Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс базовый уровень по УМК А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой


Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании методсовета. Заместитель директора по УР Директор МБОУ «СОШ № 10

протокол №___ МБОУ «СОШ №10 п.Каменский» п. Каменский»

от «____»__________20___г ______________/______________/ _______________/_____________/

«____»_______________20____г «____»______________20____г



Рабочая программа

по истории Древнего мира

5 класс

базовый уровень

по УМК А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой.

Коршуновой Ларисы Александровны


Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №____ от «____»_____20____г



2014 -2015 учебный год



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по учебнику: Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.16 изд. М. Просвещение,2009.

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»1 каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Требования к результатам изучения истории во ФГОС содержат шесть пунктов. В приведенной ниже таблице показано, как они отображаются в линиях развития предмета. Часть пунктов 3,5 требований ФГОС присутствуют в каждой линии, так как все они деятельностные и практико- ориентированные (обозначены пунктирными стрелками).



















Линии развития

личности средствами предмета

«История» в ОС «Школа 2100»

Соот-ветствие

Требования к предметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД















По

1-2-я. Овладение

исторической картиной

мира: умение объяснять

современный мир, связывая

исторические факты и

понятия в целостную

картину



3-я. Формирование

открытого исторического

мышления: умение видеть

развитие общественных

процессов (определять

причины и прогнозировать

следствия)



1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;


2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;


3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;


4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;


5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;


6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


4-я. Нравственное

самоопределение

личности: умение

оценивать свои и чужие

поступки, опираясь на

выращенную человечеством

систему нравственных

ценностей


5-я. Гражданско-

патриотическое

самоопределение

личности: умение, опираясь

на опыт предков,

определить свою

мировоззренческую,

гражданскую позицию,

толерантно

взаимодействовать с теми,

кто сделал такой же или

другой выбор.










II Общая характеристика учебного предмета «История Древнего мира»

Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир.

Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия.

В 5–6-м классах основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация», причем последнее в двух значениях – как «ступень развития всего человечества» и как «культурная общность группы народов и государств». Из теории исторического материализма мы при этом используем лишь отдельные понятия и только для описания социально-экономических отношений. Иными словами, у нас в тексте представлены термины «рабы» и «рабовладельцы», «феодалы» и «зависимые крестьяне», но нет терминов – «рабовладельческая демократия» или «феодальная республика».

В соответствии с требованиями ФГОС программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.

Реализации этой идеи служит основная отличительная особенность методического аппарата наших учебников, почти полный отказ от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и замена их творческими продуктивными заданиями

III Описание места учебного предмета «История» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (5-й класс – «Всеобщая история»; 6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России» с явным приоритетом в пользу последней).

V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета.

Предметные результаты (цели предмета)

1-2-я линии развития (ЛР) – Овладение исторической картиной мира

3-я ЛР – Формирование открытого исторического мышления

(тексты и задания)

4-я ЛР – Нравственное самоопределение личности

5-я ЛР – Гражданско-патриотическое самоопределение личности

(тексты и задания)

Предметная методика

Метапредметные результаты

Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Функциональная грамотность

— Технология проблемного диалога (структура параграфов)

— Технология оценивания (правило самооценивания)



Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

Задания по групповой работе



Личностные результаты

Комплексные, компетентностные задания в УМК:

— Задания по проектам (на предметном материале)

— Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)





Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

Формулировки

личностных результатов

во ФГОС

Реализация в программе и учебниках по истории ОС «Школа 2100»

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Через задания 4-й и 5-й линии развития (подробнее см. пункт 1.3.) и тексты, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения истории с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии (см. пункт 3.2), обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Через систему историко-обществоведческих понятий (см. пункт 2.2) и задания 1-2-й и 3-й линий развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира (см. пункт 1.3).

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Через оценочно-толерантные задания 4-5-й линий развития (см. пункт 1.3) и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Через задания 4-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений.

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п.

+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений.

+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Через задания 4–5-й линии развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Формулировки

метапредметных результатов

во ФГОС

Реализация в программе и учебниках по истории ОС «Школа 2100»

РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учеб.действия

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников (см. пункт 3.2)

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК: (подробнее см. пункт 3.2)

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритма работы с продуктивными заданиями. (подробнее см. пункт 3.1)

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

8) смысловое чтение;

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения (см. пункт 3.2), т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации)

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции

Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

  • Группировать (не по хронологии)

  • Сравнивать


3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

  • При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности


5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий

  • Толерантно определять свое отношение к иным позициям






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

5 КЛАСС ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 68 ЧАСОВ

Цели обучения

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Содержание

Введение в историю

История – наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Географическое и историческое пространство.Цивилизация и её составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.

Раздел I. Жизнь первобытных людей .Первобытные собиратели и охотники.

Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные отличия от животных. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Присваивающее хозяйство древнего человека: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Появление религиозных представлений.

Первобытные земледельцы и скотоводы.Совершенствование орудий труда. Переход к производящему хозяйству – возникновение земледелия и скотоводства. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Появление письменности. Счёт лет в истории. Лента времени.

Повторительно-обобщающий урок. Раздел II. Древний Восток.Древний Египет.Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Северное и Южное царства. Объединение Египта. Общественное устройство Древнего Египта.Труд земледельцев. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь. Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта. Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература.

Повторительно-обобщающий урок.

Передняя Азия в древности.Местоположение Междуречья, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего междуречья. Возникновение городов-государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Клинопись. Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Город Вавилон – «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии. Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.Еврейские племена скотоводов-кочевников. Мифы и предания древних евреев. Религия. Положение Ассирии. Перемены в хозяйстве и военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала.Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран».

Повторительно-обобщающий урок.

Индия и Китай в древности.Природные условия древней Индии. Население и его основные занятия. Индийские касты. Представление о богах и переселении душ. Культура древней Индии.Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учитель мудрости – Конфуций. Китайская религии я и мифология. Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Великая китайская стена. Достижения хозяйства. Культура Древнего Китая.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел III. Древняя Греция.

Древнейшая Греция.Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Древнейшая греческая письменность. Гибель Критского царства и Микен.Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и её причины.Поэма Гомера «Одиссея».Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины – главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство солона6 отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Основные черты афинской демократии.Природа и хозяйство Лаконики. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей .Легенды о знаменитых атлетах древности.Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье. Причины Греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Марафонская битва и её значение. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.

Повторительно-обобщающий урок. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Гавани Пирея. Труд рабов и их положение в обществе.Главная площадь Афин – Агора. Район Афин Керамик и искусство изготовления чернофигурных и краснофигурных сосудов. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры, гимнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.Праздники в честь Диониса. Возникновение театра. Трагедия и комедия. Устройство театров и актёры. Значение театров в общественной жизни полисов.Возвышение Афин. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой. Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.

Повторительно-обобщающий урок. Македонские завоевания в IV веке до н.э.Македонское царство – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти.Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского. Александрия Египетская.Повторительно-обобщающий урок.

Раздел IV. Древний Рим.Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией.Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме. Верования и обычаи древних римлян.Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии и война с царём Пирром. Образование и структура римско-италийского союза.Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и её влияние на систему управления.Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1-я, 2-я Пуническая война. Образование первых римских провинций. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский.Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всём Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура.Повторительно-обобщающий урок.

Гражданские войны в Риме.Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в римской республике. Восстание Спартака – причины, ход и значение его для римской истории.Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Борьба Антония и Октавиана за власть. Октавиан август – первый римский император.

Могущество и гибель Римской империи.Личность императора Нерона. Сенека и Нерон. Пожар в Риме. Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империиВзаимоотношения Римской империи с её соседями. Захват новых владений и оборона старых. Император Траян – «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам.Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре. Реформы Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан. Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Натиск германских на западную Римскую империю. Взятие Рима готами. Распад и гибель Западной Римской империи.Повторительно-обобщающий урок.































Тематическое планирование.

п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений



1

1



Путешествие в страну История.

А.А. Вигасин, Г,И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира»М., Просвещение 2009

Презентация

Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию; анализировать и обобщать, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи. Регулятивные УУД:определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность, находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его.

Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию; анализировать и обобщать, делать выводы;определять понятия. Регулятивные УУД:определять цель, проблему; выдвигать версии, работать по плану, сверясьс целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, подтверждая фактами.




Творческая исследовательская работа « Если бы я был археологом» ( определение темы и цели)

2

1



Введение в историю Древнего мира.

Карта мира.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5-го кл.основной школы.-М.: Баласс, 2010г.288с.( Образовательная система « Школа 2100

Творческая исследовательская работа ( определение темы и цели)







п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений



3

1



Раздел 1.Жизнь первобытных людей Древнейшие люди.

Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровнях;

анализировать( делить текст на части) и обобщать, делать выводы;.

Регулятивные УУД:определять цель, проблему;

выдвигать версии, планировать учебную деятельность,

работать по плану;

находить и исправлять ошибки,

оценивать степени достижения цели.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение ( в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

Корректировать своё мнение под воздействием контр аргументов.

Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Работа с терминами

4

1



Родовые общины охотников и собирателей.

Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»… Презентация

Работа с картой

Творч. зад.

« Один день из жизни родовой общины»

5

1



Возникновение искусства и религиозных верований.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История

Работа с текстом учебника

6

1



Возникновение земледелия и скотоводства.

Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.М.,1987

Решение творческих задач.

7

1



Появление неравенства и знати


Работа с атласами

8

1



Счет лет в истории




Лента времени Презентация

Решение творч. задач




п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений



9

1








Повторительно- обобщающий урок « Общий взгляд на первобытный мир»

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5-го кл.основной школы.-М.: Баласс, 2010г.288с

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение ( в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

Корректировать своё мнение под воздействием контр аргументов.

Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Индивидуаль-ные сообщения



10




1




Древний Восток. Цивилизация Древнего Египта.Государство на берегах Нила.




Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.М.,1987



Презентация

Познавательные УУД: анализировать ( в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровнях; классифицировать ( группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; находить в учебнике, др. источниках и использовать ИКТ достоверную информацию, необходимую для решения задач; устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровнях; Представлять информацию в разных формах ( рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы)

Работа с картой

Работа с историческими источниками.









п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений



11

1



Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира.М,,1989.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение , аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в парах, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) ; различать в речи другого мнения, доказательства, факты. гипотезы, аксиомы, догматы, теории.



Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззр. позиции; выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проблемы) и отвечать за свой выбор.

Работа с текстом учебника

12

1



Жизнь египетского вельможи

Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007

Работа с историческими источниками

13

1



Военные походы фараонов

Атлас по истории Древнего мира

Работа с атласами


14

1



Религия древних египтян

Презентация

Работа с терминами

15

1



Культура Древнего Египта.

Презентация

Творческое задание.

16

1



Письменность и знания древних египтян


Михайловский Ф.А. История Древнего мира.Книга для учителя .М.,2000

Работа с историческими источниками

17


1








Урок контроля по теме « Цивилизация Древнего Египта

Контурные карты, атлас по истории Древнего мира.

Исторический диктант







п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений



18

1



Западная Азия в древности. Древнее Двуречье.

Карта Западная Азия в древности.

Презентация « Где распологалась Месопатамия»

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической ( в.т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. работать по плану, сверяясь с целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени дотижения цели.

Работа с картой


19

1



Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.М.,1987

Работа с историческими источниками

20

1



Финикийские мореплаватели

Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»…

Творческое задание.

21

1



Библейские сказания.

Библия для детей. Баку, 1991.

Работа с текстом учебника

22

1



Царство Давида и Соломона.

Библия для детей. Баку, 1991.

Работа с терминами.

23

1



Ассирийская держава.

Михайловский Ф.А. История Древнего мира.Книга для учителя .М.,2000

Работа с историческими источниками

24

1



Персидская держава «Царя царей».

Презентация.

Работа с терминами

25

1



Контрольно- обобщающий урок « Общий взгляд на Древний Восток

Контурные карты, атлас по истории Древнего мира.















п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений

26


1



Индия и Китай в древности.

Природа и люди Древней Индии.

Контурные карты, атлас по истории Древнего мира.

Презентация.

Познавательные УУД: анализировать ( в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровнях. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение , аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в парах, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической ( в.т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. работать по плану, сверяясь с целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели

Работа с атласами


27

1



Индийские касты.

Презентация

Работа с терминами

28

1



Китайский мудрец Конфуций.

Всё обо всех. Том 2.М. 1996.

Работа с историческими источниками

29

1



Первый властелин единого Китая.

Всё обо всех. Том 2.М. 1996.

Работа с текстом учебника.

30

1



Контрольно — обобщающий урок

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5-го кл.основной школы.-М.: Баласс, 2010г.288с

Проблемные задания





п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений

31

1



Древняя Греция. Греки и критяне.

Немировский А.И ….История Древнего мира. Греция и Рим. Пособие для учащ. М., Дрофа, Т.1.1996

Познавательные УУД:сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;устанавливать причинно следственные связи, анализировать ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения Личностные УУД:извлекая из истории уроки прошлого, , осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах , добровольно ограничивать себя ради пользы других ;осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него. Коммуникативные УУД:создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;понимать позицию другого,( в т. ч. вестидиалог с автором текста).Регулятивные УУД:определять цель,проблему в деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) ; выдвигать версии, , выбирать средства достижения цели в группе ииндивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект ) ,используя ИКТ;

Начало работы над проектом

32

1



Микены и Троя.

Энциклопедический словарь юного историка. М. 1994

Работа над проектом

33

1



Поэмы Гомера «Илиада» и « Одиссея».

Немировский А.И ….История Древнего мира. Греция и Рим.

Работа с историческими источниками

34

1



Религия древних греков.


Работа с терминами

35

1



Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников.М.2001

Работа над проектом

36

1



Зарождение демократии в Афинах.


Работа с понятиями и терминами

37

1



Древняя Спарта.

Презентация

Работа над проектом

38

1



Основание греческих колоний.

Контурные карты, атлас по истории

Работа с картой

39

1



Олимпийские игры в древности.

Презентация

Работа над проектом



п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений

40

1



Победа греков над персами в Марафонской битве.

Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников.М.2001

Познавательные УУД: сравнивать объектыопределённымкритериям;устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне;анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия; Личностные УУД:извлекая из истории уроки прошлого, , осознавать и проявлять себя гражданином России ,объяснять взаимные интересы, , ценности,обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других ;

Коммуникативные УУД:создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;понимать позицию другого, , выраженную в явном и НЕ явном видРегулятивныеУУД:определять цель, , проблему деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) , выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект ) используя ИКТ; работать п плану,

создание текстов с рисунками

41

1



Нашествие персидских войск на Элладу.

Карта Древняя Греция

Работа с историческими источниками

42

1



Возвышение Афин в 5 в. до н.э .В гаванях афинского порта Пирей.

Карта Древняя Греция

Работа с картой

43

1



В городе богини Афины.

Презентация

Создание текста доклада

44

1



Культура Древней Греции.

Саяпин В.Н., Стручалина Р.А. История мировой и отечественной культуры. Культура античности. Саратов.200

Работа над проектом

45

1



Афинская демократия при Перикле.


Работа с понятиями

46

1



Контрольно — обобщающий урок .

Проектные работы учащихся

Защита проекта







п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений



47

1



Македонские завоевания в 4 в. до н.э .Города Эллады подчиняются Македонии.

Карта Древняя Греция



Познавательные УУД:

устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне;

анализировать ( ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до

казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные

рассуждения – на простом и сложном уровне;

пользоваться смысловым чтением –самостоятельно вычитывать фактуаль

ную, подтекстовую, концептуальную информацию;

находить ( ( в учебниках и др. источниках, в т. ч. используя ИКТ) достоверную

информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Коммуникативные УУД:

преодолевать конфликты – договариваться с людьми, , уметь взглянуть на си

туацию с позиции другого;

организовывать работу в паре, , группе ( самостоятельно определять цели , роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения)

Работа с картой и атласами

48

1



Походы Александра Македонского на Восток.

Энциклопедия для детей.Том 1., м. Аванта+,2000

поиск допол. информации

49

1



В древней Александрии Египетской.

Энциклопедия для детей.Том 1., м. Аванта+,2000

Создание текста доклада

50

1



Контрольно- обобщающий урок

Контурные карты, атлас по истории

Творческие задания

51

1



Древний Рим. Древнейший Рим.

Презентация


52

1



Завоевание Римом Италии.

Презентация

Работа с картой, понятиями

53

1



Устройство Римской республики.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5кл-М.:

создание текстов с рисунками





п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений



54

1



Рим — сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном (218- 201 г.г. до н. э.

Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007

Личностные УУД:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, , вырабатывать

собственные мировоззренческие позиции;

выбирать, , как поступить, в т. ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проб

лемы) , и отвечать за свой выбор .

Регулятивные УУД:

определять цель, , проблему в деятельности: учебной и жизненно практичес

кой ( в т. ч. в своих проектах) ;

выдвигать версии, , выбирать средства достижения цели в группе и индивиду

ально;

планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект) ,

используя ИКТ; работать по плану, , сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно , используя ИКТ;оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки.

поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы

55

1



Установление господства Рима во всёмСредиземноморье во 2 в. до н.э.

Немировский А.И ..История Древнего мира. Греция и Рим.Пособие для учащ.М.,Дрофа1996

поиск дополнительной информации в Интернете

56

1



Рабство в Древнем Риме.

Чизолм Д. Древняя Греция.Энциклопедияшкольников.М.2001

создание текстов с рисунками

57

1



Контрольно- обобщающий урок


поиск допол. информации

58

1



Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов.

Атлас по истории Древнего мира

Работа с истор. источниками

59

1



Восстание Спартака.

Контурные карты, атлас по истории

Поиск информ

60

1



Единовластие Цезаря.

Презентация

Поиск информ

61

1



Установление империи в Риме.


созданиетексто



п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений



62

1



Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи в первые века нашей эры.


Немировский А.И .История Древнего мира. Греция и Рим.Пособие для учащ.М., Дрофа, Т.2.1996 Презентация


Познавательные УУД: устанавливать причинно следственные связи,анализировать (( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные

рассуждения,пользоваться смысловым чтение самостоятельно вычитывать информацию;находить ( в учебниках и др. источниках, в т. ч. используя ИКТ) достоверную

информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.Коммуникативные УУД:преодолевать конфликты ,договариваться с людьми, организовывать работу в паре, , группе ( самостоятельно определять цели , роли,задавать вопросы, вырабатывать решения)

Работа с атласами


63

1



В Риме при императоре Нероне.


Презентация

Работа с историческими источниками

64

1



Первые христиане и их учение.


Презентация

Работа с текстом учебника

65


1




Жизнь в Римской империи

Римская империя при Диолектиане и Константине.




Маркс Э.Римляне,М.,1997.

Арасланова О.В., СоловьёвК.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007

Работа с историческими источниками







п/п

Кол-во часов

Дата

Тема раздела. Тема урока

Информационно- методическое обеспечение

Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля достижений



66

1



Взятие Рима готами.

Презентация

Личностные УУД:осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, , вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;выбирать, , как поступить, в т. ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проб

лемы) , и отвечать за свой выбор .

Регулятивные УУД:определять цель, , проблему в деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) выдвигать версии , выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект) ,используя ИКТ; работать по плану, , сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. смостоятельно , используя ИКТ;оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки.




Работа с историческими источниками

67

1



Семь чудес света.

Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007

Презентация

Создание текста доклада

68

1



Контрольно – обобщающий урок. «Общий взгляд на историю Древнего мира»

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5кл-М.: Баласс, 2010г.288с


Творческие работы учащихся











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 5-го КЛАССА

1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.

—Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.

  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.

  • При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Межпредметные связи Окружающий мир, 3-4 классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде. Литература, 5 класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, приемы понимания текста, создания его интерпретации (переносимые с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных)Естествознание, 5 класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерности развития жизни и появление человека на Земле.





VIII Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «История»

  • 5 класс: учебник «Всеобщая история. История Древнего мира»; рабочая тетрадь, методические рекомендации, тетрадь контрольных работ.

  • Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»

  • Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.

  • Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2 выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

— поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;

создание текста доклада;

— фотографирование макро- и микроскопических объектов (например, памятников истории и культуры);

статистическая обработка данных исторических исследований (колличественный анализ событий, отдельных фактов и т.п.);

создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках истории широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).



1 Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 72–141.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Мои предки в годы Великой Отечественной войны"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: