Статья из опыта работы преподавания истории в школе «Активизация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов »










Статья из опыта работы преподавания истории

«Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории»











подготовила

учитель истории и обществознания

Ширяева Наталья Павловна







г. Сергиев Посад

2011

В современной школе, важнейшее место занимают общеучебные умения исследовательского, аналитического характера, умения работать с информационными ресурсами (научно-популярными изданиями, мультимедийными и интернет — ресурсами).

С этой точки зрения, одна из ведущих целей учителя – создание и использование эффективных методов работы в информационной среде.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что не исследовав и не разобрав проблему на части, невозможно понять её суть.

Следовательно, формирование исследовательских умений школьника, организация активной мыслительной деятельности, должны стать главными задачами учителя.

Недавние исследования в области образовательных достижений показали, что наши школьники, сталкиваясь с непривычными по форме заданиями, либо пытаются их реализовать привычными методами (как учил учитель). Либо просто отказываются от попыток их решить. Это ставит под сомнение уровень компетентности наших школьников. Способность их результативно действовать, в том числе, и в новых ситуациях. Всё это лишний раз доказывает нам, что учебно-исследовательская деятельность является одним из главных видов школьной деятельности.

Какие же цели и задачи ставлю я, организуя этот вид деятельности учащихся?

  • сформировать устойчивый интерес в достижении результатов своей работы;

  • заложить фундамент мировоззренческой базы человека для любого вида будущей деятельности;

  • научиться пользоваться информацией в последующей жизни.

Как известно, критерием высшей степени усвоения знаний может служить умение решать нестандартные задачи и ставить проблемы, отличающиеся новизной и оригинальностью. Именно такие умения более всего развивают исследовательские задачи.

Исследовательские задачи могут быть разными по широте охватываемого научного материала и глубине проникновения. В своей педагогической деятельности я их использую, как правило, на завершающем этапе изучения материала. При этом часто выхожу за пределы учебных программ.

Исследовательские задачи целесообразно предлагать учащимся индивидуально или по группам, 2-3 человека. Рекомендуется не ограничивать время решения задач для поддержания длительного состояния поиска у учащихся.

Простейшим звеном, на мой взгляд, учебно-исследовательской деятельности является урок-конференция. На этом этапе учащиеся получают первые навыки в работе с научно-популярной литературой. Учатся отбирать материал, соответствующий содержанию поставленной цели, анализировать исторические источники. Таким образом, приобретаемые умения пригодятся им не только во время учёбы в школе, но и в дальнейшей деятельности.

Планируя уроки-конференции, я определяю их место в процессе обучения. Это может быть предваряющий урок для введения в тему и актуализации вопроса или заключительный итоговый урок. В любом случае, этому предшествует серьёзная предварительная подготовка, так как необходимо совместно с учащимися наметить круг вопросов, составить план поиска нужного материала.

Тематика таких уроков самая разнообразная, но при этом, следует предъявлять повышенные требования к практической значимости, актуальности и новизне исследования. Это способствует серьёзному отношению учащихся к учебно-исследовательской работе, формированию опыта творческой деятельности.

Первые уроки-конференции по истории я провожу уже в 7-м классе. Когда учащиеся готовят небольшие доклады или сообщения о той или иной исторической личности, либо о жизни и деятельности учёных. Как правило, учащиеся с удовольствием выполняют эту работу, стараются в строго определённое время (это обязательное условие) сообщить максимум интересной и полезной информации. Информативная обеспеченность в настоящее время достаточно высока, и основная сложность такой работы заключается не столько в поиске материала, сколько в его целенаправленном отборе и анализе.

Учащиеся старших классов – 9-11 классы, уже включаются в настоящую учебно-исследовательскую работу на более серьёзном уровне. И эта работа находит своё отражение в рефератах, когда старшеклассники выбирают интересующую их тему, согласовывают её с учителем, который является руководителем работы, намечают цели и задачи исследования, определяют список использованной литературы, разрабатывают план работы. Учащиеся на всех этапах своей исследовательской деятельности действуют непосредственно под руководством учителя.

Такая деятельность побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует стремлению к самостоятельному приобретению знаний и развитию инициативы.

Итогом учебно-исследовательской работы школьников может служить общешкольная научно-практическая конференция, когда учащиеся представляют в тезисной форме содержание и результаты своей работы, используя наглядно-иллюстративный материал, отвечают на вопросы оппонентов.

Всё это способствует максимальной самореализации личности учащихся, взаимодействию учителя и ученика, как партнёров по творческой деятельности.







Список использованной литературы:


  1. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников / Е. Брыкова // Народное образование. –2000. -№ 9.

  2. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А. Леонтович // Народное образование. – 1999. – №10.

  3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998.

 

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Восстание Спартака" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: