Революционное народничество и его идеология


МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов

Г.Екатеринбург, Свердловская обл.







РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО И ЕГО ИДЕОЛОГИЯ






Подготовил

Шаклеин Олег Сергеевич,

учитель истории












г.Екатеринбург

2014

Пояснительная записка

Общественному движению в годы правления императоров Александра II и его сына Александра III (в целом во второй половине XIX века, в пореформенное время) всегда уделялось пристальное внимание. На наш взгляд, это связано с рядом факторов:

  1. Эпоха великих реформ расколола общество на сторонников и противников преобразований Александра II. Оценка того, что сделал царь-освободитель для страны, зачастую была противоположной.

  2. В середине-второй половине XIX века начинается пробуждение русского национального самосознания. Ярким проявлением этого стал знаменитый спор между западниками и славянофилами, начавшийся еще в первой половине XIX века, а также выход в свет книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» в 1869 году.

  3. В Европе в это время (1864 г.) оформляется Международное товарищество трудящихся – знаменитый Первый Интернационал, его идеи распространяются и в России, появляются первые рабочие организации, которые тоже вносят свой вклад в радикализацию общественного движения.

  4. В советское время проблематика, связанная с революционным движением и классовой борьбой была крайне популярна и подробно изучалась (правда, под определенным углом зрения).

Вышесказанное позволяет понять значимость изучения общественного движения второй половины XIX века, формирования у учащихся представления о причинах появления в нем радикального направления, его особенностях и последствиях.

В первом полугодии на уроках Всеобщей истории учащиеся уже изучили аналогичную тему, получив основную информацию об истоках, основоположниках, причинах возникновения и развития основных направлений общественной мысли в XIX веке.

На предыдущем уроке по истории России была изучена тема, связанная с либеральным и консервативным направлениями общественной мысли в пореформенной России.

Целесообразно не разделять теорию и практику революционной борьбы, как это делают авторы большинства школьных учебников по истории России для 8-го класса. Чтобы у учащихся сложилось целостное представление о специфике народничества, как радикальном направлении в общественной мысли России второй половины XIX века, на уроке предполагается организовать самостоятельную работу с текстом учебника с последующей самопроверкой, проверкой и корректировкой полученных результатов.

Для систематизации материала и его лучшего усвоения учащимся предлагается заполнить Индивидуальный лист, содержащий два раздела:

  1. Теоретические основания революционного народничества в России.

  2. Организации, программы и деятельность народников.

Закрепление изученного материала предполагается организовать в начале следующего урока, работая с тестовыми заданиями по теме предыдущего урока.

Самостоятельная работа с Индивидуальным листом ориентирована в первую очередь на учебник А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, но может осуществляться и с любым другим учебником по истории России для 8-го класса.


Список литературы:

  1. Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010.

  2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2012.

  3. Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2003.

Свежие документы:  План - конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Земельный закон братьев Гракхов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: