Разработка урока по истории «Культура средневековья» 6 Класс


Муниципальное общеобразовательное учреждения гимназия № 3

Центрального района г. Волгограда








Разработка урока по истории в 6 классе

Тема: Культура средневековья





Автор: Мартьянова Ольга Анатольевна,

Учитель истории и обществознания

МОУ гимназия № 3

Центрального района г. Волгограда.











Волгоград. 2013.

Интеллектуальное казино

«Культура средневековья»1

повторительно – обобщающий урок


ЦЕЛИ:

  1. Систематизация и контроль качества знаний обучающихся по теме «Культура средневековой Европы».

  2. Продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

  3. На примере культуры средневековья продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры –чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям .

РЕСУРСЫ:

  • карточки 4-х цветов размером 3*3 см, окрашенные с одной стороны – для формирования команд;

  • «волшебный мешочек» с фишками достоинством 1 интеллект, по 2 штуки на 1 ученика;

  • 4 сигнальных флажка по цвету команд для демонстрации готовности команды отвечать;

  • гонг для звукового сигнала, означающего прекращение времени на обдумывание вопроса;

  • лист «Счет игры», где наблюдатели отмечают ход игры;

  • презентация для интерактивной доски Smart Notebook, в случае отсутствия интерактивной доски — презентация, выполненная в программе Power Point;

  • небольшие листочки для этапа рефлексии.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

обучающиеся будут иметь представление:

о составляющих культуры средневековья:

  • уровне развития науки и образования;

  • основные направления и достижения средневекового искусства.

Обучающиеся будут знать:

  • персоналии этого периода истории;

  • открытиях и изобретениях этого периода.

Обучающиеся будут уметь:

на элементарном уровне:

  • делать выводы;

  • обобщать;

  • высказывать свою точку зрения;

  • работать в команде;

  • оценивать свои знания и возможности.



ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент:

Объяснение целей и задач урока, условий игры.

Деление класса на 4 команды,

Представление наблюдателей, разъяснение их обязанности.

Выдача игрокам фишек для игры и сигнальных флажков.

2. Тур «Открытия и изобретения»

3. Тур «Наука и образование»

4. Тур «Литература»

5. Физминутка

6. Тур «Архитектура, живопись, скульптура»

7. Тур «Великие люди»

8. Тур «Марафон»

9. Подведение итогов игры.

10.Рефлексия


Включается презентация к уроку

презентация, Power Point

Smart Notebook.

Деятельность учителя

Предполагаемые ответы обучающихся

СЛАЙД 1

Тема урока








СЛАЙД 2

Условия игры













СЛАЙД 3

Условия игры



Учитель касается доски в верхней части – появляется название формы урока и тема урока и





Учитель касается первой синей звездочки «Условия игры» к которой прикреплен файл презентации с условиями игры.










Учитель касается доски – высвечивается слайд продолжение условий игры





Учитель: Дорогие друзья, сегодня на уроке мы с Вами должны подвести итог нашей работы по изучению курса истории средних веков. Это заключительный урок и я предлагаю вам провести его в необычной форме, я приглашаю вас в интеллектуальное казино. Сегодня Вы сможете доказать себе и окружающим, что Вы можете зарабатывать деньги, используя своим знания, умения и навыки. Тема нашего урока – игры «Культура средневековья»

Условия игры:

  1. Играют четыре команды:

Команда зеленых Команда синих

Команда красных Команда желтых

2. Первоначальный капитал каждой команды: 2 фишки достоинством 1 интеллект на одного члена команды.

3. Представители команды демонстрируют индивидуальные знания, но работают в команде.

4. Команда выбирает2 тему и номер вопроса, делает ставку минимум 1 интеллект, максимум – сколько захочет.

5. Если команда отвечает верно, то ставка удваивается, если ответ будет неверным, то фишка вернется в «волшебный мешочек».

6. Знаком о том, что команда готова отвечать является взмах цветным флажком.

7. Право первого ответа у команды, сделавшей набольшую ставку, остальные команды могут говорить только в случае неверного ответа.

8. Если команды сделают равное количество ставок, то право ответа у команды раньше другой взмахнувшей своим цветным флажком.

9. Время обдумывания вопроса – 30 секунд.

10 За соблюдением командами условий игры следят наблюдатели — ваши одноклассники. Задача наблюдателей — следить за временем, вести учет заработанных и проигранных «Интеллектов».


СЛАЙД 4

Темы игры


Учитель касается второй синей звездочки «Темы игры» к которой прикреплен файл презентации с перечнем тем казино.

Вас ждут вопросы по темам:

I. «Открытия и изобретения»

II. «Наука и образование»

III. «Литература»

IV. «Архитектура, живопись, скульптура»

V. «Великие люди»

VI. Марафон





СЛАЙД 5

Разминка

Учитель касается третьей синей звездочки «Разминка», к которой прикреплен файл презентации с вопросами «Разминки»

Учитель: Прежде чем мы начнем нашу игру, давайте немного разомнемся и вспомним несколько фактов из истории средневековья

РАЗМИНКА

  1. Назовите хронологические рамки средневековья.

Ответ: Конец V века (476 год н.э., падение Западной Римской империи) — конец ХV века (переход к эпохе нового времени


СЛАЙД 6

Разминка

Учитель касается интерактивной доски

2. Назовите периоды Средневековья и их хронологические рамки:


Ответ:

раннее Средневековье: конец V века – конец XIвека;

зрелое Средневековье: конец XI века – начало XIVвека;

позднее Средневековье: начало XIV века – конец XVI века.

СЛАЙД 7

Разминка


3. Ученые считают, что на формирование культуры средневековья повлияло три фактора. Назовите их.


(Ответ:

1фактор — наследие античного мира – культура Рима,

2 фактор — культура варварского мира;

3 фактор – христианская церковь

СЛАЙД 8

Разминка


4. Позднее средневековье (начало XIV века – конец XVI века.)) называют Возрождение, или Ренессанс (от фр. Renaissance). Расскажите, где возникло Возрождение, дайте характеристику этого периода и назовите причины его возникновения.


Ответ: Возрождение возникло в Италии, основные его черты – светский характер культуры и гуманизм (общественно-философское движения, рассматривало человека, его личность, его свободу, как высшую ценность общества). Главные причины возникновения Возрождения: рост городов, появление светских школ, развитие науки и расширение границ мира.

СЛАЙД 9

Тур I «Открытия и изобретения»

Учитель касается большой зеленой звездочки

Учитель: Итак, разминка завершена, мы начинаем нашу игру!

Итак, наш первый тур I «Открытия и изобретения»

Первый вопрос из области «Открытия и изобретения»

Кто смелый? Делаем ставки (ставки собирают наблюдатели, отмечая какая команда сколько «интеллектов» поставила).

Ставки сделаны! Внимание!



СЛАЙД 10

1 вопрос тура «Открытия и изобретения»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ



Учитель касается зеленого пятиугольника с надписью «1 вопрос»

Перед вами гравюра 15 века. На ней изображено техническое изобретение, традиционно приписываемое 14-15 веков, хотя существуют факты доказывающие, что это приспособление с успехом использовалось в 4-ом столетии до н.э. в Индии. Но достоверно известно, что их массовое применение началось именно в средневековой Европе и способствовало развитию техники. Кстати возможностям его использования посвящены и наброски рисунка Леонардо Да Винчи.

Внимание, вопрос: Назовите это приспособление, в каком качестве оно применялось.

Ответ: Водяное колесо применялось во многих отраслях в качестве первого гидравлического двигателя. Делились на два типа — нижнебойное и верхнебойное.

Впоследствии, это позволило создать насосы, прессы и т.д.


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

СЛАЙД 11

2 вопрос тура «Открытия и изобретения»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается зеленого пятиугольника с надписью «2 вопрос»

Второй вопрос из области «Открытия и изобретения» Делаем ставки!

Ставки собраны! Внимание!

Еще в начале 3 тысячелетия до нашей эры люди начали широко применять в своей хозяйственной деятельности металлы. Переход от каменных орудий к металлическим стал революционным переворотом в истории человечества. Первым металлом, получившим широкое распространение, была медь. В конце 3 тыс. до нашей эры древние мастера начали использовать свойства сплавов, первым их которых стала бронза. Но стоимость металлических инструментов оставалась высокой, что мешало их широкому распространению. Бронза не могла до конца заменить каменные инструменты. Это оказалось под силу только железу. Первым металлом, получившим широкое распространение, была медь. Это общеизвестный факт. Но в средние века было создано приспособление, совершившее поистине новый революционный переворот в технике обработки металлов. Кстати, эти приспособление используется в металлургии, по сей день. А помогало его работе использование силы водяного колеса.

Внимание, вопрос: Назовите это приспособление и продукт, получаемый средневековыми мастерами при его помощи.

Ответ: В середине 14 века для выплавки металлов в Европе стали строить домны — шахтные печи. Увеличение высоты этих печей и интенсивная подача в них воздуха (при помощи водяного колеса) способствовали повышению температуры и улучшению процесса восстановления металла из руды. Вместо сыродутного железа в доменных печах средневековые металлурги получали высокоуглеродистый чугун. Это усовершенствование стало переломным в развитии техники металлургии, так как привело к открытию чугуна, его литейных и переделочных свойств.


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

СЛАЙД 12

3 вопрос тура «Открытия и изобретения»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается зеленого пятиугольника с надписью «3 вопрос»

Третий вопрос из области «Открытия и изобретения» Делаем ставки!

Ставки собраны! Внимание!

Это приспособление еще в глубокой древности изобрели китайцы. Это был самый древний прибор для определения сторон света. В XI веке многие китайские корабли были оснащены таким приспособлением. В Европу его привезли итальянские моряки в начале XIII века, переняв у арабов.

Внимание, вопрос: Назовите это приспособление, опишите принципы его работы.



Ответ: Это приспособление называется компас. Поначалу компас состоял из намагниченной иголки и кусочка дерева (пробки), плававшего в сосуде с водой. Вскоре сосуд закрыли стеклом, чтобы защитить поплавок от действия ветра. В середине XIV века магнитную стрелку поместили на острие в середине бумажного круга (картушки). Затем итальянец Флавио Джулио снабдил компас картушкой, разделенной на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Позже круг был разделен на 32 равных сектора. Компас был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Благодаря ему, испанские и португальские моряки в конце XV века оставили морские берега и пустились в плавание через океан.

Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

СЛАЙД 13

4 вопрос тура «Открытия и изобретения»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается зеленого пятиугольника с надписью «4 вопрос»

Четвертый вопрос из области «Открытия и изобретения». Смелый и начитанные делают ставки!

Ставки собраны! Внимание!

И как часы, которых бой знакомый

Христа невеста звать нас в божьи домы,

Часы, где так устроен ход,

Что звук «динь-динь» как звуки струн на лире.

«Божественная комедия» («Рай», песнь X)


Такими строками Данте Алигьери описал действие часов, изобретенных, предположительно в конце XIII века.

Внимание, вопрос: Солнечные часы, «клепсидра» — водяные часы, огневые (свечные) часы, песочные часы, …… часы. Какие часы были изобретены предположительно в конце XIII века? Назовите приспособление, появление которого позволило создать эти часы.



Ответ: Солнечные, водяные, огневые, песочные часы — первые в истории хронометрические приборы — приборы для измерения времени. В конце XIII века было сделано важное изобретение — появились первые механические колесные часы. Автор неизвестен одни историки приписывают изобретение механических часов Пацификусу из Вероны (начало IX века), другие — монаху Герберту из Ориллака (X век). Достоверно известно, что простые по конструкции механические башенные часы были построены в 1288 году в Лондоне, в 1355 году в Милане. Сначала механические часы устанавливали лишь на самых высоких зданиях, потому-то такие часы и получили название башенных. В России первые башенные часы были сделаны в 1404 году в Московском Кремле монахом Лазарем Сербиным. Механические часы́ — часы, использующие гиревой или пружинный источник энергии.

Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

СЛАЙД 14

5 вопрос тура «Открытия и изобретения»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается зеленого пятиугольника с надписью «5 вопрос»

Пятый вопрос из области «Открытия и изобретения» Делаем ставки!

Ставки собраны!

Внимание, вопрос: Перед вами на экране изображение салюта. Известно, что основой для фейерверка является пороховая смесь. Расскажите историю открытия пороха и способы его применения.



Ответ: Известно, что порох изобрели в Китае на рубеже VVI вв. С самого начала это была смесь серы, древесного угля и селитры, используемая для фейерверков, но потом ею стали набивать «огненные шары» — хо пао, которые метали из катапульты или станкового арбалета. Так использовали зажигательные и взрывные свойства пороха. Также в Китае существовали «огненные ястребы», «черные драконы» — первые разрывные снаряды, сплетенные из бамбука или железной проволоки. Позже их стали делать из чугунных сосудов. Так появились первые бомбы и гранаты. В Византии зажигательные составы на основе пороха и нефти называли греческим огнем, это была военная тайна греков, заимствованная у арабов, доставивших большие неприятности в конце XI века европейцам – участникам Крестовых походов. В 1320 году немецкий монах Бертольд Шварц, заново «открыл порох”, описав в трактате «О пользе пороха» возможности его практического применения для создания и использования пороха и пушек. Первый пороховой завод был построен в 1340 году в Страсбурге. В XV веке началось производство селитры и пороха и в России, и уже в 1400 году Москва первый раз горела в результате взрыва в мастерской по изготовлению пороха.

Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

СЛАЙД 15

6 вопрос тура «Открытия и изобретения»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается зеленого пятиугольника с надписью «6 вопрос»

Шестой вопрос из области «Открытия и изобретения» Делаем ставки!

Ставки собраны! Внимание!

Пергаментом одетый переплет,

И на застежках времени налет.

Столетьями лежавшие тома:

Старинный шрифт и красная кайма,

И корешок внушительный, упругий,

И золотые буквы в полукруге.

Вальтер Скотт.

Как Вы, наверное, догадались, этот вопрос будет посвящен книгам, а точнее печатным книгам. Известно, что первая печатная книга была создана около 1450 года в мастерской Иогана Гутенберга в городе Майнце. Это была, так называемая 42-строчная Библия. Книгопечатание быстро распространилось по Европе. В 1465 году типографский станок заработал в Италии, в 1470 — во Франции, в 1473 — в Бельгии, Венгрии и Польше, годом позже — в Испании. Наконец в 1476 году книгопечатание перешагнуло с континента в Англию. За 50 лет к началу XYI века в 260 городах Европы работали уже полторы тысячи типографий. До 1 января 1501 года они выпустили около 40 тысяч книг, общим тиражом свыше 10 миллионов экземпляров. А 1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510–1583) вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой «Апостол».


Внимание, вопрос: Скажите, как сейчас называются первые печатные книги и опишите процесс создания первых печатных книг.

Ответ: Сейчас первые книги называются инкунабулами, от латинского слова «incunabula» — колыбель. Из свинца и сурьмы отливались крошечные слитки. На каждом вырезалось выпуклое изображение буквы – литеры, затем из них в зеркальном порядке набиралась страница текста. Когда все было готово, на буквы наносилась краска, созданная из смеси сажи и растительного масла. Затем на окрашенные литеры клался чистый лист и плотно прижимался ручным прессом. В итоге буквы отпечатывались на бумаге, и получалась готовая страница будущей книги. Но, все рисунки и украшения продолжали рисовать вручную до 1461 года, когда Альбрехт Пфистер впервые издал книгу с отпечатанными иллюстрациями. Для этого он использовал гравюры, вырезанные на дереве. Краска наносилась на выступающие поверхности, притискивалась к листу. Эта техника получила название ксилография от греческого «ксилон» — срубленное дерево и «графо» — пишу. Позднее появились гравюры на меди.



Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

Объявляются итоги 1 тура

СЛАЙД 16

Тур I «Наука и образование»

СЛАЙД 17

1 вопрос тура «Наука и образование»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается большой желтой звездочки


Учитель касается желтого пятиугольника с надписью «1 вопрос»

Второй тур нашей игры посвящен науке и образованию. Смелее делайте ставки.

Первый вопрос из области «Наука и образование»

Ставки сделаны! Внимание!

Первоначально так называли группы студентов, в переводе с латинского языка это слово означает – союз, объединение. К началу 13 века так стали называть сами школы.

Внимание, вопрос: Что это за слово?



Ответ: Это слово – университет – universitas magisrorum et sckolarium – так называлось объединение учителей и школяров с целью учиться. Первым университетом считался Болонский, учрежденный в 1158 году хартией императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы. В нем первоначально обучали только юриспруденции, В 13 веке число студентов Болонского университета доходило до 10 тысяч. К началу XIII в. открылись университеты в Палермо, Салерно, Париже, Монпелье, Оксфорде и др. В 1253 году Робер де Сорбон, духовник короля Франции Людовика IX Святого, основал в Париже богословский коллеж, который в 14 веке стали называть университетом Сорбона.

Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

СЛАЙД 18

2 вопрос тура «Наука и образование»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается желтого пятиугольника с надписью «2 вопрос»

Второй вопрос из области «Наука и образование»

Делаем ставки умники и умницы!

Ставки сделаны! Внимание

В средние века не было деления образования на высшее и среднее, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный (артистический) факультет, где он изучал «семь свободных искусств» (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов — «тривиум» -(trivium — «перекресток трех путей знаний»: грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (quadrivium — «перекресток четырех путей знания»: музыка, арифметика, геометрия, астрономия).

Внимание, вопрос: Перечислите науки входящие в число «семи свободных искусств»

Ответ: В гуманитарном тривиуме изучались искусства слова — грамматика и риторика и искусство мышления — диалектика; в математическом квадривиуме изучались искусства числа — арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка.


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

СЛАЙД 19

3 вопрос тура «Наука и образование»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается желтого пятиугольника с надписью «3 вопрос»

Третий вопрос из области «Наука и образование»

Делаем ставки умники и умницы!

Ставки сделаны! Внимание

Известно, что светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью “рыцарскими добродетелями”, среди которых умение читать и писать было необязательным. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруженосцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Внимание, вопрос: Назовите, что входило в понятие семь рыцарских добродетелей.

Ответ: Семь рыцарских добродетелей это — умение ездить верхом, плавание, фехтование, владение мечом, щитом и копьем, охота, игра в шахматы, сложение и исполнение стихов в честь своего сюзерена и дамы сердца.


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

СЛАЙД 20

4 вопрос тура «Наука и образование»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается желтого пятиугольника с надписью «4 вопрос»

Четвертый вопрос из области «Наука и образование» Делаем ставки!

Ставки собраны! Внимание!

В конце XIII века в Европе была написана «Книга о разнообразии мира». Ее автор — венецианский купец рассказал о 26 годах своих странствий по Китаю, Средней Азии, Индии, Персии и многим другим странам. Это было первое подробное описание стран Востока европейцем. Долгое время эта книга воспринималась в Европе как нечто фантастическое, например, в Италии она была известна под названием «Книга чудес». Тем не менее, эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIVXVI веков.

Внимание, вопрос: Назовите имя этого купца

Ответ :Венецианский купец Марко Поло


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры»

СЛАЙД 21

5 вопрос тура «Наука и образование»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается желтого пятиугольника с надписью «5 вопрос»

Пятый вопрос из области «Наука и образование» Делаем ставки!

Ставки собраны! Внимание!

Ты к дружбе с каждым встречным не стремись

И тайн не поверяй кому попало,

Гони лжеца, пройдохи сторонись,

Иначе повредишь себе немало.

И воле подлеца не покорись,

Не превышай дозволенного меры,

А запятнаешь честь, как не винись.

Как слез не лей — слезам не будет веры.

Эти строки принадлежат перу известного арабского философа, врача, поэта, музыканта, математика, автора известной всем врачам медицинской энциклопедии в 5 частях «Канон врачебного искусства», в которой обобщены знания и опыт индийских, греческих, римских и среднеазиатских врачей. Энциклопедия была столь популярной, что переиздавалась на латинском языке около 30 раз и до конца XVII века была обязательным руководством для врачей Европы и стран Востока.

Внимание, вопрос: Назовите имя этого человека.

Ответ: Авиценна (Абу-Али ал-Гусейн Ибн-Абдаллах Ибн-Сина) (980 г. – 1037 г.) энциклопедически образованный ученый. Он знал естествознание, философию и медицину, написал более 100 научных трудов.



Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».


Объявляются итоги 2 тура

СЛАЙД 22

Тур III. «Литература»

СЛАЙД 23

1 вопрос тура «Литература»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается большой красной звездочки


Учитель касается красного пятиугольника с надписью «1 вопрос»

Третий тур нашей игры посвящен литературе. Самые начитанные любители книг, смелее делайте ставки.

Первый вопрос из области «Литература»

Ставки сделаны!

Внимание, вопрос: Из какой поэмы эти строки:

Жерен прорвал броню одним ударом
И в грудь врагу всадил свое копье.
Тогда с коня на землю мавр испанский
Сраженным пал – взял душу сатана.
Жарен копьем эмира поражает,
Он щит пробил, рассек на мавре броню,
Копье всадил врагу он прямо в сердце…
“Вот бой так бой!” – воскликнул Оливьер.

Ответ: «Песнь о Роланде» — французский эпос, создана предположительно в середине XII в.

Поэма рассказывает о гибели отряда графа Роланда и о мести Карла Великого за него.


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».


СЛАЙД 24

2 вопрос тура «Литература»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается красного пятиугольника с надписью «2 вопрос»

Второй вопрос из области «Литература». Делаем ставки!

Ставки собраны!

Внимание, вопрос: Назовите жанр произведения:

О смелом парне будет речь.

Он звался Робин Гуд.

Недаром память смельчака

В народе берегут.

(Перевод Игн. Ивановского)


Ответ: «Баллада о Робин Гуде» датируется XII веком. Сказания о Робин Гуде сохранились в форме баллад — сюжетных стихотворений. Слово balada означает «плясовая песнь» (от balar — «плясать»). Первоначально балладами называли народные песни, которыми сопровождались пляски. Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».

СЛАЙД 25

3 вопрос тура «Литература»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается красного пятиугольника с надписью «3 вопрос»

Третий вопрос из области «Литература» Делаем ставки!

Ставки собраны!

Внимание, вопрос: Согласно католическим верованиям загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников — и рая — обители блаженных. Назовите имя одного из самых великих поэтов средневековья и укажите, как называется его произведение, в котором он описал свое странствие по загробному миру.

Ответ: Данте Алигьери, поэма «Божественная комедия» написана в период с 1308 по 1321 гг.


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».

СЛАЙД 26

4 вопрос тура «Литература»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается красного пятиугольника с надписью «4 вопрос»

Четвертый вопрос из области «Литература» Делаем ставки!

Ставки собраны!

Внимание, вопрос: В средневековой Англии и во Франции процветала рыцарская литература. Авторы создавали образ идеального рыцаря, воспевали культ Прекрасной Дамы и рассматривали любовь как великое благо. Рыцарская поэзия создавалась на народных языках. Поэты стремились к изяществу языка и точности рифмы. Скажите, как называли авторов этих произведений.


Ответ: Трубадуры — провансальские поэты-певцы XIXIII веков. .Слово “трубадур” означает “изобретающий”, “находящий новое”. Трубадуры “изобрели” рифмованную поэзию. “Поэзия проснулась под небом полуденной Франции — рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха, с первого взгляда столь мало значащее, имело важное влияние на словесность новейших народов… Трубадуры играли рифмою, изобретали для нее всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы…” Сказал о лирике трубадуров Александр Сергеевич Пушкин.

Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».

СЛАЙД 27

5вопрос тура «Литература»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается красного пятиугольника с надписью «5 вопрос»

Пятый вопрос из области «Литература» Делаем ставки!

Ставки собраны!

Внимание, вопрос: Из какой поэмы эти строки:

В ту пору в Нидерландах сын королевский жил.

От Зигмунда Зиглиндой рожден на свет он был.

И рос, оплот и гордость родителей своих,

На нижнем Рейне в Ксантене, столице крепкой их.


Носил он имя Зигфрид и, к славе сердцем рьян,

Перевидал немало чужих краев и стран,

Отвагою и мощью везде дивя людей.

Ах, сколько он в Бургундии нашел богатырей!

Ответ: «Песнь о Нибелунгах» — средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века.


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».


Объявляются итоги 3 тура

СЛАЙД 28

Физпауза


















СЛАЙД 29

Физпауза

для глаз

Учитель касается синей звездочки с надписью физпауза

Учитель приглашает одного ученика помочь ему провести физпаузу.

1. Руки вверх, вдох, руки вниз, выдох

Повторить 6—7 раз.

2. Руки на поясе.

Отвести локти назад, прогнуться, вдох.

Свести локти, округлить спину, выдох.

Повторить 6—7 раз.

3. Руки перед грудью в «замок».

На счет 1-2-3 потянуться за ру­ками вперед, вверх, назад,

на счет 4 — расслабиться.

Повторить 6—7 раз

4. Хлопнуть за спиной в ладоши и накрест правой рукой достать левое ухо, левой рукой — нос.

5. Правая рука в кулаке, левым указательным пальцем достать до мизинца правой руки. Поменять положение.

Комплекс упражнений для улучшения зрения

Отвести полусогнутую руку в правую сторону. Медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем.

Смотреть на кончик носа, вдаль перед собой.

 Глаза закрыть, круговые движения в одну сторону и другую.

Сильно-сильно зажмурить глаза и широко открыть.

Класс выполняет упражнения физпаузы

СЛАЙД 30

Тур IV. «Архитектура, живопись, скульптура»


СЛАЙД 31

1 вопрос тура «Архитектура, живопись, скульптура»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается большой сиреневой звездочки




Учитель касается сиреневого пятиугольника с надписью «1 вопрос»

Четвертый тур нашей игры посвящен искусству

Первый вопрос из области «Архитектура, живопись, скульптура»

Делаем ставки!

Ставки собраны!


Средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства.
За время
IXXII веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля.

Внимание, вопрос: Посмотрите внимательно на экран и определите архитектурный стиль изображенных зданий, дайте характеристику стилям.


Ответ: Романский архитектурный стиль начал развиваться при Каролингах (IXXI вв.) и получил свое название оттого, что являлся подражанием древним римским постройкам, но был гораздо грубее и несовершеннее, тяжеловеснее. Здания романской архитектуры приземисты, грубы – похожи на крепость. Для него характерны высокие башни, полукруглые арки, гладкие стены.

Готический архитектурный стиль возник в XIII веке. Его отличает воздушность – он стремится ввысь, к небу бесконечными стрелами башен и башенок,  вимпергов, фиалов, заостренных арок. Для него характерны высокие башни, украшенные стены, множество окон, стрельчатые арки. Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии и арабским (мавританским) в Испании.

Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».

СЛАЙД 32

2 вопрос тура «Архитектура, живопись, скульптура»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается сиреневого пятиугольника с надписью «2 вопрос»

Второй вопрос из области «Архитектура, живопись, скульптура»

Делаем ставки!

Ставки собраны!

Стены храмов покрывались живописью. Изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений.

Внимание, вопрос: Посмотрите внимательно на экран и определите, какие виды живописи изображены на картинках, дайте им определение, соотнесите их с архитектурными стилями, объяснив свое решение.

Ответ: А – фреска ( итал. fresco-свежий) – одна из техник стенных росписей, представляющая собой живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной.

Б – витраж -(франц. vitrage — от лат. vitrum-стекло) – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла, связанная с архитектурой здания, интерьером и рассчитанная для рассмотрения на просвет.

Фрески традиционно использовались для украшения в романском стиле. Витражи стали применяться в готическом стиле, где из-за обилия окон оставалось мало места для стенных росписей.

Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».

СЛАЙД 33

3 вопрос тура «Архитектура, живопись, скульптура»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок –ответ

Учитель касается сиреневого пятиугольника с надписью «3 вопрос»

Третий вопрос из области «Архитектура, живопись, скульптура»

Делаем ставки!

Ставки собраны!

Внимание, вопрос: В начале VII века папа Римский святитель Григорий I Великий Двоеслов назвал церковную живопись Библией для неграмотных. Объясните, что означают его слова.


Ответ: В средние века Богослужение шло на латыни, которая почти никому, кроме священников, была непонятна. Иконы, витражи, фрески, скульптуры должны были зрительно воздействовать на верующих, а священник в проповеди пояснял происходящее


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».


Объявляются итоги 4 тура

СЛАЙД 34

Тур V. «Великие люди»

СЛАЙД 35

1 вопрос тура «Великие люди»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок –ответ

Учитель касается большой серой звездочки


Учитель касается серого пятиугольника с надписью «1 вопрос»

Третий тур нашей игры посвящен великим людям средневековья.

Первый вопрос из области «Великие люди». Ставки сделаны!

Внимание, вопрос: Назовите имя знаменитого итальянского писателя и поэта эпохи раннего Возрождения. Автор «Декамерона», собрания ста новелл, в которых подчеркивается возвышающая нравственная сторона любви и зло высмеивает ханжество, сластолюбие монахов и священников.

Ответ: Итальянский писатель Джованни Бокаччо (1313 – 1375 гг).


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».

СЛАЙД 36

2 вопрос тура «Великие люди»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – появляется ответ


Учитель касается большой серой звездочки


Учитель касается серого пятиугольника с надписью

«2 вопрос»

Второй вопрос из области «Великие люди». Ставки сделаны!


Когда, возжаждав отличиться много,
Я ваше имя робко назову —
Хвала божественная наяву
Возносится от первого же слога.

Но некий голос умеряет строго
Мою решимость, как по волшебству:
Вассалом стать земному божеству —
Не для тебя подобная дорога.

Эти строки в 14 веке написал, величайший поэт раннего Ренессанса посвятив их любимой девушке, Он тридцать лет воспевал свою любимую в стихах.

Внимание, вопрос: Назовите имя поэта и его любимой.

Ответ: Итальянский поэт, Франческо Петрарка (1304 — 1374), основатель гуманизма. Свою возлюбленную он называл Лаурой и сообщил о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет, разбив сборник посвящённых ей сонетов и канцон на 2 части: «на жизнь мадонны Лауры» и «на смерть мадонны Лауры».


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».

СЛАЙД 37

3 вопрос тура «Великие люди»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок – ответ


Учитель касается большой серой звездочки


Учитель касается серого пятиугольника с надписью «3 вопрос»

Третий вопрос из области «Великие люди». Ставки сделаны!

Experimentia est optima rerum magistra. Опыт – лучший учитель — так утверждал ученый, живший в Англии в 13 веке. Он прославился тем, что проповедовал господство экспериментального метода в науке. Учился в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха, ушел во францисканском монастыре в Париже.

Внимание, вопрос: Назовите имя этого «удивительного доктора»

Ответ: Роджер Бэкон (1214–1294) самые известные его труды — Главный труд (Opus maius), Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium).


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».

СЛАЙД 38

4 вопрос тура «Великие люди»


1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок –ответ

Учитель касается большой серой звездочки


Учитель касается серого пятиугольника с надписью «4 вопрос»

Четвертый вопрос из области «Великие люди». Ставки сделаны!

Внимание, вопрос: Этому ученому, философу, теологу, получившему титул «Ангельский доктор», сформулировавшему пять доказательств бытия бога Данте Алигьери посвятил несколько строк в «Божественной комедии». Назовите имя ученого


Ответ: Фома Аквинский (1225 – 1274), монах-доминиканец, автор знаменитой книги «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников».


Получив ответ команды, учитель зачитывает правильный ответ и объявляет итог: команда благодаря своему уму заработала ….. «интеллектов».

Наблюдатели отмечают результат в листе «Счет игры».

СЛАЙД 39

5 вопрос тура «Великие люди»

1-й щелчок – появляется вопрос, 2-й щелчок –ответ

Учитель касается большой серой звездочки


Учитель касается серого пятиугольника с надписью «5 вопрос»

Пятый вопрос из области «Великие люди». Ставки сделаны!

Внимание, вопрос: Посмотрите на экран и назовите имя художника эпохи раннего Возрождения, и укажите название его картины.

Ответ: Сандро Боттичелли, (1445 г.- 1510 г.)- итальянский живописец. На экране картина «Рождение Венеры». Известен также иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте.




Учитель: Вот и завершилось наше путешествие в мир культуры средневековья. Но, это был далеко не полный перечень достижений этого периода.

Теперь нам остается подсчитать у кого больше “ интеллекта ” и наградить самых умных, находчивых и талантливых.

Те же, для кого сегодня игра в интеллектуальном казино была не очень удачной, я думаю, сделают выводы и в следующей игре проявят свои таланты.




Учитель касается синего ромба с надписью «Счет игры»

Подведение итогов. Выставление отметок.


Наблюдатели перенося в лист «Счет игры» результаты игры

СЛАЙД 40


Учитель касается синего ромба с надписью «рефлексия»

Рефлексия проводится в виде «Писем учителю» (метод незавершенного предложения) (анонимно)

Учитель: Для того, чтобы в следующий раз наш урок стал более интересным я прошу вас завершить предложения, которые Вы видите на экране

  1. Мне на уроке понравилось…..

  2. Мне на уроке не понравилось…..

  3. Я считаю, что будет лучше, если…



1 Данная разработка позволяет учителю проводить урок, как на интерактивной доске, так и с применением медиапроектора. Количество предлагаемых заданий больше чем может вместить стандартный урок, что позволяет учителю варьировать вопросы, выбирая необходимые по уровню подготовки детей.

2 Выбор командами темы и номера вопроса предполагает использование учителем интерактивной доски или презентации, выполненной в программе Power Point с гиперссылками. Данная разработка написана для применения учителем презентации выполненной в программе Power Point без гиперссылок, поэтому она не включает тур «Марафон», задания к которому выполнены в программе Flash media и подразумевает в случае выбора командой обучающихся данного тура выполнение задания по очереди всеми членами команды на интерактивной доске или за компьютером. Как вариант возможно использование этого задания как работа с болельщиками.

Свежие документы:  Рабочая программа по истории 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: