Рабочая программа по истории (профильный уровень), 10 класс




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70



Рассмотрена на заседании кафедры обществоведческого цикла

Протокол

от «29»августа 2014г. №1

Зав. кафедрой

__________/Е.А.Гиллер/


Согласовано:

Куратор НМР


_________/Е.В.Андреева


Утверждена приказом

от «___»_____ 2014г. № ___

Директор МБОУ СОШ №70 __________/О.Р.Прокопенко/







Рабочая программа

по истории (профильный уровень)

в 10Б классе










Учитель: Аничкина Светлана Александровна

















г. Липецк-2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1) Цели и задачи:

Изучение истории на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.


2) Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312);

  • приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»;

  • приказ ОУ от 28.08.2014 № 162 «Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в т.ч. образовательной программы ООО и СОО, учебного плана, календарного учебного графика);

  • приказ ОУ от 29.08.2014 № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФК ГОС»;

  • приказ ОУ «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования» от 29.08.2014 № 164.


3) Сведения о программе:

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, утверждённого приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Примерной программы курса истории для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) 2006 г., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;

  • образовательной программы МБОУ СОШ №70.

Отражает обязательное для усвоения содержание.


Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

4) Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по истории.

Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.


5) Информация о внесенных изменениях

Данная рабочая программа не содержит структурной перестановки тем, расширения содержания учебного материала, т. к. примерная программа предлагает оптимальное количество часов по всем темам.


6) Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка рабочая программа рассчитана на 140 часов в год (из расчёта 4 часа в неделю).

В Приложении 1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся.


7) Формы организации образовательного процесса

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Именно при профильном изучении истории принципиально важное значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Специфика целей и содержания изучения истории на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, в объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. Особенностью системы исторического образования на профильном уровне является тесная взаимосвязь с подготовкой учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.


8) Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

— проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

— развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

— дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

— здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

— проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)


9) Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль:

  • устный опрос;

  • письменная самостоятельная работа;

  • тесты;

  • повторительно-обобщающие уроки.

Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися:

  • работа с источниками информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение проблемных задач;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по проблемным историческим вопросам;

  • выполнение тестовых заданий различного уровня и типа.


Промежуточный контроль:

(см. приложение 2)

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении №2 к рабочей программе.


10) Информация об учебнике

Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история. М.: «Русское слово», 2011.

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века.Ч.1. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVIIXIX века. Ч.2. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2010.










Основное содержание

(140 ч)


История как наука

История в системе гуманитарных наук. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. Основание: приказ Минобрнауки РФ от 24.01.2012 № 39

Предмет исторической науки. Исторический источник. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

Основные концепции современной исторической науки. Единство и многообразие исторического процесса. Историческое время. Циклическое и линейное восприятие исторического времени. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Принципы периодизации исторического процесса.


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Древнейшая история человечества

Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей.

Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Матриархат и патриархат. Происхождение семьи. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе.


Цивилизации Древнего мира

Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций.

Архаичные цивилизации – географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Ментальные особенности цивилизаций древности. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Возникновение религиозной картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Ментальные особенности античного общества. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.

Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Распространение христианства.

«Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары).


Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира.

«Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Особенности хозяйственной жизни. торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль церкви в европейском средневековом обществе. Образ мира в романском и готическом искусстве. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Характер международных отношений в средние века. Европа и норманнские завоевания. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества в эпоху Средневековья. Кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв.: борьба императорской и папской власти, распространение еретичества, Столетняя война и война Алой и Белой розы, крестьянские и городские восстании, демографический спад. Изменения в мировосприятии европейского человека. Природно-климатические, экономические, социально-психологические предпосылки процесса модернизации.


Новое время: эпоха модернизации

Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Складывание романо-германской и англосаксонской правовых семей. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания.

Буржуазные революции XVII-XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Становление гражданского общества. Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения. Конституционализм. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное и философское наследие Нового времени.

Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному обществу («эшелонах модернизации»). Особенности динамики развития стран «старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». «Периферия» евроатлантического мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Политика «баланса сил». Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.


ИСТОРИЯ РОССИИ

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.

Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.


Народы и древнейшие государства на территории России

Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.

Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.


Русь в IX – начале XII вв.

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.

Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.

Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.


Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.

Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.

Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».


Российское государство во второй половине XV — конце XVI вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва – третий Рим». Ереси на Руси.

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.

Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV — конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.


Россия в XVII в.

Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.

Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.

Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.


Российская империя в XVIII в.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.

Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.

Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.


Россия в первой половине XIX в

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.

Особенности экономического развития России в первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.

Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.

Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.


Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.


Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

1

История как наука

3

2

История России – часть всемирной истории

5

3

Древнейшая история человечества

4

4

Цивилизации Древнего мира

10

5

Народы и древнейшие государства на территории России

6

6

Традиционное общество эпохи Средневековья

10

7

Русь в IX – начале XII вв.

8

8

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

17

9

Новое время: эпоха модернизации

19

10

Российское государство во второй половине XV — конце XVI вв.

8

11

Россия в XVII в.

10

12

Российская империя в XVIII в.

11

13

Россия в первой половине XIX в.

10

14

Россия во второй половине XIX в.

13

15

Итоговое повторение

1

16

Промежуточная аттестация

1

17

Резерв

4


Итого

140










Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса


В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

  • принципы и способы периодизации всемирной истории;

  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

  • особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

  • взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу информации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России;

  • приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет















Литература и средства обучения


Учебники:

Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история. М.: «Русское слово», 2011.

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века.Ч.1. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVIIXIX века. Ч.2. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2010.


Пособия:

Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней. Программа курса и тематическое планирование. М.: «Русское слово», 2005.

Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2013.

Коваль Т. В., Борисов Н. С., Левандовский А. А. История России с древнейших времён до конца XIX века. Поурочные рекомендации. М.: «Просвещение», 2010.

Владимирова О. В. История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: «Астрель», 2009.

Кацва Л. А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. М.: Просвещение, 2014.


ЭОР:

Повторение и контроль знаний. История России. Интерактивные дидактические материалы. 10-11 классы. М.: Планета, 2014.


Приложение № 1 к рабочей программе

учебного предмета «История»

на 2014 /2015 учебный год

для учащихся 10 класса


Календарно – тематический план


п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля

План

Факт

Раздел I. История как наука (3 часа)

1



Этапы развития исторического знания. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

1

§ 1

Знать: особенности истории как науки

Уметь: характеризовать принципы исторического исследования, источники исторического знания

Фронтальный опрос, работа в группах, таблица «Этапы развития исторических знаний»

2



Закономерности и случайности в жизни народов

1

§ 2

Знать: особенности взглядов историков, мыслителей.

Уметь: характеризовать движущие силы исторического развития

Фронтальный опрос, таблица «Движущие силы исторического развития»

3



Проблема периодизации всемирной истории. Пути и методы познания

1

§3

Уметь: давать оценку способам периодизации всемирной истории, основным концепциям современной исторической науки, циклическому и линейному восприятию исторического времени

Фронтальный опрос, работа с документами, дискуссия по проблемам периодизации всемирной истории

Раздел II. История России – часть всемирной истории (5 часов)

4



Особенности становления и развития российской цивилизации

1

л/ц

Знать: особенности становления и развития российской цивилизации

Уметь: характеризовать опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии.

Эвристическая беседа, дискуссия «Россия: запад и восток»

5



Проблемы периодизации российской истории

1

л/ц

Знать: периодизацию российской истории

Уметь: высказывать своё мнение о роли и месте России в мировом развитии, её истории и современности.

Схема-таблица «Периодизация российской истории», дискуссия «Место России в мире»

6



Источники по истории Отечества


1

л/ц

Знать: источники по истории России, понятие «историография», научно-популярная и учебная литература по курсу

Уметь: критически относиться к историческим источникам

План-конспект «Исторические источники. Историография»

7



Основные этапы развития исторической мысли в России

1

л/ц

Знать: особенности взглядов на историю В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, советских историков.

Уметь: характеризовать современное состояние российской исторической науки

Семинарское занятие

8



Повторительно-обобщающий урок по разделу «История как наука»

1

Знать: основные положения раздела

Письменный опрос

Раздел III. Древнейшая история человечества (4 часа)

9-10



У истоков рода человеческого



2

§ 4

Знать: современные концепции происхождения человека и общества, называть факторы, способствующие выделению человека из мира природы; мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества, пути расселения древнейшего человечества; процесс формирования рас и языковых семей.

Уметь: различать природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи, анализировать историческую информацию, сопоставлять данные антропологии, археологии и этнографии о древнейшем прошлом человека.

Фронтальный опрос, работа с исторической картой

11-12



Неолитическая революция

2

§ 5

Знать: изменения в укладе жизни и формах социальных связей, произошедшие в ходе неолитической революции; понятия «матриархат» и «патриархат»,

Уметь: характеризовать причины и процесс перехода от присваивающего к производящему хозяйств, происхождение семьи, особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе.

Решение проблемных заданий, эвристическая беседа

Раздел IV. Цивилизации Древнего мира (10 часов)

13



Деспотии Востока

1

§ 6

Знать: принципы периодизации древней истории, историческую карту Древнего мира, архаичные цивилизации – географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества;

ментальные особенности цивилизаций древности, мифологическую картину мира, восприятие пространства и времени человеком древности, возникновение письменности и накопление знаний.

Уметь: выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций, участвовать в дискуссии о происхождении государства и права; характеризовать восточные деспотии

Работа с учебным текстом, индивидуальные задания, дискуссия о происхождении государства и права

14-15



Расширение ареала цивилизации

2

§§ 7-8

Знать: цивилизации Древнего Востока (индо-буддийскую и китайско-конфуцианскую цивилизации): общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека; возникновение религиозной картины мира (мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма); духовные ценности, философскую мысль, культурное наследие Древнего Востока.

Уметь: давать характеристику восточным цивилизациям, культурному наследию Древнего Востока

Составление тезисов

16



Города-государства Греции и Италии




1

§ 9

Знать: античные цивилизации Средиземноморья, специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций; понятия «демократия» и «тирания»; особенности римского права, знать и использовать культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.

Уметь: характеризовать процесс возникновения и развития полисной политико-правовой организации и социальной структуры; сравнивать римскую республика и империю; отличать ментальные особенности античного общества; описывать мифологическую картину мира и процесс формирования научной формы мышления.

Сравнительная таблица «Пути развития полиса», индивидуальные задания

17



Борьба за господство над Средиземноморьем




1

§ 10

Работа с исторической картой

18



Возвышение Рима

1

§ 11

Сравнительная таблица «Римская республика и империя»

19



Изменение условий развития народов Евразии

1

§ 12

Знать: демографические и климатические факторы кризиса эпохи,

Уметь: характеризовать «Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе.



Составление тезисов, работа с картой

20-21



Крушение империй Древнего мира

2

§ 13

Знать: знать процесс зарождения иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности, распространение христианства, экономические и политические причины кризиса Римской империи, проблемы цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары).

Уметь: выявлять причины и особенности появления христианства,

Таблица «Причины упадка Рима»

22



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний мир»

1

Знать: основные положения раздела

Письменный опрос

Раздел V. Народы и древнейшие государства на территории России (6 часов)

23-24



Индоевропейцы. Исторические корни славян

2

§ 1

Знать: процесс освоения человеком восточных и северных регионов Евразии, Великое оледенение, природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири и Дальнего Востока; начальные этапы формирования этносов, языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов»

Уметь: показывать на карте стоянки каменного века, характеризовать жизнь скотоводов и земледельцев, появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество; участвовать в дискуссии о прародине славян; показывать на карте города-государства Северного Причерноморья, место расселения скифов и сарматов.

Работа с вещественными источниками, исторической картой, данными лингвистики.

Составление схемы «Языковые семьи»

25-26



Восточные славяне в VIIIIX вв.

2

§ 2

Знать: восточнославянские племенные союзы и их соседей: балтийские, угро-финские, тюркские племена, особенности их взаимоотношений; занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Уметь: показывать на карте расположение восточнославянских племен, восточнославянские города и их соседей, Тюркский каганат, Волжскую Булгарию, Хазарский каганат; характеризовать причины и процесс перехода от родовой к территориальной общине

Анализ документов, работа с картой

27



Религия восточных славян

1

§ 2

Знать: особенности языческих верований восточных славян

Семинар

28



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Народы и древнейшие государства на территории России»

1

Знать: основные положения раздела


Раздел VI. Традиционное общество эпохи Средневековья (10 часов)

29



Мир эпохи Средневековья

1

§ 14

Знать: хронологию Средневековья, принципы периодизации Средневековья, историческую карту средневекового мира, особенности развития доколумбовой Америки и Африки.

Уметь: характеризовать особенности мировоззрения средневекового европейца.

Тестирование, составление тезисов, работа в группах

30



Экспансия ислама

1

§ 15

Знать: социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе, основы системы исламского права, шариат, причины религиозного раскола исламского общества (сунниты и шииты), исламскую духовную культуру и философскую мысль в эпоху Средневековья.

Уметь: характеризовать природные условия Аравийского полуострова, роль ислама в складывании Арабского государства и возникновение исламской цивилизации, уметь прослеживать изменение политической карты исламского мира.

Фронтальный опрос, работа с картой

31



Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе

1

§§ 16-17

Знать: «Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации, особенности складывания западноевропейского региона цивилизационного развития, синтез языческих традиций и христианской культуры в германском мире

Уметь: называть особенности социально-экономических отношений в средневековых обществах, анализировать исторические факты, представлять и аргументировать собственную точку зрения

Работа с картой, проблемное задание «Особенности западноевропейской цивилизации»

32



Византия и Восточная Европа в VX вв.

1

§ 18

Знать: особенности складывания восточноевропейского региона цивилизационного развития, социокультурное и политическое влияние Византии, особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в православной традиции, синтез языческих традиций и христианской культуры в славянском мире

Сравнительная таблица

33



Западная Европа в XIXIII вв. Инквизиция и крестовые походы

1

§ 19, §23

Знать: причины образования централизованных государств, особенности международных отношений в средние века (Европа и норманнские завоевания, арабские, монгольские и тюркские завоевания), феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций.

Уметь: характеризовать традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений, сравнивать европейскую и исламскую правовые традиции.

Работа с картой, с учебным текстом, индивидуальный опрос

34



Расцвет Средневековья: феодальная Европа

1

§ 23, л/ц

Знать: процесс становления и развития сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе, особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе, динамику развития европейского общества в эпоху Средневековья.

Уметь: характеризовать феодализм как систему социальной организации и властных отношений, участвовать в дискуссии об уникальности европейской средневековой цивилизации.

Работа со схемой «Феодализм», составление конспекта

35



Государства Азии в период Средневековья

1

§ 22

Знать: особенности развития Китая, Османской империи, Индии, возникновения, расцвета и причин распада Монгольской империи

Составление синхронистической таблицы «Государства Азии в период Средневековья»

36



Общественно-политическое развитие государств Европы

1

§ 24

Знать: причины кризиса европейского традиционного общества в XIV-XV вв., этапы борьбы императорской и папской власти, распространение еретичества, даты, причины, ход и итоги Столетней войны и войны Алой и Белой розы, крестьянских и городских восстаний, демографического спада.

Уметь: характеризовать природно-климатические, экономические, социально-психологические предпосылки процесса модернизации.

Фронтальный опрос, работа с документами

37



Духовная жизни европейского Средневековья

1

§25

Знать: роль церкви в европейском средневековом обществе, образ мира в романском и готическом искусстве, культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Уметь: характеризовать изменения в мировосприятии европейского человека.

Решение проблемных заданий

38



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Средневековье»

1

Знать: основные положения раздела

.

Раздел VII. Русь в IX – начале XII вв. (8 часов)

39



Первые киевские князья

1

§ 3

Знать: смысл понятий: присваивающее и производящее хозяйство, природно-географическая среда, хозяйственно – культурные типы, торговый путь «из варяг в греки», «лествичный» (очередной) порядок наследования власти; причины и факторы возникновения русской государственности, иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства, тенденции и динамику развития Древнерусского государства, развитие норм права («Русская Правда»).

Уметь: выделять особенности правления князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха; определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей, давать ее оценку, характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности; характеризовать причины принятия христианства на Руси; понимать роль церкви в истории Древней Руси

Анализ документа, работа с картой, составление таблицы «Основные направления внешней политики Киевской Руси», дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь».

40



Правление Святослава

1

§ 4

Фронтальный опрос, составление конспекта


41



Древнерусское государство при Владимире


1

§ 5

Составление схемы «Политика Владимира»

42



Правление Ярослава Мудрого


1

§ 6

Фронтальный опрос



43



Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах


1

§ 7

Работа с документом, с учебным текстом

44



Правление Владимира Мономаха

1

§ 8

Письменный опрос, проблемные задания

45



Культура Руси X – начала XIII в.

1

§ 10

Знать: особенности двоеверия на Руси, влияние на Русь Византии и народов Степи, понимать значение культуры Древней Руси как одного из факторов образования древнерусской народности; происхождение славянской письменности, древнерусские монастыри как центры культуры

Индивидуальные задания

46



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Русь в IX – начале XII вв.»

1

Знать: основные положения раздела

Письменный опрос

Раздел VIII. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (17 часов)

47-49



Политическая раздробленность Руси

3

§ 9


Знать: причины распада Древнерусского государства, усиления экономической и политической самостоятельности русских земель, крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв., региональные особенности культурного развития.

Уметь: характеризовать и сравнивать Новгородскую землю, Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества

Составление сравнительной таблицы «Политическая раздробленность Руси»


50-51



Монголо-татарское нашествие на Русь

2

§ 11

Знать: первые завоевания монголов, нашествие на Русь, образование Золотой Орды и ее социально-политический строй, влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси.

Уметь: характеризовать процесс образование Монгольского государства, систему управления завоеванными землями, особенности взаимоотношений Руси и Орды, анализировать исторические факты, представлять и аргументировать собственную точку зрения



Составление таблицы «Завоевание монголо-татар в 1206-1255 г.г.», дискуссия о последствиях монгольского завоевания для русских земель, работа с источниками, картой

52-53



Натиск завоевателей на северо-запад Руси

2

§ 12

Знать: об экспансия с Запада и ее места в истории народов Руси и Прибалтики, борьбе с крестоносной агрессией, особенности положения русских земель в составе Великого княжества Литовского

Уметь: описывать процесс образования Великого княжества Литовского, понимать.


Фронтальный опрос, проблемное задание «Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси»

54



Русь и Золотая Орда при Александре Невском

1

§13

Знать: особенности взаимоотношений Александра Невского с Золотой Ордой, колонизация Северо-Восточной Руси, восстановление экономики русских земель, формы землевладения и категории населения.

Уметь: характеризовать роль городов и церкви в процессе консолидации русских земель.

Составление развернутого плана по теме урока

55-57



Возвышение Москвы и начало собирания русских земель

3

§ 13

Знать: политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель, деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты.

Уметь: характеризовать борьбу за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси, процесс объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества, анализировать исторические факты, представлять и аргументировать собственную точку зрения

Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель, работа с картой, начало составления хронологической таблицы «Объединение Руси вокруг Москвы»

58-59



Правление Дмитрия Донского

2

§ 15

Знать: о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Ордой, деятельность московских князей: Дмитрия Донского, Василия I.

Уметь: характеризовать процесс объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества, понимать роль церкви в объединении Руси

Продолжение составления хронологической таблицы «Объединение Руси вокруг Москвы», фронтальный опрос, работа с картой

60



Феодальная война на Руси

1

Знать: причины, ход, итоги и значение феодальной войны 2-ой четверти XV в.

Составление опорной схемы «Феодальная война на Руси»

61



Великое княжество Московское в системе международных отношений

1

л/ц

Знать: разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь, начало распада Золотой Орды, образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств; принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским, вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского; падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.

Фронтальная беседа

62



Культура и быт в XIIIXV вв.

1

Знать: культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Индивидуальные задания, защита проектов

63



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.»

1

Знать: основные положения раздела


Раздел IX. Новое время: эпоха модернизации (часть 1 — 10 часов)

64



Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия

1

Знать: понятие «Новое время», принципы периодизации Нового времени,

предпосылки и признаки модернизации, Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Уметь:

характеризовать проблемы периодизации истории Нового времени, влияние великих географических открытий на развитие европейского общества и формирование нового пространственного восприятия мира

Индивидуальные задания, работа с картой, таблица «Великие географические открытия»

Дискуссия об исторической природе процесса модернизации.

65-66



Западная Европа: социально- экономические, политические и духовные факторы модернизации

2

Знать: социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации, понятия «внутренняя колонизация», «торговый и мануфактурный капитализм», «меркантилизм», понимать сущность новаций в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации; становление протестантской политической культуры и социальной этики.

Уметь: характеризовать предпосылки и последствия перехода к мануфактурному производству, объяснять значение вероучений Реформации для процесса модернизации, процесс Контрреформации

Фронтальный опрос, работа с документами

67-68



Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе

2

Знать: формы абсолютизма, теории естественного права и концепции государственного суверенитета, складывание романо-германской и англосаксонской правовых семей; влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы.

Уметь: характеризовать эволюцию европейской государственности от сословно-представительных монархий к абсолютизму; религиозные войны и конфессиональный раскол

Фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа с документами

69



Первые буржуазные революции

1

Знать: причины, ход, итоги буржуазных революций XVII-XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеологию социальных и политических движений.

Уметь: характеризовать особенности и значение первых буржуазных революций

Таблица «Развитие английской буржуазной революции»

70



Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

1

Знать: философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения.

Уметь: сопоставлять влияние идей мыслителей эпохи Просвещения на государственное устройство, давать характеристику распространению идей просвещенного абсолютизма

Индивидуальные задания, таблица «Политика просвещенного абсолютизма»

71



Война за независимость в Северной Америке

1

Знать: особенности взглядов американских просветителей, итоги войны за независимость

Уметь: характеризовать особенности колонизации, повлиявшие на формирование национального характера и политических традиций американцев

Работа с документами

72



Великая французская революция и ее последствия для Европы

1

Уметь: характеризовать исторические условия, сложившиеся во Франции к концу XVIII века. Давать оценку основным событиям, этапам революции. Сравнивать этапы развития и итоги английской буржуазной и Великой французской революции, указывать общие черты и различия



Работа с документами, таблица «Причины революции во Франции»

73



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новое время: XVXVIII вв.»

1

Знать: основные положения раздела


Раздел X. Российское государство во второй половине XV — конце XVI вв. (8 часов)

74



Завершающий этап создания Русского государства (Иван III и Василий III)

1

§ 17

Знать: о зарождении национального самосознания, понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.

Уметь: характеризовать процесс завершения объединения русских земель и образование Российского государства, сравнивать особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада, давать оценку деятельности князей Ивана III и Василия III

Работа с картой, оставление плана-конспекта

75



Хозяйство, власть и церковь в XV веке

1

§ 18

Знать: особенности новой системы управления страной и правовых норм, сущность понятий «иосифляне», «нестяжатели», суть теории «Москва – третий Рим». Ереси на Руси.

Уметь: характеризовать роль церкви в государственном строительстве.

Семинар

76-77



Россия в XVI веке: внутренняя политика

2

§§ 20,22

Знать: суть и значение реформ середины XVI в.,. сущность опричнины, ее цели и последствия. Понимать специфику правления Ивана Грозного.

Уметь: давать характеристику России в начале XVI века (установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании, складывание идеологии самодержавия, создание органов сословно-представительной монархии). Определять причины реформ Избранной рады, значение учреждения патриаршества.

Тестирование, составление тезисов.

Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России.

78



Россия в XVI веке: внешняя политика

1

§ 21

Знать: основные события внешней политики XVI в., причины роста международного авторитета Российского государства

Уметь: показывать по карте расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы, характеризовать главные направления внешнеполитической деятельности Ивана Грозного.

Фронтальный опрос, решение проблемных заданий, работа с картой

79



Россия в XVI веке: социально-экономическое развитие

1

л/ц

Знать: основные этапы установление крепостного права в России

Уметь: характеризовать особенности социально-экономического развития России в XVI в. (многонациональный характер русского централизованного государства, социальную структуру общества, формы феодального землевладения во второй половине XV — конце XVI вв., поместную систему, города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства).

Составление опорного конспекта, устный опрос

80



Россия в XVI веке: новые явления в культуре

1

§ 23

Знать: культуру народов Российского государства во второй половине XV-XVI вв., особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия (новые формы зодчеств, расцвет русской фресковой живописи, развитие «книжного дела» на Руси). «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.

Подготовить выступления на одну из тем: «Книгопечатание в России», «Эпоха Ивана Грозного в описаниях современников», «Выдающиеся архитектурные сооружения XVI века», «Домострой», «Крестьянский и городской быт»

81



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Российское государство во второй половине XV — конце XVI вв.»



1

Знать: основные положения раздела

Письменный опрос

Раздел XI. Россия в XVII в. (10 часов)

82-83



Смутное время

2

§§ 1-3

Знать: причины Смуты, суть Смуты (феномен самозванства, боярские группировки, обострение социально-экономических противоречий, социальные движения в России в начале XVII в., борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции, национальный подъем в России). Восстановление независимости страны

Уметь: характеризовать политику Бориса Годунова, давать оценку событиям Смутного времени

Дискуссия о причинах и характере Смуты.

84-85



Возрождение страны после Смуты. Первые Романовы

2

§§ 4-5

Знать: особенности восстановления государственности и экономики страны после Смуты (Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия, начало династии Романовых, Смоленская война, Россия и Тридцатилетняя война в Европе), причины реформ государственного управления и формирования сословий.

Уметь: характеризовать внутреннюю политику царей Михаила Федоровича, уровень развития хозяйства и торговли

Работа с картой, таблица «Россия при Михаиле Федоровиче»

86



XVII, «бунташный» век

1

§ 6

Знать: сущность церковного раскола в России и его значение, старообрядчество. Причины, ход и итоги восстания С. Разина.

Уметь: характеризовать особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе.

Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.

87-88



Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича

2

§ 7

Знать: сущность крепостного права, причины его оформления в России, новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур, развитие новых торговых центров, укрепление купеческого сословия; преобразования в военном деле, основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII веке; расширение территории Российского государства (вхождение Левобережной Украины в состав России, освоение Сибири), войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Уметь: прослеживать процесс юридического оформления системы крепостного права, характеризовать успехи и неудачи внешней политики России, объяснять их, оценивать значение присоединения Украины к России

Составление таблицы «Правление Алексея Михайловича»

89



Россия накануне преобразований

1

§ 9

Знать: особенности правления Федора Алексеевича и царевны Софьи.


Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

90



Народы России. Культура и быт России в XVII веке

1

§§ 8,10

Знать: особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.

Уметь: определять общие черты и особенности ее развития


91



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Российское государство во второй половине XV — конце XVI вв.»

1

Знать: основные положения раздела

Письменный опрос

Раздел XII. Россия в XVIII в. (11 часов)

92-93



Начало правления Петра I. Петровские преобразования

2

§§ 12-13

Знать: сущность петровских преобразований (реформы армии и флота, создание заводской промышленности, политика протекционизма, новшества в культуре и быте, новая система государственной власти и управления, формирование чиновничье-бюрократического аппарата, отмена патриаршества, провозглашение империи, превращение дворянства в господствующее сословие), особенности складывания абсолютизма в России и Европе.

Уметь: характеризовать положение России накануне петровских преобразований. Давать оценку произошедшим в России изменениям и методам проведения реформ.

Фронтальный опрос, схема «Система управления Россией в начале XVIII века» Дискуссия о роли петровских реформ в истории России и роли европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.

94



Внешняя политика Петра I

1

§ 11

Знать: причины Северной войны и превращения России в европейскую державу.

Уметь: давать характеристику международной обстановке, в которой оказалась Россия в начале XVIII века, характеризовать роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в.


Работа с картой, таблица «Северная война»

95-96



Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов

2

§§ 14-15

Знать: особенности развития России в период дворцовых переворотов, борьба дворцовых группировок за власть, содержание прав и привилегий дворянства, развитие системы крепостничества.

Уметь: характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Сравнивать характер правления Петра I и его преемников

Составление таблицы «Внутренняя политика в эпоху дворцовых переворотов»

97



Просвещенный абсолютизм Екатерины II

1

§16

Знать: особенности внутренней политики Екатерины II. Объяснять смысл понятий просвещенный абсолютизм, «золотой век» русского дворянства. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя.

Уметь: использовать информацию из источников, сравнивать, привлекать мнения историков для формулирования и доказательства совей позиции, делать обобщения и выводы

Составление тезисов .

Дискуссия «Можно ли считать Екатерину II продолжательницей политики Петра I»

98



Внешняя политика России во 2 половине XVIII века.

1

§ 17

Знать: основные события внешней политики России указанного периода (Россия и европейская политика «баланса сил», участие России в Семилетней войне, разделы Польши, русско-турецкие войны, расширение территории государства)

Уметь: показывать по карте основные внешнеполитические события 2 половины XVIII века.

Работа с картой, таблица «Внешняя политика России во 2 половине XVIII века»

99



Экономика и население России в XVIII в.

1

§ 18

Знать: причины, повод, социальный состав и ход восстания Пугачева.

Уметь: анализировать социально- экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав Российской империи, давать оценку восстанию.

Фронтальный опрос, составление опорной схемы

100



Русская культура и быт в XVIII веке

1

§ 19

Знать: основные достижения и направления духовной жизни русского народа (географические экспедиции, эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в., развитие музыкального искусства, возникновение профессионального театра), его бытовую культуру.

Уметь: характеризовать новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в., работать с различными источниками исторической информации

Составление таблицы «Внешняя политика России в середине, второй половине XVIII века»

101



Царствование Павла I

1

§ 20

Знать: особенности внутренней и внешней политики Павла I

Уметь: давать характеристику царствования и личности Павла I

Семинар

102



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия в XVIII веке»

1

Уметь:

обобщать и систематизировать знания по изученному периоду, давать оценку модернизационным процессам в XVIII веке

Составление тезисов

Раздел IX. Новое время: эпоха модернизации (часть 2 — 9 часов)

103



Европа: противоречия промышленной эпохи

1

§§ 37-38

Знать: классовую социальная структура общества в XIX в., понимать эволюцию традиционных социальных групп в индустриальном обществе; изменение среды обитания человека.

Уметь: характеризовать изменения, произошедшие в промышленном производстве в XIX века, особенности промышленного развития отдельных регионов Европы. Называть противоречия, социальные последствия промышленного переворота

Решение проблемных заданий

104



Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX в.

1

§ 39

Знать: возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма; марксизм и рабочее революционное движение; национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы.

Составление сравнительной таблицы по теме урока

105-106



Страны Западного полушария в XIX веке

2

§§ 41-43

Знать: основные положения доктрины Монро, причины и последствия гражданской войны в США, особенности освободительного движения, политику европейских государств в Латинской Америке

Работа в группах

107-108



Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока

2

§§ 44-47

Знать: влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока, экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Уметь: давать характеристику соперничеству России, Англии и Франции за влияние на Ближнем Востоке, объяснять причины обострения «восточного вопроса», формулировать черты колониализма

Работа с картой

109



Эволюция системы международных отношений в Новое время

1

§ 48

Знать: суть изменений характера внешней политики в эпоху Нового времени; Вестфальскую систему и зарождение международного права. политику «баланса сил», Венскую систему и первый опыт «коллективной дипломатии».

Уметь: характеризовать роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. показывать по карте результаты колониального раздела мира.

Работа с картой, составление хронологической таблицы

110



Наука и искусство XVIIXIX вв.

1

§ 40

Знать: мировосприятие человека индустриального общества, процесс формирования классической научной картины мира в XVII-XIX вв.

Уметь: отличать культурное и философское наследие Нового времени от других эпох

Индивидуальные задания

111



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новое время: эпоха модернизации»

1

Знать: основные положения раздела

Письменный опрос


Раздел XIII. Россия в 1 половине XIX века (10 часов)

112



Правление Александра I

1

§ 21

Знать: характеристику социально-экономического положения России в начале XIX века, попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в., реформы системы государственного управления.

Уметь: оценивать деятельность Александра I с учетом особенностей личности императора

Составление конспекта, фронтальный опрос

113



Отечественная война 1812 г.

1

§§ 22-23

Знать: положение России в системе международных отношений первой половины XIX в. (участие России в антифранцузских коалициях, изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн, Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии, Россия и создание Венской системы международных отношений, Россия в Священном союзе).

Уметь: характеризовать роль России в Европе


Работа с картой, составление хронологической таблицы по внешней политике 1 четверти XIX века

114



Жизнь России в послевоенный период

1

§ 24

Знать: причины и содержание промышленного переворота, формирование единого внутреннего рынка. Понимать региональные особенности экономического развития.

Уметь: характеризовать особенности экономического развития России в первой половине XIX вв., развитие капиталистических отношений.

Составление конспекта

115



Движение декабристов

1

§ 25

Знать: влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России, распространение идей конституционализма, рост оппозиционных настроений в обществе, движение декабристов и его оценки в российской исторической науке

Уметь:

участвовать в групповой исследовательской работе. Формулировать собственный алгоритм решения историко-познаватель-ных задач

Альтернативные точки зрения на движение декабристов, дискуссия

116-117



Внутренняя политика России при Николае I

2

§§ 26-27

Знать: изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота, противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков, нарастание кризиса традиционного общества, попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в., реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства М.М.Сперанского.

Уметь: характеризовать личность Николая I. Осуществлять анализ его внутренней политики.


Составление тезисов

118



Внешняя политика России. Крымская война

1

§ 28

Знать: суть имперской внешней политики России, предпосылки, причины, ход и последствия Крымской войны. Присоединение Кавказа.

Уметь: анализировать внешнюю политику России

Составление таблицы «Внешняя политика России при Николае I», работа с картой

119



Общественная и духовная жизнь России

1

§ 29

Знать основные положения темы: оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.

Семинар


120



Русская культура первой половины XIX века

1

§ 30

Уметь: характеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX века (ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве). Работать с различными источниками исторической информации

Проектная деятельность

121



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия в 1 половине XIX века»

1

Знать: основные положения раздела

Письменный опрос

Раздел XIV. Россия во 2 половине XIX века (13 часов)

122-123



Начало правления Александра II. Крестьянская реформа

2

§ 31

Знать: причины отмены крепостного права, этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер мер правительства.

Уметь: анализировать основные положения реформы, определять ее характер, значение. Систематизировать историческую информацию


Составление тезисов

124-125



Либеральные реформы 1860-1870 годов

2

§ 31

Знать/понимать: связь между отменой крепостного права и либеральными реформами.

Уметь: раскрывать содержание структурных реформ, их значение и последствия. Осуществлять критику исторического источника

Анализ исторического источника, дискуссия «Значение либеральных реформ»

126



Россия после отмены крепостного права

1

§ 32

Уметь: оценивать динамику развития экономики пореформенной России.

Письменная самостоятельная работа

127



Общество и власть во второй половине 1850-х – начале 1880-х годов

1

§ 32

Знать: сущность политики контрреформ, общественные движения в России в конце XIX в. (выступления разночинной интеллигенции, идеология и практика народничества, политический террор, зарождение рабочего движения)

Уметь: проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социальный состав, способов достижения цели. Выражать отношение к террору. Определять его последствия для дальнейшего развития России

Составление таблицы «Революционные организации 1860-1870 –х годов».

128-129



Внутренняя политика и общественное движение в правление Александра III

2

§ 33

Знать: сущность политики контрреформ, общественные движения в России в конце XIX в. (выступления разночинной интеллигенции, идеология и практика народничества, политический террор, зарождение рабочего движения)

Уметь: анализировать социальное развитие империи, внутреннюю политику правительства. Определять последствия контрреформ для исторической судьбы России

Составление таблицы «Контрреформы 80 – х годов XIX века»

130-131



Государственно-социальная система России в конце XIX в.

2

§ 34

Знать: систему управления Российской империей, положение сословий и классов, утверждение капиталистической модели экономического развития, завершение промышленного переворота, промышленный подъем в 1890-х гг, создание рабочего законодательства, сохранение остатков крепостничества, роль общины в жизни крестьянства.

Уметь: характеризовать противоречия самодержавия и сословного строя в условиях модернизационных процессов.

Схема «Управление Российской империей в конце XIX в.»

Составление конспекта по теме

132



Внешняя политика России во второй половине XIX века

1

§§ 32,33

Знать: основные направления и задачи внешней политики России, способы их реализации,

Уметь: работать с различными источниками исторической информации.

Работа с картой, составление тезисов, анализ сообщений

133



Культура России во второй половине XIX века

1

Знать: основные достижения культуры России в обозначенный период.

Уметь: характеризовать духовную жизнь российского общества во второй половине XIX в. (самодержавие и национальный вопрос, возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в., новаторские тенденции в развитии художественной культуры, движение передвижников, русская пейзажная живопись, расцвет музыкального искусства, развитие системы образования, научные достижения российских учены, городская и деревенская культура: две социокультурные среды).



Проектная деятельность

134



Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия во 2 половине XIX в.»

1

Знать: основные положения раздела

Уметь: обобщать и систематизировать знания

Фронтальный опрос

135



Промежуточная аттестация

1



136-140



Резервные уроки

5








2



Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Собственность" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: