Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) ___Дуюнова Татьяна Николаевна________________________________________________________________
Предмет___история______________________Класс__________________10______________________________________________________
Тема урока__«Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)»_____________________________________
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциями уровню владения учебным материалом) | |
1. | Организационный момент, включающий:
| «Знание своего прошлого – это потребность мыслящего ума, каждый из нас должен стать немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестным гражданином» Вступительное слово учителя: «Ребята, вы стали учениками 10 класса, мы приступили к изучению 2 концентра. истории, вы повзрослели и наши уроки, я уверена, будут более качественными, новизна обучения в том, что это более высокий уровень вашей самостоятельности, осознанного изучения исторических документов, работа с различными историческими источниками, наконец, умение сформировать и отстоять свое мнение. Вместе с тем, мне хочется пожелать вам быть терпимыми и уважительными к иному взгляду и мнению своих одноклассников. У вас не только различные мнения по данному вопросу, мне хочется чтобы вы в ваших выступлениях опирались на исторические понятия, прослеживали причинно-следственные связи, делали выводы. На прошлом уроке мы с вами выяснили те изменения, которые произошли в жизни славян к 9 веку и сегодня нам предстоит, продолжить изучение процесса образования Древнерусского государства. И, правда, могли ли мы, потомки славных русичей, обойти такой принципиально важный вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля». Тема нашего урока: «Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)». Предметом нашего разговора станет проблема, которая и до сегодняшнего дня является дискуссионной. Вопрос в том, что по данному вопросу существуют различные теории образования Древнерусского государства, но мы должны обратить внимание на то, как каждая теория отражает этап развития славян к 9 в. и процесс образования Древнерусского государства. Мне хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя сопричастным к тем далеким событиям.и те знания которые вы получите на уроке вам пригодятся при подготовке к ЕГЭ дальнейшей учебе и наконец вы получите хорошую отметку на уроке Мы с вами уже изучали проблемы образования государства в 7, 9 классах на уроках обществознания и я прошу вас сказать мне: «Что вам известно по вопросу образования государства?» И давайте определим, исходя из ваших знаний, что же будет целями нашей работы на уроке? Что нам предстоит сделать, чтобы работа на уроке была эффективной? Как вам применить и дополнить уже имеющиеся у вас знания? Попробуйте из названия темы определить цели и задачи урока. Из ответов учащихся с помощью учителя определяются цели урока:
И теперь, определив цель урока, мы можем определить задачи, которые помогут нам достичь цели:
Если мы разрешим эти задачи, то сможем решить проблему урока. Цель нашего урока будет реализовываться в ходе нашего урока – исследования, этапами которого являются:
Выводы по данному вопросу. Теперь, когда мы определили цели и задачи нашей работы, ее основные этапы, давайте подумаем: «Какими методами и формами работы мы сможем достичь результата нашей работы?»
Цели учителя:
Задачи учителя:
Этот вопрос не может быть решен только на уроке, материал для изучения объемный, поэтому большая работа была проведена вне школы. Ребята разделились на группы по уровню возможностей, изучали и анализировали исторические источники, фрагменты трудов историков, т.е. ребята сформировали свою собственную документальную базу, которую будут использовать в течение урока. Тип урока: урок – исследование с использованием технологии проектной деятельности, ИКТ, тестовой методики для контроля знаний. Оборудование: интерактивная карта «Древнерусское государство», проектор, ноутбук, тест по теме «Образование Древнерусского государства» электронная презентация |
|
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
| На данном уроке не предусмотрен традиционный опрос учащихся по заданному на дом материалу. В данном случае целями учителя будут: выявление стартовой базы для рассмотрения темы урока. Для этого применяется тестирование по историческим понятиям, которые необходимо использовать на уроке: государство, причины и предпосылки образования государства. Подведение итогов тестирования. Если кто-то не знает, с помощью электронного словаря ликвидирует пробелы. Методы совместной деятельности с учащимися: диалог, самостоятельная работа учащихся со справочной, учебной и научно-популярной литературой. |
|
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
| Цель учителя на данном этапе урока:
Цель учащихся:
Изучение нового материала строится по плану:
В доказательной базе учащихся работа с фрагментами летописи Нестора, фрагментами трудов русских историков: Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.В. Ломоносова, С.А. Гедеонова. Обращают внимание на предпосылки образования древнерусского государства, особенности образования государства. Выступая в защиту той или иной теории, учащиеся приходят к выводу о значимости каждой и высказывают свое мнение. Выводы по исследованию проблемы записываются в тетради: а) Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано большинство членов общества. б) Государство не может быть навязано обществу, не может быть принесено извне, его зарождение всегда является результатом внутреннего развития. В ходе данного этапа урока учащиеся работают, используя памятки по методике исследования. Учитель по ходу ответов задает вопросы:
Учитель в ходе работы оказывает индивидуальную помощь, психологическую поддержку как индивидуально, так и группе, работающей по доказательству определенной теории. Зная интеллектуальный потенциал каждого ученика, обращаюсь к ребятам, когда выступающая группа испытывает затруднения. Ученик Аникеев Д. не только изложил суть антинорманнской теории, но и открыл в Интернете форум по этому вопросу и оставил свои суждения по вопросу. Учитель обратил на это внимание ребят и похвалил десятиклассника. В процессе обсуждения темы учитель стимулирует учеников похвалой, обращает внимание на практическую значимость работы, ребята самообразовываются, саморазвиваются, самовыражаются, учатся вести спор, доказывают свою точку зрения. |
|
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее:
| Цель учителя:
Цель ученика:
Итог урока, рефлексия:
Можно ли эти слова применить к нашему сегодняшнему разговору? Является ли проблема образования Древнерусского государства и теории, возникшие по этому вопросу, наследством, уроком для нас? Формы и методы: тестирование, побуждающий диалог с учащимися. Критерии:
Если кто-то из учеников не понял материал урока, учитель просит его остаться позже занятий. |
|
5. | Задание на дом, включающее:
| Цель учителя:
Цель учащихся:
Домашнее задание:
|
|