Разработка урока «Устройство Римской республики»


Разработка урока «Устройство Римской республики»

Тема, цель, задачи, оборудование урока.

Тема урока «Устройство римской республики» сформулирована по инициативе учителя на основе §46 « учебника А.А.Вигасина «История древнего мира» (М., Просвещение, 2011). Этот урок является 49-м в учебно-тематическом планировании, 3-м – в разделе «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: нетрадиционная.

Методы в соответствии с технологиями:

  • технология деятельностного метода: подводящий диалог, выполнение задания по эталону, выполнение задания с пошаговой самопроверкой (экспресс-контроль), задание на рефлексивную самоорганизацию

  • игровые технологии: дидактическая игра «Кто быстрее составит схему Устройство Римской республикой».

  • исследовательский метод: работа с документами (выдвижение гипотез, исследование, анализ)

  • ИКТ – технологии: создание ярких образов посредством показа слайдов и др.

Триединая цель урока:  
Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, обеспечить усвоение учащимися понятие «Республика», подвести их к пониманию управления в римской республике, а так же расширить знания учащихся о государстве.

Познавательная задача:

  • научить детей самостоятельно добывать знания;

  • формировать умения и навыки работы с хронологическим. фактологическим материалом, его преобразования;

  • способствовать усвоению методики работы с историческими документами: выбирать главное, сравнивать различные точки зрения, отстаивать и мотивировать собственную позицию;

  • осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, осознанность, прочность.

Развивающая задача:

  • развивать речь учащихся, обогащать и усложнять её словарный запас на историческую тематику, усложнять её смысловую функцию, усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность);

  • развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать исторические факты, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;

  • способствовать развитию умения действовать по алгоритму и, в то же время, находить новые способы решения проблемы, вопроса, задания.

Воспитательная задача:

  • воспитывать гуманное отношение к другим людям через такие качества как товарищество, доброту, деликатность, вежливость, дисциплинированность, честность, актуализацию ценности человеческой жизни;

  • способствовать формированию требовательного отношения к себе, аккуратности, чувству собственного достоинства;

  • воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого;

  • воспитывать толерантность, уважение к культурному наследию, традициям других народов, в том числе и к традициям Древней Спарты.

Оборудование урока: доска, мел, учебные принадлежности учащихся: учебники, тетради; мультимедийный проектор, экран, рабочие листы с заданиями для групп, «Листы самоконтроля».

Предварительный оргмомент: перед уроком формируются 3 группы так; учитель знакомит учащихся с перечнем дидактического материала на столах, знакомит с «Листами самоконтроля» и инструктирует о правилах самооценки и оценивания учащихся в групповой и парной работе.

План урока

  1. Управление в Римской республики.

  2. Функции должностных лиц Рима.

Описание исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся для данного урока.

На данном этапе у учащихся сформированы представления о территории Древнего Рима, о древнейшем периоде его истории, нашествие галлов на Рим и об экономических, политических, социальных особенностях Рима.

Во время урока должны быть активизированы ранее изученные понятия: патриции, плебеи, Народное собрание, республика, Сенат, народный трибун.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

1.Организационный этап

Приветствие, определение отсутствующих, оценка готовности рабочего места, организация внимания

Приветствие (учащиеся приветствуют учителя молча, встав со своих рабочих мест).

Демонстрация учащимися собранности и готовности к уроку.

Приветствие первый ключ к сотрудничеству. Ярко выраженная волевая настроенность учителя побуждает внимание учеников, настраивает класс на деловой лад

2.Мотивационный этап

Подводящий (побуждающий) диалог:

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Древнему Риму

Используя слова, сформулируйте тему нашего урока (На экране выводится слайд со словами)

— Вспоминают, что изучили на предыдущих уроках

— Сообщают об известных им фактах, связанных с Древним Римом

Озвучивают свои варианты темы урока


Анализируют степень самоопределения к деятельности: «знаю», «хочу», «могу»

Реконструировав ситуацию, учащиеся акцентируют в рефлексии наличие или отсутствие у себя адекватных знаний или умений относительно способа действия, позволяющего решить практическую задачу. Записывают тему урока в тетрадь.

3. Этап подготовки к активному усвоению знаний

(На экране выводятся слайды с вопросами по теме «Древний Рим»)

Что такое республика?

В каком году в Риме была установлена республика?

Было ли в действительности управление в Риме «общенародным делом»?


Фронтальная беседа: выяснение уровня усвоения пройденного материала.

— В ходе устной беседы раскрывают сущность понятий, терминов, фактов

Озвучивают противоречия, проблемы, трудности в подготовке домашнего задания

— Решают, какие термины или понятия могут подойти к новой теме

В ходе беседы учитель выясняет, какие термины, понятия усвоены. Если есть сложности, учитель поясняет и дает краткие комментарии.

Формирует задание на урок «Составить схему управление Римской республикой».

4. Этап активного усвоения новых знаний: П.1,2 Управление в Римской республики. Функции должностных лиц Рима.


Проблемно-исследовательское задание

Учитель:

— Сегодня на уроке мы будем исследователями, к нам в руки попал свиток с терминами все они связаны с темой нашего урока, но из-за времени значение их не сохранилось. Давайте обратимся к слайду 5 (выведен на экране).

Чтобы решить задание вам необходимо изучить исторические документы и выполнить задания по ним.

Задание по группам (Приложение 2):

1 группа: Консулы и их функции; 2 группа: Сенат и его функции; 3 группа: Должностные лица в Риме и их занятия .

— Знакомятся с терминами

Читают и анализируют документ

Выясняют и озвучивают, (каждая группа озвучивает выводы, сделанные на основе текста источника)

Формируется новое мировоззренческое представление об управлении в Римской республике, посредством внутренней рефлексии Учащиеся получают очередное представление о органах управления Римской республикой их функциях и должностных лицах Рима.

5. Этап закрепления новых знаний

Дидактической игры «Кто быстрее составит схему Устройство Римской республикой».

Проверка правильности выполнения (правильная схема выводится на экран)


каждая группа составляет схему.

происходит упорядочение новых знаний, приведение их в систему

6. Итог урока.

Подводящий диалог:

Что мы изучали на уроке?

— Зачем мы это изучали?

Где мы можем использовать полученные знания?

Как это может пригодиться нам в жизни?


Делают обобщающий вывод:

— о особенностях устройства Римской республики.

Благодаря подводящему диалогу учащиеся осуществляют рефлексию значимости республиканской формы правления, а также, отталкиваясь от политических норм древности и современности, выражают собственное мнение о управленческих ценностях Др. Рима в сравнении с другими обществами и государствами

7. Рефлексивное задание. Учитель:

— Оцените свою деятельность и деятельность своих товарищей (в парах или группе) на уроке в «Листах самоконтроля» (Приложение 4)

Заполняют «Листы самоконтроля» (Приложение 4). Если задание выполнялось в парах, то идёт взаимопроверка двух учащихся, если в группе – выставляется согласованная всеми членами оценка

Учащиеся деятельностно оценивают свою успешность, в результате чего учебная деятельность становится воспроизводимой и позволяет ученику самому определять цели и проектировать индивидуальную или групповую траекторию своего обучения, учитывая при этом тре­бования стандартов образования

8. Этап информации о домашнем задании. Учитель проговаривает и записывает на доске домашнее задание

— Учащиеся записывают в дневниках домашнее задание: §46, найти документы об армии Древнего Рима, составить тезисы по данному вопросу. Найти информацию о самых известных консулах и сенаторах Римской республики.


Цель алгоритмизированного задания: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).



Свежие документы:  "Метод проектов как средство формирования образовательных компетенций учащихся" (опыт работы)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: