Разработка урока истории в 7 классе «Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725 — 1762)»


Конспект урока по истории в 7 классе


Левкина Людмила Анатольевна,

учитель истории и обществознания

первой категории

МКОУ СОШ п. Заря
Опаринского района Кировской области

Тема урока: Россия в эпоху дворцовых переворотов

(1725-1762)

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, обстоятельствами и следствием дворцовых переворотов в России XVIII в.

Задачи:

 Образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. 

 Развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей. 

 Воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Тип урока:  изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная познавательная деятельность.

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, привилегия, фаворит, кондиции.

Оборудование: карта «Россия в первой половине XVIII в.», проектор, компьютер, презентация «Россия в 1725-1762. Дворцовые перевороты».


План изучения новой темы:

  1. Понятие «Дворцовые перевороты»

  2. Наследники Петра I

  3. Причины дворцовых переворотов

  4. Характеристика дворцовых переворотов

  5. Итоги дворцовых переворотов


Ход урока

Слайд 2

1.Учитель дает понятие «Дворцовые перевороты», учащиеся записывают данное понятие в рабочих тетрадях. Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос, на который они должны будут ответить в конце урока: Был ли неизбежен период дворцовых переворотов в истории России, начавшийся сразу после смерти Петра I?

Слайд 3

2. Наследники Петра I

Реформы ПЕТРА I вызвали сопротивление дворян и духовенства. Это привело к заговору против царя. В число заговорщиков входил сын и наследник Петра царевич Алексей, который в 1718 году был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Царевич умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение.

Слайд 4 -5

После этого появился Устав о престолонаследии, дававший императору право назначать себе приемника по своему усмотрению. Но сам Петр этого сделать не успел, так как скоропостижно умер. Теперь все его родственники могли претендовать на высшую власть в России.

Слайд 6-7

Больше всего шансов было у дочери Елизаветы, жены Екатерины, внука Петра I Петра Алексеевича и племянницы Анны.

Почему именно у этих людей было больше всего шансов занять российский престол?

Слайд 8-10

Екатерина самый близкий к покойному царю человек. Внук Петр был сыном царевича Алексея и единственным мужчиной в семье Романовых, дочь Елизавета – любимая дочь Петра и Екатерины. Старшая дочь Анна вышла замуж за голштинского герцога Карла Фридриха и по условиям брачного контракта не могла претендовать на престол.

Племянница Анна – была дочерью Ивана V , соправителя Петра I в 1682-1696 гг. и имела уже политический опыт, так как была правительницей герцогства Курляндии.

3. Причины дворцовых переворотов.

Слайд 11

Реформы Петра I привели к неразберихе с наследниками, созданию гвардии, усталости дворян от реформ.

Умирая ПетрI не успел назначить себе приемника. Началась острая борьба различных группировок за власть, которая сводилась к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол.

Его наследники в силу разных причин (возраста, пола, умственных способностей) не могли самостоятельно бороться за власть.

Гвардейские полки российской армии формировались из дворян. Дворяне очень устали от реформ Петра. Он заставил их изменить свой привычный образ жизни, принять западноевропейские обычаи. Петр установил для дворян пожизненную обязательную службу. Дворяне – гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы, приближенные Петра I и его родственники, расплачивались с ними привилегиями.

Запись в тетради: Привилегии – исключительные права, которых нет у других людей.

4.Характеристика дворцовых переворотов

По материалам учебника с 148-158 заполняется таблица: слайды 12-24

Переворот

дата

Причины

Организаторы

(орудие)

Результат

Значение (рост привилегий дворянства)

1725 г.

Петр I не успел назначить себе приемника

Александр Меньшиков, гвардия

Воцарение Екатерины I

Создание Верховного тайного совета. Сокращение срока службы дворян до 40 лет.

Раздача земель с крестьянами гвардейцам

1727 г.

После смерти Екатерины I по ее завещанию императором стал 12 –летний

Петр II Алексеевич. Усиление влияния Александра Меньшикова

Князья Долгорукие а также А. И. Остерман –интриги. ( На Петра II большое влияние оказывал ровесник царя Иван Долгорукий, чем Меньшиков).

Меньшиков с семьей сослан в Сибирь. Изменился состав Верховного тайного совета-стали преобладать аристократические фамилии, ключевую роль играли А. И Остерман и Ф. Прокопович. Наметился курс на корректировку реформ.

Дворяне ничего не получили

1730 г.

Члены Верховного тайного совета пригласили на трон племянницу Петра I Анну Ивановну на условиях «кондиций». Анна не могла бы править без ведома ВТС

Анна Ивановна, гвардия

Правление Анны Ивановны в 1730-1740 гг.

Определяющая роль фаворитам из немцев: Э. Бирон, А. Остерман, Б. Миних

Создание Измайловского гвардейского полка, кадетского корпуса для детей дворян, срок службы сокращен до 25 лет, запись на службу с младенчества.

1740 г.

Анна назначила своим преемником сына своей племянницы Ивана VI (двухмесячного младенца) при регентстве Бирона. Бирон был ненавистен русским дворянам как фаворит Анны Ивановны.

Миних, гвардия

Анна Леопольдовна –регентша при своем сыне Иване VI

Одни немцы сменили у власти других немцев.

1741 г.

Засилье немцев

Елизавета II, гвардия

Правление Елизаветы Петровны в 1741-1761 гг. с фаворитами (А.Разумовским и др.)

Дворяне были освобождены от телесных наказаний. Получили право собственности над крестьянами

1762 г.

Правление Петра III (1761-1762). Отдал Пруссии завоеванный русскими войсками Кенигсберг.

Екатерина II, гвардия

Правление Екатерины II в 1762-1796 гг.

Екатерина II подтвердила изданный Петром III манифест «О вольности дворянской», который отменил обязательную службу дворян.


5. Итоги дворцовых переворотов

Слайд 25

Основные выводы урока: В результате последнего в XVIII в. дворцового переворота, осуществлённого 28 июня 1762 г., на русский престол была возведена Екатерина II Великая. Эпоха дворцовых переворотов сделала дворянство привилегированным сословием российского общества.

Закрепление:

Слайд 27

Ученики повторяют по презентации и таблице причины, обстоятельства и следствия дворцовых переворотов в России.

Слайд 28

Далее учитель предлагает учащимся ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос: Был ли неизбежен период дворцовых переворотов в истории России, начавшийся сразу после смерти Петра I?

Подведение итогов урока, рефлексия: Я узнал…, я понял…..

Домашнее задание: § 20-21, задания в рабочей тетради-пособии к учебнику.























Список литературы и источников информации

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI — XVIII век. Учебник. 7 класс. М.: 2012. — 240 с

  2. Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVIIXVIII веков: 7-й кл.: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: Конец XVIXVIII век. -М.: Экзамен, 2006.-158 с.

  3. http://www.happygiraffe.ru/user/10709/blog/post61116

  4. http://allphoto.in.ua/petr-1-foto.html

  5. http://lichnosti.net/photo_22525.html

  6. http://www.bport.com/news/item/93606.html

  7. http://www.etoya.ru/lady/2010/12/7/13078

  8. http://istclub.ru/topic/

  9. http://www.liveinternet.ru/users/3184308/post241486202

  10. http://telegrafua.com/world/12195/

  11. http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post178645397

  12. http://everyhistory.org/allhistory.org/276.html

  13. http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Epokhaperevorotov/Epokhadvortsovykhperevorotov.html

  14. http://www.diletant.ru/articles/9108043/

  15. http://www.rosimperija.info/post/1520

  16. http://gallerix.ru/album/Hermitage-5/pic/glrx-868164062

  17. http://www.opentown.org/news/14559

  18. http://www.zakonia.ru/site/117183/2699

  19. http://historyparadox.ru/dvorcovye_perevoroty_ekaterinaII.php

  20. http://more777.at.ua/photo/romanovy/imperatrica_ekaterina_vtoraja/9-0-216

  21. http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/nalozhilaokowynadarowityhoficerowizgnaliihotowsjudu.shtml

  22. http://emperfavour.narod.ru/potemkin.html


7


Свежие документы:  Урок для 4 класса по теме: "Домашние и дикие животные"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: