Схема конспекта урока «Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)»



Схема конспекта урока


Аттестуемый педагог (ФИО) ___Дуюнова Татьяна Николаевна________________________________________________________________

Предмет___история______________________Класс__________________10______________________________________________________

Тема урока__«Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)»_____________________________________



Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциями уровню владения учебным материалом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)



«Знание своего прошлого – это потребность мыслящего ума, каждый из нас должен стать немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестным гражданином»

Вступительное слово учителя: «Ребята, вы стали учениками 10 класса, мы приступили к изучению 2 концентра. истории, вы повзрослели и наши уроки, я уверена, будут более качественными, новизна обучения в том, что это более высокий уровень вашей самостоятельности, осознанного изучения исторических документов, работа с различными историческими источниками, наконец, умение сформировать и отстоять свое мнение. Вместе с тем, мне хочется пожелать вам быть терпимыми и уважительными к иному взгляду и мнению своих одноклассников. У вас не только различные мнения по данному вопросу, мне хочется чтобы вы в ваших выступлениях опирались на исторические понятия, прослеживали причинно-следственные связи, делали выводы. На прошлом уроке мы с вами выяснили те изменения, которые произошли в жизни славян к 9 веку и сегодня нам предстоит, продолжить изучение процесса образования Древнерусского государства. И, правда, могли ли мы, потомки славных русичей, обойти такой принципиально важный вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля».

Тема нашего урока: «Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)». Предметом нашего разговора станет проблема, которая и до сегодняшнего дня является дискуссионной. Вопрос в том, что по данному вопросу существуют различные теории образования Древнерусского государства, но мы должны обратить внимание на то, как каждая теория отражает этап развития славян к 9 в. и процесс образования Древнерусского государства. Мне хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя сопричастным к тем далеким событиям.и те знания которые вы получите на уроке вам пригодятся при подготовке к ЕГЭ дальнейшей учебе и наконец вы получите хорошую отметку на уроке

Мы с вами уже изучали проблемы образования государства в 7, 9 классах на уроках обществознания и я прошу вас сказать мне: «Что вам известно по вопросу образования государства?» И давайте определим, исходя из ваших знаний, что же будет целями нашей работы на уроке? Что нам предстоит сделать, чтобы работа на уроке была эффективной? Как вам применить и дополнить уже имеющиеся у вас знания? Попробуйте из названия темы определить цели и задачи урока.

Из ответов учащихся с помощью учителя определяются цели урока:

  1. Выяснить, что образование Древнерусского государства является результатом закономерных и объективных процессов внутри общества, определить предпосылки и причины образования государства.

  2. Знать различные точки зрения на образование первого восточнославянского государства.

И теперь, определив цель урока, мы можем определить задачи, которые помогут нам достичь цели:

  1. Определить предпосылки и причины образования государства.

  2. Познакомиться с теориями возникновения государства на Руси, проанализировать, сравнить и аргументировать их.

  3. Сформировать собственное отношение к каждой из них.

Если мы разрешим эти задачи, то сможем решить проблему урока.

Цель нашего урока будет реализовываться в ходе нашего урока – исследования, этапами которого являются:

  1. Предпосылки образования государства на Руси.

  2. Проблема образования Древнерусского государства в историографии.

  3. Использование источниковой базы в ходе исследования проблемы.

  4. Ваше отношение к проблеме образования Древнерусского государства.

Выводы по данному вопросу.

Теперь, когда мы определили цели и задачи нашей работы, ее основные этапы, давайте подумаем: «Какими методами и формами работы мы сможем достичь результата нашей работы?»

  1. Работа в группах, с историческими документами, анализ проделанной работы, формирование выводов по проблеме.

  2. Овладение новыми способами действий, вытекающих из поставленных перед нами задач.

  3. Самоконтроль и самооценка в ходе работы.

  4. Помнить, что работа в группе очень ответственна, т.к. результат зависит от участия каждого.

Цели учителя:

  1. Учащиеся должны личностно воспринять цели и задачи урока, формы работы.

Задачи учителя:

  1. Формировать мировоззрение о тесной связи образования древнерусского государства с внутренними предпосылками.

  2. Показать актуальность знаний по теме.

  3. Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе комплекса исторических источников, учить работе с дополнительной литературой, прививать учащимся объективность в исследовании, учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.

  4. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Этот вопрос не может быть решен только на уроке, материал для изучения объемный, поэтому большая работа была проведена вне школы. Ребята разделились на группы по уровню возможностей, изучали и анализировали исторические источники, фрагменты трудов историков, т.е. ребята сформировали свою собственную документальную базу, которую будут использовать в течение урока.

Тип урока: урок – исследование с использованием технологии проектной деятельности, ИКТ, тестовой методики для контроля знаний.

Оборудование: интерактивная карта «Древнерусское государство», проектор, ноутбук, тест по теме «Образование Древнерусского государства» электронная презентация


2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.


На данном уроке не предусмотрен традиционный опрос учащихся по заданному на дом материалу.

В данном случае целями учителя будут: выявление стартовой базы для рассмотрения темы урока.

Для этого применяется тестирование по историческим понятиям, которые необходимо использовать на уроке: государство, причины и предпосылки образования государства.

Подведение итогов тестирования. Если кто-то не знает, с помощью электронного словаря ликвидирует пробелы.

Методы совместной деятельности с учащимися: диалог, самостоятельная работа учащихся со справочной, учебной и научно-популярной литературой.


3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель учителя на данном этапе урока:

  1. Учебная цель: выяснить, что образование древнерусского государства является результатом закономерных и объективных процессов внутри общества.

  2. Объединить исследование групп в одно целое, скоординировать работу, научить проводить исследование и презентовать свою работу.

  3. Формировать у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, хорошо обдумывать принимаемые решения.

Цель учащихся:

  1. Получить результат исследовательской деятельности в виде осмысленно-понятой проблемы, формировать выводы по теме, опираясь на источниковую базу.

  2. Приобрести навыки самостоятельной работы в информационных полях, умения ставить и решать задачи.

Изучение нового материала строится по плану:

  1. Ученик. Короткое сообщение о Несторе сопровождается показом слайдов.

  2. Проблема образования Древнерусского государства в историографии.

  • Выступления учащихся из группы, исследующих норманнскую теорию, с опорой на презентацию. Аргументирование выводов.

  • Выступления группы учащихся, исследующих антинорманнскую теорию. Работа с презентацией, со слайдом «Предпосылки образования Древнерусского государства».

  • Выступления учащихся, исследующих центристскую теорию.

В доказательной базе учащихся работа с фрагментами летописи Нестора, фрагментами трудов русских историков: Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.В. Ломоносова, С.А. Гедеонова. Обращают внимание на предпосылки образования древнерусского государства, особенности образования государства. Выступая в защиту той или иной теории, учащиеся приходят к выводу о значимости каждой и высказывают свое мнение.

Выводы по исследованию проблемы записываются в тетради:

а) Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано большинство членов общества.

б) Государство не может быть навязано обществу, не может быть принесено извне, его зарождение всегда является результатом внутреннего развития.

В ходе данного этапа урока учащиеся работают, используя памятки по методике исследования. Учитель по ходу ответов задает вопросы:

  1. Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?

  2. Какие инструменты и методы используешь?

  3. Какие суждения можешь высказать по поводу темы исследования?

  4. Какие можешь сделать выводы из того, что известно по теме?

Учитель в ходе работы оказывает индивидуальную помощь, психологическую поддержку как индивидуально, так и группе, работающей по доказательству определенной теории. Зная интеллектуальный потенциал каждого ученика, обращаюсь к ребятам, когда выступающая группа испытывает затруднения.

Ученик Аникеев Д. не только изложил суть антинорманнской теории, но и открыл в Интернете форум по этому вопросу и оставил свои суждения по вопросу. Учитель обратил на это внимание ребят и похвалил десятиклассника.

В процессе обсуждения темы учитель стимулирует учеников похвалой, обращает внимание на практическую значимость работы, ребята самообразовываются, саморазвиваются, самовыражаются, учатся вести спор, доказывают свою точку зрения.



4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяя, ет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель учителя:

  1. Выявить индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности учащихся на уроке.

  2. Сформировать у учащихся личностно-значимые для ребенка знания, умение ставить цели на перспективу.

  3. Выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующие функции.

  4. Обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения.

Цель ученика:

  1. Рефлексивно осознавать полученные результаты своей деятельности, осуществлять их корректировку.

  2. Умение извлекать необходимую информацию в ходе урока, оценивать ее.

Итог урока, рефлексия:

  1. Пред вами тест, который позволит проверить качество усвоения урока.

  2. Ребята, как вы думаете, в чем заключается смысл нашего исследования, может быть, его актуальность?

  3. Что вы приобрели в процессе подготовки и на уроке?

  4. «Предмет истории то в прошедшем, что не проходит, как наследство, как урок, как вечный закон» (В.О. Ключевский)

Можно ли эти слова применить к нашему сегодняшнему разговору? Является ли проблема образования Древнерусского государства и теории, возникшие по этому вопросу, наследством, уроком для нас?

Формы и методы: тестирование, побуждающий диалог с учащимися.

Критерии:

  • Правильность излагаемого материала;

  • Умение формулировать свою точку зрения;

  • Способность делового общения;

  • Способность интуитивно и аналитически мыслить;

  • Знать причины и предпосылки образования древнерусского государства.

Если кто-то из учеников не понял материал урока, учитель просит его остаться позже занятий.



5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель учителя:

  1. Организовать разноуровневое домашнее задание в соответствии с потребностями и мотивами учения учащихся, требующее осмысления, объяснения, доказательства образования древнерусского государства.

  2. Проверить уровень усвоения учебного материала учениками, способность старшеклассников критически относиться к данной проблеме, высказывать собственное отношение к данной проблеме.

Цель учащихся:

  1. Закрепить полученные знания: знать предпосылки и причины образования древнерусского государства, сущность теорий, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.


Домашнее задание:

  1. Творческое домашнее задание группе № 1: Составить презентацию «Галерея первых русских князей»

  2. Составить общую схему по теориям образования государства, знать сущность теорий.

  3. Выполнить тесты по историческим понятиям.










Свежие документы:  Конкурс знатоков истории Древней Руси

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: