Сценарий урока для 3 класса «ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»


Сценарий.

Учитель: Аушева Елена Васильевна

Предмет: Окружающий мир, УМК «2100»

Тема: «ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 4 по теме «Времена Российской империи. XVIII — начало XX века».

Класс: 3 «д»

Форма проведения: «открытие» нового знания.

Цели и задачи урока:

ЦЕЛИ по линиям развития личности ученика. Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

ЗАДАЧИ. 1) Образовательные:

— познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения;

— показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию;

-связать исторические события с их отражением в художественном произведении.

2) Развивающие:

-развивать познавательный интерес, умение делать выводы, обобщать;

— развивать речь; обогащать словарный запас;

— развивать познавательную активность; развивать умение работать в паре, в группах; укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы; умение считаться с мнением товарищей.

3) Воспитательные:

— воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России; доброжелательное отношение к людям, чувство гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

— овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

— проведение самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

— умение выражать своё отношение к увиденному и услышанному (формирование эмоционального интеллекта).

— умение сопереживать.

Предметные результаты:

— знание знаменитых людей своей Родины;

— работа с презентацией, с картой, текстом учебника, извлечение из них необходимой информации;

— ответы на вопросы и оценка своих достижений на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— постановка и формулирование проблемы,

— освоение способов решения проблем поискового характера;

— освоение основ познавательной рефлексии;

-установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

определение и формулировка темы, целей урока.

понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— умение работать в материальной и информационной среде;

— умение преодолевать препятствия и не вступать в конфликты с одноклассниками.

Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий;

— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

— осуществление взаимного контроля в совместной деятельности.


Основные термины и понятия темы:

Отечественная война, Бородинское сражение, М.И.Кутузов, партизаны.

Дидактические основы урока:

Методы обучения: практический, проблемно-поисковый, словесный, наглядный.

Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование и ресурсы:

  • компьютер, экран, проектор;

  • мультимедийная презентация; фильм о Бородинском сражении, сопровождаемый чтением стихотворения М.Лермонтова «Бородино» в исполнении М.Водяного;

  • учебник А. А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой, С.В.Тырина «Моё Отечество», часть 2; рабочая тетрадь;

  • разноцветные карточки для рефлексии.

План урока:

  1. Постановка проблемы: за какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»? (8 мин)

  2. Версии детей, актуализация знаний. (3 мин)

  3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). (20 мин)

Работа по группам: участие России в войнах XVI – начале XIX века.

  1. Выражение решения проблемы (закрепление нового знания, его применение). (10 мин)

  2. Итоги урока (рефлексивно-оценочный этап). (3 мин)

  3. Домашнее задание. (1 мин)







Ход урока:

Этапы урока, время реализации

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Мотивирование к учебной
деятельности

(3 мин)

Фронтальная работа.

Диалог с учителем.

Приветствие учащихся.

Проверим готовность к уроку.

-О каких войнах вы уже узнали из курса окружающего мира?

-Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству


-Назовите последствия войны


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

-Ледовое побоище

-Куликовская битва

— Со степняками-кочевниками, с немецкими и шведскими рыцарями, с татаро-монголами, с поляками и шведами.

— Разрушения, голод, нищета,

разорение страны

К



П, К

На доске появляется запись: РОССИЯ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА УЧАСТВОВАЛА В ВОЙНАХ.


II. Постановка проблемы (5 мин)

Фронтальная работа.

Слово учителя.

Беседа.

Работа с презентацией.






Проблемный диалог.


— В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, мы становимся сильнее духом, потому что узнаем, какими мужественными были наши предки. Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой участвовало наше государство, наш народ.

(Презентация. СЛАЙД 1. Отечественная война 1812 года.)


К, Р, П


-Ни одна предыдущая война не имела такого названия. Что необычного вы заметили? Как вы понимаете это слово?














-Вот сколько у вас мнений. Но точного ответа мы так и не услышали. Какой же возникает главный вопрос урока (проблема)?

(СЛАЙД 2. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»? (к этому вопросу надо постоянно обращаться по ходу урока).


-Войну назвали «Отечественной».

-Слово «отечественная» происходит от слова «отец»: Отечество — это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными.

«Отечественная» — значит, воевали всем Отечест­вом: до 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия.

«Отечественная» — потому что защищали Отечество: война 1812 года называется Отечественной, так как люди защища­ли свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны.


За какие отличия от прошлых войн эту войну 1812 года назвали «Отечественной»?



III. Версии детей, актуализация знаний (3 мин)


-Попробуйте предположить, почему?

Различные ответы детей. (Но ученики понимают, что для точного ответа у них не хватает знаний.)

П, К

IV. Поиск решения проблемы-открытие новых знаний (20 мин)

Работа с текстом.











Работа с презентацией.

Работа с картой.



Рассказ учителя.










Самостоятельное чтение текста.









Рассказ учителя.











Работа с картой.
























Беседа после просмотра фильма.

-Откройте учебник, с. 80. Какая тема урока. Как вы понимаете слово «гроза», применительно к нашему уроку?

-Но нашли мы ответ на главный вопрос урока?

— Продолжим все вместе. Прочтем первый абзац «Мы долго молча отступали». К чему стремился Наполеон?


(СЛАЙД 3. — Наполеон)

-Давайте посмотрим на карту. Какие страны завоевал Наполеон?

(СЛАЙД 4. — Карта завоеваний Наполеона)

— “Ещё три года – и я господин мира”- говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война!

-Прочтите сами второй абзац.

-О ком вы узнали из прочитанного?

-Да. Русскую армию возглавлял старый  опытный полководец Кутузов. Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

(СЛАЙД 5. — Кутузов М.И.)

— Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, — никто его не обманет», — говорил он о Кутузове. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Кутузова любили солдаты, на него надеялась вся Россия.

-Рассмотрите карту в учебнике. Назовите города России, захваченные Наполеоном в 1812 году?

-Что показывают синие стрелки?

-Что еще вы заметили на этой карте?

-А почему врагу нужна именно Москва?

(СЛАЙД 6. — Отступление русских войск)

Русская армия вынуждена была отступать вглубь страны, чтобы собраться с силами.

-Что бы вы хотели еще узнать?


-Прочтем об этом в учебнике.

-Что мы узнали? Почему Москву пришлось оставить?

-О каком главном сражении прочитали?

— А теперь мы посмотрим небольшой фильм об этом сражении, которое будет сопровождаться стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино».

(Просмотр фильма. Приложение 1).

-Понравился ли вам фильм? А стихотворение великого поэта?

Как сражались русские воины и их командиры?

Вглядитесь в лица самых известных героев Отечественной войны, не жалевших своих жизней на поле битвы.

(СЛАЙД 7. – Герои Отечественной войны.)

— Гроза — значит, говорится о ком или о чём–нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх.

-Нет.


Чтение вслух одним учеником.


— Наполеон стремился к всемирному господству.

















Ученики читают самостоятельно.

-О полководце М.И.Кутузове.




















Ответы детей


— Движение неприятеля.

-Враг остановился у Москвы.

 Именно к сердцу России — к Москве — рвались войска Наполеона.




-Была ли захвачена столица России?

Чтение вслух.

-Чтобы спасти армию, а значит, и всю Россию!

-Мы прочитали о Бородинском сражении.







Эмоциональный отклик детей.

Ответы на вопрос учителя.

П,К,Л





































































П, Л

Физкультминутка

Коллективная работа.

-Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

-Продолжим урок.




Групповая работа.

Работа с текстом самостоятельно, с иллюстрациями, нахождение в тексте нужной информации.



















Работа с иллюстрациями.

Фронтальная

работа.






Рассказ учителя.
















-Получили ли мы ответ на главный вопрос урока?

-Прочтите название второй части параграфа.

-Как вы понимаете этот призыв?

-Прочтите эту часть самостоятельно и обсудите в группах ответ на задание.

— Кто помогал действующей армии?

-Кто такие партизаны? Рассмотрите иллюстрации.


-Давайте подтвердим по тексту.

-Правильно.

(СЛАЙДЫ 8,9)

-А теперь в группе ответьте на вопрос в самом начале части. Запишите ваш ответ на листок и прочтите его нам.










-Молодцы! Рассмотрите иллюстрации на с.83. Что мы можем сказать о событиях после Бородинского сражения?

Верно. В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было ни жителей, ни продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. Москва сгорела.

(СЛАЙД 10. – Пожар в Москве.)

-В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана. Война закончилась разгромом наполеоновской армии и полной победой России. В честь этого в Москве был построен Храм Христа Спасителя.

(СЛАЙД 11. -Храм Христа Спасителя)

Многие уже могут дать верный ответ.

— «Поднимайся, русский народ!»


Ответы детей.

Чтение, обсуждение в группах.


-Партизаны.

-Партизаны – народные мстители, простые крестьяне, которые гнали врага со своих земель.

Дети находят нужные строки в учебнике.


От каждой группы выступают ученики, читая ответы, которые должны быть одинаковым по смыслу:

-На защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне.

-Впервые у России был очень серьезный противник – французская армия, покорившая почти всю Европу. Отечество оказалось на пороге гибели.

-Французы не смогли покорить Россию, хотя и захватили Москву.


V. Выражение решения проблемы, применение нового знания

(10 мин)












Фронтальная работа.

Работа в парах. Самостоятельная работа.

Практическая работа.

-Возвращаемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

-Верно.

(СЛАЙД 2.)

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?



-Задайте друг другу вопрос из учебника на с.83. Оцените ответы друг друга.

-Покажите карточку, кому поставили отметку «5» и «4». Молодцы!


Откройте рабочие тетради на странице 37. В парах в качестве закрепления решите кроссворд, вам хватит двух минут. Первым двум парам учеников, которые верно справятся с кроссвордом, я поставлю оценки.

(1. Отечественная. 2. Партизаны. 3. Кутузов. 4. Наполеон. 5. Бородино.)

Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»?




-В ходе войны 1812 года решалась судьба всего Отечества. Будет существовать Россия или погибнет.




Ребята поднимают одну из карточек, в зависимости от полученной отметки.

Дети работают письменно в тетрадях.

П, К, Л, Р










П,К

VI. Итоги урока. Рефлексивно-оценочный этап

(3 мин)

Диалог с учителем.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Что для вас сегодня было самым интересным?

-Что запомнилось больше всего?

-Что понравилось?

-Что было сложным?

-Как вы можете оценить свою работу на уроке?

-А мне сегодня понравилась работа на уроке следующих ребят: …(назвать имена учащихся). Остальные, думаю, проявят себя на следующем уроке.

Ответы детей.







Самооценка: поднимая цветную карточку (зеленую-«5», желтую-«4» или красную-«3»), учащиеся оценивают свою работу на уроке.


Р, К, Л

VII. Домашнее задание (1 мин).


-Запишите домашнее задание: с.80–82, краткий пересказ; в тетради на с.37–38 № 2,3 на выбор.

-Всем спасибо!





Самоанализ урока.

Учитель: Аушева Елена Васильевна

Предмет: Окружающий мир, УМК «2100»

Тема: «ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 4 по теме «Времена Российской империи. XVIII — начало XX века».

Класс: 3 Д, возраст 10 лет

Форма проведения: «открытие» нового знания.

Преподавание окружающего мира я веду по учебнику А. А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой, С.В.Тырина «Окружающий мир», 3 класс («Мое Отечество») (из расчета 2 часа в неделю).

Мною были поставлены цели урока по линиям развития личности. Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны, которые реализовывались через следующие аспекты:

1) образовательный: познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения; показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию; связать исторические события с их отражением в художественном произведении;

2) развивающий: развивать познавательный интерес, умение делать выводы, обобщать;

— развивать речь; обогащать словарный запас;

— развивать познавательную активность; развивать умение работать в паре, в группах; укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы; умение считаться с мнением товарищей.

3) воспитательный: воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России; доброжелательное отношение к людям, чувство гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют ФГОС и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Это урок «открытия» новых знаний, четвертый урок темы «Времена Российской империи. XVIII — начало XX века».

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:

-словесные (объяснение, рассказ учителя, проблемный диалог, беседа с учащимися);

-наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса, демонстрация учебного фильма о Бородинском сражении с чтением стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в исполнении М.Водяного);

-практические (работа с текстом, с картой, с карточками ).

  1. по виду учебной деятельности:

-проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленной перед учащимися проблемы).

На уроке мною использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы.

Урок начался с организационного момента и мотивирования учебной деятельности, задача которых – подготовить учащихся к работе на уроке. Я и учащиеся приветствовали друг друга, проверялась готовность к уроку. Затем учащимся предлагалось несколько вопросов из пройденных тем, ответы на которые позволили быстро включить ребят в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап урока — постановка проблемы, где я использовала словесный метод, метод наглядности (презентация) и метод проблемного диалога с учащимися. На данном этапе основная форма работы – фронтальная.

На этапе актуализации знаний и сообщения версий учащихся использовались фронтальная работа и индивидуальный метод, беседа с детьми, ответ на главный вопрос, на который они не могли дать точного ответа, так как поняли, что у них не хватает знаний.

А потому класс вместе со мной перешли к следующему этапу — поиску решения проблемы (открытию новых знаний). Для этого мною была предложена работа с учебником и с презентацией, с картой на слайде и в учебнике, которая сопровождалась моим кратким рассказом о Наполеоне, М.Кутузове, о расстановке сил и трудностях российских войск в начале Отечественной войны. Для поддержания эмоционального фона на уроке и воспитания гордости за свое Отечество детям был показан короткометражный фильм о Бородинском сражении, сопровождаемый чтением стихотворения М.Лермонтова «Бородино» в исполнении М.Водяного. После чего состоялась беседа о фильме.

Затем учащиеся отдохнули во время физкультминутки.

Следующий этап – применение нового знания. Здесь была применена самостоятельная индивидуальная работа, работа в парах, работа с текстом, с иллюстрациями, нахождение в тексте нужной информации, и, наконец, формулирование детьми ответа на главный вопрос урока: «За какие отличия от других войн войну 1812 года назвали Отечественной?». Для закрепления нового знания и основных понятий я предложила классу в парах решить кроссворд в рабочей тетради.

Завершающим этапом был рефлексивно-оценочный этап, на котором учащиеся ответили на мои вопросы: «Над какой темой мы сегодня работали? Что для вас сегодня было самым интересным? Что запомнилось больше всего? Что понравилось? Что было сложным?», после чего при помощи цветных карточек оценили свою работу за весь урок.

Затем была моя оценка результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Между всеми этапами прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа.

Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся со мной было доброжелательным, доверительным.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и я получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (презентация и фильм), возможность самостоятельно поработать на этапе закрепления полученных знаний.

Перспективы моей педагогической деятельности: продолжать разработку уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, пропагандировать широкое использование ИКТ в начальной школе как неотъемлемый метод обучения.



Список литературы и интернет-источников.








Свежие документы:  Классный час "Герои Отечества – наши земляки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: