Рабочая тетрадь к учебнику «Истоия России» для 8 класса «Россия в правление Николая I»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

муниципального образования города Братска













Рабочая тетрадь к учебнику «История России».

Россия в правление Николая I.











Подготовила: Неверова В.В.

учитель истории и обществознания









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь по истории предназначена для учащихся 8 классов. Тетрадь состоит из познавательных заданий различного уровня сложности; выполняя их, учащиеся учатся анализировать, сравнивать, систематизировать учебный материал, решать тестовые задания. Значительная роль отводится самостоятельной работе учащихся. При этом одной из главных задач учителя является руководство самообразованием учеников. Данная разработка предназначена для работы в системе погружения. В связи с этим структура рабочей тетради имеет ряд особенностей, но базовый минимум остается неприкосновенным. Это пособие представляет интерес в том плане, что автор-учитель-практик, опираясь на обязательный минимум содержания образования, стремится сформировать у учащихся взгляд на развитие отечественной истории, факты, биографии исторических деятелей прошлого и современности, основные процессы развития человеческого общества.

























РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ ВЕКА.

Задания к § 8

Задание № 1. Дайте характеристику личности Николая I. (Воспользуйтесь тестом пар-фа 8 и дополнительной литературой)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I

Задание № 2. Заполните схему


Задачи правления Николая I

(1825-1855 г.)














Задание 3. Выбери правильный ответ. Работу по кодификации российского законодательства возглавил:

А) А.А.Аракчеев; Б) М.М. Сперанский; В) В.П.Кочубей; Г) П.Д.Киселев



Задание 4. Прочитайте в учебнике материал о реформе государственных крестьян П. Д. Киселева и укажите правильные ответы на вопросы.

Реформа привела к облегчению положения крестьян?

ДА НЕТ

Помещики встретили эту реформу с одобрением?

ДА НЕТ

Реформа привела Николая I к выводу о необходимости немед­ленной отмены крепостного права?

ДА НЕТ

Главным положением реформы Киселева стало______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 5. Заполните таблицу

Мероприятия по укреплению дворянства

Отношение Николая I к крестьянскому вопросу (стр. 67, задания 2 часть)


Меры по борьбе с революционными идеями


























Меры для решения крестьянского вопроса
























Задание 6. Итоговое задание. Перечислите значимые политические шаги правления Николая I.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 20 —50-е гг.

Задании 7. Заполните пропуски на основе ранее изученного материала.


Российская империя была________________страной, так как большую часть населения составляли ___________________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли явля­лись ____________, но работали_______________крестьяне, находившиеся в полной собст­венности ______________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили_____________и отрабатывали________________.

В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появля­ются крестьяне -______________, временно уходившие на заработки в город или на

сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в________губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был_________.В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые______крестьяне, которые занимались предпринима­тельством.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. _______________крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.


§ 9. Социально-экономическое развитие страны в п.п. ХIХ вв.

Задание 8. Выберите неправильный ответ.

Проявлением кризиса феодально-крепостнической системы стали:

а) неэффективность феодальной экономики; б) быстрое развитие капиталистического уклада хозяйства; в) стремление помещиков к отмене крепостнической системы; г ) тормозящее воздействие на развитие хозяйства существующей экономической и политической системы.


Задание 9. Заполните пропуски в тексте.

В России в _________ г. _________в. начался промышленный переворот, который завершился только после отмены ___________________________________. Особенностью промышленного переворота в России стало_____________________________________________________________________.Промышленный переворот начался в_______________________________________________промышленности. Развивалось пароходство_______________________________________________________________

______________________________морях. ______________________-гг. началось железнодорожное строительство. Первая железная дорога _____________________-была построена в ________________г. Численность наемных рабочих в 30-40 г. Х1Х в _____________. К ______________ в __________________________промышленности крепостной труд не использовался. Но во многих отраслях труд крепостных широко применялся, например _________________Промышленности. Началось развитие __________________торговли, что является показателем индустриального общества. 1Х в _____________. абочих в 30-40 г. _____-была построена в ________________г.

___________________________________________

Задание 10. На основе тексте письменно охарактеризуйте деятельность Канкрина. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны его деятельности?

Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина

Назначенный Николаем I министр финансов Е. Ф. Канкрин проводил политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли, а также экономии средств казны. При этом выступал против строительства железных дорог в России. Подготовленная им финансовая реформа была проведена в 1839-1843 гг. Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные. Вследствие этого уменьшилась ин­фляция, бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные за­траты на Крымскую войну.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 10. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 30-50 г.

Задание 11. Укажите

Направления русской общественной мысли:















В 1840-50 г. в России начинают распространяться социалистические теории. Поклонники этих идей в России: А.И. Герцен, Н.П. Огарев…..


ЗАПОМНИТЕ: Социализм – учение, выдвигающие в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком ; утверждаются социальное равенство и справедливость.


Задание 12. Подумайте и запишите главные вопросы общественной мысли России во второй четверти Х1Х вв.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 13. На основе § 10 заполните таблицу.


«Официальная

народность»

Славянофилы

Западники

Революционеры-демократы

Предста-

вители











Отношение

к самодер-

жавию












Государст-

венный

строй













Отношение

к крепост-

ному

праву














Отношение

к преобра-

зованиям

Петра I














Отношение

к крестьян-

ской общине














Отношение к влиянию запада














Задание 14. Работа с документом. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чу) земного владычества и, наконец, крепостничества … чтобы совершить движение вперед…главное уничтожить в русском раба». __________________________________________________________________

2. «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». __________________________________________________________________

3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго … Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». ___________________________________

4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространит сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли».

__________________________________________________________________

5. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это бы сделать они сами». __________________________________________________________________

6. «Не без некоторой зависти смотрим … на западную Европу, есть чему позавидовать!»



§ 11. Национальная политика Николая I

Задание 15. Охарактеризуйте национальную политику Николая I.

1.Польша.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. .Народы Прибалтики и Финляндии. __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Украина._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Евреи________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Таким образом_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 12. Кавказская война 1817-1864 гг.


Задание 16. Заполните таблицу на основе § 12.

Причины КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ

Повод

Последствия и итоги войны





























Задание 17. Объясните термины.

Мюридизм __________________________________________________________________

Шамиль_____________________________________________________________________________________________________________________________

Имамат______________________________________________________________________________________________________________________________

Теократия___________________________________________________________________________________________________________________________

1817-1864 г. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1828 г._____________________________________________________________

__________________________________________________________________

1834-1859 г.________________________________________________________


§ 13. Внешняя политика Николая I

Задание 18. Задачи внешней политики во второй четверти ХIХ в.


















Задание 19. Заполните таблицу на основе § 13.

Событие

Причины

Итоги





















§ 14. Крымская война 1853-1856 гг.

Задание 20. Вспомните!

-Что такое восточный вопрос_______________________________________


Причины войны___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Повод— __________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 21. Заполните таблицу.

Страны-участницы войны

Цели стран-участниц войны

















— Страны, занявшие по отношению к России позицию враждебного нейтралитета- ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 22. Укажите ключевые события Крымской войны

На начальном этапе

После вступления в войну Англии и Франции


















Задание 22. Заполните пропуски, работая с текстом на стр. 115




Парижский мир ?

















Последствия Парижского мира для России



























Задание 23. Работа с документом!

Саратовский журналист И.Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».

— Как вы понимаете эту фразу? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________


На основе вывода укажите причину, по которой Россия проиграла в Крымской войне_______________________________________________________________________________________________________________________________



























ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреевская Т.П. Тесты по истории России ХУI-ХУIII в. М.: Экзамен, 2005.

  2. Всеобщая история в таблицах и схемах. М., Лист, 1999.

  3. История государства и народов России. 8 класс учеб. Для общеобразоват. Учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. -М.: Дрофа , 2006.

  4. Данилов А.А., Косулина А.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX в.»:-М. Просвещение, 2008.

5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории: — М.

Дрофа, 2007.

6. История России в таблицах и схемах. М., 2001.

7. Мир и Россия в ХIХ в. Краткие конспекты уроков для учителя. 8 класс.-

М., Владос, 2007.

8. Петрова Л.В. История России. Схемы ответов по истории России на

уроке и экзамене. XIX в.-Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2002.

9. Суханов и др. История России. XIX век. 8 классы. Дидактические

материалы. — М.: Дрофа, 2005.


17


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Прикладная среда табличного процессора Excel. Данные и логические функции" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: