Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________ А.Н. Нигматзянов

Протокол № 1 от

«31» августа 2013 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

___________ Р.А. Гимадиева

«31» августа 2013 г.

 

«Утверждено»

Директор _____________

Г.А. Ахмедзянова

Приказ № 89/0 

«31» августа 2013 г.






Рабочая программа

Гимадиевой Гульчачак Исмагиловны

учителя первой квалификационной категории

по предмету «История древнего мира»

на 2013 — 2014 учебный год

(5 класс, 70 часов)







Пояснительная записка.

Статус документа

Данная рабочая программа по истории, 5 класс составлена на основании

— учебного плана МБОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 31 августа 2013 года).

— федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловского Ф.А.

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:

Цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

  3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  1. формирование исторического мышления учащихся;

  2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;

  2. формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

  5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/14 учебный год и рекомендован МО РФ:

    • Михайловский Ф.А. Программа курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2005.

    • Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – 7-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2006.

    • Жукова С.А. Рабочая тетрадь, М., Русское слово» 2012.

    • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2005

На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.

Ожидаемые результаты:

— Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

— Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

— Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

— Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных способностей.

— Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Основное содержание.

чТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

Всеобщая история.

История Древнего мира

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Основные понятия темы.

Раздел

Основные понятия темы (перечень ключевых слов)

Жизнь первобытных людей



Древний Восток.




Древняя Греция




Древний Рим

Археология, история, всеобщая история, исторический источник, орудия труда, человеческое стадо, племя, рубило, палка-копалка, гарпун, родовая община, религия, искусство, старейшина, мотыга, плуг, неравенство, знать, классы,

Государство.

Цивилизация, фараон, налог, ремесленники, земледельцы, пирамида, жрецы, культура, иероглифы, рабы, рабство, долговое рабство, колония, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, праща, касты, Конфуций, буддизм.

Эллада, о. Крит, Микены, Афины, Троянская война, Ахиллес, Гектор, Гомер, полисы, архонты, Ареопаг, демократия, Народное собрание, граждане, Спарта, спартанское воспитание, скифы, Олимпийские игры, атлеты, Марафонская битва, Акрополь, Агора, гимнасии, палестра, театр, орхестра, комедия, трагедия, стратег, Македония, Александр Македонский, чудеса света.

Ромул, Рем, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, галлы, Сенат, фаланга, Карфаген, Ганнибал, провинция, наместник, амфитеатр, гладиаторы, гражданская война, Тиберий и Гай Гракх, восстание, Спартак, легион, Цезарь, диктатор, император, империя, варвары, славяне, Вифлеем, христиане, Нагорная проповедь, колоны, «рабы с хижинами», термы, Константинополь, готы, вандалы

Тематическое планирование

пп

Наименование разделов

Всего часов

Форма организации учебных занятий

Вид контроля

Теория

практика

1.

Что изучает история

10

8

2

Самостоятельная работа 1, тест 1

2.

Жизнь первобытных людей

6

5

1

Контрольная работа

3.

Древний Восток

16

11

4

Тест – 3, контрольная работа — 1

4.

Древняя Греция

17

14

3

Тест – 2, контрольная работа – 1

5.

Древний Рим

19

16

3

Тест – 2, контрольная работа – 1

6.

Резерв на итоговое повторение

2

2




Итого

70

58

12


Количество письменных работ

пп

Название работы

Количество часов

Вид работы

1.

Счет лет в истории

1

Самостоятельная работа

2.

Переход к цивилизации

1

Контрольная работа

3.

Первые цивилизации

1

Тест

4.

Древний Египет

1

Тест

5.

Западная Азия

1

Тест

6.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру

1

Контрольная работа

7.

Образование мира полисов

1

Тест

8.

Вклад древних греков в развитие мировой культуры

1

Тест

9.

Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока

1

Контрольная работа

10.

Рост Римского государства

1

Тест

11.

Падение республики в Риме

1

Тест

12.

Вклад греков и римлян в мировую культуру

1

Контрольная работа


Итого

12


Календарно-тематическое планирование учебного материала

пп

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Примерное домашнее задание

Дата

план

факт

Что изучает история (10 часов)

1.

Введение. Исторические события. Причинные связи между событиями.

1

с.3-6-прочитать, в.3-письменно. Материал об историческом прошлом

2.09.2013


2.

Историческая память.

1

Работа с календарем

7.09.2013


3.

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление.

1

§6 с.34-38-прочитать, работа по линии времени

9.09.2013


4.

Историческая карта

1

Повторение

14.09.2013


5.

Географические названия – свидетели прошлого

1

Повторение

16.09.2013


6.

Источники знаний о прошлом

1

Анализ источников

21.09.2013


7.

Происхождение имен и фамилий.

1

Анализ источников

23.09.2013


8.

Вспомогательные исторические науки. Генеалогия. Геральдика.

1

Работа по вопросам

28.09.2013


9.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.

1

Работа по вопросам

30.9.2013


10.

Гербы, флаги, гимны, государств. Российская государственная символика. Россия многонациональное государство.

1

Повторить курс «Что изучает история»

5.10.2013


Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия (6 часов)

Глава 1. Собиратели и охотники (3 часа)

11.

Предки человека. Расселения древнейшего человека. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края.

1

§1 с.8-12-прочитать, в.7

7.10.2013


12.

Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

1

§2 с.13-18-прочитать, в.5

12.10.2013


13.

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

1

§3 с.18-23-прочитать, с.23-24-анализ документа

14.10.2013


14.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству.

1

§4 с.25-30-прочитать, рисунок

19.10.2013


15.

Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами

1

§5 с.30-34-прочитать

21.10.2013


16.

Повторение и проверка знаний «Переход к цивилизации»

1

Повторить главу «Переход к цивилизации»

26.10.2013



Раздел 2. Древний Восток (16 часов)

Глава 3. Цивилизации речных долин (4 часа)

17.

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте

1

§7 с.40-44-прочитать, с.45-анализ документов

28.10.2013


18.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население.

1

§8 с.46-50-прочитать, с.50-51-анализ документов

2.11.2013


19.

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

1

§9 с.51-55-прочитать, в.3-5

11.11.2013


20.

Древняя Индия и Китай: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования. Будда. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения.

1

§10 с.56-60-прочитать, с.60-анализ документа


16.11.2013


Глава 4. Древний Египет (4 часа)

21.

Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Храмы и пирамиды.

1

§11 с.61-65-прочитать, в.6

18.11.2013


22.

Жизнь в Древнем Египте

1

§12 с.66-69-прочитать, с.70-анализ документа


23.11.2013


23.

Завоевания фараонов

1

§13 с.70-75-прочитать, в.5, с.75-анализ документа

25.11.2013


24.

Научные познания, письменность и школы в Древнем Египте.

1

§14 с.76-80-прочитать

30.11.2013


Глава 5. Западная Азия (4 часа)

25.

Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля.

1

§15 с.81-85-прочитать, в.5

2.12.2013


26.

Палестина: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля.

1

§16 с.85-90-прочитать, в.5, с.90-анализ документа

7.12.2013


27.

Религиозные верования.

1

§17 с.91-95-прочитать, в.5, с.96-анализ документа

9.12.2013


28.

Победители Ассирии

Повторение и проверка знаний «Западная Азия»

1

§18 с.96-100-прочитать, в.6

14.12.2013


Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4 часа)

29.

Образование державы Маурьев в Индии

1

§19 с.101-106-прочитать

16.12.2013


30.

Единое государство в Китае

1

§20 с.107-111-прочитать

21.12.2013


31.

Возвышение Персидской державы

1

§21 с.112-116-прочитать, в.6

23.12.2013


32.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. Повторение и проверка знаний «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру»

1


25.12.2013


Раздел 3. Древняя Греция (17 часов)

Глава 7. Древнейшая Греция (3 часа)

33.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства Крит и Микены.

1

§22 с.119-123-прочитать, в.6, с.124-анализ документа

11.01.2014


34.

Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

§23 с.124-129-прочитать, анализ поэм

13.01.2014


35.

Боги и герои Эллады

1

§24 с.129-133-прочитать, с.133-анализ документа

18.01.2014


Глава 8. рождение античного мира (3 часа)

36.

Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы.

1

§25 с.135-138-прочитать

2.01.2014


37.

Афины. Афинская демократия. Демос и знать.

1

§26 с.139-143-прочитать, анализ законов Солона

25.01.2014


38.

Древняя Спарта.

Повторение и проверка знаний «Образование мира полисов»

1

§27 с.144-147-прочитать


27.01.2014


Глава 9. Греко-персидские войны (2 часа)

39.

Греческие колонии.

1

§28 с.148-152-прочитать, в.5


1.02.2014


40.

Греко-персидские войны.

1

§29 с.153-158-прочитать, с.159-анализ документа

3.02.2014


Глава 10. Могущество и упадок Афин (3 часа)

41.

Расцвет демократии в Афинах

1

§30 с.160-164-прочитать, в.1

8.02.2014


42.

Хозяйственное развитие Греции в 5 в. до н.э.

1

§31 с.165-168-прочитать, в.3,4

1.02.2014


43.

Пелопонесская война

1

§32 с.168-173-прочитать, в.5

15.02.2014


Глава 11. Греческая культура (2 часа)

44.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель.

1

§33 с.174-180-прочитать, в.5

17.02.2014


45.

Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

1

§34 с.181-186-прочитать, в.2

22.02.2014


Глава 12. Македонские завоевания (4 часа)

46.

Возвышение Македонии

1

§35 с.187-191-прочитать, в.4, с.192-анализ документа

24.02.2014


47.

Завоевания Александра Македонского и его держава.

1

§36 с.192-197-прочитать, в.6

1.03.2014


48.

Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

1

§37 с.198-202-прочитать, в.4

3.03.2014


49.

Повторение и проверка знаний «Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока»

1


8.03.2014


Раздел 4. Древний Рим (19 часов)

Глава 13. Образование Римской республики (3 часа)

50.

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян.

1

§38 с.205-208-прочитать, в.5, с.208-анализ документа

1.03.2014


51.

Патриции и плебеи.

1

§39 с.209-214-прочитать, в.4

15.03.2014


52.

Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.

1

§40 с.214-218-прочитать, в.5

17.03.2014


Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (3 часа)

53.

Войны с Карфагеном

1

§41 с.219-222-прочитать, в.5,6

22.03.2014


54.

Война с Ганнибалом

1

§42 с.223-228-прочитать, в.5, с.228-анализ документа

5.04.2014



55.

Господство Рима в Средиземноморье

1

§43 с.229-232-прочитать, в.6

7.04.2014


Глава 15. Гражданские войны в Римской республике (5 часов)

56.

Народные трибуны – братья Гракхи

1

§44 с.233-237-прочитать, в.5

12.04.2014


57.

Сулла – первый военный диктатор Рима

1

§45 с.237-240-прочитать, в.5

14.04.2014


58.

Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские воины.

1

§46 с.241-246-прочитать, в.4

19.04.2014


59.

Цезарь – повелитель Рима

1

§47 с.247-251-прочитать, с.252-анализ документа

21.04.2014


60.

Падение республики

Повторение и проверка знаний «Падение республики в Риме»

1

§48 с.253-257-прочитать, в.6

26.04.2014


Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи (3 часа)

61.

Октавиан Август

1

§49 с.258-264-прочитать, в.5

28.04.2014


62.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти.

1

§50 с.264-269-прочитать, в.5

3.5.2014


63.

Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы.

1

§51-52 с.264-269-прочитать

5.05.2014


Глава 17. Закат античной цивилизации (5 часов)

64.

Кризис Римской империи в 3 в.

1

§53 с.278-283-прочитать, в.7

10.05.2014


65.

Возникновение и распространение христианства. Библия гонения на христиан. Признание христианства государственной религией Римской империи

1

§54 с.283-288-прочитать, в.6

12.05.2014


66.

Императоры Диоклетиан и Константин

1

§55 с.289-293-прочитать, в.4

17.05.2014


67.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

1

§56с.294-300-прочитать, в.5, с.300-анализ документа

19.05.2014


68.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии

1


24.05.2014


Повторение (2 часа)

69.

Повторение

1


26.05.2014


70.

Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира

1


31.05.2014



Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторически х событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.






Учебная литература

Арасланова О.В. «Поурочные разработки по истории Древнего мира», Москва «Вако», 2005 г.

Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории Древнего мира»

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск I. Жизнь первобытных людей. Древний Восток.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим.

Михайловский Ф.А. «История Древнего мира»

Михайловский Ф.А. «История Древнего мира. Книга для учителя.5 класс»

Михайловский Ф.А. «Программа курса «История Древнего мира». 5 класс»

Манданова Е.С. «История Древнего мира. Поурочное планирование»

И. Е. Уколова «История Древнего мира. Задания, тесты, задачи», Москва «Росмэн – пресс», 2005 г.

Справочники

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.

Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.

Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.

Дополнительная литература

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

Гергей Е. «История Папства», Москва «Республика», 1996 г.

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.

«Заря человечества», редактор В. Мартов, Москва «Терра», 1998 г.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.

Кобрин В. Б., Г. А. Леонтьев, П. А. Шорин «Вспомогательные исторические дисциплины», Москва «Просвещение», 1984 г.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.

Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

Нора Молони «Археология», Москва «Росмэн», 1996 г.

Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.

Сергеев В. С. «История Древней Греции», Москва Издательство восточной литературы, 1963 г.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.

Трухина Н. Н. история «Древнего Рима», учебник для 5-6 класса, Москва Русское слово», 1996 г.

Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.

Интернет – ресурсы

История Древнего мира Электронное приложение к учебнику для 5-го класса https://www.ancienthistory.spb.ru

История Древнего мира https://www.mystic-chel.ru/

История Древнего мира https://ancient.gerodot.ru

Публичная Историческая Библиотека. История Древнего мира Www.IstMira.Com

Свежие документы:  Урок для 7 класса по теме: "Традиционная пища якутов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: