартанское воспитание.

Уметь:

— Сравнивать общественное устройство Спарты и Афинского государства;

— описывать образ жизни спартанцев и илотов;

— высказывать своё мнение по вопросу о воспитании спартанцев.



Решение ист.задач.

Показ презентации

П 31. Миф с 147.


Урок 46

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Танаис – музей-заповедник

1 час

Комбинированный

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы.

Уметь:

— показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположение первых греческих колоний;

— раскрывать основные причины основания древними греками колоний.

Сочинение «Греки – нация моряков»

Документы . Фото Танаиса

П 32.Прочитать


Урок 47

Олимпийские игры в древности

1 час

Урок-игра

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям.


Уметь:

-раскрывать причины возникновения олимпийских игр;

-описывать ход проведения олимпийских игр;

Вопросы

Составить устный рассказ на тему: «Олимпийские игры в Древней Греции».

Вопросы игрокам Диск

П.33. Задание раб.тет 2. № 34

Узнать, в каких годах проходили олимпийские игры на территории нашей страны


Урок 48

Марафонская битва

1 час

комбинированный

Победа афинян в Марафонской битве


Уметь:

-объяснить значение понятий;

— раскрыть причины победы греков в марафонской битве,

Беседа по прочитанному

Карта Древняя Греция

П.34. Прочитать и ответить на вопросы Что такое марафонский пробег


Урок 49

Нашествие персидских войск на Элладу

1 час

комбинированный

Стратег Мильтиад. Нашествие персов на Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев. Саламинское морское сражение. Битва при Платеях. Причины победы греков.

последствия победы Афин над персами;

— рассказать о наиболее крупных сражениях.

Задание на определение длительности события

греко-персидские

войны.

Карта «Древняя Греция»


П.35.


Тема 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии 3часа

Урок 50

В гаванях афинского порта Пирей. Город Афины.

1 час

Комбинированный

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.


Уметь:

— Описывать условия существования и образ жизни жителей Афин;

— находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов.


Тест №11

Диск

П.36. Подготовить сообщение об Акрополе. Рассказ от миени путешественника, посетившего древний порт Пирей П.37 прочитать.


Урок 51

Афинские школы и гимнасии .В театре Диониса

1 час

Интегрированный

В афинских школах и гимнасиях. Образование афи­нян: начальная школа; палестра, гимнасии; взгляды греческих учёных на природу человека. Сократ. Возникновение те­атра: трагедия и комедия. Трагедия Софокла «Антигона», комедия Аристофана «Птицы». Здание театра. Воспитательная роль театра.

Уметь:

-Находить общее и осо­бенное в быту и обра­зовании афинян и спар­танцев

Уметь:

— Рассказать о театре, отличие комедии и тра­гедии в Древней Гре­ции,

— раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков.

Беседа по итогам сравнения Опрос по карточкам

Иллюстрации. Диск

П.38. сравнить обучение в совр.школе и афинской. П. 39 вопросы.


Урок 52

Афинская демократия при Перикле

1 час

комбинированный

Афинская демо­кратия в Vв. до н. э. Народное соб­рание.

Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Друзья и соратники Перикла.

Уметь:

— называть характерные черты политического устройства Афин;

-составлять характеристику Перикла по памятке.

Работа с ист.документами

Презентация

П 40. вопросы


Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. 4 часа

Урок 53

Города Эллады подчиняются Македонии. Поход А.Македонского на Восток

1 час

Урок -исследование

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии

при царе Филиппе. Аристотель. Македонское войско. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра

Победа на берегу реки Граник. Разгром войска Дария 3 у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Уметь:

-Объяснить причины возник-

новения Македонии;

-Характеризовать

внутреннюю жизнь Македонии.

-Описывать состояние

македонской армии.

-Объяснять причины

потери Грецией независимости.

Уметь:

-Рассказывать о македонских царях Филиппе и Александре.

-Рассказывать о войне

Александра Македонского против персов.

-Описывать войско пер­сов.

— Уметь показать на карте направление походов Александра Македонского и последовательность формирования державы Александра Македонского.

Сочинение «Почему Македония покорила греческие полисы?»

Составить вопросы для описания жизни Аристотеля

Карта «Древняя Греция»

П.41.вопросы П.42 Работа с картой раб.тет зад № 52


Урок 54

В Александрии Египетской

1 час

комбинированный

Распад державы Александра Македонского после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека.

Уметь:

-Рассказывать об Алек­сандрии Египетской.

— Объяснить причины распада державы Александра Македонского.


Тест № 12 Беседа по прочитанному

Составить рассказ – экскурсию « В Александрии Египетской»

Документ «Александрийская библиотека»

П43 Вопросы Подготовиться к контрольному уроку


Урок 55

Повторение раздела III «Древняя Греция»

1 час

Повторение урок-игра

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Уметь:

-определить необходимый ответ из ряда

предложенных.

-Решать кроссворды.

Игра «Брей-ринг»

Тест № 13

Карта, иллюстрации на интер-доске, жетоны,тесты

Подготовить сообщение о быте жителей Рима


Раздел IV. Древний Рим 18 час

Тема 11. Рим: от возникновения до установления господства над Италией 3 часа

Урок 56

Древнейший Рим

1 час

Урок-презентация

Местоположение и

природные особенности Италии. Река Тибр. Население. Легенда об основании Рима – города на семи холмах.

Управление древнейшим Римом.

Ликвидация царской власти

Умет:

-Описывать условия жизни древних латинян. Объяснять влияния природных условий на образ жизни и заня­тия жителей Древней Италии.

-Излагать легенду об основании Рима, соот­носить содержание ле­генды с реальными на­учными знаниями об основании Рима.

-Используя легенду, определять, какое управление было в Ри­ме при Ромуле.

-Описывать по карте территорию, которую занимал Древний Рим.

Задание на

опре­деление по содер­жанию легенды системы управле­ния при Ромуле.

Задание на соотне­сение легенды с научными знаниями об основании Рима

Карта «Древний Рим»

Презентация

П.44. раб.тет.зад.№ 52


Урок 57

Завоевание Римом Италии

1 час

комбинированный

Возникновение

республики.

Управление Римской республикой.

Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Римское войско.

Война Рима

с Карфагеном.

Установление

господства Рима над Италией.

Уметь:

— Определять даты основных событий;

— объяснять значения основных понятий;

— объяснять причины войн Рима с другими народами Италии;

— Сравнивать войско римлян и галльских племён.

Опрос по карте, работа с историческими источниками

Презентация

Карта, диск

П.45. работа с картой


Урок 58

Устройство Римской республики

1 час

Урок-игра

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Функции сената. Организация войска.

Уметь:

— Объяснять основн. понятия;

— сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

— характеризовать войско римлян.

Сам.раб.

Презентация

П.46. Исторические документы


Тема 12. Рим –сильнейшая держава Средиземноморья 3 часа

Урок 59

Вторая война Рима с Карфагеном

1 час

Комбинированный

Карфаген. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Битва при Каннах, при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Уметь:

— Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

— давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

Диф.раб. по карточкам вопросы

карточки

П.47. вопросы


Урок 60

Установление господства во всем Средиземноморье

1 час

Школьная лекция

Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.

Уметь:

— рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

— Раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья.

Беседа по прочитанному

Карта

П.48. раб.тет.зад.№70


Урок 61

Рабство в Древнем Риме

1 час

Школьная лекция

Завоевание – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие».

Гладиаторские игры.


Уметь:

— описывать положение рабов в Древнем Риме;

-рассказывать о гладиаторских боях.

Уметь:

— описывать восстание рабов в Риме;

— раскрывать причины, ход, результат восстания;

Проанализировать высказывания римских учёные о рабах.

Документы

П 49


Тема 13. Гражданские войны в Риме 3 часа

Урок 62

Земельный закон братьев Гракхов

1 час

Урок-исследование

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.


Уметь:

-раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона Гракхов;

-анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов.

Тест № 14

Опрос по проч.документам

Документ

П.50 прочитать документы


Урок 63

Восстание Спартака

1 час

комбинированный

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Понимать причины восстания Спартака, причины его поражения, познакомить с героической личностью Спартака, продолжить формирование умений делать выводы, анализировать события

Работа с историческими источниками

Карта, документы

П 51раб.тет.№ 79


Урок 64

Единовластие Цезаря. Установление империи

1 час

комбинированный

Превращение римской армии в наёмную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в Сенате.

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн Характер власти Октавиана Августа

Уметь:

— объяснять суть диктатуры Цезаря;

— раскрывать причины возвышения Цезаря;

— работать с историческим источником.

Уметь:

— раскрывать причины падения диктатуры цезаря;

— рассказывать о борьбе Антония и Октавиана;

— Характеризовать римского императора Октавиана

Фронтальный опрос

Карта «Римская республика»

П.52. Вопросы. Тв.за. «перейти Рубикон» П.53. подготовиться к тестированию


Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 4 часа

Урок 65

Соседи Римской империи

1 час

комбинированный

Территория империи. Соседние государства. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племён. Предки славянских народов.

Уметь:

— показывать на исторической карте территорию Римской империи;

— описывать жизнь соседей Римской империи;

Тест № 15

Сам.раб.с ист.докум.

Исторические документы

П.54.прочитатьдокументы


Урок 66

В Риме при императоре Нероне

1 час

комбинированный

Обожествление императоров. Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона

Уметь:

— показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

— раскрывать террористические методы правления Нерона.

Вопросы

Карта «Римская империя в I –III вв до н.э»

П.55. прочитать и ответить на вопросы


Урок 67

Первые христиане и их учение

1 час

Школьная лекция

Возникновение Христианства. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед богом. Отношение римских властей к христианам

Уметь:

— объяснять значение основных понятий;

— рассказывать о жизни и деятельности христиан;

— объяснять суть христианского учения;

— сравнивать учение христианства с другими религиями

Обсуждение прочитанного

Диск «Православная культура» 5-й год обучения

П.56. Какие чудеса творил Иисус Христос


Урок 68

Расцвет империи во 2-м веке. Рим и его жители

1 час

Комбинированный

Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях.

Уметь:

— объяснять основные понятия;

— анализировать деятельность императора Трояна;

— сравнивать положение колона и раба;

-рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств

Работа в группах по карточкам

Карта «Римская империя в I –III вв до н.э»

Картина «Последний день Помпеи»

П.57-58. вопросы и документы


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 5 часов

Урок 69

Римская империя при Константине Взятие Рима варварами

1 час

Комбинированный

Вторжение варваров. Использование императорами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина.

Признание Христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Разделение Римской империи на два государства – Восточную и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях. Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона. Взятие Рима готами. Опустошение Рима варварами.

Уметь:

— объяснять основные понятия;

— характеризовать деятельность Константина;

— рассказывать о переменах в положении христиан




Уметь:

— объяснять значение основных понятий;

— рассказывать о борьбе римлян с варварами;

— объяснять причины распада Римской империи.

вопросы Разгадывание кроссворда

Диск

П.59. вопросы П.60 вопросы


Урок 70

Повторение и тестирование по курсу история Древнего мира.

1 час

Повторительно-обобщающий

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру

Уметь:

— анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима;

— описывать основные памятники культуры;

— сравнивать цивилизации Греции и Рима;

— сравнивать древние мировые

Конт. Тестирование

Тест № 16

Тесты

Повторение основных понятий















Перечень комплекта учебного оборудования и пособий

для проведения уроков истории в 5 классе


п/п

Наименование

Кол-во


Технические средства обучения


1

Интерактивная доска

1

2

Ноутбук

1

3

Сетевой фильтр-удлинитель

1

4

Проектор

1

5

Колонки

2


Список электронных презентаций к урокам


34

Лента времени

1

35

Флаги

1

36

Генеалогия

1

37

Геральдика

1

38

Древнейший Рим

2

39

Древняя Спарта

1

40

Зарождение демократии в Афинах

1

41

Земледельцы Аттики

1

42

Исторические источники

1

43

История Древнего мира

1

44

Завоевание Римом Италии

1


Карты


1

2


3

4

5

6

7

8

9

  1. Первобытно общинный строй на территории нашей страны Древнее государство Закавказья,

  2. Средней Азии и Северного Причерноморья

  3. .

  4. Завоевание Александра Македонского.

  5. Египет и Передняя Азия древности.

  6. Римская империя в 4-5 веке, Падение западной Римской Империи.

  7. Древняя Италия (до середины 3 века до нашей эры.)

  8. Древняя Греция в 5-6 веках до нашей эры.

  9. Арабы в 7-11 веках.




Видеофильмы (DVD)


1

Римский лагерь


2

Всеобщая история. История Древнего мира



Печатные издания


1

Н.Бузюмова и др.Развернутое тематическое планирование 5-11 классы. В. Учитель 2011г

1

2

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая учебник История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2010-2011гг.

1

3

Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010-2012.

1

4

  1. О.А. Северина История Древнего мира. Поурочное планирование. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003г.


1

5

Л.Л. Кочергина История древнего мира. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель»,2003г.





1



1


Комплексные справочные издания на СD


1

Материалы участников фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио»

1

2

Гуманитарные рефераты 2003

1

3

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008

2

4

От Кремля до Рейхстага

1


36


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Алгоритмы в нашей жизни"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: