Разработка урока по теме:»Итоги правления Петра I» 10 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 70

городского округа Тольятти









Урок по теме: «Итоги правления Петра I»
















Составила: Костина Антонина Васильевна


учитель истории и обществознания


МБУ СОШ №70, г.о.Тольятти, Самарской обл.



2014 год



Урок истории в 10 классе


Тема: «Итоги правления Петра 1»

Цель урока:

понять значение реформ Петра I, оценить масштаб личности самого царя, показать взаимосвязанность его внешней, внутренней и культурной политики, показать отношение современников и историков к деятельности Петра I.

Задачи урока:

I. Образовательные.

обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы: «Петровские преобразования»

совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами, учить анализировать исторические документы,

учить размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции

II. Воспитательные.

— способствовать нравственно — патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

— воспитывать интерес к истории.

III. Развивающие.

— развивать у учащихся, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, учиться грамотно вести дискуссию и работать сообща;

— формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческими документами, источниками.

Дата: 18.02.2013г.

Присутствовало: 26 чел.



Тип урока — урок обобщения.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, источники.

I.Вводная часть. Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

II.Основная часть.

Мотивация

— Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Учитель. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.

Мнения о реформах Петра I чрезвычайно расходились уже при его жизни.

Соратники Петра I держались мнения, которое впоследствии очень чётко и ярко сформулировал М.В. Ломоносов: «Он Бог твой, Бог твой был, Россия!».

Народные массы напротив, считали, что Пётр I был антихристом.

Но в одном, и те и другие, сходились во мнении:

Пётр I совершил радикальный переворот и создал новую Россию.

Вот сегодня мы это и попытаемся выяснить. В начале урока мы сформулируем проблемный вопрос. ( Петр- реформатор или губитель русских традиций и т.д. уч-ся называют).

Учащиеся ставят цель урока и задачи.

Класс делится на три группы, у каждой свое задание: (задание получено на дом, учащиеся самостоятельно работали с источниками)

Свежие документы:  Тест "Внутренняя политика Екатерины II, крестьянская война под предводительством Е. Пугачева, экономическое развитие во второй половине XVIII в"

-1 группа работа по реформам Петра I;

— Работа с источниками:

— 2 группа учащихся представляет материал, где историки и современники Петра I положительно относятся к реформам и преобразованиям;

— 3 группа представляет материал о противоположном отношении деятельности Петра I.


Начинается работа по группам.

— Как вы понимаете, установление новой формы правления влечет за собой изменения во всех государственных сферах. Сейчас вы расскажете нам об этих реформах.

Выступления представителей групп:

1 группа рассказывает о реформах и их значении.

А) реформы государственного управления. (Слайды 3,4; приложение 1)

Б) «Табель о рангах» (Слайд 5)

В) территориальные изменения (Слайд 6)

Г) реформа в экономике (Слайд 7,8)

Д) социальная реформа (Слайд 9)

Е) военная реформа (Слайд 10,11)

Ж) церковная реформа (Слайд12)

Предоставляют классу информацию, которую самостоятельно подготовили.

Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное. Делают выводы.

Эти выступления сопровождаются слайдами из презентации, созданной самими учащимися. Итогом работы может быть составление кластера по реформам Петра I. (Домашнее задание)

— Выступление представителей второй группы: положительное отношение современников и историков о деятельности Петра I. (Ученики представляют высказывания историков С. М. Соловьёва, С. Ф. Платонова, Н. И. Павленко приложение 7,8). Идет обсуждение. Делают вывод.

— Выступление представителей третьей группы: критика современников и историков о деятельности Петра I. (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, Б. В. Кобрин и др. приложение 9)

Обсуждают источники, исторические документы.

Физкультминутка. — Ребята, проведём гимнастику для глаз.

— Сядьте ровно, успокойтесь, расслабьтесь. Потрите ладони друг о друга до согревания, закройте ими глаза. Быстро поморгайте 3-5 раз.
Не совершая никаких движений головой, смотрим вверх – вниз, повторить 3-5 раз. Так же, стараясь не поворачивать голову, переводим взгляд в горизонтальной плоскости справа налево 3-5 раз. Поморгали 3-5 раз. Далее из верхнего правого угла зрения переводим глаза в нижний левый, как бы чертя диагональ, 3-5 раз. Затем из левого верхнего угла зрения проводим диагональ в нижний правый угол, повторить 3-5 раз. Поморгать 3-5 раз. Совершаем круговые движения глазами вправо и влево, по 3-5 раз, тщательно прорисовывая взглядом круг, не торопитесь, вращайте глазами спокойно. Поморгайте 3-5 раз.

Подведение итогов выступающих. Выступление магистров (индивидуальное домашнее задание получили 2 ученика) Составление таблицы (проецируется на экран) и запись в тетрадь.

Петр был реформатором

Петр был тираном

1.Четкая структуру государственного управления
2.Была введена «Табель о рангах». знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит
3. Рост крупной мануфактурной промышленности и появились новые виды мануфактур.
4. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя)
5.Строились новые заводы.
6.Россия начала продавать металл Европе.
7.Создание новой армии.
8. Строительство флота военного и торгового.
9. Строительство Санкт-Петербурга, который стал столицей России.
10.Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве
11.Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу.
12.По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты
13.1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его.
14. . В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской Академии наук.
15.Петр сам занимался любой работой и лично принимал участие во всех начинаниях.
16.При Петре I Россия стала могущественной европейской державой

1.Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений.
2.Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов
3. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные
4.Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.
5.Большое количество народных выступлений (Астраханское восстание, восстание К. Булавина, Восстание в Башкирии)
6. Огромное количество следствий и жестоких казней.
7.Погибло огромное количество людей.
7.Запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга
8.30 000 человек умерло при строительстве города.
9.Царь посягнул на самое светлое, что есть на Руси – на церковь. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву
10. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих монастырях.
11. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом, как прямыми так и косвенными.
12. Насильственные методы проведения реформ.
13. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев

Свежие документы:  Урок для 5 класса «РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»


Обсуждение полученной таблицы: у нас получились два почти одинаковые столбика. Какой вывод напрашивается? Попрошу высказать свое мнение (выслушиваются ответы учащихся)
Как вы думаете, а была ли альтернатива развития России, необходимо ли было применять столь радикальные меры?

Ученики высказывают свои точки зрения, делают вывод.
Учитель: История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю и надеюсь, вы меня поддержите, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое.
Нашу дискуссию я хотела бы закончить высказыванием историка М.П. Погодина, который писал: “Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром I … суть выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы.
За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения”.
Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу.

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Выставление оценок. Задание на дом. Написать эссе «Петр I – реформатор!»

Рефлексия. По одному учащемуся каждой группы делают свои выводы по поводу занятия. В это время остальные учащиеся выражают свой эмоциональный настрой при помощи выбора цвета (красный – положительное восприятие, зеленый – не оставил никаких впечатлений, синий-отрицательное восприятие).

















Литература:

  1. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, «История России XVIIIXIX века», часть 2, 10 класс, М., «Русское слово», 2011г.;

  2. В.О.Ключевский, «Русская истории», т.2, стр.277- 288, М., «ОЛМА – ПРЕСС», 2003г.;

  3. Методическое пособие к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова, «История России XVIIIXIX веков», М., «Русское слово», 2012г.;

  4. А.В. Игнатов, Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарева, «Россия и мир», 10класс, «Новый дом», 2010г.;

  5. Контрольно – измерительные материалы, История России,10 класс, М., «Вако», 2010 г.;


  1. Интернет-ресурсы:

1.https://ru.wikipedia.org

2. viol.narod.ru›history_ros/borobev_1_5.htm

3. istorija_rossii/p22.php

4. cribspublic.ru›russimper/29…politika-rossi-petr…

5. historykratko.com›pravlenie-petra-2



Свежие документы:  Конспект урока по технологии в 5 классе «Путешествие в царство швейной машины»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: