Сценарий интегративного урока «Человек в … огне Гражданской войны глазами философов, историков, писателей и учащихся 11 «а» класса»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 городского округа – город Камышин Волгоградской области.









Сценарий интегративного урока

«Человек в … огне Гражданской войны

глазами философов, историков, писателей

и учащихся 11 «а» класса»


11 класс







подготовили

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14

Васильева Татьяна Николаевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14

Земцова Ольга Юльевна













Камышин

2014


Тема. Человек в … огне Гражданской войны глазами философов, историков, писателей и учащихся 11 «а» класса.


Цели урока:

— Учащиеся должны формулировать нравственно осознанные уроки Гражданской войны; выявлять исторические и психологические причины раскола общества и обесценивания человеческой жизни.

— Создать ситуацию вживания в историческую ситуацию для воссоздания целостного представления о Гражданской войне с позиции конкретной личности.

— Развивать критически-ассоциативного мышление, навыков грамотной работы с художественным текстом и, историческим документом, систематизации и обобщения фактов, событий и мнений.


Тип урока: интегративный (история, литература, обществознание)

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Формы интеграции:

  • деятельностная – совершенствование навыков систематизации и анализа исторических и художественных источников

  • концептуальная – учащиеся участвуют в разработке цели и темы урока, систематизации исторических и художественных материалов, в определении нарвственных уроков войны

  • предметно-образная – воссоздание целостного представления о Гражданской войне с позиции конкретной личности

  • мировоззренческая – духовно-нравственное обоснование исторических событий гражданского раскола общества

Связи между интегрируемыми компонентами:

  • связи происхождения – морально-нравственные и исторические особенности поведения людей в условиях Гражданской войны

  • связи управления – систематизация и использование исторических источников и художественных образов для углубленного и целостного представления о Гражданской войне.

Использование ИКТ:

  1. Презентация учащихся по теме: «Исторические источники и художественные произведения по истории Гражданской войны»

  2. Подготовка фрагментов худ. Фильмов: «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни» и др.

  3. Подготовка коллекции песен о Гражданской войне.

Предварительная работа:

  • Исследование и систематизация материала по теме: «Исторические источники и художественные произведения по истории Гражданской войны»

  • Подготовка чтения стихотворений наизусть – М. Волшин, М. Цветаева, З. Гиппиус

  • Чтение и анализ художественных произведений по теме Гражданской войны.

  • Изучение вопроса «История русского террора»


Организация урока: класс делится на три группы, которые определены на основе психолого-педагогических особенностей и для наилучшей реализации проблемных задач урока( эксперты, эмпирики, теоретики); урок ведут учитель русского языка и литературы и учитель истории и обществознания.


Сценарий урока.


Татьяна Николаевна читает отрывок из стихотворения Е.Исаева

«Двадцать пятый час»:

Есть, есть он, двадцать пятый час,

Не в круглых сутках есть, а в нас,

Есть в нашей памяти о тех,

Кто под траву ушёл, под снег.

Ольга Юльевна вспоминает рассказ бабушки о возвращении деда, казака царской армии, из Петрограда в 1918 году…

Татьяна Николаевна.

— Обратите внимание на незавершенную запись темы урока . Сделать это предстоит вам. На основе изученного на уроках обществознания, истории и литературы материала, подберите эпитеты к выражению «огонь Гражданской войны».

Выступление учащихся: «жестокий», «братоубийственный», «беспощадный» и др.

Татьяна Николаевна.

— Мы вернемся к записанной теме в конце урока, и, возможно, вы предложите другие оценочные слова.

Ольга Юльевна.

— Прочитайте еще раз тему и подумайте, какую цель можно поставить к сегодняшнему уроку.

Выступление учащихся. Оценить Гражданскую войну, метод террора с позиции нравственности, выяснить ее роль в судьбах личностей, значение для современников.

Ольга Юльевна.

— Посмотрите на формулировку составленную нами (зачитывается цель, сравнивается с

ученической, обращается внимание на совпадения ).

Татьяна Николаевна.

— Есть, есть он, двадцать пятый час,

Не в круглых сутках есть, а в нас,

Есть в нашей памяти…

— Можно сказать, вахту памяти несла наша группа экспертов. Предлагаю ей продемонстрировать результаты работы.

Выступление учащихся.

— Тема Гражданской войны занимает особое место в исторической и художественной литературе… Достаточно сказать, что данной истории посвящено около 20 тыс. книг и научных статей. Мы обратили внимание, что у многих наших современников, и у нас самих,

сформировались неоднозначные и нередко искаженные знания. Для того чтобы иметь научное и объективное представление о трагических событиях России перед нами была поставлена ПЕРВАЯ задача — систематизировать существующие исторические источники и художественные произведения.

I. Исторические источники.

1. Письменные источники. Монографии. Мемуары. Документы.

2. Вещественные источники. Плакаты .Фотографии .Документальные фильмы

3. Устные источники:

Песни: а) о «белой» армии; б) о «красной» армии.

Фрагмент песни «По долинам и по взгорьям».

Анекдоты: В.И. Чапаеве, В.И. Ленине

II. Художественные произведения.

Поэзия. Проза. Художники. Художественные фильмы.

Показ видеофрагментов из популярных фильмов о Гражданской войне.

Ольга Юльевна.

— Спасибо. Благодаря такой систематизации экспертов и предварительной работе на уроках истории и литературы, мы можем достигать поставленной цели на двух уровнях научного познания: эмпирическом и теоретическом.

Татьяна Николаевна.

— Не случайно, ВТОРОЙ задачей экспертов стало выявление проблемных вопросов Гражданской войны. Познакомьте нас с выводами.

Выступление учащихся.

— Во-первых, в истории Гражданской войны нас удивило обилие бесконечных кровавых расправ, расстрелов. Без террора не смогла обойтись ни одна из воюющих сторон!

— Во-вторых, на уроках литературы нами сделан вывод, что поэтов и писателей остро волновала проблема нравственности человека

— Нашим одноклассникам мы предлагаем подумать над этими выводами и выразить свое мнение с опорой на исторические документы и художественный материал.


Татьяна Николаевна.

— Мы с Ольгой Юльевной поддержали эту идею, но решили конкретизировать задание. Уважаемые эмпирики и теоретики, ответьте на данные вопросы:

ЭМПИРИКИ

ТЕОРЕТИКИ

Возможно ли, сохранить «живую душу» и общечеловеческие ценности в огне противоборства.


Можно ли оправдать террор и «всеобщее озверение людей» в годы Гражданской войны?


Ольга Юльевна.

— Эксперты готовят свои выводы по вопросам и оценивают ответы групп.

Выступление учащихся.

Теоретики:

— сущность и история террора в России

— примеры и оценки «красного террора»

— примеры и оценки «белого террора»

— террор в современной России

-общий вывод – ответ на вопрос

Эмпирики:

— чтение стихотворения М. Волошина наизусть (читают учащиеся: Сахаров С., Аксенова Н., Ястребова А.)

— выступления по прочитанным произведениям о Гражданской войне (Бабель, Фурманов, Шолохов и др.)

— демонстрация тематического коллажа Сухотиной Л.

Эксперты. Оценивают выступление групп согласно критериям. См. Приложение № 1

Татьяна Николаевна.

— Есть, есть он, двадцать пятый час…

— Какой же главный урок преподала вам сегодня история, поэты, писатели и ваши одноклассники?

Выступление учащихся.

— Гражданская война в России не должна повториться.

— Для решения споров, политических проблем политики, граждане должны находить мирные пути.

— Человек должен беречь свою душу, следовать общечеловеческим ценностям.

Татьяна Николаевна.

— Давайте еще раз посмотрим на нашу тему. Какие новые ключевые слова появились в ваших мыслях, душах… ( Можно так – какое одно, главное, слово можно вставить в этот пробел?). А, может, вы захотите изменить нашу тему?

Выступление учащихся. Назвать тему «Душа человека в беспощадном огне Гражданской войны», добавить эпитет «бесчеловечный» и др.

Ольга Юльевна.

— Сегодня на уроке нам важно оценить не только содержание трагических событий Гражданской войны, но и форму работы, личное участие каждого. Выскажите свое мнение, дайте оценку.

Выступление учащихся.

Татьяна Николаевна.

— Спасибо вам ребята за урок. Мы вместе сегодня учились понимать, слышать друг друга и верить в ЧЕЛОВЕКА.
















Научно-методические и информационные источники:


  1. Боффа Д., История Советского Союза, том 1, М., Международные отношения, 1990.

  2. Верт Н., История Советского государства. 1900-1991, М., Издательская группа «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992.

  3. Врангель П.Н.Воспоминания. В 2-х ч. М., 1992.

  4. Геропимус Б.А. Борис Андреевич Лавренев: кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1993.

  5. Гражданская война в СССР. ТТ. 1-2. М. , 1980-1986.

  6. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1987.

  7. Данилов А.А. История России, ХХ век. Справочные материалы. М., 1996.

  8. Лавренев Б. Звездный цвет / Предисл., сост. и коммект Е.Д. Суркова. — М.: Просвещение, 1986

  9. Литвинов А.П., Красный и белый террор в России, Отечественная история, №6-1993, М., Наука.

  10. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: последствия внутренние и внешние//Новая и новейшая история.-1992. М., № 4.

  11. Фадеев А.А.» Разгром»: Роман-М.: Воениздат, 1982.

  12. https://www.dissercat.com/content/metodika-izucheniya-temy-revolyutsii-i-grazhdanskoi-voiny-na-osnove-sopostavitelnogo-analiza

  13. https://infourok.ru/material.html?mid=20774

  14. https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1110984.html






























ПРИЛОЖЕНИЕ №1.



КРИТЕРИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

( для анализа выступления группы эмпириков)


  1. Логичность и убедительность в подборе и изложении материала.


  1. Первичный уровень обобщения изученных исторических фактов и художественных произведений.

(Учеником подобраны яркие (или не соответствующие) произведения, отрывки, цитаты…. Проведено интересное (или не интересное) сравнение, обобщение по вопросу…)


  1. Уровень личного участия, сопереживания .

(Выступление отличалось тщательностью ( или поверхностью) подготовки, глубиной (или отсутствием) сопереживания….)






КРИТЕРИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

( для анализа выступления группы теоретиков)


  1. Уровень исследования материала: разнообразие подобранных фактов, последовательность и логика обобщения.

( Ученики использовали разнообразные документальные и другие источники, увидели общие черт, провели глубокий анализ … )


  1. Формулировка самостоятельных, глубоких, объективных выводов по теме, вопросу.

(Прозвучали объективные (или не объективные ) выводы…. В ответ, сообщение вложен глубокий (или поверхностный ) смысл…)


  1. Выдвижение новых идей, проявление творческого подхода к анализу исторической ситуации.

( Прозвучали ( не прозвучали) интересные идеи… сравнения… утверждения…)

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Причины мутаций. Пути атимутационной защиты" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: