Софья Алексеевна — царь девица, 10 класс


МБОУ СОШ с. Большое Попово

Лебедянский муниципальный район

Липецкая область











Конспект урока по истории России – 10 класс

Тема: «Софья Алексеевна — царь- девица»

За страницами учебника истории




Урок составлен учителем истории и обществознания

Коноваловой Евгенией Борисовной























2012год

Тема урока: «Софья Алексеевна – царь- девица»

Цели.

  1. Выяснить причины, способствующие возвышению Софьи.

  2. Дать оценку деятельности Софьи – как правительнице России, с точки зрения отхода от традиционализма к концепции западной модернизации.

  3. Продемонстрировать учащимся незаурядность исторической фигуры Софьи Алексеевны.

  4. Продолжить развивать у уч-ся навыки анализа исторических событий, а также умения формировать своё собственное видение исторических явлений.

  5. Популяризировать художественную историческую литературу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основной метод – проблемно – поисковый



План.

    1. Введение – постановка проблемы урока.

    2. Что способствовало возвышению Софьи.

    3. Приход Софьи к власти.

    4. Внешняя и внутренняя политика царевны Софьи.

    5. Взгляд в прошлое: «Одинока ли была Софья?»


Ход урока.



  1. Обозначение проблемы.

Учитель. Мы с вами находимся на пороге очень интересной и судьбоносной для истории России темы «Петровские преобразования», и на мой взгляд, в тени остаётся любопытный материал, касающийся времени Софьи Алексеевны.

Да, именно с Петром мы связываем переворот в настроении исторической концепции от Востока к Западу, отход т традиционализма к модернизации. Но ведь подготовлен плацдарм для подобных перемен был как раз до Петра. Это время в истории определено как регентство Софьи.

С.М. Соловьёв «Знаменитая Софья Алексеевна, представляла любопытное явление, знаменье времени.

Неслыханное дело, невозможное, чтобы девица, царевна из терема приняла участие в делах правительственных. А ведь Софья именно это и делает»

Проблемный вопрос. Почему не возможно? ( Обратимся к учебнику под ред. Ионова И.Н., стр. 127.Ученики должны дать характеристику устоев жизни русского общества по «Домострою»).

Учитель. Выясним теперь причину столь «невозможного явления». (Учитель знакомит уч-ся с целями урока, их лучше записать на доске).

Скажу от себя: «Мне эта тема интересна тем, что раскрывает роль женщины в истории страны. Да будут и другие правительницы – Анна Иоанновна, Елизавета, Екатерина II. Но Софья была первая, кто бросил вызов традиционной схоластике.

  1. Что способствовало возвышению Софьи?

Учитель. Обратимся к характеристике её личности. (Энциклопедия, с. 482, портрет)

Француз Невилль писал: « Насколько её стан широк, короток и груб, настолько ум её тонок, остёр и политичен, и хотя она никогда не читала Макиавелли (автор известного в средневековой Европе политического трактата «Государь»), она самостоятельно усвоила его правила.

Учитель. Нет ли у Невилля ответа не поставленный вопрос? ( Её природный ум, способность к государственным делам). Характеристику Софьи может добавить, пользуясь дополнительной литературой.

Учитель. Итак, перед нами одарённая натура, ненавидит терем, его нравы, властолюбивая, имеет свои суждения на государственные порядки, сильная, энергичная женщина, не щадившая своих врагов.

Таким образом, 1 – я причина возвеличивания Софьи её личные качества.

Учитель. Поразмышляем далее.

Подумайте возможно ли было «рождение» Софьи при Иване IV? ( уч-ся высказывают свои предположения). (Нет, при Иване Грозном имела место самодержавность до деспотизма, единовластие возведённое в абсолютизм)



Почему же при Романовых подобное стало возможно? (уч-ся высказывают свои предположения).

(1)Дух эпохи совсем иной. Необходимость перемен осознали в самом Дворце. Царствование Алексея Михайловича, во многом подготовило Россию к этим переменам. Постепенно власть концентрируется в руках царя, государственные деятели ценятся не по родовым, а по личным заслугам, по талантам. В государство приглашаются иностранцы, что свидетельствует об ориентации на западноевропейский исторический опыт и т.д.

2) Алексей Михайлович заботится об образовании своих детей, в том числе и Софьи. С 1664 г. Симеон Полоцкий стал официальным учителем царских детей. Впервые при Дворце учили по западному образцу: европейской истории, культуре, иностранным языкам.

Соловьёв: «Он учит легко, весело, передаёт много разных вещей, всё у него примеры, анекдоты, мудрые изречения. Софья подобно птице, вырвалась из клетки и уже никогда туда не вернётся (во всяком случае сделает всё возможное). Вот Софья ухаживает за больным братом. Кто ей помешает? А там бояре говорят про государственные дела. Софья слушает, да учится»)

Вывод: 2 – я причина — дух времени, осторожный отход от традиционализма и схоластики.

Учитель. Обозначим сразу и третью причину возвышения «Царь – девицы». Она была связана с некоторыми трудностями в престолонаследии.(Уч-ся без труда могут построить график правителей после Алексея Михайловича и указать, что Фёдор Алексеевич умирает в 1682г. Правителями становятся Иван и Пётр. Недуг одного и малолетство другого позволяют Софье при помощи стрельцов установить регентство).

Вывод. На лицо три причины, которые позволили Софье оказаться во главе государства:

    1. природная одарённость;

    2. нововведения её отца – новый дух эпохи;

    3. благоприятная для Софьи ситуация передачи власти.





  1. Приход Софьи к власти

Учитель. Как можно охарактеризовать создавшуюся ситуацию, чем чревато было положение создавшееся после 1682г.

(Уч-ся: Фактически происходит кризис власти, борьба боярских группировок, бунт стрельцов всё это могло привести к новой смуте).

Учитель. И надо сказать, что Софья сумела использовать ситуацию в свою пользу. Вопрос в другом. Был ли это союз со стрельцами, или она использовала их для усиления своей власти. (Уч-ся обращаются к тексту учебника, опираются на свои знания и предлагают свои варианты ответов).

Учитель. На мой взгляд, говорить о союзе нет основания. Союз предполагал взаимные обязательства. Софья же понимала, что сила её власти в подчинении себе стрельцов.

  1. Внешняя и внутренняя политика Софьи.

Задание. Используя текст учебника, перечислите мероприятия, которые будут являться началом славных дел Петра.

  1. Распространение знаний «1687г. славяно-греко-латинская академия.

  2. Обращение к иностранным специалистам « «Великое посольство».

  3. «Принцип выслуги, не знатности породы» « «Табель о рангах».

  4. Проявление интереса к внешней политике (поход на Крым).

Учитель. Как вы думаете, почему Софье не удалось удержать свои властные позиции?

Вариант ответа. Именно неудача крымских походов и стала отправным моментом в отставке Софьи. К тому же со всей стремительностью на арене появляется Пётр, будущий великий деятель и император. Софья же была от удалена от двора, и отправлена в Новодевичий монастырь. Но даже там неутомимая натура Софьи вновь пытается вступить в заговор со стрельцами и использовать их выступление 1698г. в своих целях. Однако Софья не учла тот факт, что теперь ей приходилось соперничать не с десятилетним мальчиком, а с законным правителем государства.





  1. Одинока ли была Софья?

Учитель. Ионов, с. 155.

Ученики. Нет. Именно в это время стали появляться первые признаки систематического предпочтения западного образа жизни своему традиционному. Первыми западником стал боярин А.Л. Ордин – Нащокин. Ещё будучи советником царя Алексея, писал: « доброму не стыдно навыкать и со стороны у чужих». Вместе с тем речь шла о поверхностных заимствованиях, не затрагивающих традиционного образа жизни в стране. «Какое нам дело до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них»- читаем у того же Ордин-Нащокина.

Более продвинутым оказался будущий фаворит Софьи – В.В. Голицин, человек «нового времени», европейски образованный, начитанный, любивший науку.

Заключение. А наш урок подошёл к завершению.Однако, я надеюсь, что сегодня вы несколько по — иному посмотрите на исторические события прошлого. Зачастую, за великими персонами в истории, мы не замечем тех, кто находился у истоков грандиозных преобразований. Я думаю, что история «царь – девицы» породила у вас много вопросов к периоду её царствования. Ответы на многие вы сможете найти прочитав книгу Соловьёва В.С. «Царь – девица» (демонстрация книги)..



Литература:

  1. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX н. XX в. М.: Просвещение, 1995., с.155-157, 152

  2. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов «История России. 10 класс» в 2-х частях, М.: Просвещение, 2008

  3. Соловьёва В.С. «Царь – девица» М.: Прометей, 1990.

  4. Соловьёв С..М. Публичные чтения о Петре Великом. М.: Правда, 1990., с. 455

  5. Энциклопедия для детей (Аванта +), с.482.













Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "ЖИВАЯ ВОДА"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: