Рабочая тетрадь для 8 классов. Россия во второй половине XIX в


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

муниципального образования города Братска













Рабочая тетрадь к учебнику «История России»

Россия во второй половине XIX века











Подготовила: Неверова В.В.

учитель истории и обществознания








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь по истории предназначена для учащихся 8 классов. Тетрадь состоит из познавательных заданий различного уровня сложности; выполняя их, учащиеся учатся анализировать, сравнивать, систематизировать учебный материал, решать тестовые задания. Значительная роль отводится самостоятельной работе учащихся. При этом одной из главных задач учителя является руководство самообразованием учеников. Данная разработка предназначена для работы в системе погружения. В связи с этим структура рабочей тетради имеет ряд особенностей, но базовый минимум остается неприкосновенным. Это пособие представляет интерес в том плане, что автор-учитель-практик, опираясь на обязательный минимум содержания образования, стремится сформировать у учащихся взгляд на развитие отечественной истории, факты, биографии исторических деятелей прошлого и современности, основные процессы развития человеческого общества.

























§19. НАКАНУНЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА


Задание 1. Дайте характеристику личности Александра II

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Установите причинно-следственные связи, проведя линии.

Крепостная зависимость

крестьян от помещиков

Слабое развитие

капиталистических

отношений

в деревне

Наемный труд не мог получить

широкого распространения

Невозможность

Поднять производительность

труда в сельском хозяйстве

Тормоз в развитии

капиталистической

промышленности

Низкая

покупательная

способность населения

Узкий внутренний рынок







Задание 3. Заполните логическую цепочку.

О О О О О

А) Поражение России в Крымской войне. Б) Технико-экономи­ческая отсталость России. В. Угроза потерять статус великой дер­жавы. Г) Крепостное право. Д) Отмена крепостного права.


Задание 4. Укажите причины отмены крепостного права:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Разработка проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах»)_____________ — Манифест Александра II об освобождении крестьян


Задание 28. Запишите основные положения Манифеста 1861 г.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Выберите правильный ответ.

1. Какие крестьяне считались временнообязанными:

а) крестьяне, не заключившие выкупные сделки со своими по­мещиками после объявления реформы; б) крестьяне, записавшиеся в народное ополчение; в) государственные крестьяне?

2. Временнообязанные крестьяне должны были:

а) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего быв­шего владельца;

б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю;

в) принимать участие в общественных работах в своем уезде.

3. Что такое отрезки:

а) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.;

б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

в) часть крестьянского надела, оказавшаяся липшей по срав­нению с установленной в 1861 г. нормой?

4. Кто такой мировой посредник:

а) представитель помещиков, участвующий в разработке кресть­янской реформы;

б) представитель крестьянской общины, участвующий в разре­шении споров между помещиком и крестьянами;

в) представитель дворянства, призванный следить за осуществ­лением крестьянской реформы на местах?


Задание 6. На основе представленных ниже данных сформулируйте и запи­шите выводы о характере крестьянской реформы.

1. Средний надел крестьянина до реформы составлял 4,4 деся­тины, после реформы —3,6 десятины.

2. В Московской губернии крестьянская семья в среднем долж­на была заплатить за землю 500 рублей. При этом изба стоила 30 — 40 рублей, лошадь 15 — 20 рублей.

3. Стоимость крестьянской земли была оценена 500 млн рублей, заплатили же крестьяне 1,5 млрд рублей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Значение и последствия крестьянской реформы 1861 г. __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 18-19. Либеральные реформы 60-70–х годов

Задание 7. Дайте объяснение терминам:

Рескрипт____________________________________________________________________________________________________________________________

Социализм___________________________________________________________________________________________________________________________

Цинзура_____________________________________________________________________________________________________________________________

Консерватизм________________________________________________________________________________________________________________________

Радикально-демократическое направление _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Крепостное право___________________________________________________

__________________________________________________________________

Временнообязанные крестьяне________________________________________

__________________________________________________________________

Реформа___________________________________________________________


Бессословный суд___________________________________________________

Гласный суд________________________________________________________

__________________________________________________________________

Состязательный суд_________________________________________________

__________________________________________________________________

Независимый суд___________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекрутская повинность______________________________________________

__________________________________________________________________

Всеобщая воинская повинность_______________________________________

__________________________________________________________________

Гражданское общество_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Правовое государство_______________________________________________

__________________________________________________________________




Задание 8. Заполните таблицу

Свежие документы:  Тема урока «Опричнина» 6 класс

Реформа, год.

Содержание реформы

Значение реформы


























































§ 20. Национальная политика Александра II


Задание 9. Охарактеризуйте национальную политику Александра II.

1)Польша.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Финляндия.

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Украина и Белоруссия___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)Кавказ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5)Евреи________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


§ 24. Внешняя политика Александра II


Задание 10. Заполните схему

Задачи внешней политики









направления внешней политики















Россия и Европа после крымской войны ( ? г.)

Задание 11. Заполните схему.


Россия в международной изоляции



Блок

и



Россия +






Лондонская конвенция________________________________________

__________________________________________________________________


1873 году ____________________________________________ подписали соглашение, по которому____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Это соглашение вошло в историю под названием_________________________________________________________

В_________г. Союз трех императоров распался т.к.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 12. Заполните таблицу

Направление, год

Событие

Значение





























Задание 13. Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией при Александре II.

1. Германия

А) соперничество этой страны с Россией за сферы влияния в Средней Азии

2. Китай

Б) Эта страна поддерживала Россию на Лондонской конфе­ренции


3. Австро-Венгрия

И) к речуш.тате переюнорон с пой страной за Россией за­крепился о. Сахалин


4. Англия

Г) Эти государства стали вассальными владениями России

5.Бухара


Д) Договоры с этой страной позволили России продолжать освоение Дольний Восток

6. Кокапд

Е) Эта страна стала одной из союзниц России по «союзу трех императоров»

7. Хива

Ж) В результате торговой сделки с этой страной Россия по­лучила 7,2 млн.долл.

8. Япония

3) В результате переговоров с этими странами на Лондон­ской конференции Россия добилась, отмены нейтрализации Черного моря.

9. Америка

И) Эта страна была против отмены нейтрализации Черного моря, но без поддержки европейских государств не реши­лась выступить.

10. Турция

К) Эти страны наряду с Россией входили в состав «Союза трех императоров».

Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________





§ 25. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Балканский кризис середины 70-х г. ХIХ вв.

Задание 14.

Причины:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи______________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

? Укажи, какие славянские народы находились под властью османской империи

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 15. Проведите линии в схеме (приведите в соответствие)

Боевые действия летом 1877 -1878 года


Освобождение Тырново Н.П. Криденер

(столица______________)



Захват Шипкинского перевала И.В.Гурко


Взятие крепости Никорполь М.Т.Лорис-Меликов

Вместо Плевны

Захват Плевны


Захват крепостей

Баязет, Ардаган, Карс Э.Н. Тотлебен




Задание 16. Заполните сравнительную таблицу

Условия Сан-Стефанского мирного договора

Условия Берлинского конгресса






















Задание 17. Дайте письменные ответы на вопросы.

  1. Какой характер носила русско-турецкая война? 2. Выполнила ли Россия поставленные задачи? 3. Каковы были положительные результаты войны? 4. Каковы были отрицательные результаты войны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 26. Внутренняя политика на рубеже 70-80-х годов.

Задание 18.

Укажите мероприятия, проведенные в духе консервативной политики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 19. Перечислите мероприятия М.Т.Лорис-Меликова

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подумайте! Почему правление М.Т.Лорис-Меликова было названо «Диктатура Сердца» ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РОССИЯ В 80-90-е годы ХIХ века

§27. Внутренняя политика Александра III

Задание 20. Дайте характеристику личности Александра III. Воспользуйтесь дополнительной литературой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подумайте! Что стало главной задачей царствования Александра III?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ЗАПОМНИТЕ!

Контрреформы- отказ от реформ и преобразований предыдущего царствования.



Задание 21. Выберите правильный ответ

1. Кто оказывал решающее влияние на внутреннюю политику Александра III:

а) М. Т. Лорис-Меликов; б) К. П. Победоносцев; в) императ­рица Мария Федоровна?

2. К. П. Победоносцев занимал должность:

а) министра внутренних дел; б) министра народного просвеще­ния; в) обер-прокурора Синода.

3. Какие мери по крестьянскому вопросу были приняты в цар­ствование Александра III:

а) прекращено временнообязанное состояние крестьян;

б) снижены выкупные платежи; в) отменена подушная подать; г) разрешен свободный выход крестьян из общины; д) облегчена аренда государственных (казенных) земель;

с) облегчена аренда помещичьих земель?

4. Закон от 28 декабря 1881 г.:

а) отменял временнообязанное состояние крестьян; б) регулировал арендные отношения;

в) отменял подушную подать.

5. Какие меры предусматривало рабочее законодательство:

а) запрещение труда детей до 12-летнего возраста;

б) запрещение ночного труда для женщин и подростков;

в) 8-часовой рабочий день;

г) запрещение штрафных санкций к рабочим со стороны хо­зяев;

д) запрещение стачек; е) введение страхования рабочих?

6. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. давало право министру внутренних дел:

а) объявлять в стране чрезвычайное положение;

б) объявлять любой район страны на «исключительном положении»;

в) выселять всех иноверцев из Москвы и Петербурга.

7. Режим «исключительного положения» предусматривал право администрации:

а) вводить военно-полевые суды в данной местности; б) высылать любых «нежелательных» лиц;

в) приостанавливать выпуск периодических изданий; г) закрывать учебные заведения; д) конфисковывать недвижимое имущество без суда; е) передавать судебные дела в военные суды.

8. Дворянский земельный банк был создан для:

а) помощи капитализирующимся помещичьим хозяйствам; б) выкупа помещичьих земель;

в) материальной поддержки помещичьих имений.

9. Земская и городская реформа начала 1890-х гг.:

а) сократила лишние звенья городского и земского управления;

б) усилила сословно-дворянский элемент в земском и городском самоуправлении;

в) увеличила представительство сельской и городской буржуа­зии в органах самоуправления.



§ 28-29. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III


Задание 22. Заполните таблицу.

Ф.И.О. министра финансов

Годы деятельности

Основные направления экономической политики















































Задание 23. Проанализируйте таблицы и сделайте вывод о развитии экономики России.

Развитие промышленности в России в 1861—1900 гг.

Год

Добыча, млн пуд.

Выплавка чугуна, млн пуд.

Потребление хлопка, млн пуд.

Длина сети железных дорог, тыс. км


уголь

нефть




1861

23,5

0,2

19,0

2,6

2,2

1870

42,0

1,7

22,0

2,8

10,7

1880

200,0

21,5

27,0

5,7

22,9

1890

367,0

230,6

56,6

8,3

30,6

1900

1003,0

633,0

176,8

16,0

53,2


Развитие отраслей промышленности в России в конце XIX — начале XX в., млн руб.

Год

Металло­обрабаты­вающая

Текстиль­ная

Пищевая

Химиче­ская

Дерево­обрабаты­вающая

Горно­добываю­щая

Строитель­ные материалы

Другие отрасли

1880

120,7

419,3

291,9

59,7

39,5

148,5

28,2

71,7

1900

357,8

805,2

767,4

131,2

153,3

671,6

80,7

118,8

1913

769,0

1854,9

1443,7

478,6

315,4

1182,4

187,7

240,4


Итогами экономического развития России:____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 24. Сформулируйте особенности развития капитализма в России:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 25. Проведите линии, показывающие, из каких сословий шло формирование классов и социальных слоев населения в конце ХIХ века.

Дворянство Помещики


Купечество Буржуазия


Мещанство Пролетариат


Крестьянство Интеллигенция


Духовенство Чиновничество


Офицерство


Задание 26. На основе изученного материала ответьте на вопросы

1. Исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков.__________________________________________________________

2. Роспись доходов и расходов государства на определенный срок.______________________________________________________________

3. Рабочие (синоним)._______________________________________________

4. Владельцы капитала, собственники орудий труда, использующие на­емный труд.______________________________________________________________

5. Отрасль промышленности, энергично развивающаяся в районе Баку и Грозного.__________________________________________________________

6. Платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в общегосудар­ственный и местный бюджет._________________________________________

7. Политика государства, направленная на защиту и покровительство отечественной промышленности._____________________________________

8. Взыскания с рабочих за опоздание, выпуск некачественной продук­ции.______________________________________________________________

9. Министр финансов, который был инициатором постройки Трансси­бирской магистрали._________________________________________________

10. Наценка, устанавливаемая государством на товары массового по­требления._________________________________________________________


Внешняя политика Александра III «Миротворец»

Задание 27.

Задачи внешней политики России:_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 28.

Направления внешней политики

?

?

?

Основные

события










































Задание 29. Прочитайте документ и дайте письменные ответы на вопросы.

Из письма Александра III

русскому послу в Берлине графу П. А. Шувалову, декабрь 1885 г.

Принц Александр Баттенбергский — враг России, и покуда он будет там царствовать, его влияние всегда будет для нас враждеб­но. Его прогонят непременно рано или поздно. Поддерживать его в достижении объединения Болгарии под его скипетром… значило бы награждать его за все его поступки, которые заслуживают не поощрения, а наказания. Впрочем, интересы России в настоящее время требуют, чтобы мы воздержались от вмешательства в дела Балканского полуострова, покуда там не возникает вопросов, бо­лее прямо нас касающихся.

  1. Во время каких событий на Балканах было написано это письмо?

2. В чем вы видите отступление России от своей традици­онной политики на Балканах?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 30.

Проведите сплошные линии между теми странами, которые в 80-е гг. находились в союзнических отношениях, и пунктирные ли­нии — между враждующими странами.


АВСТРО-ВЕНГРИЯ РОССИЯ АНГЛИЯ

ИТАЛИЯ ГЕРМАНИЯ ФРАНЦИЯ




Задание 31. Заполните пропуски

! Международное положение конца ХIХ-начала ХХ вв. характеризуется созданием двух военно-политических блоков (_________________________________________________________)

Борющихся за сферы мирового влияния.



Причина изменения внешнеполитического курса России



Рост влияния ______________ на _____________________

Политику, поддержка ею интересов __________________

В этом регионе



Охлаждение отношений России с ____________________и

_______________________, переориентация на союз с _____________



Военно-политический союз

_________________________


1891, 1892 г.





В ЕВРОПЕ


1 блок

противостояние

2 блок






Задание 32. Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией в 1880-1890 гг.

1. Англия

А) Рост антирусских настроений и смена правителя привели к разрыву дипломатических отношений с Россией

2. Франция

Б) Усиление позиций на Балканах превратило эту страну в ос­новного соперника России в данном регионе

3. Япония

В) Заинтересованность в нейтралитете России на случай войны вынудила эту страну добиться возобновления «Союза трех им­ператоров»

4. Германия

Д) Соперничество с Россией в Средней Азии

5.Австро-Венгрия

Г) Сближение с Россией в предоставлении ей крупных кредитов и в заключении секретной военной конвенции

6. Болгария

Е) Столкновение интересов этой страны и России на Дальнем Востоке неминуемо приближало военный конфликт между ними

Ответы:___________________________________________________________


Задание 33. Охарактеризуйте национальную политику Александра III.

Религиозная принадлежность населения Российской империи, %

(по переписи 1897 г.)

Православные христиане

69,46

Мусульмане

11,08

Католики

9,17

Иудеи

4,15

Лютеране

2,95

Старообрядцы

1,75

Прочие

1,44


1.Россия.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Польша и Финляндия____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Евреи. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Украина и Белоруссия._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Кавказ и Средняя Азия._____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Старообрядцы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Таким образом, __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреевская Т.П. Тесты по истории России ХУI-ХУIII в. М.: Экзамен, 2005.

  2. Всеобщая история в таблицах и схемах. М., Лист, 1999.

  3. История государства и народов России. 8 класс учеб. Для общеобразоват. Учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. -М.: Дрофа , 2006.

  4. Данилов А.А., Косулина А.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX в.»:-М. Просвещение, 2008.

5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории: — М.

Дрофа, 2007.

6. История России в таблицах и схемах. М., 2001.

7. Мир и Россия в ХIХ в. Краткие конспекты уроков для учителя. 8 класс.-

М., Владос, 2007.

8. Петрова Л.В. История России. Схемы ответов по истории России на

уроке и экзамене. XIX в.-Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2002.

9. Суханов и др. История России. XIX век. 8 классы. Дидактические

материалы. — М.: Дрофа, 2005.









































25


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: